ПРАЗДНИК

ПРИНЕСШАЯ САМА СЕБЯ

22 сентября – память праведных Богоотец Иоакима и Анны

Сквозь белую пелену

Исстари Спасский собор города Вятки был знаменит своей чудотворной иконой Спаса Нерукотворенного Вятского. Но дважды святыня была утрачена. В царствование Алексея Михайловича икону принесли в Москву, в Кремль. С тех пор одна из башен Кремля называется Спасской. Взамен этой иконы в Вятку был послан точный список Спаса Нерукотворенного, но в советское время и он был утрачен...

Время безбожной власти обезобразило вятский Спасский собор до полной неузнаваемости, и сейчас он возрождается с большим трудом, реставрация идет медленно. Но молитва в нем продолжается, появляются там и новые святыни. Так, 7 августа, в день успения праведной Анны, прихожане молились матери Пресвятой Богородицы перед ее афонским образом, пришедшим в собор совсем недавно.

Пришла она к нам перед Прощеным воскресеньем. Помню, утро было морозным и туманным. Дома, деревья, дороги – сплошная белая пелена. Но вот – везут! Медленно пробираются сквозь сгустившийся туман машины с включенными фарами, они стали видимы только с шагов двадцати. Открывается дверца, в собор вносят Знатную Гостью...

Вскоре аномально-густой туман на улице рассеялся, но на это уже никто не обращал внимания – в Спасском соборе началась литургия. К концу службы в храме возникло оживление: появились операторы, корреспонденты, журналисты. Теле-, фото-, видео-... Без команды все выстроились в ряды, создав коридор от трапезной части до амвона, повернули головы ко входу и замерли... Волнение прокатывается по рядам. Святая икона проплывает на руках иереев к солее.

– Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа и ныне и присно и во веки веков...

– Аминь! – громко подтверждает хор.

Настоятель собора о.Александр Перминов торжественно обращается к народу:

– Когда приблизилось время рождения Спасителя мира, в галилейском городе Назарете жили потомок царя Давида Иоаким с женою своей Анной. Жили благочестиво, но была у них печаль – они были бездетны. В то время в Палестине бездетные семьи были в презрении. Смиренно переносили насмешки Иоаким и Анна и просили Бога послать им дитя. За терпение и веру послал им Господь великую радость – дщерь, и сказал им Ангел: дадите Ей имя Мария – Госпожа, Надежда.

– У нас в храме есть маленькая иконка Анны, – продолжил настоятель, – и я могу свидетельствовать перед вами, перед Евангелием, что минимум четыре чудесных случая произошли у нас, что по своим просьбам бездетные родители получили детей. Да, святость не зависит от размеров иконы. Но этот новый образ праведной Анны нам особо дорог, потому что пришел к нам, считаю, чудесным образом...

Отец Александр рассказал, как, будучи на Афоне, в греческом скиту святой Анны, он со спутниками молился у древней иконы, и там же случайно они познакомились с монахом-иконописцем Херувимом. И Господь вложил мысль заказать список с чудотворной иконы для Спасского собора. После этого было столько явных знаков Божьих. Начать с того, что за работу иконописца нужно было заплатить хорошие деньги, а собрать смогли только 25 тысяч рублей. И тут руку помощи протянул Вячеслав Торсунов, о котором можно было б много написать...

«Меня привезли...»

Надо сказать, случаи чудесной помощи для Афона – это норма. В этом я убедился, обратившись к книге «Письма Святогорца к друзьям своим о святой горе Афонской». Автор ее иеросхимонах Сергий Святогорец (1814 – 1853), почивший на Афоне, – вятский уроженец, он был родом из села Пищальского Орловского уезда Вятской губернии. Этот христианский писатель в нынешнее время мало известен, между тем он подарил миру не назидательно-менторские поучения, но живое, яркое описание жизни Святой Горы начала XIX века.

Один случай особенно меня тронул. Произошел он ориентировочно в 1830-33-м годах и красочно характеризует авторитет России в южных государствах в то время.

Один знатный турок пленил пятнадцатилетнюю красавицу гречанку Софию и приступил к ней:

– Согласна ли ты принять нашу веру и покориться нашему Эфенди? Жизнь или смерть тебе?

– Напрасны твои угрозы, – ответила христианка, – я не страшусь их. С любовью и верою в моего Христа Спасителя приму всякую смерть.

Тем временем мать Софии применяла всевозможные способы освободить дочь, но безуспешно. И вот ей повстречался один грек – переводчик из Русской Миссии. «Почему вы не обратитесь в Русскую Миссию? – удивился тот. – По мирному трактату последней русско-турецкой войны одно только слово русского посланника – и делу конец...»

Так и получилось. Переводчик передал русскому посланнику о деле Софии. Посланник обратился к верховному визирю: «Разве вам мало своих турчанок? Для чего похищаете христианок и подвергаете их пыткам, стараясь увлечь в магометанство, вопреки трактату с Россией?» Через некоторое время девушку освободили и представили посланнику.

Такова была сила православной русской державы, освободившей Грецию от турецкого владычества.

В письме 11-м Сергий Святогорец пишет и о ските Святой Анны – самом крупном и древнем ските на Святой Горе: «Скит Св. Анны расположен на значительной горной высоте, и по чрезвычайно трудным путям при необыкновенной жаре в летнее время считается на Святой Горе почти исключительным в аскетическом отношении... Нас приняли здесь с особенным радушием. Дикей, или чередный правитель скита, зная довольно порядочно по-русски, за обедом не переставал нас расспрашивать о наших русских монастырях, а всего более о Соловецком, и разговорам не было бы конца, если бы мы не поторопились на ночь к келье Св. Димитрия... Нас поразил своими старческими беседами, отличавшимися строгою истиною и живыми убеждениями, престарелый авва Иов, пятьдесят лет уже проведший на Святой Горе в изумительных опытах самоотвержения...

– Я не сам сюда пришел... Меня привезли и выбросили на Свято-Аннинский берег. Я тогда пробирался в Константинополь. Как-то удалось мне сесть на корабль, не давши задатка капитану, но, подплывая к Святой Горе, он потребовал с меня деньги, я отозвался, что ничегошеньки не имею, и меня без дальних хлопот выбросили на берег. «Верно, здесь мне суждено жить», – сказал я сам себе...

– Где же ты живешь теперь?

– Живу я там, где приведется... сегодня – вот здесь, а завтра – не знаю, где примут, там и живу».

Также интересен случай с орловским (вятским) крестьянином, произошедший в 1848 (49) году. Больной крестьянин, принявши Христовы Тайны, умер. Его уже омыли, приготовили гроб, и вдруг он, часа через два после этого, ожил, поднялся и попросил вновь позвать священника. Крестьянин рассказал, что был принят ангелами и поднят ко Господу.

– Что ж вы взяли его? – раздался на Небе голос. – У него есть еще на душе грех, в котором он никогда не каялся духовнику, забыв о нем по давности времени... Отведите ж его, чтоб он очистил свою совесть пред духовником, и потом опять возьмите его сюда». После разрешительной молитвы священника оживший крестьянин вновь предал дух свой Господу.

И таких историй на Афоне – множество. Но вернусь к нашей истории.

Документ для иконы

После прибытия с Афона образа св. прав. Анны я обратился к настоятелю Спасского собора с вопросами:

– Отец Александр, во время перевозки иконы в Россию необычные случаи были?

– Возникали непреодолимые препятствия, которые тут же удивительным образом разрешались, – рассказал священник. – Была проблема с визой, но за день до отлета мы ее все-таки получили. Икону я должен был забрать из города Салоники (это на материке), но она уже оказалась вновь на Афоне. Стояла ненастная погода, шторм длился изо дня в день. Добраться до Афона не было возможности. Представьте: время уходит, приближается день отлета, а море все штормит. Конечно, молились – святым угодникам, праведной Анне... И тут море утихло до двух баллов. Мы скорей на катер, приплыли, забрали образ – и только успели вернуться, как море вновь заштормило.

Но это еще не главное. Мне обещали, что все документы оформят, я созванивался, договаривался, сказали: все в порядке. А на деле оказалось, что документы оформили только на вывоз с Афона, а на ввоз в Россию – нет. Что делать? Была не была... Сажусь в самолет. В Шереметьево на таможне такой диалог: «Документы!» – «...» – «Ничего не знаем. Показывайте!» – «Документов у нас нет, извините». – «Тогда будем вскрывать груз». А икона запакована. Тут я говорю: «У меня фотография иконы есть». – «Давайте!» – «Я не могу ее дать, она еще не напечатана, она внутри фотоаппарата». И вот я достаю свой цифровой фотоаппарат, на маленьком дисплее показываю изображение снимка иконы, и... нас пропускают: «Проходите!» Это просто чудо, ведь какой контроль на Шереметьево! Получается, икона св. Анны сама себя несла…

И вот теперь она здесь, в Спасском соборе, – лежит на аналое с голубым покровом, в золоченой раме, окруженная золотыми огоньками свечей. Народ по очереди прикладывается к ней. Святая Анна, от чрева своего даровавшая человекам едину Матерь, моли Бога о нас!

Н.АЛЕКСАНДРОВ
г.Киров

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга