ВОПРОС - ОТВЕТ

«ГЛАВНЫЙ ПРИЗНАК ВЕРЫ – РАДОСТЬ,
А СУЕВЕРИЯ – СТРАХ»

Здравствуйте, уважаемая редакция газеты «Вера»!

Пишу вам, чтобы вы помогли мне и другим людям разобраться. Сейчас волной пошли слухи про «иерусалимское тесто». И у нас в поселке все передают друг другу это тесто, с запиской, как и что с ним делать. Говорят, что оно должно побывать в доме один раз в жизни, и Господь принесет в дом мир и т.д. Будто бы первый день оно «привыкает» к дому, потом в него что-то добавляют, делят на 4 части, одну часть выпекают и оставляют себе, остальные три раздают дальше другим. У меня все это вызвало сомнение и тревогу. Люди верят, что это по-православному. Объясните, пожалуйста, если вы знаете, что это за «иерусалимское тесто» и откуда оно пришло.

С любовью и уважением, Иоанна
пос.Ясног Республики Коми.

* * *

Здравствуйте, уважаемая редакция! Хочу обратиться к вам с вопросом: существует ли реально «Братство трезвения» (староверов-трезвенников). Прочитав полученное от них письмо, поверила, но есть люди, усомнившиеся в этом. А так хочется надеяться, что это радикальное средство от пьянства. Вот что они пишут.

«Зовут меня Нестор (в миру Петр Иванович Петров). После окончания военно-морского училища служил на Севере. Судом чести был уволен с флота за пьянство. Семья к тому времени переехала в Ленинград. Я работал грузчиком и продолжал пить. Часто попадал в вытрезвители на 15 суток и даже таскал бревна из Невы – так «лечили» в ЛТП. К счастью, одна из монахинь-староверок подсказала моей матери обратиться к знахарю Василию (он жил на Карельском перешейке). Уже после моего исцеления мать рассказала, что он дал ей «елейную соль» (сухой экстракт травы перунов цвет из семейства тимьяновых), которая используется при производстве ладана и церковного елея. Позже я стал старообрядцем, принял сан иеромонаха, и уже сам не раз спасал пьющих с помощью «елейной соли». Она действительно оказывает реальную помощь: снимает бесовской похмельный синдром, ведущий к пьянке до гроба».

Р.Б.Мария
г.Великий Устюг

Письма читателей комментирует настоятель Св.-Казанского храма в Сыктывкаре игумен Филипп (Филиппов):

– Такие послания имели хождение и в советское время, назывались «счастливыми письмами». Потом появились пироги «Счастье», когда человек должен был занять место в цепочке по изготовлению такого рода кулинарных изделий. Все это сопровождается некоторым насилием над совестью, давлением на склонность людей к суевериям и поэтому не вполне приемлемо. Если вы хотите исполнить долг веры, то просто купите хлеба и раздайте неимущим.

Это отдаленно напоминает некоторые православные традиции, но есть некоторые очень существенные отличия. Возьмем распространение Благодатного огня, когда в Иерусалиме затепливается на Пасху лампадка, от нее возжигаются другие, и так огонь распространяется по всему миру – очень бережно, осторожно, как бы не осквернить святыньку. Но Благодатный огонь – это величайшее чудо. Он возжигается Богом, затем расходится по благословению архиереев, никто при этом никого не запугивает, дескать, попробуй не поучаствуй в этом святом деле, себе дороже выйдет.

Так же охотно передают люди друг другу маслице от святых мощей, частицы мощей. С одной стороны, здесь есть благословение Святой Церкви, с другой – полная добровольность, люди с большим желанием, радостью, ничем не смущаемые берутся за это. Именно радость является одним из важнейших признаков веры, так же, как и страх – суеверия, идет ли речь об испуге перед черной кошкой, перебежавшей дорогу, или какой-то другой боязни.

Второе из писем – о том, как человек смог преодолеть грех – нужно понимать правильно. Господь помог его автору, в конце концов, а не елейная соль. Возможно, она помогла как-то сконцентрироваться, сыграла какую-то роль, но не потому, что содержит в себе какую-то благодать. Здесь можно вспомнить опыты конца XVIII века, когда людей исцеляли с помощью магнита. Как впоследствии выяснилось, магнит был совершенно ни при чем. Он просто помогал людям сосредоточиться на каком-то внешнем объекте, усиливая их внушаемость, мобилизовывал какие-то внутренние резервы организма. Наука впоследствии смогла объяснить этот феномен, далеко не безопасный для нашей психики, Церковь также указывает, что лечение с помощью внушения, самовнушения содержит в себе что-то сомнительное. Очень часто оно приоткрывает человека для влияния демонических сил, сопровождается ростом оккультизма.

Прежде чем уповать на елейную соль, нужно понимать, что без укрепления в вере, без покаяния нам ничего не поможет. В этом письме речь идет об одном рецепте изготовления елейной соли, мои прихожане подходили, рассказывали о другом – когда в обычную соль добавляют елейное масло. Это чистой воды магизм.

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга