ВЕРТОГРАД

ПИСЬМА ОТЦА СЕРАФИМА (РОУЗА)

Джорданвилльский монастырь в США выпустил книгу писем отца Серафима (Роуза). Читатель, которому известны его труды, теперь может познакомиться с той стороной жизни этого американского православного подвижника, которая оставалась за страницами его богословских трудов. Мы предлагаем вашему вниманию несколько фрагментов из его писем к разным людям. Для удобства чтения наша редакция дала названия главкам и использовала современную орфографию. Полное издание вы можете заказать, обратившись по адресу: 125480, Москва, а/я 92. Филипьевой Т.В. или по эл.адресу: book-inok@yandex.ru

Об исповеди

Общая практика православной исповеди, я думаю, отличается от католической тем, что она менее законническая и внешняя. У нас те же главные семь грехов, но, кроме них, внимание уделяется постоянной греховности каждого из нас в малых вещах, словом, делом и помышлением. Мы должны сознавать это и исповедовать их так, чтобы они не накоплялись. Не следует вдаваться в ненужные подробности содеянного вами греха, кроме тех случаев, когда они вызывают специальные вопросы. Вы заметите, что местные священники не привыкли к детальному исповеданию грехов, важно перечислить главные грехи, искренне покаяться во всех грехах и своих несовершенствах перед Богом, великих или малых, и ничего не оставить тяготящего вашу душу. Особенно важно не иметь вражды ни к кому, обычно принято испрашивать обоюдное прощение у своих ближних, своих домашних перед причастием. (Обычный ответ: «Бог простит. Прости меня».)

Относительно первой исповеди, я уверен, что желательно было бы упомянуть кратко и в общих чертах серьезные грехи прошлого.

5/18.05.70

Кому можно молиться

Православная Церковь ни в коем случае не запрещает молиться «непрославленным» святым. Вообще прославление только делает официальным то, что уже существует неофициально: народ уже молится святому до того, как Церковь окончательно объявляет о его всеобщем почитании, когда служба ему и икона его одобрены и т.д. Кстати, келейной молитвой каждый может молиться любому усопшему православному христианину, как мы просим молитв у живых православных христиан – ибо во Христе все живы; а тем более тот, чья святость жизни или мученичество явно были благоугодны Господу нашему Иисусу Христу, так что он может слышать наши молитвы и ходатайствовать за нас. Поэтому если сердце ваше подвигается на такую молитву, то, конечно, молитесь священномученику Серафиму (Угличскому. – Ред.). Также нет ничего предосудительного, если вы вырежете его фотографию и поставите ее в красном углу – не на главном месте, но со стороны, так сказать, с краю. Многие так поступали с изображениями св. праведного Иоанна Кронштадтского и преп.Германа задолго до того, как они были прославлены.

15/28.05.71

О примере святых отцов

Ты пишешь, как важно цитировать труды святых отцов. К этому я добавлю: полезно также приводить в пример случаи из их жизни, подходящие по содержанию. Особенно в наше время мудрые «богословы» способны цитировать отцов и извращать их мысли, к соблазну верующих, Но то, что святые отцы делали, зачастую столь ясно, что не нуждается в толковании, и это невозможно извратить. Например: сейчас много говорится о созыве «Восьмого Вселенского Собора», так как он может объединить всех православных христиан, являясь высшим авторитетом Церкви и т.д., – и тут можно вспомнить, что в истории Православной Церкви уже был такой «Восьмой Вселенский Собор» – ибо представители всех патриархов подписали постановление Флорентийского Собора. Тем не менее, из-за одного епископа, свят. Марка Ефесского, который встал на защиту правды против всего Собора, отвергнув его постановление (об унии с Римом), ибо это противоречило православному преданию, вся Православная Церковь в конце концов отвергла этот Собор. Так же и сейчас сторонники реформ и унии с Римом найдут много убедительных доказательств, а мы противостанем им не только с доказательствами из святых отцов, но гораздо больше с примером свят. Марка Ефесского.

16/29.08.71.

О признаках Апокалипсиса

В середине апокалиптической главы Евангелия от Матфея (24, 33), а также Марка (13, 28), Спаситель в притче о смоковнице говорит: «Так, когда вы увидите все сие, знайте, что близко, при дверех». Другими словами, мы должны следить за признаками времени, дабы не прельститься. Поэтому это не совсем верно, что «Царь Славы может придти в любой момент». Только те, кто не смогут различить знамения времен, будут застигнуты врасплох; но бдительные христиане того времени будут заранее знать, что «близ есть, при дверех», они распознают признаки и, не поддаваясь прельщениям антихриста, будут понимать, что до конца осталось лишь несколько лет; конечной даты никто не может знать, пока она не наступит, но ее приближение будет чувствоваться все сильнее и сильнее, как мы наблюдаем распускающиеся листья на фиговом дереве.

5/18.06.72

О канонах, послушании и Духе Церкви

Относительно канонов: это великий камень преткновения для новообращенных, во-первых, из-за фарисейского соблазна, который борет всех нас, а во-вторых, потому, что каноны являются законами Церкви, а посему они могут быть приложимы только в русле церковного предания и в Духе, Который управляет Церковью. Большая часть церковного предания не систематизирована, ибо она находится в житиях святых и святоотеческих писаниях (для которых, слава Богу, нет общего указателя-индекса – иначе ни один неофит не смог бы выжить!), и часть церковного предания еще не записана. Каноны – это наиболее видимая часть церковного предания, и поэтому некоторые неофиты терпят кораблекрушение из-за того, что хватаются за них и пытаются применять их, не подозревая, что каноны – это только одна часть всего предания Церкви.

Каноны были написаны для человека, а не человек для канонов. Некоторые каноны просто не могут или не должны в некоторые времена или при некоторых ситуациях применяться со строгостью, откуда происходит церковная икономия. Также, как правило, применение канонов (и икономия) – дело епископов, и они делают все возможное, советуясь друг с другом. Нам же надо всячески стараться избегать доверять своему собственному рассуждению по отношению к применению канонов. Конечно, каноны, которые непосредственно нас касаются, мы должны знать, и если возможно, будучи научены или посоветовавшись с более опытными в делах веры, мы должны быть готовы защищать – например, каноны, касающиеся общей молитвы с еретиками, нарушение которых является предательством самой идеи Церкви Христовой. Неисполнение других канонов, как, например, говорящих о допустимом возрасте при рукоположении в диаконы или священники, не является подобным предательством и не нашего ума дело, и если мы начнем требовать от епископов отчитываться (перед нами!), то это будет равносильно тому, если бы епископы стали вмешиваться в домашнюю жизнь рядовых прихожан… Относительно более тонких вопросов, таких, как послушание и авторитет в Церкви: они тоже являются законами, которые каждый должен знать, как применить в духе церковного предания.

Это просто факт духовной и церковной жизни, что ради любви ко Христу каноны иногда формально нарушаются и проявляется формальное «непослушание» духовным авторитетам, чему есть примеры в житиях святых. Если каждый из этих законов станет непреложным, то православие превратится в фарисейство.

Кстати, существует несколько видов «послушания» и «авторитета» в Церкви, и можно своей душе причинить большой вред, если начать их смешивать. Старец – ученик, духовный отец – духовный сын, священник – паства, епископ – священник, епископ – мирянин, старший – младший и т.д. – все вышеупомянутые взаимоотношения включают разные виды и степени послушания и авторитета, и они могут быть постигнуты только путем личного опыта, а не из «правил»…

18/31.10.72

О трезвом отношении к епископам

…Главная причина, почему мы затронули с тобой вопрос о «трезвом» отношении к епископам, заключается в том, что ты несешь ответственность перед читателем не только за преподносимые тобой теории, но, в некоторой мере, и за практическое применение этих теорий твоими читателями. Одно дело – принципы, которые остаются неизменными; но людям свойственно прилеплять к этим принципам идеалистические представления о личностях, и это может повлечь за собой кораблекрушение. Это больше всего относится к епископам, князьям Церкви. В наше время общего упадка в Церкви нельзя многого ожидать от них. Отдавая им должную честь, уважение и послушание, мы должны реалистично признать (кроме отдельных случаев), что они не в состоянии служить как личные наставники, особенно для новообращенных. Одно из выдающихся исключений из этого «правила» – это владыка Иоанн (Сан-Францисский. – Ред.), которому, мы считаем, можно было отдать себя полностью в духовное водительство – он никогда не принимал к себе учеников, но вдохновлял и подкреплял независимых работников на ниве церковной, под условием роста и общего руководства в рамках православного предания. Много раз мы ходили к нему и спрашивали благословения на разные вещи, например, чтобы купить новый печатный станок, и его ответ всегда был один и тот же: «Я ничего не понимаю в печатном деле. Сами решайте, что вам нужно, покупайте, если можете, и Господь благословит ваши труды. Если то, что вы делаете, угодно Богу, то будет успех, а если нет, то Господь поставит на вашем пути такое препятствие, что вы не сможете дальше двигаться». Если мы когда-то высказали мнение, что наши синодальные архиереи никуда не годятся, то ты нас неправильно понял. Наши епископы, в целом, лучше любых других, о которых мы знаем, и, скорей всего, ничем не отличаются от епископов последних 2000 лет, через которых Святый Дух руководил Своей Церковью. В целом, наши епископы не отличаются плохими администраторскими способностями, скорей наоборот (обычно бывает так, что святой епископ является плохим администратором). Если что-то и является для них искушением, то это то, что они слишком серьезно принимают «организационную» сторону Церкви, тем самым иногда «угашают дух» некоторых членов церковного организма. Те из нас, кто может, должны поддерживать горение духа, как ты точно написал: «перестать верить в “организацию” и прилепиться к “организму”». Таким образом мы сможем не только послужить Церкви, но станем лучшими помощниками епископов, ибо мы подвизаемся вместе с ними в истинном служении Церковному «организму», Телу Христову.

18/31.10.72

О Туринской Плащанице

Я бы не ставил большого ударения на том, что Плащаница является научным доказательством Воскресения. Как может наука установить такую ненаучную истину?! Как вторичное доказательство, да, она может подтвердить факт Воскресения Христова, но нужны другие, не научные основания для признания Плащаницы. «Научные» знания, по своей природе, наименее достоверная форма человеческого знания, подверженная переоценкам и обманам, не говоря уже о просто дьявольских подделках... Доказательство подлинности Плащаницы для православного христианина не кроется в научных свидетельствах, но должно заключаться в православном контексте. Например, должен быть найден убедительный ответ для тех, кто вопрошает: почему не существует православного дня памяти и службы Плащаницы?

Почему ссылки на римо-католические источники вызывают нарекания? Не столько из-за того, что кто-то будет к ним придираться (это второстепенно), а потому, что эти ссылки способствуют загрязнению православного мировоззрения читателя; одних заставляют морщиться, других – сомневаться в прочитанном, а третьих, что еще хуже, приучают принимать римо-католические обычаи за истинные, тогда как бедные православные люди и так уж значительно латинизированы.

13/26.02.73 – 25.02/10.03.73

Оплакивать ли образование?

Ты пишешь: «Многие отцы оплакивали потерянные годы, потраченные на получение образования». Мог бы ты назвать хоть одного отца, который бы «оплакивал их»? Да, они обратились к тому, что более полезно, или, возможно, размышляли о суетности своего образования, но «оплакивать» наверно, слишком сильно сказано, особенно потому, что они, в общем, находили применение тому, что было положительного в их образовании, зная, таким образом, о чем думают «мудрецы мира сего», и прочее.

22.06/05.07.73

О святости последних времен

Цитата из Древнего Патерика, которую архиепископ Феофан Полтавский приводил для поддержки нас, несчастных борцов последних времен:

«Святые отцы из пустыни Скит в Египте пророчествовали о последнем поколении, говоря: “Что мы сделали?” И один из них, великий по жизни, по имени Исхирион, сказал: “Мы исполнили заповеди Божии”. Они снова спросили: “Сделают ли что-нибудь те, которые придут после нас?” Он сказал: “Они сделают половину того, чего достигли мы”. “А что будет после них?” Исхирион сказал: “Люди того поколения не сотворят никаких дел; но на них нападут такие искушения, что те, которые им не поддадутся, будут выше нас и наших отцов”».

Другие отцы говорили: психологические испытания людей, которые будут жить в последние времена, будут равны физическим испытаниям мучеников. Но для того, чтобы противостать этим испытаниям, мы должны жить в ином мире.

2/15.10.75

Все ли средства хороши

Отец Пантелеимон два года назад в Сиэтле сказал мне, что ради блага Церкви все разрешается – лгать, воровать, все, потому что цель оправдывает средства. Я тогда не придал особого значения его словам, потому что знал, что иногда, дабы избежать большого зла, приходится совершать меньшее, например, солгать. Но это можно допускать только в случае крайней необходимости и с самоосуждением и раскаянием пред Богом за допущение неправды. Но у отца Пантелеимона этот иезуитский принцип становится основным принципом церковной жизни, который ловкие церковные политики могут употреблять безнаказанно...

«Какую сеть себе сплетем, когда один лишь раз солжем»! Это все низкосортная политика. Существует такой духовный закон: чувство тяжести и отчаяния не должно исходить от духовных вождей Церкви, это не признаки благодати. Если такое чувство от них исходит, они находятся в большой опасности; что-то с ними не в порядке. Легче для тех, кому приходится страдать от них, потому что это их духовно совершенствует.

Все это пройдет, как кошмарный сон. Только помни, что это не является реальностью. Полностью отметай мысли о том, кто прав и кто виноват. Молись об отце Пантелеимоне, который находится в серьезной духовной опасности, но сам от него отгородись. Там болезнь, мелкое политиканство и дьявольские козни. В глубине сердца мы вполне мирно на все это смотрим, ибо знаем, что Церковь сильнее всех тех, кто, поддавшись обольщению, возомнил себя Церковью; они все равно всегда отпадают, помогая тем, которые остаются, стать более трезвыми.

4/17.10.75

«Горе единому»

Это просто небольшая записка по поводу У., который еще, наверное, живет у вас. Мы оба считаем важным тебя предупредить, не пугайся напрасно, но учти, что он сейчас в ужасно тяжелом и опасном духовном состоянии. Внешне он много знает о том, как другие думают о православии и каковы их душевные переживания, но внутри себя он очень неуравновешен и смущен; каждый раз, когда он «поучает» или «руководит» другими, он вредит и им, и самому себе. Внешнее знание о православии без внутреннего мира и убежденности, и обретения своего места в жизни может причинить много вреда, даже когда преследуются самые благие намерения. Поэтому мы усердно тебе советуем и просим об одном: не затевай с ним никаких совместных дел.

Мы не питаем к нему личных антипатий, смею тебя уверить; мы его очень любим и желаем ему спасения. Но тут существует духовная опасность, о которой ты и не подозреваешь, поэтому я тебе об этом пишу. Священное Писание говорит: «Горе единому». У. сейчас никому не доверяет и надеется только на себя, и это делает из него самого настоящего «безумного неофита». Пожалуйста, молись за него, чтобы он мог использовать свой богоданный талант для служения Богу, а не для своих «добрых идей», которые исходят от падшего человеческого естества.

Молись о нас. Господь с нами, а искушения только укрепляют!

8/21.06.74

Об «элите» и массах

Епископы, с которыми мы были близки, никогда не учили нас этой чуждой папистской теории, что только они и «узкий круг посвященных»» являются какой-то элитой и могут свободно обсуждать церковные проблемы, а массам это непозволительно. Когда дело касалось важных событий в Церкви, то они всегда свободно делились с нами своими взглядами безо всяких лестных намеков, что мы являемся частью этой посвященной «элиты», которой можно знать секреты.

8/21.10.75

Дух и обряд

Борьба староверов за сохранение своих обрядов (которой нельзя не сочувствовать) – не та же самая борьба, которую мы, православные христиане, ведем за сохранение духа православия. Дух везде угашается, и сохранение старых обрядов не спасет, если духа не будет.

3/16.01.76

Об «оранжерейном подходе» к православию

Я писал и говорил с Л. об этом оранжерейном подходе к православию – исполненном сплетен, знаний «что где происходит», когда на все всегда есть «правильный ответ», согласный с мнением «экспертов».

Например, она пришла в ужас, оттого, что Т. был принят в Церковь (из римо-католичества) без крещения или миропомазания. Она утверждает, что «это неправильно». Но мы ничего предосудительного в этом не видим; это должны решать священники и епископы, и это не наше и, тем более, не ее дело. Чин присоединения к православию, через который был принят Т., был одобрен Церковью уже давно, исходя из правила икономии, и, скорей всего, в его случае это был самый лучший способ, потому что у Т. могли бы возникнуть сомнения насчет крещения. Снисхождение Церкви здесь продиктовано рассудительностью. И если она теперь скажет Т., что он не является «истинным» членом Православной Церкви, то может причинить страшный вред его душе.

Другой пример: Л. была очень рада, что К. крестился (после того как он уже был несколько лет членом Зарубежной Церкви): «Наконец-то он все исправил!» Нас это, наоборот, очень огорчило, потому что он тем самым проявил свою полную духовную незрелость, а те, кто это одобрили, – узкий фанатизм. Святой Василий Великий отказался крестить человека, который сомневался в истинности своего крещения, как раз потому, что он уже много лет причащался, и тогда уже было поздно сомневаться, что он является членом Церкви Христовой! В случае с нашими новообращенными ясно, что те из них, кто желает креститься, уже будучи членами Церкви, пытаются из чувства неполноценности получить то, что Таинства дать не могут: психологический уют, заглаждение их погрешностей, совершенных уже после обращения, чувство принадлежности к клубу тех, которые «правы», автоматическую духовную «правильность». Но такой поступок бросает тень на саму Церковь и ее служителей.

28.01/10.02.76

Аромат православия

Мы, чтобы оставаться в истинной традиции православия, должны быть ревностными и твердыми в нашей православности, но при этом мы не должны становиться фанатиками и не должны учить наших епископов, как им следует себя вести. Прежде всего нам должно стремиться сохранить настоящее благоухание православия, при этом мы немного должны быть «не от мира сего», отделиться от всех забот и всех видов политики, даже касающихся Церкви, питаться духовной пищей, которую Церковь дает нам в изобилии. Старец Макарий (Оптинский. – Ред.) хорошо написал в одном из писем: «Фанатизм ограничивает способность человека мыслить, в то время как истинная вера дает человеку свободу. Эта свобода проявляется в твердости человека во всех возможных случаях, в счастье и в горе». Такая свобода является отличительной чертой нашего православия; именно поэтому иосифляне отделились от Сергия в 1927 году: не из-за неправильной экклизиологии и не из-за нарушения канонов, но потому что он отнял у Церкви наиболее ценное ее качество – ее внутреннюю свободу.

Но для того чтобы это понять, нужно чувствовать аромат православия. Постараемся не потерять его!

3-й день праздника Троицы, 1976 г.

Здесь и сейчас

Пожалуйста, не забывай, что все труды христианина совершаются в его окружении – здесь и сейчас, между мною, Господом и моими ближними. Если есть возможность для чего-то большого – на общем церковном уровне – это должно быть лишь дополнением к основному деланию. Я до сих пор удивляюсь, как много мы еще можем делать, учитывая то, какие сейчас настали времена. Также черпай свое вдохновение из жизни праведников, таких, как святитель Нектарий Эгинский и наш собственный владыка Иоанн, – они часто подвергались преследованиям на «общецерковном уровне», но это не мешало им приносить добрые плоды своего делания.

30.06/13.07.78

«Прыжок» в богословие

Два наших семинариста успешно начали свои «предбогословские занятия». С. наконец-то понял необходимость определенного нерелигиозного образования, как подготовки к изучению богословия (в данный момент он читает Платона), а К. после прочтения двух пьес Пушкина обнаружил, что недостающим элементом в его образовании до сего момента являлась именно светская литература! Синдром «внезапного прыжка в богословие», похоже, является корнем многих проблем, возникающих как у отдельных людей, так и у Церкви в целом.

6/19.09.81

Скромное престольное торжество

Наш престольный праздник преп.Германа прошел мирно и радостно. Приготовили традиционный обед с гороховым пирогом, который обычно пек митрополит Гавриил (Санкт-Петербургский. –Ред.), немного семги, Аляски ради, и кренделя преп.Германа, которые он делал своим сиротам. За чаем, в царской комнате, мы слушали жития американских святых, новомучеников, блаженной Ксении (один из паломников получил от нее молитвенную помощь) и Царственных мучеников. Нам пришла мысль, что, несмотря на страшное время, все равно еще можно что-то сделать для немногих, ищущих истины. Мы горим желанием дать то, что мы можем дать в это бесценное время свободы, которое еще оставлено нам.

12/25.12.74

Плавление свинца

Иногда у нас просто руки опускаются от физических трудностей, они кажутся непреодолимыми (нынешнее затруднение – расплавить свинец в линотипном котле), но опять же, это только смиряет нас, и гораздо лучше научиться терпению и смирению, чем получить сразу все, что хочешь, а затем открыть, что внутри тебя пустота, с чем сталкиваются современные православные интеллектуалы. Да поможет нам Господь довериться Ему, ибо Он может руководить нашей ежедневной жизнью лучше, чем мы сами смогли бы.

7/20.01.75

Прощеное воскресенье

Испрашивание прощения в это воскресенье происходит после вечерни. Принято до испрашивания прощения пропеть Пасхальный канон, чтобы вкусить немного пасхального настроения до начала поста (что в древности было введено для тех подвижников, которые могли так запоститься, что не доживали до Пасхи, но также и как утешение для нас, грешных). Хорошо испрашивать прощение лично друг у друга, с земным поклоном и троекратным лобызанием (каждый с представителем своего пола), заканчивая вторым земным поклоном. В монастырях это совершается в определенном порядке, согласно чину каждого, но в таких местах, как Сан-Францисский собор, это происходит в замечательной неразберихе: все сначала выстраиваются перед епископом и духовенством и земно кланяются им, и в то же время собор наполнен кланяющимися и падающими ниц друг перед другом людьми…

С нами Бог! Мы испрашиваем у тебя прощения перед началом поста, если чем согрешили перед тобою словом, делом или помышлением. Да простит и помилует нас всех Господь.

21.02/05.03.76

Пребывайте в благодати Христовой!

Да изобильно пребывает в вас радость воскресшего Спасителя нашего в эти светлые пасхальные дни, и да сохранится в вас вечно благодать, которую вы получили в дар от Него! Да не победят вас никакие искушения, никакой мрак да не пересечет ваш путь и да не посетит вас никакое испытание, в котором вы не обратились бы немедленно ко Христу, нашему всемилостивому Богу, поправшему смерть и упразднившему власть диавола.

Пребывайте в благодати Христовой, и Он направит вас ко спасению. Помните конец вашей жизни, никогда не заходящий день Христова Царства, и вы узнаете, почему вы живы и к чему вы стремитесь.

Христос Воскресе!

Святая Пасха, 1974 г.

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга