СЛОВО

НЕТ ТРЕТЬЕГО ПУТИ

19 июня – начало Петрова поста


Александро-Невский храм

Исстари на Руси был обычай: во время поста съездить в монастырь, поговеть, постоять на неспешных, проникновенных монастырских службах. Там можно стряхнуть с себя мирскую шелуху, остановиться, ощутить свою бессмертную душу и взгляд Господа... К сожалению, в городе нечасто удается вот так отгородиться от суеты. Да и монастыри на Севере, как известно, устроены в самых глухих уголках, до которых долго добираться. Но, слава Богу, иногда знаменитые обители оказываются совсем рядом...

Архангельск – город монастырских подворий. Соловецкое – мое родное, прихожанкой его я являюсь. Чуть ниже по Северной Двине, рядом с домом моей крестной, сияет маковками, соперничая с солнцем, воздвигаемый на наших глазах храм Антониево-Сийского монастыря. Ну а в подворье Артемие-Веркольское надо ехать в обратную сторону: раньше – на трамвае «южного» маршрута, теперь – на одном из многочисленных коммерческих автобусов. И все равно до места они не довозят, сворачивают в глубь «спального» микрорайона Варавино. Так что у меня есть время пройти пешком одну остановку вдоль реки, любуясь панорамой внешне уже готового монастырского деревянного храма – сказочно красивого, стройного, носящего имя святого праведного князя Александра Невского.

Если снова сдавило сердце, если хочется поговорить о самом сокровенном в духовной жизни, значит, это к нему, к отцу Феодосию. Вот и нынче приехала я сюда со своими накопившимися вопросами...

Не страшен Бог милующий

Батюшку застаю в приходском доме. Это жилая комнатка, но в ней также исповедальня находится. А с улицы сразу попадаешь в домовый храм. У входа – печка. Воду надо носить из колонки. Почти как в деревне. И обстановка здесь простая, доверительная. Спрашиваю о том, что волнует многих:

– Батюшка, ваш монастырь основан в память о праведном отроке Артемии Веркольском, которого убила молния. Воцерковленным людям известно: «Кого Господь любит, того и наказует». И все-таки как связать житейский факт и высший промысл?

– Можно ли назвать наказанием восхищение на Небо, к самому престолу Божьему? – отвечает вопросом на вопрос отец Феодосий. – Господь провидит судьбу каждого и для праведного отрока Артемия уготовил лучший путь.

А что касается действительного наказания Божьего, то оно не должно быть чуждо нашей душе. Мы ведь не ужасаемся тому, что исходит от наших родителей – даже строгость их так близка.

Что Бог сотворяет, производит с нами, надо принять. По простоте души своей. По отношению к Богу мы все должны быть детьми. И тогда, конечно же, мы почувствуем и радость, и внутреннее тепло. Не страшен Бог милующий. Для человека Он ведь настолько близок – Кровь ему Свою отдает...

Конечно, всякому человеку свойственно сопротивление воле Божией. Нам, грешным, трудно понести то, что для нас промыслительно. Мы вольно или невольно сопротивляемся. И прежде всего сопротивляется наш рассудок. Но, уподобляя нас детям, Господь хочет простоты в Своих отношениях с нами. Развитый ум, интеллектуальные упражнения не способствуют принятию смирения. И такого человека надо еще привести к смирению.

Господь указывает нам, как унаследовать Его Царство. Обратите внимание на необидчивого, простого, незлобивого ребенка. Понаблюдайте, как он общается с родителями, с матерью. Она его и журит, и наказывает, а он все равно обращен к ней постоянно: это его потребность.

Время будущего века – это наша жизнь со Христом. Станет ли Он для тебя родным – и отцом и братом? Захочешь ли ты принять Его как родного? Захочешь ли ты быть с Ним – всегда, вечно?

Скорбь от мира

– Отец Феодосий, сейчас, в начале двадцать первого столетия, две трети россиян считают себя верующими, из них православными – 75 процентов. Так утверждает статистика. Но вот что писал святитель Игнатий Брянчанинов в середине XIX века, когда весь народ считался верующим: «Ныне время воздыханий. Почти все, пишущие ко мне, пишут из среды скорбей... Ныне тяжело вообще, в религиозном же отношении в особенности. Не видеть бы ничего! Не слышать бы ничего! Религиозные недуги человечества всегда отражаются на внешнем быте его. Свидетель этого – вся история...»

– Да, вы правы, мы живем как раз в таком мире. Реальность, окружающая нас, совершенно далека от православных идеалов. Войдя в церковную жизнь, углубившись в нее, мы все острее и острее испытываем разлад с внешней средой. Скорбь от мира явно действует на каждого верующего человека, определяя суть и меру его крестоношения.

Сопротивление греху, страшному, разрушительному действию страстей, принимающих поистине катастрофические размеры, в наши дни сродни духовному подвигу. В России наступившего XXI века есть немало людей удивительно высокой, чистой жизни! Еще не всегда они предстают перед нами вполне воцерковленными. Эти люди могут занимать как высокие общественные посты, так и самые что ни на есть рядовые. Своими поступками, своими судьбами они бесстрашно противостоят стремительному движению, распространению зла. Велики усилия этих новых подвижников.

За внешним лоском и видимым благополучием нынешнего общества скрывается немало противоречий, разворачивается напряженнейшая борьба. Она касается всех без исключения. Россия сегодня служит ареной бескомпромиссного, жестокого духовного противоборства, от исхода которого зависит будущее не только нашей страны, но и всего мира.

Как трудно собирать силы своей души! Не отчаиваться, не оставлять свое делание, не замирать в растерянности и не застывать в параличе перед гримасой зла.

Среди нас есть люди совершенно разрушенные. Такова жестокая реальность. Она, как бы сказать, не дает нам среднего пути. Невозможно быть просто порядочным человеком вне времени и обстоятельств. Все равно придется выбирать между истинным добром и незаметным восприятием зла, то есть идей, мировоззрений, концепций, являющихся по сути скрытым, замаскированным демонизмом.

Но мы должны понимать: силы зла потому и устремляются на ненавистную им Россию, что она до сих пор хранит и нравственный закон, и православную веру.

Потому не осудим...

– Недавно на одной из проповедей в Соловецком подворье мне довелось услышать: «Русский народ – богоносный. Он умеет каяться». Вроде бы такая общая фраза, но если вдуматься...

– Несомненно, покаянное чувство и создало Россию как духовную твердыню. Сколько раз приходилось начинать все сначала после нашествий, разгромов, и началом этим было покаяние народа.

Можно долго приводить исторические примеры. В грозные времена даже шайки разбойников участвовали в освободительной борьбе, каялись в содеянных злодеяниях. Великий акт покаяния последнего времени – Отечественная война 1941 –1945 годов. Почти все ветераны, с которыми мне доводилось общаться, свидетельствовали, что молились в тайне своей души. Весь народ тогда, можно сказать, молился – тайно или более явно.

К сожалению, сегодня такого глубокого, единого покаяния в обществе нет. Мир упивается пиром безумным, веселится дико на развалинах, на пролитой крови. Но верующие люди призваны иметь надежду, призваны не сомневаться. Пробьет час – и скрытые силы русской души непременно воспрянут. Почему наш народ и страшен для других – из-за этой необъятности, непредсказуемости. Наше теперешнее гиканье, резвость, веселье – они скорее на шутовство, на юродство похожи. Русский человек часто подыгрывает и юродствует. Это некая форма балагана, за которой грядет отрезвление и совершаются великие труды. Люди, которые сегодня предаются страстям, завтра могут оказаться первыми делателями, принять покаяние. Бог их простит, очистит и обновит. Потому не осудим никого из своих соотечественников.

И дерзость, и тайна

– Духовная стойкость, крепость веры. Что здесь зависит от самого человека, а что от благодати Божией?

– По откровениям святых, всякое добро в нас, все, что мы делаем богоугодного, мы делаем с Господней силой. Но привлечь эту благодать может, действительно, некая внутренняя стойкость человека, честность его христианской жизни.

Идя к вере, человек обязательно должен быть внутренне мужественным. Господь ведет его к благой цели через самые разные жизненные обстоятельства. И если человек не свернет, не дрогнет, мужественно останется на этом пути, он непременно получит и помощь, и утешение. В христианстве мы, казалось бы, находим немало противоречий. С одной стороны, мы ничего не можем творить без Бога. С другой – мы являемся воинами Христовыми. А воин всегда готов к походу, к схватке, к тяжелому, порой неравному противоборству. Образ воина в христианстве – древнейший. Апостолы говорили о себе как о ведущих непрерывную духовную брань, о сражающихся. Воин прежде всего крепок своим боевым духом. Поиск этой крепости в себе, рядовом современном мирянине, обычном прихожанине, и есть жизненное творчество человека.

Любезные сердцу

– Отец Феодосий, расскажите о своем приходе.

– Мы надеемся, что подворье Артемие-Веркольского монастыря будет обустраиваться и украсит Архангельск, станет одной из его достопримечательностей. Летом, Бог даст, освятим построенный храм, начнем в нем служить. Строительство храма шло понемногу, с трудами. Со всеми подготовительными работами заняло оно у нас пять лет. Сейчас и сваи под новый приходской дом неподалеку забиты.

Самые любезные моему сердцу люди – это люди, живущие со мной в приходе. Почти все они – бывшие преступники, почти все из тюрьмы. По своему стремлению к покаянию, по преображению своему они самые мои любимые друзья-прихожане. Мне с ними удивительно легко. Душа с ними отдыхает.

Варавино – микрорайон непростой. Много приходит в наш храм людей больных, духовно пострадавших, увлекавшихся оккультизмом или попавших под его влияние. Есть люди, страдающие от гордыни, от безудержного тайного блуда – у кого какие грехи... А грех ведь стену между человеком и Богом выстраивает, он лишает человека отеческой опеки Господа, разрушает внутреннюю связь Любви, делает человека разоренным и одиноким.

В этом потоке греховном, увлекающем многих, отрадны примеры семейного благочестия, семейной церковной жизни. Молодые люди радуют светлыми помыслами. Души у них обращены к добру, как бы они себя «по-современному» ни вели. Злых среди них не так много – тех, кто уже полюбил зло, принял его как свое.

Время блаженное

– Начинается пост. Что вы пожелаете всем нам?

– Главное – хотелось бы предложить не пройти мимо поста. Пост – время блаженное. Не заметим его – и наша совесть непременно уязвится. То, что произойдет с нами во время поста, как правило, труднодостижимо в обычное время. Так Богом установлено. Потому по смирению своему нам надо пост соблюдать – хотим мы этого или, может быть, не хотим. Пришло время поста – скрепляйся, себя собирай. Будь очень внимателен, потому что слева и справа, на каждом шагу подстерегают тебя неожиданные искушения. Внутренне будь готов к ним. С мудростью и терпением преодолевай их, двигайся дальше.

К церковному, глубокому переживанию поста мы подходим через какие-то дисциплинарные и, казалось бы, внешние действия. Вялый пост сулит многие тяготы, уныние души. Посильная жесткость – благо.

* * *

...Отец Феодосий просит прощения: ему звонят по неотложным делам.

Выхожу на Ленинградский проспект. Вокруг суета, в автобусе надрывается хриплый динамик. И как довезти обретенное в храме хотя бы до дома, как сберечь его, как передать людям?.. Помоги, Господи.

Светлана НИКОЛАЕВА

Адрес Артемие-Веркольского подворья: 163061, г.Архангельск, Главпочтамт. Настоятелю подворья Артемие-Веркольского монастыря иеромонаху Феодосию (Нестерову), до востребования. Телефон в Архангельске: 8 (8182) 61-76-58.

Просьба поддержать возрождение подворья своими пожертвованиями и молитвами.



назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга