ПАЛОМНИЧЕСТВО

КАМЕНЬ И КРЕСТ

(Окончание. Начало на предыдущей странице)

Тропинка из детства

6 августа. Наутро наш отряд разделился надвое: одни возвращаются на нижнюю стоянку, другие следуют к перевалу Кар-Кар, за которым находятся долина реки Манараги и вершина 1582 – тот безымянный пик, на который предстоит взойти в ознаменование 610-летия памяти свт.Стефана Пермского. В будущем, как мы надеемся, имя святителя закрепится за этим пиком и будет отражено на географических картах. Каких только новых названий за последние годы не появилось на земле Коми, а имя ее просветителя и небесного покровителя так и не увековечено...


Женя Суворов, автор этих строк и Миша Каликов

Многие наши устали после подъема на Народную, и для броска за Кар-Кар снаряжается небольшой «спецназ» – всего четыре человека. Это, во-первых, сам Женя Суворов, бывалый альпинист. Его 16-летняя дочь Света, прошагавшая с отцом немало «косых верст». Михаил Каликов, воевавший в Афганистане горным стрелком и разведчиком («Торчит из зада ветка – называется разведка», – шутит он). Ну и четвертый я – самый неподготовленный, кабинетный сиделец.


Света Суворова

Прощаюсь с ребятами («Молитесь за нас!») и вприпрыжку догоняю Женю. Пока что идти легко, но знаю, километров через пять рюкзак начнет тяжелеть, легкие саднить, а ноги заплетаться. На Кар-Кар взбираемся довольно быстро – Женя ведет уверенно, зная здесь каждый камешек. За перевалом открывается фантастический вид. В зеленой долине серебрятся три ручья – сливаясь, они образуют подобие стрелы. Справа за долиной упирается в небо остроконечный конус горы Урал. Слева – отрог горы Подкова. А в центре... Вот он, пик 1582, вершина святителя Стефана.

– Женя, сколько до него километров?

– Э-э... Знаешь, тут километрами не меряется.

– А чем же, милями, что ли? – не понимаю.

– Ну, днями пути – это зависит от категории сложности маршрута. Физической прямой в горах нет, и измерять расстояние бессмысленно.

Действительно! Не по асфальту же идем.

– Вот и меня тоже, – встревает Миша, – капитан спрашивает: «Каликов, видишь внизу блок-пост? Как думаешь, сколько до него километров?» А я впервые в горах оказался тогда, когда в Афган попал. Прикинул: «Километров девять». – «А 90 не хочешь?» Поехали мы туда на БТР, целый день тряслись. В горах все обманчиво...

Позже я вполне прочувствовал этот странный "пространственно-временной континуум", как сказали бы современные физики. Тут одни расстояния преодолеваются быстро, словно летишь по воздуху, а чрез другие - продираешься. Словно бы не физическая, а какая-то иная реальность.

Спустились с перевала, миновали долину, свернув за отрог Подковы, – и странное ощущение не оставляет. Мы идем по мшистому взлобку, в окружении динозаврьих хребтов, а прямо на горизонте голубеют головы каких-то гигантских живых существ. Под ногами – едва приметная каменистая тропка, справа и слева синеют незнакомые мне цветы, и я боюсь ненароком на них ступить – так заробел перед Божьим миром. Особенность тропки в том, что с нее не разрешается сходить. Кем не разрешается? Почему? Неважно. Нельзя – и все. Эту тропинку давным-давно, в детстве, я уже видел во сне... Но вот впереди, в долине меж гор, показались человечки – отдельно стоящие лиственницы, аккуратные как свечечки. А еще дальше – гребенка целого зеленого войска. Мы входили в Лес.

Тропка прыгнула вниз, нас обступили высокие папоротники, и тут Женя... припустил. Я едва поспевал за ним и любовался его экономически выверенным движением, как он вливается в ландшафт, непринужденно "струясь" по складкам местности. Чтобы не отстать, стараюсь перенять его манеру: на спусках притормаживать, отдыхая, а в горку бежать бегом. Так легче - помогает инерция тяжелого рюкзака и ноги меньше устают. До конечного пункта (лесной избушки у подножья пика) мы добрались еще до наступления ночи. Женя потом сказал, что этот путь с самой сильной группой он проходил за два дня, а мы пробежали за день. Для легконогой Светы, выносливого Жени и "человека-машины" Мишы Каликова в этом нет ничего удивительного. Миша так вообще любит нагрузки: когда вернулся из Афгана, сразу ушел в лес и две недели себя "вымучивал", чтобы "прийти в норму". Но мне-то почему так легко, что даже расстояния не заметил?

По пути мы встретили лагерь: семь палаток, костер с огромным котлом, молодые люди с какими-то флегматичными физиономиями. Оказалось, чехи.

– Уху варите? – спрашиваю.

– Не-не, рыбу мы не ловить, – испуганно отвечают иностранцы, видимо, приняв нас за рыбнадзор. – Мы четвертый день грибы одни кушаем.

И действительно, в котле грибы булькают – без картошки и какой-либо приправы. Бедняги. Уже неделю они идут по долине и, видно, намучились без отелей, ресторанов и теплых туалетов. А когда узнали, что мы собираемся лезть на пик, нервически засмеялись.

– А кто это, Стефан? – спрашивает их руководитель, когда я взялся объяснять, зачем нам нужно на гору.

– Он вроде Кирилла и Мефодия, которых ваш князь Ростислав пригласил в Моравию, чтобы приспособить богослужение под славянский язык и придумать письменность. То же самое Стефан делал для коми народа.

Не знаю, понял ли меня чех. Как выяснилось, он вообще не ведал, что находится на территории Коми Республики, и никогда не слышал про Сыктывкар. Но я уверен, что когда наш Стефанов пик появится на географической карте, то многие заинтересуются и узнают, кто же такой Стефан.

...Вот и «приют Олений», как гордо называется балок у подошвы пика. Нары в нем не дощатые, а из жердей, срубленных по соседству. И все равно после палаток – это дворец.

Крест на вершине

7 августа. После завтрака водрузили на елочку икону святителя Стефана. «Возбранный святителю, учителю премудрый, равноапостольный Стефане, всем верою к тебе прибегающим...» – затянул Женя акафист. За елочкой вдали синеет пирамидальный пик, за верхушку которого зацепилось облачко. Гляжу на это облачко: «Неужели через несколько часов мы будем там?» Не верится...

Женя признается, что ни разу на эту вершину не взбирался и подступов к ней не знает. «Ничего, я возьму два мотка веревки, в случае чего перила навешаем. Лишь бы дождя не было». Забегая вперед, скажу, что веревки мы так и не использовали.

Выступаем. Света отстает, чтобы нас сфотографировать, догоняет и... в болотине черпает сапогом воду. Это ж надо умудриться! Женя сразу помрачнел:

– Дурной знак. Все, возвращайся в балок и жди нас там.

– Па-апа, ну подожди, сейчас я носок выжму.

– Нет! Возвращайся.

Тут Света в слезы: «Четыре года ты меня водишь, и все одно и то же – Народная, долина Манараги, а на настоящее восхождение ни разу не бра-ал! Как я буду одна, без вас, тут людей никого не-ет...»

– Кушать нам приготовь. И молись, чтобы все было хорошо, время и пройдет. Мы вернемся к 12 ночи.

– А если не верне-етесь?..

– Дождешься утра и через перевал Зигзаг пойдешь к нашим. Да вернемся мы, молись только!

Насчет 12 часов ночи Женя специально загнул – чтобы дочка не волновалась, если мы вдруг задержимся. И в самом деле, сколько времени на пик забираться - неведомо. Простились, пошли дальше, перешли вброд ручей, оглядываюсь - Света сзади на берегу стоит. Бегом за нами бежала. Снова уговоры, наконец Женина дочка сдалась.

Лес кончается, мы у самой горы. Я срезаю молодую лиственницу для посоха и даю обещание: «Если поднимемся на пик, сооружу из нее восьмиконечный крест». В отличие от альпенштоков Жени и Михаила, мой приятно пахнет древесной смолой и лохматый – мягкие иголки на стволе не стал срезать.

Первый участок пути мы выбрали не совсем удачно – шли откосом по крутой осыпи, из-под ног катилось. А лучше бы по гребню направиться. «Ничего, путь разведаем, паломникам после нас легче будет», – ободряет Женя. Остановок почти не делали, подгоняло сознание, что идем «всухую» – воды-то с собой не взяли. Последний ручей, где собирались набрать во флягу, был тот самый, где расстались со Светой. Из-за всех этих переживаний и забыли. Довольно быстро забрались на «плечо» между двумя пиками, большим и малым. Здесь еще местами растет травка и вид открывается сказочный. Красочная долина в ладонях каменных хребтов. Из-за белой облачной перины показались зубцы Манараги. С языка манси это имя переводится как Медвежья лапа – и действительно, зубцы напоминают растопыренную в небо лапу. Это не самая высокая гора на Урале, между тем считается визитной карточкой национального парка.

Чем выше мы поднимались, тем огромнее становился мир. Вот уже карабкаемся по каменным глыбам, выше облаков. На скале обнаружил лужицу воды – осталась от проплывшей тучки. Пьем по очереди, глоточками, чтобы всем троим хватило. «Горцы на Кавказе специально для этой цели носят с собой костяные трубки, чтобы с камня пить, – рассказывает Миша Каликов. – А мы в Афгане приспособили обычные пластмассовые авторучки без стержня. У тебя с собой есть?» Даю ему ручку, Миша откручивает колпачок. Следующую лужицу, хлюпая через трубочку, мы высосали досуха, словно ее и не было.

Но вот и вершина. Из балка мы вышли в 12 часов дня. А сейчас на часах 16.15. Позже мы заглянули в альпинистский путеводитель по Уралу, там нашему маршруту присвоена категория сложности 1Б. Не ахти какая сложность, но на восхождение отводится 8-9 часов. Перечисляется требуемое снаряжение: веревка 2х40, карабины, крючья стальные, петли, примус... Потому мы быстро и дошли, что примус не взяли. С пустым желудком легче идти.

На вершине в капсуле находим записку, где между прочим сообщается, что в 1990 году в честь 45-летия Победы сюда поднимались интинцы. С той поры местные альпинисты эту вершину называют между собой пиком Победы.

– Вот ведь совпадение! – удивился Женя. – Официально этот пик именем Победы не удастся назвать, поскольку такой пик на картах уже есть – семитысячник, самая высокая гора на Тянь-Шане. И все же 9 мая, как «праздник горы», за этой вершиной закрепится – если ему присвоят имя Стефана. Ведь память святителя празднуется как раз 9 мая!

Свой посох я режу на четыре части, связываю – и вот уже крест возвышается над вершиной. Читаем тропарь святителю, Женя вкладывает в капсулу иконку с нашей запиской – и в обратный путь. Скоро начнет темнеть, а спускаться в темноте – искать себе могилу на дне пропасти. Миша предупреждает: «Не расслабляйтесь. У нас ребята в Афгане гибли обычно в конце рейда по горам, думали, что все позади».

Сумрак накрыл нас, когда мы спустились уже в более-менее безопасное место – в седловину меж пиками. Далеко внизу видим огонек – это Света поддерживает костер. Кажется, он близко, но сколько еще топать!

...21.30. Первым к балку подхожу я, неся на плече вязанку хвороста. Света, как сомнамбула, ходит вокруг костра, поворачивается, задумчиво бредет куда-то в сторону ручья. «Света», – окликаю. Она как подпрыгнет и бегом навстречу... Сколько радости! Она уже и за грибами сходила, и суп сварила, и поспала у костра, чуть не опрокинувшись в огонь, и много всякого передумала, и молилась, и петь пыталась, чтобы заглушить одиночество среди туманных гор.

– А папа где? – вдруг Света обеспокоилась.

– Сзади идет, дерево на себе тащит.

Лики Урала

8 августа. Половину дня мы посвятили отдыху - ходили дальше по долине к Манараге, любовались красотами. Одно озерцо среди елочек и гор просто заворожило. Хоть обрамляй в раму и на стенку вешай. Кто ж сумел написать такую картину? Сразу видно, «живописец» русский, но кто? Шишкин? Нет, у того кисть грубее. Нестеров, Васнецов? Вряд ли... Таких картин еще никто не писал: северные нежность и тонина в сочетании с грубым величием гор-исполинов... Мы не выдержали и, скинув одежду, бросились в это озеро. И сейчас, когда гляжу на фотографию-картину, то словно окунаюсь снова в его студеную, хрустально-прозрачную воду.

После обеда выступили в обратный путь и заночевали в долине трех ручьев.

9 августа. Женя разбудил нас в 4 часа утра. Облака спустились почти до земли, и восходящее солнце лохматилось в мареве, дробилось лучами в водяных капельках, так что весь мир был окутан золотым туманом. Мы отправились к перевалу Зигзаг, чтобы прямиком выйти на озеро, где должны быть наши. Мягкие нежные мхи, камни, пологий спуск со множеством ветвящихся серебряных ручьев – они звенели со всех сторон, и казалось, что мы плывем вместе с ними вниз. Спустившись в долину, поворачиваем направо за отрог – и попадаем в Трубу. Так называется второй перевал. В ветреную погоду здесь, меж высоких стен, завывают тысячи диких кошек – такой музыкальный эффект. Становится холодно, натягиваем пуховики. Природа здесь везде разная, Урал многолик.

На привале Женя Суворов рассказывает, как несколько лет назад на закорках тащил через Зигзаг и Трубу одну москвичку. И тут я вспомнил, как в Москве на одной из православных конференций (кажется, посвященной воспитанию детей) ко мне подошла девушка с обветренным лицом: «Вы, кажется, из Коми?» – «Да». – «Пожалуйста, передайте сыктывкарским туристам огромное спасибо. В нашей группе одна девочка ногу сломала, все мимо проходили, а сыктывкарцы остановились, поинтересовались, что случилось, – и потом на руках дотащили ее до базы Желанной». Это она как раз про нашего Женю Суворова.

Дочка его вся в папу, упорная. Уговорила-таки Женю совершить восхождение – на соседнюю гору Лимбек. К ним присоединяется Миша, а я дальше спускаюсь один. Вот и знакомый отрог, поворачиваю: далеко внизу у ручья голубые точки, одна желтая. Палатки. Наши!

В лагере почти никого, все разбрелись по склонам – ягоды собирать. Бросив рюкзак, иду за ними – и на мху вижу сверкающий на солнце «пальчик» – горный хрусталь в форме заостренного параллелепипеда. Редкая находка! Позже такие «пальчики» из всего нашего отряда нашли только 9-летний Святослав и 12-летняя Ксюша – самые младшие. Тут закон простой: если специально ищешь, то ничего не найдешь. У гор ничего нельзя «брать», а можно лишь получать в дар. И каждый из нас, отправившись на Урал, что-то да обрел. И Богу слава!

10-12 августа. Время летит незаметно. Дети наши возмужали, окрепли. Все мы сдружились – и может быть, это главное наше обретение на Урале. Прощальный костер, грустный перебор гитарных струн, разговоры «о главном»...

Вернулись на базу Желанную и только поставили палатки – с неба обрушился ливень. Такой потоп! Дежурным пришлось разносить ужин по палаткам, поскольку никто носа не высунул. Кажется, все осадки, от которых нас сберег Господь во все эти дни, выпали на землю в одну ночь.

Наутро нас забрал вездеход. «Мы еще вернемся!» – обещали мы горам. Когда-нибудь вернемся – и это будет молитвенный ход на пик Стефана Пермского. Дорожка туда уже протоптана.

М.СИЗОВ
(Использованы дневниковые записи И.Иванова)
Фото И.Иванова, М.Каликова, Е.Суворова, М.Сизова, С.Гавриленко



назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга