РАСКРЫТОЕ ЕВАНГЕЛИЕ

СНАЧАЛА НЕ БЫЛО ТАК

Глава XIX евангелиста Матфея начинается с прений о браке и разводе, вопросе сложнейшем и очень болезненном для миллионов людей.

И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?

В то время и в Палестине, и в диаспорах шли ожесточенные споры между иудеями относительно разводов. Они случались все чаще, и две фарисейские школы вступили в бой. Последователи равви Шаммая заявляли, что развод допустим лишь в крайнем случае, например, в случае прелюбодеяния жены. Последователи равви Гиллеля стояли на прямо противоположных позициях. По их мнению, довольно было супруге испортить обед, небрежно причесаться или неуважительно отозваться о родителях мужа, и она могла быть изгнана. Иные шли еще дальше, утверждая, что мужчина может оставить семью, если встретит более симпатичную девицу.

Но отчего фарисеи заговорили об этом со Христом? Может быть, они хотели, чтобы Он рассудил их спор? Нет. Дело в том, что в Своей Нагорной проповеди Сын Божий уже выразил отношение к браку как к нерушимому союзу. В тот момент законники впали в растерянность. Ведь, с одной стороны, Христа трудно было обвинить в неблагочестии, с другой – Моисей во Второзаконии (ХХIV, 1) возможность развода все-таки допускал. Это был превосходный, как казалось фарисеям, повод запутать и смутить Спасителя. Ответ Господа застал их врасплох:

Не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? ...Посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть... Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

То есть святость брака состоит в том, что Бог соединяет супругов, а стало быть, никто, кроме Него, не может освободить их от этих уз. Но кто осмелится утверждать, что Он хотя бы раз это сделал? Здесь мы видим прямое указание на книгу Бытия, на немыслимость развода в очах Божиих. Спаситель напомнил, что наши прародители были одной плотью, и это идеал для любого брака. Сама мысль о возможности развода Адама и Евы выглядела кощунством в глазах любого иудея. Ведь их сочетал Бог. Вспомним, как Ева соблазнилась запретным плодом и растлила мужа, а Адам пал еще ниже: допустил падение жены, сам пал, а под конец, забыв о мужском достоинстве, попытался свалить всю вину на жену и на Бога. Наказание было ужасным, и это был, наверное, самый весомый повод в истории человечества для взаимной ненависти супругов и расставания. Но тогда не появилось бы человечества.

Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?

Понимая, что возразить по существу на слова Христа им нечего, фарисеи попытались спрятаться за спину Моисея, но Господь немедленно извлек их оттуда на свет Божий:

Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так.

Что тут было возразить? Все понимали, что сначала действительно было не так, идет ли речь об Адаме, Ное или Аврааме. Кстати, даже самые жесткие иудейские толкования на слова Моисея допускали развод в случае бесплодия жены. Но как быть с Авраамом и Сарой, у которых ребенок появился на закате жизни? В каком возрасте можно было признать женщину бесплодной? Практически ни в каком. Фарисеи были посрамлены и отправились восвояси изобретать новые ловушки для Христа.

Но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует.

Как можно понять из сопоставления евангельских текстов, Спаситель продолжил разговор о браке уже наедине с учениками. Правда, у св.Марка и св.Луки не упоминается и о таком поводе для развода, как прелюбодеяние. Речь идет о том, что согрешает всякий, кто разрывает супружество, или даже более сурово: развод происходит лишь в головах людей. Господь же кого соединяет, того больше не разъединяет. Апостолы вместить этого были не в состоянии:

Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться.

Этот ропот понятен. То же самое восклицало с тех пор бессчетное множество людей, твердо рассчитывавших прожить жизнь без греха, спастись самостоятельно, а потом подойти ко Господу и предъявить счет. Но вот незадача – обстоятельства сплошь и рядом оказываются сильнее нас. Разводы происходили и будут происходить, даже среди стойких христиан, не говоря о большинстве из нас. Но Спаситель не устанавливает нового закона о супружестве, взамен Моисеева. Это вообще не в Его обыкновении – отменять ветхозаветные установления. Он лишь восстанавливает иерархию брачных отношений, где идеалом является супружество Адама и Евы – когда двое являются одним и через любовь, через борьбу за нее все преодолевают.

Те же, кто не в силах этого вместить, кто жестокосерден, может опереться на закон Моисея. Строжайшие законы о разводах у католиков имеют истоки в нормах раввина Шаммая, правила большей части протестантов – в доктрине школы Гиллеля. Допуская разводы, Православная Церковь, подобно Моисею, вовсе не противоречит Богу. Она сходит к нам как Христос во ад, чтобы и там не оставить человека наедине с падением.

Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит.

Относительно тех, кто сделал себя скопцами для Царствия Небесного, Господь не говорит, что такие появятся когда-либо, а произносит «есть скопцы». То есть речь здесь не о членовредителях, а о людях, добровольно отвергнувших плотскую жизнь. Таким был Иоанн Предтеча, таким был Сам Спаситель, непорочна была Его Матерь, даже пребывая в замужестве. Для иудеев жизнь вне брака была безумием, грехом, люди обязаны были совокупляться ради деторождения, а вот их душевная близость, желание жить в браке были чем-то вторичным. Поэтому не правы полагающие, будто монашество – это отрицание отношений между мужчиной и женщиной. Оно не отменяет их, а лишь освобождает от гнета принуждения, превращая в добровольное служение.

Составлено по писаниям свв. отцов и трудам современных богословов.


назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга