РАСКРЫТОЕ ЕВАНГЕЛИЕ ПРЕОБРАЖЕНИЕ Евангелие от Матфея, гл. 17Сегодня мы расскажем о восхождении Спасителя с тремя учениками на гору Фавор и Его Преображении. По прошествии дней шести взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце. Хотя некоторые исследователи Евангелия спорят, на какой из гор Израиля произошло Преображение – Фаворе или Ермоне, Господь давно уже ответил на этот вопрос совершением ежегодного чуда на Фаворе. Каждый раз в день праздника на гору сходит облако, даже если в Палестине стоит нестерпимая жара. Что открылось там? Из Ветхого Завета мы помним, что, когда Моисей сходил с горы Синай, он не знал, что лицо его сияло (Исх. 34, 29). Известно также, как просиял преподобный Серафим Саровский, когда на него сошел Дух Святой. Этим дано было нам новое напоминание о преображении духа-души-тела человека как главной цели христианской жизни. Что касается причины, по которой лишь трое учеников взошли с Сыном Божиим на гору, то надо пояснить, что апостолы к тому моменту очень устали. Да и нужды в том, чтобы все они поднялись, не было. Для того чтобы, согласно иудейскому закону, суд поверил чему-либо, требовались двое-трое свидетелей. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. Путь к пониманию, почему именно эти пророки явились на встречу со Христом на Фавор, мы находим у святого Луки, писавшего: «Явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лук. 9, 31). Моисей стал во главе исхода Израиля из Египта, а Илия совершил свой исход с земли, когда живым вознесся на небо. Предстояло вскоре вознестись и Спасителю, а вместе с тем совершить свой исход из иудаизма христианам. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Кущи – это специальные шалаши, которыми Петр, по древней традиции, имел мысль почтить Христа и пророков. Спустя несколько столетий его желание исполнила императрица Елена равноапостольная, построив на Фаворе храм с тремя престолами, посвященными Сыну Божию, Моисею и Илии. Однако Петр в это предложение вложил, очевидно, другой смысл, чем святая государыня. Ему казалось, что он возвышает Христа, равняя с пророками, в то время как он умалял Его. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались. Иудеи помнили также обетование Божие праведникам: «Лице их будет сиять, как солнце» (2 Ездр. 7, 97). Исполнение его не могло не потрясти апостолов. Это свидетельствовало о том, что их Учитель был истинным Мессией, а указание на то, что Он Сын Божий, в отличие от присутствовавших там Моисея и Илии, повергало в особый трепет. Понятие о Боге едином в трех лицах усваивалось ими с громадным трудом. Даже греческим философам было в этом отношении проще. Неоплатоники в теории уже пришли к мысли, что Богу подобает быть триединым, к тому же они были свободны от тысячелетней традиции почитать единого Господа. Однако эта теория так и осталась бы чем-то умственным, если бы апостолы не пришли к тому же выводу через тяжелый духовный труд, если бы их не поддерживали и не наставляли Отец Небесный, Сын Божий и Дух Святой. И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых. И спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде? Ученики несколько невнятно изложили свою мысль, ведь они только что лицезрели Илию, то есть формально он все-таки иудеям явился. Но книжники учили другому – тому, что Илия накануне прихода Мессии будет некоторое время наставлять народ. Христос, конечно, понял суть обращенного к Нему вопроса и пояснил, что Илия уже приходил, но не был узнан, и поступили с ним так, как хотели, и то же совершат с Сыном Человеческим. Не называя имени Иоанна Крестителя, Господь открыл ученикам, что Предтеча явился миру в духе и силе Илии. А иначе не могло быть, потому что, сойди Илия с Неба самолично, убеждая громами и молниями, это было бы насилием над человеческой волей, Господу же угодно, чтобы Его с посланцами принимали в силу веры и любви. Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется... я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Многие святые отцы древности, например Иоанн Златоуст и блаженный Феофилакт, полагали, что родом неверным и развращенным Спаситель назвал пришедшего, который своим маловерием воспрепятствовал апостолам. Однако мнение это, проистекавшее, быть может, из законного чувства субординации святых отцов по отношению к первоепископам, мало согласуется с текстом. Это отмечают, например, православные богословы, составлявшие Толковую Библию в издании Лопухина. Вчитаемся. Господь произносит важные слова: «Доколе буду с вами?» То есть так же, как и на озере Галилейском, которое ученики взялись пересечь. Полные сомнений в Учителе, они вновь не выдержали испытания. Между тем время крестной смерти Сына Божия неумолимо приближалось, так что впору было Христу прийти в крайнее огорчение. И далее Господь уже прямо обличает учеников, поясняя, отчего они не смогли исцелить бесноватого мальчика: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас. Лишь горестной смертью Своей и светлым Воскресением смог Он посеять в учениках ту веру, что двигает горы. Это учит нас тому, что, лишь сораспявшись Господу и преобразившись, стяжав Дух Святой, становимся мы подлинными христианами. Все, что прежде этого, – лишь приуготовление. Составлено по писаниям свв. отцов и трудам современных богословов.На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга |