ВЕРТОГРАД

РАСТЕНИЯ КАК СИМВОЛЫ

«Дивно говорил Симеон, Новый Богослов: «Тот, кто просветился Духом Святым… рассматривает предметы духовно, как символы вещей невидимых». Таков духовно грамотный человек, он читает слова природы не по складам, подобно начинающему обучаться грамоте ребенку, но следит за смыслом, усваивает смысл и истолковывает смысл».

Так написал епископ Николай (Охридский) во вступлении к своему труду «Символы». Из него мы предлагаем вниманию читателям главу пятую «Растения как символы», с небольшими историко-географическими комментариями редакции.

(Печатается по изд. «К Свету», № 17, 1995)

1. Дерево, чтобы расти, должно быть укоренено в земле. Так и душа должна иметь корни в Царстве Духовном, Небесном – ибо это земля ее, в которой она живет и из которой возрастает.

2. Дерево, чтобы развиваться, должно быть напоено водою. Так и душа должна быть напоена благодатью Духа Святого, чтобы быть здоровой и сильной. Св. Антоний говорит: «Как дерево расти не может, если не будет напоено природною водой, так и душа не может расти, если не напьется небесной сладости».

3. Дерево, чтобы приносить плод, должно быть освещено и обогрето солнцем. Так и душа должна быть освещена и обогрета Богом, Солнцем вечной правды. Ибо только в свете и теплоте, которые от Бога живого и животворящего, душа может жить и расти, и приносить плод.

4. Лилия – символ беззаботности. «Посмотрите на полевые лилии, как они растут: не трудятся, не прядут» (Мф. 6, 28). И между тем они так прекрасно одеты, как никогда не одевался царь Соломон во всей славе своей. Преп. Нил Синайский пишет о символике лилии так: «О совершенной душе сказано, что она, как лилия между тернами, а сие означает душу, которая среди заботящихся о многом живет без попечений» («О сребролюбии»).

5. Маслина – символ благодатного избрания. Господь отметил народ Израилев, как маслину среди диких деревьев, чтобы он был Ему народом избранным (Иер. 11, 16). Еще маслинами названы Илия и Енох, которые явятся предтечами Второго Пришествия Христова. Их предвидели и пророк Захария, и св. Иоанн в видении, как стоят они пред престолом славы на небесах в виде двух масличных деревьев (Зах. 4, 3; Отк. 11, 4). Как дерево, дающее масло, и дерево, наиболее долговечное среди земных деревьев, – маслина символизирует и всякого благодатного человека, сияющего милосердием и истиной от Духа Божьего и верою укоренившегося в вечной жизни. Псалмопевец говорит: «А я, как зеленеющая маслина в Доме Божием, уповаю на милость Божию во веки веков» (Пс. 51, 8).

6. Семя есть символ слова Божия. «Поле есть мир, – говорит Господь. Доброе семя – это сыны Царствия, а плевелы – сыны лукавого» (Мф. 13, 37-38).

7. Пшеница означает учение Божие, учение Христово, доброе семя в противоположность плевелам, означающим семя дьявольское. «Когда же люди спали, пришел враг его (хозяина) и посеял между пшеницею плевелы и ушел» (Мф. 13, 25). Христиане, хранящие в себе божественное семя Христово и ухаживание за ним до жатвы, будут спасены; беспечные, растящие в себе чернуху, вместо пшеницы, – погибнут. Об этом свидетельствовал и св.Иоанн Предтеча, говоря, как Бог очистит гумно Свое «и соберет пшеницу Свою в житницу, а плевелы сожжет огнем неугасимым». Пшеница означает еще настоящих христиан, сохранивших в себе семя Божие, а плевелы знаменуют неверных и грешников.

Умирание пшеничного зерна в земле Господь привел как образ Своей смерти и воскресения, и в то же время как образ умирания старого и рождения нового человека в каждом из нас (Ин. 12, 24; 1 Кор. 15, 36).

8. Виноград и терновник, смоква и репейник – символы добрых и злых людей. «Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?» Нет, но с лозы и смоквы собирается добрый плод, а с репейника и терна – худой. «Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые; а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак, по плодам их узнаете их» (Мф. 7, 16-20). О ком здесь говорит Господь? О деревьях или о людях? Очевидно, о людях. Деревья взяты лишь как символы людей – добрых и злых.

9. Виноградная лоза есть символ Христа, а ветви – символ последователей Христовых. «Я есмь лоза, а вы ветви», – сказал Господь ученикам. Часть лозы видна, а часть сокрыта (в земле). Так и Сын Божий – отчасти познан, а отчасти не познан. Ветвь не может без лозы ни расти, ни приносить плода. Потому еще сказал Он: «Без меня не можете делать ничего». Люди добрые черпают жизненный сок из Христа, питаются им и приносят добрый плод, как добрая ветвь на лозе. А злые люди отсекают себя от Христа – вот и остаются сухими и бесплодными, как отсеченные ветви. Оттого те, первые, сохранятся, как плодоносные ветви, а эти, вторые, будут ввержены в огонь, как сухие (Ин. 15, 1-6).

10. Горчичное дерево есть символ Царства Небесного, в смысле его разрастания из малого в великое. «Которое, хотя меньше всех семян, но когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его» (Мф. 13, 22). Так и Царство Небесное в душе человека возрастает больше всего другого, что только растет в душе, а ветвями своими касается небес, и ангелы Божии спускаются на ветви его...

11. Пальма и кедр ливанский – символы праведных людей. «Праведник цветет, как пальма, возвышается, подобно кедру на Ливане» (Пс. 92, 12).

12. Василек и бессмертник – василек особенно – любимы православными христианами на Балканах. Они – символы душ праведников, которые тем больше благоухают небесным ароматом, чем больше увядает и стареет их тело. Ибо эти два цветка, засохшие и увядшие, имеют лучший запах, чем когда они свежие.

Василек употребляется еще при освящении воды. В этом случае он является символом благодатного благоухания горнего мира, которое, через крестную силу, сохраняет воду от порчи.

13. Трава и цветы вообще – символ быстротечности земной жизни и видимой славы человеческой. Об этом так пишет ап. Петр: «Ибо всякая плоть – как трава, и всякая слава человеческая – как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал» (1 Пет. 1, 24). Согласно псалмопевцу, участь травы есть символ нечестивых. «Тогда как нечестивые возникают, как трава, и делающие беззаконие цветут, чтобы исчезнуть навеки» (Пс. 92,7). «Не ревнуй злодеям,– говорит в другом месте пророк, – не завидуй делающим беззаконие. Ибо они, как трава, скоро будут подкошены и, как зеленеющий злак, увянут» (Пс. 36, 1-2).

Праведники подобны траве лишь в отношении телесном, а беззаконные во всяком отношении подобны траве проходящей.

РЕПЕЙНИК. Колючее растение (Мф. 7, 16), называемое по-разному – волчец, чертополох, терновник, – росло в Палестине не только на нивах среди пшеницы, но и в Ливане среди кедров, среди лилий в садах, особенно же в местах диких, причем иногда так густо, что путники на лошадях с трудом могли пробраться сквозь него.


r_maslina.jpg (2808 bytes)МАСЛИНА. Одно из главных плодовых деревьев в Древнем Израиле. Маслины созревали к ноябрю. Собирали их, отрясая ветви шестами. Некоторую часть маслин мариновали, но основную массу пускали под пресс для получения масла (елея). Его использовали и в пищу, и как горючее в лампах, и в косметических целях. Царей и священников помазывали в знак их особого служения также оливковым маслом. Древесина маслин хорошо поддается резьбе и полировке, ее использовали при отделке Храма Соломона.


ВИНОГРАД. Посланные Моисеем лазутчики принесли огромные виноградные кисти как свидетельство богатства земли обетованной. Растения высаживали рядами в подготовленную почву на солнечных склонах. Каждую весну лозы обрезали, а когда гроздья созревали, хозяин с башни следил за тем, чтобы в виноградник не заходили ни животные, ни люди. Основная часть винограда шла под пресс, бродящий сок заливали в новые мехи или в кувшины, где вино выдерживалось до полной готовности. Заготавливался и изюм, который добавляли в лепешки. Иисус Христос называл Себя истинной виноградной лозой, а ветвями этой лозы – Своих последователей (Ин. 15, 1).


r_bessmrtnk.jpg (4119 bytes)БЕССМЕРТНИК (цмин, кошачьи лапки). Растение высотой до 30 см, растущее по песчаным местам, цветет желтыми цветками все лето. Название получило за то, что срезанные цветы долго сохраняют свой вид, из-за чего еще др. римлянами использовались для венков. Цветочные корзинки используются как лекарство.


ПШЕНИЦА. Из нее изготавливали лучшие муку и хлеб, поэтому именно пшеничный хлеб приносился в жертву Богу (ячмень использовался для повседневной пищи и у бедняков). Пшеница восходит позже, вот почему она уцелела, когда во время одной из египетских казней град уничтожил урожай ячменя. В Др. Египте возделывалась еще 6 тыс. лет назад. Из пшеницы делают белую муку, манку, а также крахмал. Семена пшеницы содержат 2/3 углеводов, белка –1/8.


r_gorchica.jpg (6337 bytes)ГОРЧИЧНОЕ ДЕРЕВО. Стручковый кустарник, растущий как в диком виде, так и выращиваемый в огородах. На хорошей почве и в благоприятном климате может разрастаться до огромных размеров, при этом семена его крайне малы. Используется в медицине и для получения масла. Из горчичной муки вырабатывают столовую горчицу. Трава горчицы вызывает отравление скота.


r_kedr.jpg (4900 bytes)КЕДР ЛИВАНСКИЙ. Некогда в Ливане шумели целые рощи этого исполинского дерева. Теперь остались маленькие островки реликтовых рощ и отдельные деревья высоко в горах. Во времена Соломона тирский царь Хирам вывозил огромное количество кедра. Кедровая древесина розового цвета использовалась для облицовки стен дворца и Храма Соломона.


ПАЛЬМА финиковая. Высокое дерево с прямым стволом, с пучком огромных двухметровых листьев, среди которых растут пучки фиников. Пальма, как олицетворение победы, была символом Древнего Израиля, ее изображение часто встречается в каменной резьбе. Во время въезда Христа в Иерусалим на осле народ приветствовал Его пальмовыми листьями.


СМОКОВНИЦА, или фиговое дерево. В библейские времена было важной плодовой культурой. Идеал процветания в ту эпоху – «чтобы каждый мог сидеть под собственной виноградной лозой и фиговым деревом». Фиговые деревья растут медленно, но плодоносят девять месяцев в году. Большие листья использовали в качестве оберточной бумаги. Лепешки из сушеных смокв (инжира) очень питательны и незаменимы для путника. Дерево, на которое залез Закхей, чтобы получше увидеть Иисуса, было сикоморой, разновидностью фигового дерева (Лк. 19, 4).



назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга