ПАЛОМНИЧЕСТВО К БАТЮШКЕ СЕРАФИМУ В 2006 году Русская Православная Церковь отмечает несколько юбилеев, связанных с дорогим для сердца каждого православного человека великим святым земли Русской – преподобным Серафимом Саровским. Пятнадцать лет прошло со времени второго обретения и перенесения в Дивеево мощей батюшки Серафима. Столько же лет прошло со дней возрождения Серафимо-Дивеевского монастыря. Помимо этого, исполнилось 220 лет принятия о.Серафимом монашеского пострига и 300 лет с основания Саровской пустыни – места подвигов преподобного. Многие христиане хоть раз в своей жизни стремятся попасть в Дивеево, чтобы приложиться к мощам всероссийского святого. Едут не только со всех уголков России, но из стран ближнего и дальнего зарубежья, не только православные, но и католики. В связи с этим Дивеевский монастырь стал одним из самых посещаемых в России. Я благодарен Богу, что накануне дня памяти святого и мне удалось побывать здесь, в четвертом уделе Пресвятой Богородицы. Это событие для меня было тем более памятным и утешительным, т.к. преп.Серафим является любимым моим святым. По его молитвенному заступничеству в отношении меня и моих близких постоянно приходит помощь во всех наших бедах, болезнях и скорбях. Я приехал к батюшке Серафиму с паломнической группой детей-сирот Сыктывкарского дома-интерната им. Католикова. Вместе мы искупались в святом Серафимовом источнике, приложились к чудотворным мощам, прошли по Канавке Пресвятой Богородицы. Последний раз я был в Дивеево девять лет назад. За это время в обители многое изменилось. Выкопана и благоустроена когда-то стертая с лица земли Канавка Пресвятой Богородицы, а сбоку над ней проложена удобная бетонная дорожка. Она огорожена со всех сторон ажурной металлической оградой и начинается с белоснежного мраморного креста, на котором изображена Пресвятая Богородица – барельеф любимой иконы батюшки Серафима «Умиление». Именно Ей о.Серафим вручил сестер Девичьей обители перед своей кончиной, сказав следующие слова: «Вручаю вас Самой Царице Небесной «Умиление», Она вас не оставит!» Голгофское Распятие с Иисусом Христом тоже есть на Канавке, только на противоположной стороне Мельничной обители. Внутри Канавки на территории Девичьей общины выросли новые белые сестрические корпуса и новые храмы, повсюду царит оживление. То там, то тут снуют молодые сестры. Вся Канавка, по которой прошли стопочки Царицы Небесной, обсажена дивными благоухающими цветами. Дети-сироты из нашей группы во главе с о.Георгием Модяновым, духовно окормлявшим наше путешествие, проходя по ней, усердно читали «Богородице Дево, радуйся», стараясь досчитать до 150. К кому им еще прибегать, как не к Царице Небесной и батюшке Серафиму... Впереди и сзади нас не спеша идут люди, тоже читают Богородицу – по одному, по два человека, а то и целыми группами. Создавая Девичью обитель, батюшка Серафим передал сестрам устные наставления Самой Пресвятой Богородицы. «Пусть живут уединенно, монастыря не просят, а живут общиною, – говорил о.Серафим. – Из обители бы не отлучались за сборами и никуда не ходили до поры до времени, а занимались бы хлебопашеством да огородами, и все бы своими руками делали, о стяжании не заботясь; имели бы церковную службу, всякое воскресенье (надо) петь Параклис Божией Матери непременно, непрестанно читать Псалтырь. Если они эту заповедь сохранят, то Господь будет им посылать все потребное, а если нарушат, то не будет мира у них и будут постигать их всякие скорби, напасти и беды». С тех пор завещание преп. Серафима нарушалось дважды. Первый раз, когда в управление Мельничной обители вмешался саровский послушник Иван Тихонович Толстошеев. Выдавая себя за ученика батюшки Серафима, он соединил Мельничную девичью общину с Церковно-Казанской вдовьей, которая была за территорией Канавки. Все 125 сестер Мельничной общины после 15 лет ее существования перешли в подчинение начальницы Казанской общины. Второй раз, когда после революции две тысячи насельниц Мельничной общины вместе со всей Дивеевской обителью были разогнаны и пошли по мытарствам, кто в тюрьмы, кто в ссылки... Возрожденный в 1991 году Дивеевский монастырь сейчас живет по уставу Мельничной общины и насчитывает свыше 480 сестер. У него открыто 12 скитов. В 2004 году территория Канавки перешла в ведение монастыря. Убран идол Ленина, стоявший перед зданием средней школы. Все здания были реконструированы и переделаны под монастырские нужды. С начала 1996 года на территории обители снова стали жить сестры. Когда мы проходили вдоль Канавки, то видели, как рабочие в синих комбинезонах с висячих лестниц специальными машинами подстригали траву на ее крутых склонах. Как я потом узнал, траву сушили для сувениров – запаивают в небольшие целлофановые подушечки с изображением Дивеевского монастыря. Все древние деревья, видевшие Саму Царицу Небесную и преподобного Серафима, вдоль Канавки и вокруг обители спилены. Каждое из них имело свою историю, обросло за долгие годы многочисленными чудесами. Не увидел я и обильных цветочных насаждений вокруг Троицкого собора внутри храмового комплекса, где после восстановления монастыря были разбиты цветники. Сейчас место вокруг соборов вымощено фигурными плитками и стало голым. Может быть, это и необходимо в связи с огромной армией паломников, но мне стало как-то грустно, когда я проходил по этой мостовой. К удивлению своему, над главным входом в Троицкий собор я увидел икону Троицы «Отечество», официально запрещенной для изображения более столетия назад. И хотя над ней вверху находится канонический образ Рублевской Троицы, но это соседство меня смутило и расстроило. В остальном, конечно, все было радостно. Прикладываясь к мощам батюшки Серафима, я мысленно старался отблагодарить его за все добродетели, явленные мне грешному. Большая очередь к преподобному стоит с бокового входа, расположенного напротив мощей. Люди подходят, прикладываются, отходят с радостными улыбками. Каждый, кто приезжает в Дивеево, считает своим долгом обязательно исповедоваться и причаститься у мощей преп. Серафима. Даже в будний день очередь причастников растягивается на целый час. Радостно было искупаться в обжигающем источнике преп.Серафима. Хорошо, что прямо над водой из больших круглых бревен построены закрытые купальни, которых раньше не было. Женщинам и мужчинам, священнослужителям и монахам можно купаться в разных купальнях, не смущая друг друга. Через речку Сатис к источнику рядом с маленьким сделан большой бетонный перекидной мост. Возле маленькой часовни достраивается большая шатровая деревянная часовня. Радостно, что святая обитель преп.Серафима возрождается и хорошеет. И уже, наверное, недалек тот день, когда, по его пророчеству, Дивеевский монастырь станет лаврой, а Мельничная девичья обитель – киновией. Очень много пророчеств преподобного о Дивеево за эти стремительные 15 лет возрождения уже сбылось, еще многим предстоит сбыться. Батюшка Серафим предсказывал, что в Рождественской церкви, построенной по особому указанию преподобного внизу первого Казанского храма, с которого и начиналась Дивеевская обитель, будут лежать четверо мощей. «Четверо мощей будет у меня, четверо столбов...» А сам преподобный после своего воскресения обещал прийти своими ногами из Сарова и лечь пятым. Воскресение преподобного – Великая Дивеевская тайна, в которую верит каждый православный. Нетленные тела «великих дивеевских госпож», как их называл сам преподобный, – матушки основательницы Александры, монахинь Марфы и Елены, прославленных в 2000 году, – почивают около трех столбов в нижней Рождественской церкви… Несмотря на многочисленность паломников и суету в огромных соборах, здесь, в крохотной церкви, – спокойно и тихо. Можно подойти к ракам святых, упасть на коленочки, помолиться слезно, никем не подгоняемый и не тревожимый. На стене рядом с мощами три личные иконки батюшки Серафима – Спасителя, Божией Матери и Иоанна Крестителя. Кто удостоится лечь четвертым рядом с дивеевскими святыми, пока остается тайной. Несмотря на то, что после 2000 года в Дивеево еще были прославлены в лике преподобных блаженные Пелагея, Параскева и Мария и еще пять дивеевских святых причислены к Собору новомучеников, никто из них пока не удостоился почивать в Рождественском храме. На Серафимовском источнике в ранний час, когда еще никого из паломников не было, мы встретили небольшую группу земляков из Сыктывкара. Видимо, это было не случайно, потому что одной девушке из этой группы, приехавшей в Дивеево в первый раз, необходимо было срочно вернуться. Наше паломничество уже заканчивалось, и мы взяли девушку в свой автобус. Так преподобный позаботился и о ней. Для многих наших сирот, я уверен, батюшка Серафим стал «родным отцом», быстрым на молитвенную помощь и скорое покровительство. С.ЕВГЕНЬЕВ ТОРЖЕСТВА В ДИВЕЕВО И САРОВЕ 1 августа, в праздник обретения мощей прп.Серафима, Святейший Патриарх совершил литургию на Соборной площади Серафимо-Дивеевского женского монастыря, где молилось около трех тысяч верующих. Всего же на торжества в Дивеево прибыли около 7 тыс. паломников. А накануне Предстоятель посетил город ядерщиков Саров по случаю 300-летия Саровской Успенской пустыни. Здесь же он объявил о возрождении монашеской жизни. На территории Саровской пустыни ныне восстановлены и действуют уже семь храмов. На снимках: храм во имя Св. Духа на Ближней пустыньке, близ р. Саровки. Здесь прп.Серафим подвизался после выхода из затвора в 1825 году, а также принимал посетителей и исцелял больных с помощью воды из святого источника; Его Святейшество молился в подземном храме в честь прпп. Антония и Феодосия Киево-Печерских, выкопанных основателем Саровской пустыни Иоанном по подобию Киево-Печерских пещер. На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга |