ВЕРТОГРАД РАСТЕНИЯ КАК СИМВОЛЫ «Дивно говорил Симеон, Новый Богослов: «Тот, кто просветился Духом Святым… рассматривает предметы духовно, как символы вещей невидимых». Таков духовно грамотный человек, он читает слова природы не по складам, подобно начинающему обучаться грамоте ребенку, но следит за смыслом, усваивает смысл и истолковывает смысл». Так написал епископ Николай (Охридский) во вступлении к своему труду «Символы». Из него мы предлагаем вниманию читателям главу пятую «Растения как символы», с небольшими историко-географическими комментариями редакции. (Печатается по изд. «К Свету», № 17, 1995) 1. Дерево, чтобы расти, должно быть укоренено в земле. Так и душа должна иметь корни в Царстве Духовном, Небесном – ибо это земля ее, в которой она живет и из которой возрастает. 2. Дерево, чтобы развиваться, должно быть напоено водою. Так и душа должна быть напоена благодатью Духа Святого, чтобы быть здоровой и сильной. Св. Антоний говорит: «Как дерево расти не может, если не будет напоено природною водой, так и душа не может расти, если не напьется небесной сладости». 3. Дерево, чтобы приносить плод, должно быть освещено и обогрето солнцем. Так и душа должна быть освещена и обогрета Богом, Солнцем вечной правды. Ибо только в свете и теплоте, которые от Бога живого и животворящего, душа может жить и расти, и приносить плод. 4. Лилия – символ беззаботности. «Посмотрите на полевые лилии, как они растут: не трудятся, не прядут» (Мф. 6, 28). И между тем они так прекрасно одеты, как никогда не одевался царь Соломон во всей славе своей. Преп. Нил Синайский пишет о символике лилии так: «О совершенной душе сказано, что она, как лилия между тернами, а сие означает душу, которая среди заботящихся о многом живет без попечений» («О сребролюбии»). 5. Маслина – символ благодатного избрания. Господь отметил народ Израилев, как маслину среди диких деревьев, чтобы он был Ему народом избранным (Иер. 11, 16). Еще маслинами названы Илия и Енох, которые явятся предтечами Второго Пришествия Христова. Их предвидели и пророк Захария, и св. Иоанн в видении, как стоят они пред престолом славы на небесах в виде двух масличных деревьев (Зах. 4, 3; Отк. 11, 4). Как дерево, дающее масло, и дерево, наиболее долговечное среди земных деревьев, – маслина символизирует и всякого благодатного человека, сияющего милосердием и истиной от Духа Божьего и верою укоренившегося в вечной жизни. Псалмопевец говорит: «А я, как зеленеющая маслина в Доме Божием, уповаю на милость Божию во веки веков» (Пс. 51, 8). 6. Семя есть символ слова Божия. «Поле есть мир, – говорит Господь. Доброе семя – это сыны Царствия, а плевелы – сыны лукавого» (Мф. 13, 37-38). 7. Пшеница означает учение Божие, учение Христово, доброе семя в противоположность плевелам, означающим семя дьявольское. «Когда же люди спали, пришел враг его (хозяина) и посеял между пшеницею плевелы и ушел» (Мф. 13, 25). Христиане, хранящие в себе божественное семя Христово и ухаживание за ним до жатвы, будут спасены; беспечные, растящие в себе чернуху, вместо пшеницы, – погибнут. Об этом свидетельствовал и св.Иоанн Предтеча, говоря, как Бог очистит гумно Свое «и соберет пшеницу Свою в житницу, а плевелы сожжет огнем неугасимым». Пшеница означает еще настоящих христиан, сохранивших в себе семя Божие, а плевелы знаменуют неверных и грешников. Умирание пшеничного зерна в земле Господь привел как образ Своей смерти и воскресения, и в то же время как образ умирания старого и рождения нового человека в каждом из нас (Ин. 12, 24; 1 Кор. 15, 36). 8. Виноград и терновник, смоква и репейник – символы добрых и злых людей. «Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?» Нет, но с лозы и смоквы собирается добрый плод, а с репейника и терна – худой. «Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые; а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак, по плодам их узнаете их» (Мф. 7, 16-20). О ком здесь говорит Господь? О деревьях или о людях? Очевидно, о людях. Деревья взяты лишь как символы людей – добрых и злых. 9. Виноградная лоза есть символ Христа, а ветви – символ последователей Христовых. «Я есмь лоза, а вы ветви», – сказал Господь ученикам. Часть лозы видна, а часть сокрыта (в земле). Так и Сын Божий – отчасти познан, а отчасти не познан. Ветвь не может без лозы ни расти, ни приносить плода. Потому еще сказал Он: «Без меня не можете делать ничего». Люди добрые черпают жизненный сок из Христа, питаются им и приносят добрый плод, как добрая ветвь на лозе. А злые люди отсекают себя от Христа – вот и остаются сухими и бесплодными, как отсеченные ветви. Оттого те, первые, сохранятся, как плодоносные ветви, а эти, вторые, будут ввержены в огонь, как сухие (Ин. 15, 1-6). 10. Горчичное дерево есть символ Царства Небесного, в смысле его разрастания из малого в великое. «Которое, хотя меньше всех семян, но когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его» (Мф. 13, 22). Так и Царство Небесное в душе человека возрастает больше всего другого, что только растет в душе, а ветвями своими касается небес, и ангелы Божии спускаются на ветви его... 11. Пальма и кедр ливанский – символы праведных людей. «Праведник цветет, как пальма, возвышается, подобно кедру на Ливане» (Пс. 92, 12). 12. Василек и бессмертник – василек особенно – любимы православными христианами на Балканах. Они – символы душ праведников, которые тем больше благоухают небесным ароматом, чем больше увядает и стареет их тело. Ибо эти два цветка, засохшие и увядшие, имеют лучший запах, чем когда они свежие. Василек употребляется еще при освящении воды. В этом случае он является символом благодатного благоухания горнего мира, которое, через крестную силу, сохраняет воду от порчи. 13. Трава и цветы вообще – символ быстротечности земной жизни и видимой славы человеческой. Об этом так пишет ап. Петр: «Ибо всякая плоть – как трава, и всякая слава человеческая – как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал» (1 Пет. 1, 24). Согласно псалмопевцу, участь травы есть символ нечестивых. «Тогда как нечестивые возникают, как трава, и делающие беззаконие цветут, чтобы исчезнуть навеки» (Пс. 92,7). «Не ревнуй злодеям,– говорит в другом месте пророк, – не завидуй делающим беззаконие. Ибо они, как трава, скоро будут подкошены и, как зеленеющий злак, увянут» (Пс. 36, 1-2). Праведники подобны траве лишь в отношении телесном, а беззаконные во всяком отношении подобны траве проходящей.
На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга |