ПАЛОМНИЧЕСТВО СИЗЕМСКАЯ СКАЗКА Доводилось ли тебе, дорогой читатель, попадать в настоящую русскую сказку, ту, что еще рассказывали наши бабушки? Признаюсь, всегда была уверена, что в наше время это уже невозможно, но, как оказалось, ошибалась. Путешествие в сказку начиналось просто. Нам, отдыхающим вологодского санатория, была предложена однодневная экскурсия в старинное село Сизьма с посещением местной церкви и целебных источников. Мы проехали от Вологды на «Газели» чуть больше ста километров, сделав по дороге небольшую остановку у памятника русской печки (!). Нашу небольшую группу радушно встретили в Сизьме со старинной величальной песней да еще с хлебом-солью и благословением иконой Богородицы Казанской. В этом большом селе местными энтузиастами организованы три полноценных самобытных музея: народных ремесел, пива и хлеба. Помимо обычного просмотра, к удовольствию туристов, предлагается обед с пирогами из русской печи и дегустация пива-дрожжевика. Скажу прямо: экспонатов, которые бы нас не заинтересовали, просто не было. Мы, люди, избалованные электронной бытовой техникой, тихо завидовали практичной, красивой, эргономичной утвари наших прабабушек. Вот берестяной «холодильник» для молока и масла, сито для круп и воронки для процеживания пива, глиняная посуда – каждая по своему назначению. Никто, даже инженеры с университетским образованием, не мог определить назначение странного чайничка с двумя носиками, но без крышечки. Оказывается, до изобретения резиновых груш им отсасывали оттаявшую воду с обледенелых окон, собирающуюся в специальные порожки. Полюбовались и мягкими кожаными самошитыми женскими ботинками на каблуках, которым «и сносу нет», мужским сапогам, искусно подбитым деревянными гвоздями. Когда в музее сиземского пива экскурсовод Галина, держа в руках двухсотлетнее ведерко, уверяла нас, что оно – то самое, из сказки про щуку, пойманную в рядом находящемся Щучьем озере, никто из нас в этом даже не усомнился. Галина увлекала нас своим рассказом о деревенских ремеслах, сложном процессе русского ткачества, секретах узоров на вышитых полотенцах, скатертях и женской одежде. А потом, усевшись перед детской люлькой с запеленутым куклой-младенчиком, по-вологодски «окая», запела колыбельную:
Вся эта трогательная песня рассказывала о жизни северного человека в согласии с Богом, говорила о красоте и силе русской души. На одном из стендов встретился знакомый экспонат – головной шелковый платок очень большого размера. В Свято-Вознесенской церкви, что стоит в селе Матигоры Архангельской области, есть несколько таких темных платков, которыми накрываются аналои и клирос при переоблачении храма во время Великого поста. Конечно, для этого можно стелить и новые, недавно пошитые аналойники, но эти платки, тканные в Великом Устюге методом «аглицкой ширинки» более чем сто лет назад, подчеркивают красоту старинного холмогорского храма. Никольская церковь села Сизьма известна своей историей выбора места, связанной с обретением каменного креста, плывшего против течения реки и указавшего место строительства храма. Удивительно, что этот крест до сих пор сохранился и находится в церкви. С его помощью освящается вся вода во время водосвятных молебнов. Чудесным образом обновляются здесь иконы Казанской Божией Матери, Рождества Христова, Серафима Саровского. В храме на удивление много старинных икон, одна из них была умышленно повреждена солдатом во время разорения храмов после октябрьской революции со словами: «Если есть Бог, то пусть меня накажет!» И ведь наказал Он его слепотой до самой смерти. После кончины непутевого солдата жена вернула храму эту икону. Так и стоит она со следами царапин в назидание и предостережение новым безбожникам. Судьба Никольской церкви была несколько счастливее других храмов: она не была разрушена, так как использовалась под зернохранилище. Зато судьба последнего довоенного иерея отца Василия Петошина трагична: он подвергся гонениям, аресту, семилетней ссылке. Рассказывают, что его вывели из храма после службы, привязали к лошади и гнали по всему селу на глазах у жителей. Однако после ссылки он вернулся в свою Сизьму, жил очень скромно, тайно совершая обряды крещения и духовно окормляя страждущих. Местные жители помнят своего батюшку. Он был ими перезахоронен у стен церкви, а его скромная фотография поставлена в ряд с другими иконами. На этом наше путешествие не закончилось: нам довелось побывать у целебных источников Пантелеимона Исцелителя* и Георгия Победоносца, своими глазами увидеть двухсотлетнюю рябину, на которой явилась икона Божией Матери для указания места строительства собора, разрушенного при советской власти, посетить часовню блаженной Ксении Петербуржской. Кто из православных не обращался в трудные минуты за помощью к этой святой? Удивительное и скорое утешение и вразумление получают верующие, прибегающие к ее помощи. Однажды мне довелось быть в Санкт-Петербурге в день ее памяти, 6 февраля. Казалось, все городское движение было переориентировано тогда к Смоленскому кладбищу, месту ее упокоения. Священники читали акафисты святой за пределами часовни, так как она не вмещала всех желавших туда попасть. Сиземская часовня блаженной Ксении и похожа на ту, что в Петербурге, и не похожа. Внешне она деревянная, а не каменная голубая, как в северной столице, внутри она кажется ярче за счет больших икон, цветов и голубого, расписанного золотыми звездами потолка (неба). Существует на Смоленском кладбище в часовне блаж. Ксении традиция, по которой можно написать записочку со своей сокровенной просьбой, и матушка Ксения обязательно заступится, поможет, утешит. И здесь, в Сизьме, снаружи и изнутри, в специальных ящичках и за иконами, в простенках и между бревнами – везде знакомые свернутые записочки. Икона блаженной Ксении украшена дарами благодарных верующих – крестиками, цепочками, колечками, сережками. Слово «чудо» было наиболее часто употребляемо экскурсоводом Владимиром во время его рассказа. Об этом свидетельствовали и записи верующих в специальной тетради, находящейся в часовне. Конечно, наша маленькая группа тоже писала записки о своем, сокровенном, к матушке Ксении. Честно говоря, для меня было неожиданно вновь испытать те чувства, которые были тогда, в Петербурге, а просьб особых не было, поэтому моя записочка была больше похожа на благодарственную к Господу и тем людям, с которыми свела судьба. * Примечательно, что сиземцы именуют источник именно Пантелеимона Исцелителя, а не как принято – Целителя, тем самым исключая всяческое сомнение в результате посещения источника. Ведь можно лечить, но не излечивать, целить, но не исцелять.
Елена БАСКАКОВА На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга |