РАСКРЫТОЕ ЕВАНГЕЛИЕ

СКОЛЬКО РАЗ ПРОЩАТЬ...

Евангелие от Матфея, гл. 18, 1-7

Сегодня мы заканчиваем чтение главы св.евангелиста Матфея, где Господь выступает в защиту тех людей, над которыми мы пытаемся возноситься:

Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих.

Поначалу Христос причислил к малым сим только детей, однако далее это понятие расширяется. Оно включает в себя всех людей, которые веруют в Бога, не слишком мудрствуя, в чем-то и заблуждаясь, не ведая подчас, подобно младенцам, что творят. Здесь вспоминается эпизод, который случился во время сожжения чешского борца с папством Яна Гуса. Увидев старушку, волокущую вязанку хвороста в пожиравший его костер, Гус только-то и воскликнул: «Святая простота!»

Можно также вспомнить, как во время революции сотни тысяч русских солдат, поражавших даже противников терпением, строгостью духа и преданностью государю, превратились вдруг в бесчинствующие толпы. Спаситель дал нам относительно этих людей прямое указание: «не презирайте». По простоте своей большая часть людей легко поддается как злому, так и доброму внушению, но нам всегда следует помнить:

Ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного.

Согласно распространенному мнению, ангел дается нам при крещении, но эта мысль никак не подтверждается словами Христа. Указывая на ребенка, он поясняет, что у того, как и у других малых сих, есть ангелы-хранители. То есть речь идет как минимум обо всех детях, а стало быть, и о человечестве в целом. У иудеев бесплотные силы были покровителями народов, а каждый человек по отдельности не много значил; тех же взглядов придерживались и язычники. Спаситель открыл нам нечто совершенно новое. Помимо того, что мы являемся членами народов и Церкви, каждый из людей имеет своего заступника на Небесах, каждый дорог Богу. Вот начало христианских представлений о личности, которая так мало значила для ветхого мира. Мы склонны зачислять многих людей в какие-то безликие объединения, дай нам только повод – и мы тут же принимаемся глядеть свысока: тот маловер, этот язычник... Но Господь поясняет:

Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? И если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся.

Скотоводство было самым распространенным занятием в Палестине, а овцы, в силу горного рельефа местности, терялись очень часто. Добавим, что нередко в общее стадо семья могла отправить пастись свою единственную овечку, потеря которой была большой бедой. Это понимали и пастухи, и соседи пострадавшего, бросаясь ему на помощь. И можно себе представить, какой радостью все преисполнялись, когда беглянка обнаруживалась, сколько ласковых слов ей доставалось.

Так же и когда человек обретает веру в Бога, то все ангелы на небесах радуются, вся вселенная ликует.

Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним.

То есть не стоит носить обиду в душе. Она будет там тлеть и чадить годами, наделять обидевшего нас чертами какого-то чудовища, приписывать ему особую злокозненность. Порой довольно нескольких слов, и весь этот морок рассеется.

Если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово.

Но не исключено, что обидчик сам уже вообразил нас невесть кем, чтобы оправдать себя, успел нас возненавидеть. Тогда есть смысл обратиться к тем, кого он уважает, кто со стороны способен разъяснить ему его неправоту.

Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.

В предыдущих стихах Господь дает нам понять, что каждый человек Ему дорог, как единственное дитя бывает дорого родителям. Но это не повод нам самих себя переоценивать. По-настоящему мы способны раскрыться лишь в любви к другим людям – это главный закон мироздания, ведь и Сам Господь един в трех лицах.

Но так бывает, что несколько человек горячо молятся, но не получают желаемого. Например, умирающий, о котором они просят, не выздоравливает. Это вовсе не значит, что Господь не услышал нас, дело в том, что исполнение просьбы может принести еще большее несчастье. Приступая к молитве, мы не должны забывать о том, как Отец Небесный не исполнил однажды просьбы собственного Сына, молившего пронести мимо Него чашу страданий. «Но не чего Я хочу, а чего Ты» (Мк. 14, 36), – так закончил тогда Свою молитву Спаситель. Без этих последних слов, без полного и окончательного доверия к Богу мы не смеем утверждать, что собирались во имя Его.

Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь.

Возвращаемся к тому, как обращаться с обидчиком. Там, где и несколько человек бессильны, должно обратиться к авторитету Церкви. А когда и к ее мнению наш недоброжелатель не прислушается, то окончательно передать дело в руки Божии. Очень часто этот стих трактуется так, что язычник и мытарь – это люди, обреченные гореть в геенне огненной. Но Господь не отвергал ни мытарей, ни язычников, так что и там, где мы бессильны, где Церковь бессильна, всегда есть надежда.

Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз.

Семижды семьдесят, по замечанию блаженного Феофилакта, вовсе не означают, что прощать нужно 490 раз. В иудаизме считалось, что довольно это сделать трижды. Петр, вполне сознавая, что Бог милосерднее, чем казалось его соплеменникам, назвал цифру семь. То есть подсчитал, во сколько раз должен быть, став христианином, великодушнее иудеев. Но нет, прощать нужно столько, сколько бы ты пожелал самому себе быть прощенным Господом. Другой меры не существует.

Составлено по писаниям свв. отцов и трудам современных богословов.

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга