ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК ТРОИЦА ДЛЯ «ЛЕСУ ДИКОВА» Когда говорят о догмате Троицы в связи с историей Коми земли, то непременно вспоминают знаменитый образ «Зырянская Троица», написанный рукой равноапостольного просветителя епископа Стефана Пермского. Действительно, эта икона имела большое значение для просвещения пермян-язычников, посредством ее святитель очень доходчиво, в образе древа с тремя ветвями, объяснил лесным жителям самый сложный церковный догмат. Это было в начале христианизации Коми края. Но немногие знают, что Пресвятая Троица была и с теми, кто завершал дело святого миссионера. Сейчас к изданию готовится книга коми краеведа Н.С.Калинина «История Удорского района», в которой автор на основе летописных документов показывает, что «удорский угол» был самым неподдающимся для христианской проповеди. Именно туда с Вычегды бежали жрецы-язычники, потеряв под ногами почву после Стефановой проповеди. Туда же, по некоторым сведениям, ушел и Пам – верховный жрец, посрамленный после того, как отказался войти вместе со Стефаном в горящий костер. По легендам Удора в ту пору имела свою пермскую княжескую власть, и, естественно, отцы народа (айки) не хотели изменять языческой вере предков, которая помогала им править. Каким же образом пришло христианство на эту землю? Вот что нашел в архивах Николай Степанович КАЛИНИН. В Вычегодско-Вымской летописи есть запись за 1444 год (48-й год после кончины епископа Стефана): «Владыко Питирим привел к святой вере пермяков-удоренов на Вашке-реке, игуменов и попов им дал, святеи храмы тамо создвиг». Вашка – это река в глубине Удорского края. Вероятнее всего, владыка Питирим пришел на Удору по этой реке со стороны Яренска и в ознаменование того, что достиг Удоры, в первом же населенном пункте – Вендинге – основал монастырь. Однако более точных данных о времени появления монастыря не имеется. В «Истории российской церковной иерархии» о нем не упоминается, следовательно, митрополит Евгений, писавший эту историю, не знал о его существовании. Причина тут одна: это был маленький мужской монастырь в таежной глухомани Севера России. Но в Жалованной грамоте Ивана III за 1585 год (т.е. через 30 лет после смерти епископа Питирима), в которой впервые упоминается Удорская земля, мы можем найти: «Да на Удоре ж, на Вендюге Монастырское Троицы Вознесения. А угодии к тому монастырю по реке по Удоре вверх по версте да вниз по версте ж, да от реки по правые и левые стороны лесу дикова по две версты; да монастырю ж, игумену Прохору или то по нем будет рыбные ловли речка Пурвежа да озеро Вежависка». После основания Троицкого монастыря в 1444-1455 годах летописи и другие документы хранят о нем молчание в течение 150 лет. Что случилось с ним за эти годы? Сохранилось несколько преданий. Вологодский историк Н.И.Суворов в 1868 году писал: «Ныне про Венденгской Успенской церкви... сохранилось предание, что означенная Троицкая пустыня сперва находилась в 9-ти верстах от этой церкви вниз по р.Вашке на правом ее берегу, но из-за подрыва берегов напором воды монастырь сначала был переведен на левый берег реки на одну версту ниже по течению против д.Крестовской, где в 1667 г. и была построена деревянная монастырская церковь во имя Святой Троицы». Сохранилось несколько народных преданий, приписывающих основание монастыря Стефану Пермскому. Так, со слов Важгортского крестьянина И.Качина в 1925 году в Кослане записано устное сказание о деятельности Стефана Пермского на Удоре – «Удорская княгиня», где говорится: «Прибыл Степан Пермский на Вашку, стал крестить вашчан и строить церкви. Важгортцы, венденгцы крестились без большого сопротивления. Не хотела новую веру вендингская княгиня. Пока Степан строил в Венденге монастырь, она ежедневно выезжала на середину реки Вашки и с утра до позднего вечера пела песни о прежней привольной жизни и оплакивала свою неудачную старость, а встреч со Степаном и людьми избегала. Однажды пришел на берег против того места, где она пела, Степан и стал просить, чтобы она вышла на берег к нему на беседу. Княгиня не обращала внимания на слова Степана, а все пела свою песню. Тогда Степан попросил ее подать лодку, чтобы переехать на другой берег реки. Она не обращала внимания на слова Степана и продолжала петь свою песню. Тогда всесильный Степан подъехал к ней на том камне, где он сидел на берегу, и причалил к лодке княгини. Чтобы не слушать проповеди Степана, княгиня пропела еще раз свою песню сначала и до конца, а затем бросилась в реку и утопилась». Священник Ертомской Троицкой церкви Н.Казаков в «Ведомостях» сообщал еще один факт: «На Удоре есть древний крест, с которым связаны разные предания о просвещении удорских зырян. Эти предания говорят, что святитель Стефан сам побывал на Удоре, прошел до Венденгского прихода, всюду крестил народ и в память своего посещения поставил сделанный новопросвещенными зырянами крест на берегу реки Вашки – там, где ныне стоит Крестовая деревня». В этих преданиях важны не ссылки на епископа Стефана (монастырь не мог быть им основан), а упоминания самого монастыря и Поклонного креста. Исторически они между собой тесно связаны, поскольку, скорее всего, крест был поставлен в память Троицкого монастыря на том самом месте, на котором тот первоначально располагался. Крест стоял внутри часовни. По описанию того же священника Н.Казакова, он был изготовлен из толстого соснового дерева и имел вырезанную надпись: «Поставлен бысть крест лета 7078 года января 7 дня». По нынешнему летоисчислению – в 1570 году. А 7 января по старому стилю – это первый день после Крещения Господня. По преданию, записанному в ертомской Троицкой церкви, деревянный крест был установлен возобновителем Троицкой (Крестовоздвиженской) пустыни монахом Иовом. Краевед А.А.Попов, уроженец с.Ертом, в 1908 – 1916 годах видел этот крест несколько раз и зарисовал его вид. Интересно, что на средней перекладине, в центре, был врезан старинный медный крестик. Сей крестик и являлся главной святыней. Староста часовни, житель деревни Крестовой Илья Матвеев, рассказал А.А.Попову легенду о том, как на черемухе был когда-то давным-давно обнаружен медный крест. Его сняли с черемухи, перенесли в сельскую церковь, но на следующий день он снова оказался на черемухе. И так повторялось три раза, пока не врезали его в часовенный Крест. Эта, сильно разросшаяся, черемуха сохранялась еще до 1916 года. Она росла у северной стороны часовни, огороженная изгородью. Исследователь А.А.Сидоров, посетивший Удору в 1925 году, отмечает такую подробность: «Перед крестом от стены до стены проведен брус... На нем вырезан орнамент, имеющийся на ручке костяной ложки, найденной в Кудымкаре у пермяков, и относимой А.А.Синицыным к XIII – XIV векам», то есть ко времени жизни Стефана. Но этот орнамент могли вырезать и позже. В любом случае, крест был очень древним, священник И.Верюжский отмечал: «В продолжение четырех веков то огонь, то время истребили несколько часовен, но к кресту не прикоснулась разрушительная сила тления». Какова дальнейшая история деревянного креста, неизвестно, а вот история медного крестика была следующей. По сведениям краеведа А.А.Попова, недалеко от часовни с крестом в том же лесу была построена другая, более вместительная часовня. Святыней в ней служила икона великомученицы Параскевы размером 60 на 80 см. К этой иконе в день Параскевы Пятницы собиралось множество паломников со всех окрестных деревень. В 1930 годах здание этой часовни было перевезено в с.Ертом, и в нем до 60-х годов размещалась сельская библиотека, а икону Параскевы Пятницы хранила в своем амбаре жительница д.Крестовой Параскева Ивановна Матвеева. Так вот, на этой иконе, по мнению А.А.Попова, и висел тот самый медный крестик, который явился в древности на черемухе. Судя по писцовым книгам Яренского уезда, Троицкий Вознесенский монастырь на Удоре, превращенный в приходской храм, был восстановлен заново после 1608 года. Только переменил название – на Живоначальной Троицы и Воздвижения Креста Господня. Окончательно он опустел в период с 1658 по 1678 гг., просуществовав более 200 лет. Троицкий же собор, оставшийся от пустыни, действовал в д.Крестовской до 1826 года, затем по причине подмыва берега был сплавлен ниже по течению в д.Ертомскую и там освящен заново, а в 1890 году его разобрали за ветхостью. К тому времени почти во всех населенных пунктах Удоры уже стояли церкви или часовни. Христианизация таежного угла Коми земли была завершена. На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга |