РАСКРЫТОЕ ЕВАНГЕЛИЕ КТО БОЛЬШЕ В ЦАРСТВИИ НЕБЕСНОМ? Евангелие от Матфея, гл. 18, 1-7В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном? Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное. Согласно преданию, ребенком, которого призвал Христос, был будущий подвижник Игнатий Богоносец, который с малых лет до седых волос имел детскую привязанность ко Господу. Незадолго перед тем, как его бросили на растерзание диким животным, св.Игнатий воскликнул: «Я хочу, чтобы меня измололи зубы зверей, я хочу быть пшеницей Божией». В своей жизни мы проходим те же стадии, что и человечество. Детство – это та школа, в которой мы познаем райское состояние наших прародителей. Ребенок верит не рассуждая, подобно Адаму и Еве, но вслед за змием есть много желающих посмеяться над этим. Вера, однако, не имеет отношения ни к уму, ни даже к жизненному опыту – они иногда создают для нее условия, а иногда препятствия. Вера – это способность довериться чему-то окончательно и бесповоротно, способность, которая дается ребенку даром, в то время как от взрослого требуются огромные усилия, чтобы не допускать рассудок к святыням своего сердца. Сократ прекрасно знал, что говорит, произнося свои знаменитые слова: «Я знаю, что ничего не знаю». Здесь завязь того подлинного дара рассуждения, о котором говорят святые отцы. Суть мудрости не в том, что человек достигает каких-то интеллектуальных высот, а в том, что он перестает «делать выводы», а, нащупывая какую-то мысль, смиренно вопрошает Бога: «Правильно ли я Тебя понял?» Можно иметь превосходный разум и остаться глупцом, можно иметь великолепную мускулатуру, но быстро погибнуть, схватившись из гордости с тем, что тебе не по силам. Один источник мудрости – смирение, но им же питаются и все другие дары. Без детского ощущения своей малости невозможно счастье ни на Небе, ни на земле. Ведь и корень любви – это самоумаление, восходит к нему и такое понятие, как честь. Человек чести не рассуждает и готов забыть о себе, своих мыслях, чувствах, желаниях, если потребуется, во имя служения – т.е. того, что мы, христиане, зовем послушанием. Святые отцы напоминали, что в Иисусе Христе главным было то, что Он смирил Себя, послушлив был даже до смерти. В этом отношении дети ближе к Нему, чем их родители, которые виртуозно умеют использовать свой ум для самообмана. Но оттого и душа их почти все время взбаламучена, бесчувственна и несчастна. В чем же находит она отдохновение? Человек на несколько мгновений становится самим собой, когда его отпускают страсти, сердце утишается, и он с детской доверчивостью прилепляется к Богу, глазами ребенка смотрит на ближних. Но малейшее потрясение – и отблеск Царствия Небесного в душе тускнеет, и самолюбие вступает в свои права: самолюбие – это железные когти, которыми мы терзаем себя всю жизнь во имя неизвестной цели. И нужно много мучить ребенка, многое в нем исковеркать, прежде чем он научится калечить себя и других. Об этом сказано: А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской. Для того, кто не желает быть пшеницей Божией, подобно святому Игнатию Богоносцу, а предпочитает молоть других, мельничный жернов на шее – уместная награда за злой труд. В Палестине были распространены два вида таких жерновов: одни поменьше, с их помощью зерно мололи вручную, другие побольше, их вращали ослы. Но и малого было довольно, чтобы человек канул на дно. Смерть с помощью утопления считалась у иудеев самой страшной, потому что человек, как правило, исчезал бесследно, не мог, по их представлениям, воскреснуть. Море для евреев было тем же, что мы именуем геенной огненной, то есть местом, откуда нет возврата. Раввины учили, что однажды «в море будет брошено» все языческое. К кому же обращено грозное предупреждение Спасителя о будущей участи соблазнителей? Прежде всего ко всем, кто имеет отношение к воспитанию детей. Можно назвать настоящим злодеянием лишение ребенка опыта того райского бытия, который приобретается в детстве. Именно из этого источника мы черпаем всю жизнь силы любить, радоваться, верить. Отметим, что для того, чтобы соблазнить дитя, не обязательно совершать какие-то действия – довольно и равнодушного неделания. «Любовь и доброта родительская непрестанно сеют в сердце дитяти семена детской любви и доброты, и ранним и обильным сеянием приготовляет многоплодную жатву», – писал святитель Филарет Московский. Разумеется, речь здесь идет о подлинной любви, для которой источником вдохновения является Отец наш Небесный. Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит. Очень часто люди оправдывают свои проступки тем, что мир во зле лежит, иногда им даже кажется, что они согрешают с тем, чтобы исполнить волю Божию. Иудеи по сей день верят, что диавол – это служебный ангел, исполняющий неприятные поручения Господа. Но иудействующие есть во всех религиях, идеологиях и т.д. Довольно вспомнить об иезуитском постулате «цель оправдывает средства». А некие «православные» договорились до того, что царь Иоанн Грозный убил св.Корнилия Псково-Печерского с тем, чтобы тот не пал впоследствии, проявил о нем заботу. Иудействующие услышали первую часть сказанного Господом: «ибо надобно придти соблазнам», но не услышали продолжения: «горе тому человеку, через которого соблазн приходит». Это касается всех, кто воображает, что призван карать грешников. Соблазн, который сеют подобные люди, тем искусительней, что облечен бывает в самые благочестивые одежды. Он нередко поражает людей смиренных, по-детски доверчивых и бессильных перед миром, тех, кто просты, как голуби, но не мудры, как змеи. В свое время фарисейская пропаганда увлекла, повела на убой множество верных Богу, добрых иудеев. Нам не известна их участь на Страшном Суде, но горе их соблазнителям и всем прочим волкам в овечьих шкурах. Составлено по писаниям свв. отцов и трудам современных богословов. На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга |