СОБЫТИЕ

ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ ПРИЗЫВАЕТ РОССИЮ
К ПОКАЯНИЮ

Великий пророк и Предтеча Господень пришел на Русскую землю в своих мощах, чтобы призвать народ к покаянию, – именно так определил значение возвращения (пусть и кратковременного) в Россию честной десницы Иоанна Крестителя Святейший Патриарх Алексий.

Через все века истории и в наши дни св. Иоанн Предтеча продолжает свою проповедь покаяния. Так же, как и во времена своей земной жизни, он возглашает: «Покайтеся, ибо приблизилось Царствие Небесное». Так же он обличает наши грехи, пороки, маловерие, так же учит бескомпромиссности, бесстрашию, стоянию за правду.

Пути бесценной реликвии

Честное тело святого Иоанна Крестителя было погребено близ могилы святого пророка Елисея в самарийском городе Севастии. Возвращаясь оттуда на родину в Антиохию, святой апостол и евангелист Лука пожелал взять с собой тело пророка. Но жители Севастии позволили перенести только правую руку (десницу), которой был окрещен Господь наш Иисус Христос.

Судьба десницы святого пророка Иоанна тесно связана с историческими событиями, происходящими в странах, в которых она пребывала. Девять веков десница находилась в Антиохии (ныне город Антакья на юге Турции, в 30 км от Средиземного моря). Во времена царствования Юлиана Отступника, когда началось жестокое гонение на христиан, а храмы и мощи святых предавались сожжению, жители Антиохии спрятали святую руку в одной из городских башен, и она уцелела. После смерти беззаконного царя христиане вынесли десницу Предтечи из башни. Творились ею после этого великие чудеса. В Крещенский сочельник архиерей поднимал честную руку, которая в одни годы распрямлялась, а в другие сжималась, предсказывая урожай или голод. Когда Антиохию захватили арабы, то бесценная реликвия попала к ним в плен.

В X веке, в царствование византийского императора Константина Багрянородного, один дьякон из Антиохии по имени Иов смог унести руку Крестителя в христианские земли, в город Халкидон (рядом с Константинополем). Оттуда она была торжественно доставлена в Царьград, где пребывала в разных храмах, в том числе и в Святой Софии. Царьград был захвачен турками в 1453 году.


Филермская икона Божией Матери

Из Константинополя святыня попала на остров Родос. Желая склонить рыцарей острова на свою сторону, турецкий султан Баязид II послал магистру Ордена в знак благоволения честную десницу. Но мир длился недолго – в 1522 г. турки покорили Родос. Рыцари бежали на Мальту, забрав с собой, помимо десницы пророка, часть Животворящего Креста Господня и Филермскую икону Божией Матери.

На нетленной святой кисти пророка нет мизинца и среднего пальца. С 1200 года мизинец находился в Константинополе в храме св. пророка Иоанна Крестителя в известном своим строгим благочинием Студийском монастыре, расположенном на берегу Мраморного моря. При завоевании Константинополя турками храм был превращен в мечеть, а мизинец попал в собрание святынь султана и поныне пребывает в музее Стамбула в ковчеге, имеющем форму руки. Средний перст десницы Иоанна Крестителя был принесен в начале ХIII века святителем Саввой Сербским Цареградскому Патриарху Герману II и Феодору I Ласкарису (1204 – 1222). В течение многих десятилетий святыня хранилась в Жичском монастыре в Сербии (древняя Печская епархия), резиденции патриархов, где происходило коронование царей сербских. В 1458 году, когда под ударами турок пало Сербское царство, святой перст был перенесен в Морею (южный полуостров Греции), к брату последнего византийского императора Константина XI Палеолога – Фоме Палеологу, который, спасаясь от турок, перебрался в Рим и передал святыню Римскому Папе Пию II (1458 – 1464). Папа Пий II передал святой перст Иоанна Крестителя в Сиену, в храм святой Марии Сиенской, где один раз в году святыня выносится для поклонения верующим, которые приезжают в этот день в Италию со всего мира.

Мальтийские святыни


Памятник Павлу I в Гатчине

Судьба мальтийских святынь была такова. В 1798 году, когда Мальту захватил Наполеон, Орден, спасаясь от уничтожения, избрал своим покровителем русского императора Павла Первого. В 1799 году великие святыни прибыли в Российскую империю, где их сохраняли в течение столетия с великим благоговением. Павел I выделил свыше 7 фунтов золота ювелиру Ф.К.Теремену, который выполнил золотую ризу для Филермской иконы Божией Матери, усыпав ее драгоценными камнями. Он же изготовил и два ковчега – для десницы св. Иоанна Крестителя и частицы Креста Господня.

До революции 1917 года эти бесценные святыни находились в России: сначала в Гатчине, затем в Санкт-Петербурге (в домовом храме Зимнего дворца), Москве и снова в Гатчине. В годы революционной смуты и периода гонений на Русскую Православную Церковь они чудесным образом были спасены от поругания и переправлены за рубеж. Поскольку мальтийские реликвии являлись собственностью императорской фамилии, они через Эстонию были перевезены в Данию, где в то время проживала мать святого Императора-страстотерпца Николая II – вдовствующая императрица Мария Федоровна. После ее смерти, в 1928 году, дочери императрицы, великие княжны Ольга и Ксения, передали святыни митрополиту Антонию (Храповицкому), который перевез их сначала в Германию, а потом, в 1932 году, – в Югославию, где они стали достоянием королевской фамилии Карагеоргиевичей. Королю Александру Карагеоргиевичу их передали в благодарность за то, что Сербия дала приют многим русским эмигрантам.

Дальнейшая их судьба такова. Король Петр II Карагеоргиевич, уезжая в апреле 1941 года в Великобританию, встретился в монастыре Горный Острог со Святейшим Патриархом Гавриилом и передал ему святыни на сохранение. Перед арестом и отправлением в концлагерь Святейший Патриарх успел спрятать их у архимандрита Леонтия (Митровича). По промыслу Божьему благодаря усердию священнослужителей и благочестивых верующих великие святыни были сохранены в дни немецкой оккупации. После войны они были изъяты из монастыря сотрудниками югославских спецслужб и вывезены в город Титоград (Подгорица).

С 20 января 1978 года, дня памяти святого Иоанна Предтечи, его честная десница и часть Честного Креста Господня почивают в Богородицком монастыре города Цетинье в Черногории, а Филермская икона Божией Матери хранится в Цетинском музее. Лишь в 1993 году, во время посещения Черногории Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием, мальтийские святыни были вновь явлены миру.

Гатчинский век


Дворцовый храм в Гатчине

Честную десницу Иоанна Крестителя, Филермскую икону Божией Матери и часть Животворящего Креста Господня называли в России «гатчинскими святынями». И не случайно этот маленький город в 40 км от северной столицы на целых три дня принял нынче пророка покаяния. И надо сказать, что таким образом внимание православных верующих было привлечено и к тому, кому Россия была обязана обретением святыни – убиенному императору Павлу Петровичу.

Гатчина – это особое место, которое можно назвать мемориалом Павла I.


Гатчинский дворец Павла I

Замок-крепость, не похожий ни на один из наших загородных дворцов, хранит память о государе-рыцаре. Памятник перед замком как будто охраняет эти уединенные владения. Романтический дух царит и в парке, с его причудливыми павильонами, мостами, террасами, и в малом дворце Приорате, и над гладью многочисленных озер с насыпными островками.

Архитекторы А.Ринальди, В.Бренна, А.Захаров, Н.Львов, А.Воронихин, А.Штакеншнейдер, Р.Кузьмин, словно передавая эстафету, сумели развить первоначальную идею и, при всех изменениях архитектурных стилей, добиться удивительной художественной целостности. В Гатчине были собраны художественные произведения, созданные лучшими живописцами, скульпторами, мастерами прикладного искусства многих стран, что позволило создать в наши дни на этой богатой художественной базе прекрасные общедоступные музеи. Сильно пострадавшие во время страшной войны, превращенные, по сути дела, в руины и пепелища, великолепные создания рук человеческих сегодня почти полностью восстановлены.

В самом городе (такой статус дал Павел I своему любимому поселению Хотчино, стоящему по дороге на Псков и далее на Смоленск и Киев) сохранились памятные здания, возведенные по повелению его супруги – императрицы Марии Федоровны. Все они были построены в благотворительных целях – богадельня, воспитательный дом, дом для слепых.

Остальные постройки в Гатчине относятся уже к более поздним царствованиям. Но не случайно, когда в Гатчине был построен первый большой собор, он был освящен в честь небесного покровителя «Гатчинского Императора» (так называли Павла I) – апостола Павла.

Скажем несколько слов о соборе, которому в этом году исполнилось 150 лет и куда прибыла честная десница св.Иоанна Предтечи. В 1840-х годах, во время ежегодных военных маневров, Гатчина стала штаб-квартирой Николая I, тогда и наметился здесь быстрый рост населения. В 1845 г. был утвержден новый план города, значительно расширивший его территорию. Композиционным центром стал собор во имя св. ап. Павла, с приделами Марии Магдалины и Константина и Елены. Составление проекта было поручено профессору архитектору Роману Кузьмину (1810 – 1867), одновременно осуществлявшему перестройку Гатчинского дворца.

С 1852 г., после освящения собора, Гатчина стала местом торжественного празднования, посвященного мальтийским святыням. Накануне, 11 октября (ст. ст.), святыни доставляли из столицы в Гатчинскую дворцовую церковь, где совершалось всенощное бдение, а в самый день праздника – ранняя литургия. Затем их переносили крестным ходом в Павловский собор на поклонение верующим. В начале нашего столетия, в период пребывания святынь в Павловском соборе, в Гатчину для поклонения им приходили многолюдные крестные ходы со всех окрестных сельских приходов.

Святыни, по обычаю доставленные в Гатчину накануне 12 октября 1917 г. (ст. ст.), остались после Октябрьской революции в Павловском соборе на постоянное хранение. Но в ноябре 1919 г. при отходе войск Юденича из-под Петрограда они, как уже говорилось, были вывезены в Таллин, откуда позже попали в Западную Европу. В соборе же были созданы «копии» святынь: образ Богоматери, мера и подобие чудотворного Креста и живописное изображение кисти десной руки св. Иоанна Крестителя.

День перенесения святынь в Гатчину (12/25 октября) и ныне празднуется в Павловском соборе торжественно, со всенощным бдением. Изображения мальтийских святынь полагают на середине храма. На праздничной утрени, после пения полиелея, служащий собор священства и богомольцы под звон колоколов следуют крестным ходом для перенесения святынь из верхнего храма в нижний. Во время шествия поется особое величание: «Величаем тя, Крестителю Спасов Иоанне, и почитаем вси честныя твоея руки пренесение». В нижнем храме в честь десницы св. Иоанна Предтечи [устроен в 1918 г. для служения в зимнее время, освящен митрополитом Вениамином (Казанским)] заканчивается бдение, там же обычно служат и раннюю литургию в самый день праздника. Поздняя литургия совершается архиепископским чином в верхнем храме. А затем ежедневно в течение месяца, до дня отдания праздника, у изображений мальтийских святынь поются молебны.

Возвращение святого Предтечи

В те дни, когда мощи святого Иоанна Крестителя были в нашей северной столице и Гатчине, мы смогли убедиться, что православный народ по-прежнему жаждет приобщения к святыне. Многотысячная очередь стояла несколько дней перед входом в Троицкий собор Александро-Невской лавры, не меньшая очередь стояла во дни пребывания святыни в Гатчине перед Павловским собором.

Электрички по ночам не ходят, и мы были уверены, что лучше поехать на своем автотранспорте в Гатчину именно ночью. Каково же было наше удивление, когда уже на подходах к собору мы увидели огромный «хвост» людской очереди. Как потом выяснилось, люди стояли по пять-шесть часов для того, чтобы приложиться к святыне. И это было не просто стояние, а обретение себя за эти часы. Расскажу о нашей «компании», которая поехала на поклон к святому пророку покаяния. Мы пригласили с собой соседей по даче и их родственников, приехавших с Украины. Люди они нецерковные – из тех, у кого «Бог в душе». Но удивительно, что на приглашение они отозвались с большим воодушевлением. Ночью у святыни нас собралось восемь человек, и все пережили единое потрясение. Потрясение от того, что это многотысячное собрание людей ощущалось как единая семья, связанная верой, любовью. Не было суеты, томления, распрей, над всеми почивал дух терпения, смирения.

Тем, кто уже не в первый раз встречает святыню, да и вообще на опыте многих лет знает, что такое сила общей молитвы, в общем-то, это было не в новинку. А вот те, кто встретился со святыней впервые (говорю об этом на примере наших дачников), пережили это потрясение особенно ярко. Отрадно, что с нами поехали и их дети, вернее молодые люди (две девушки и юноша, 18 лет), и они за эти часы удивительно преобразились – им не было скучно в очереди, они не чувствовали себя «не в своей тарелке» среди этого непривычного для них собрания молящихся людей. Они стояли в плотном ряду и, как все, крестились, молились о чем-то своем. И подумалось: все-таки глубоко в генах у русского народа хранятся благочестие, любовь к святыне, какие бы умственные и волевые колебания его ни преследовали! Наши дачники обрадовались тому, что можно было написать записки о здравии и упокоении, тем самым приобщив к молитве своих родственников; ставили за них свечи, старались побольше бутылочек маслица получить, чтобы «полечить всех своих».

Когда через неделю после поклонения святыне мы опять встретились с нашими соседями, они так по-детски нас благодарили: «Спасибо вам огромное, что вы нас взяли. Мы вам так благодарны за то, что там побывали». Причем это сказал каждый из пяти человек по отдельности. И каждый торопился рассказать о своих впечатлениях, о переживаниях при соприкосновении со святыней: «Сначала как жаром обдало – и слезы рекой: какая я великая грешница! А потом, когда руку поцеловала, такой покой наступил, такая тишина в душе! И все это – само собой, помимо воли. Как это возможно? Спасибо вам, спасибо».

– Но это не просто так дано было, а как призыв – нужно в церковь идти, нужно исповедоваться, причаститься.

– Хорошо, а как это сделать, что для этого нужно?

Вот такие русские люди. Верю, что в большинстве своем все-таки такие – как дети. Им только нужен толчок, только доброе отношение, только любовь, чтобы душа раскрылась, чтобы человек потянулся к Богу.

Через несколько дней мы вместе были в храме. И, даст Бог, они из храма не уйдут, потому что даже один раз пережитая благодать пленяет человека и зовет за собою.

* * *

После всей этой истории я по-настоящему впервые оценила значение постоянного в течение последних пяти лет пребывания святынь на Русской земле, их путешествия по стране. Это нужно в первую очередь даже не тем, кто уже воцерковлен, не тем, кто молится, кается, приобщается, а тем, кто еще не переступил порог храма и по каким-то причинам «просто так, без повода» не может пойти в церковь. Они-то и составляют большую часть в тех многотысячных очередях, которые встречают святыню в разных городах России. Путешествие святыни по стране – это больше чем словесная проповедь, это реальное действие. Скажу, кстати, что после Гатчины я попала на Украину, где в это время находилась частица Животворящего Креста Господня, а потом в Киев прибыла и десница Крестителя. Там, в одном из монастырей, я услышала: «Мы так надеемся на действие святыни, на то, что жизнь у нас изменится. Недаром, когда Крест привезли, наши «оранжевые» сразу же закрутились, их стали подвигать русские православные силы. Бог даст, скоро совсем их выметет с нашей земли».

Так Господь через Свои святыни преображает и отдельных людей и незримо воздействует на судьбы целых народов. И хочется вслед за нашими любимыми дачниками повторять: «Спасибо. Благодарим, что нам это дано, что мы не забыты».

Людмила ИЛЬЮНИНА
Фото с сайта Седмица.ру и И.Иванова

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга