ХРОНОГРАФ

ОТКРЫВАЯ ОСТРОВА

Каких только «праздников» чиновники ООН не напридумывали! Чуть не каждый день года занят. И все из самых благих намерений. Вот и 16 ноября в десятый уже раз ООН отметила Международный день терпимости. В русском языке это созвучно с «домом терпимости», но в Нью-Йорке, очевидно, он задумывался как некое торжество политкорректности – терпимости к разного рода меньшинствам.

Но найдется же всегда такой, кто невзначай все опошлит и доведет до абсурда «правильную» идею. Неожиданно в ООН с официальным письмом обратились фанаты киноэпопеи «Звездные войны» из Британии – «рыцари Джедай» Умада (Джон Уилкинсон) и Юнъюна (Шарлотта Лоу). «В британской переписи 2001 года 390 тыс. человек объявили себя рыцарями Джедай, что делает нас четвертой по численности религией в стране, – не без важности заявляют они. – Мы гордимся нашим наследием, которое уходит корнями на 195 000 лет назад, когда первый джедай, синеволосый и синеглазый Кайа Синис появился на планете Корусан. Как и ООН, рыцари Джедай – это миротворцы, и мы считаем, что имеем право выражать наше вероисповедание через ношение одежд и признание на национальном и международном уровне. Поэтому мы призываем вас поменять 16 ноября на Межзвездный день терпимости».

Когда я несколько лет назад узнал о появлении «джедаев», то подумал, что это такой коллективный розыгрыш. Как выясняется, ошибся. Так что теперь ООН «в духе терпимости» на это обращение адептов «Силы» придется как-то реагировать.

О чем здесь можно говорить всерьез, так это о силе воздействия на людей визуального образа, «важнейшего из искусств» – кино.

Как раз в «Межзвездный день терпимости» в Воронеже прошел показ фильма режиссера Павла Лунгина «Остров». Необычность сеанса не в том, что был он за неделю до всероссийской премьеры, а в том, что состоялся он с благословения митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия, и в самом большом кинозале города, арендованном епархией, сидели священнослужители, их родные, а также преподаватели и студенты духовной семинарии. Ранее владыка распорядился во всех 40 храмах города рядом с расписанием богослужений повесить рекламу предстоящей премьеры. Просмотр фильма начался с молитвы. На премьерный показ и встречу со зрителями приехал и исполнитель главной роли Петр Мамонов, бывший рокер. Вот его слова – уже не о своем герое, а о себе: «Господь всех принимает и всех прощает – и убийцу, и самых страшных, только если сердце наше поворачивается не на 20 градусов, а на все 180. В жизни это происходит сплошь и рядом. И со мной это произошло… Поэтому я с такой уверенностью об этом говорю. Я натворил очень много дел всяческих, и мое сердце повернулось ко Христу на 180 градусов, и Господь мне все простил и залил любовью. И я обезоруженный, в изумлении стою».

Зрители в Воронеже отреагировали на фильм благосклонно, что не удивительно: архиерей благословил. Но с радостью и любовью восприняли фильм повсеместно сумевшие его посмотреть миряне и отцы. У них, как знатоков темы, наверно, возникло немало вопросов, да и «официальная» церковь в картине показана не слишком ласково. Но они смогли покрыть это любовью. И их отклики оказались удивительно созвучны первым откликам на форумах в Интернете – давно не сталкивался с такими, особенно от молодых:

«Я люблю кино, смотрела и знаю многое. Но впервые я испытываю к фильму, а именно к «Острову», настоящее человеческое чувство, только не знаю, как его обозначить, с чем сравнить. Мне не хочется, чтобы кто-либо смотрел картину, кроме меня, особенно в массовом прокате. Знаете, почему? Потому что Лунгин смог создать, а Петр Мамонов показать самое сокровенное, что есть в душе моей, что живет во мне и спрятано от посторонних глаз... Я уверена, что не одна это ощущаю, не одна живу теперь с чувством, словно заглянул кто в душу до самого донышка...»

«Сегодня посмотрела фильм... слов нет... Мне кажется, таких фильмов нужно снимать намного больше. Пускай они не рассчитаны на широкую публику, это ведь не главное! Пускай его посмотрит один человек, но он поймет, оценит и, возможно, сделает для себя выводы, а в лучшем случае изменится... Я сама от себя не ожидала, что буду так плакать. После такой картины хочется стать лучше, добрее, правильнее, задумываешься о вечном и высоком... Конечно же, найдутся люди, которые будут говорить, что нашему «многонациональному» народу навязываются ценности православной религии, но это лишний раз подтвердит значимость этой картины, ведь нас не спрашивают, хотим ли мы смотреть насилие и убийства! Огромное Вам спасибо!»

Я сознательно не пересказываю здесь содержание фильма – у многих из вас будет возможность его посмотреть, не в кино, так на видео. Он того стоит. Уже сейчас можно сказать, что по силе воздействия он превзойдет главное христианское кинособытие последних лет – фильм «Страсти Христовы» Мела Гибсона.

На летнем «Кинотавре» в Сочи «Остров» открывал фестиваль. Вот реакция кинокритиков на тот момент. Некто Лидия Маслова пишет в газете «Коммерсант»: «Сценарий отягощен массой логических неувязок и неудобоваримых диалогов», «настоятеля и истопника объединяет отчаянная попытка совместно угореть в котельной», «клиническая картина осложняется раздвоением личности героя»… Что тут скажешь? Послали недалекую девочку «проветриться» на фестиваль, ну, накатала она что-то из Сочи в высокомерно-шутейном стиле, столь характерном для либерально ориентированной газеты.

Но проходит всего несколько месяцев, фильм получает высокие отзывы Венецианского и других кинофестивалей, и газета оказывается вынуждена, подчеркиваю это – вынуждена вернуться к теме. Потому что картина стала событием. Корреспондент Андрей Плахов, сравнивая «Остров» с первым фильмом Лунгина «Такси-блюз», вышедшем на экраны в 1990-м, пишет: «История, рассказанная в «Острове», столь же символична для сегодняшней России, как «Такси-блюз» – для России вчерашней. Тогда казалось, что самое важное – стать частью так называемого цивилизованного мира, и это желание было взаимно. Сегодня скорее представляется, что важнее всего решить внутренние вопросы – то ли человека, то ли страны. Парадокс в том, что именно эти частные или локальные вопросы в результате оказываются самыми универсальными. А вовсе не глобалистская иллюзия превращения Москвы в Нью-Йорк».

Эти выводы, о которых всегда твердит Церковь, для корреспондента «продвинутой» газеты еще кажутся парадоксальными, но главное – шаг сделан. Будет и второй шаг, и третий, если продолжат возникать такие художественно сильные произведения о жизни православия. А они, несомненно, будут появляться, если мы, православные, с любовью станем встречать их, научимся показывать сокровища нашей веры «внешним». Это будет такой наш русский «день терпимости», длящийся весь год.

Игорь ИВАНОВ

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга