РАСКРЫТОЕ ЕВАНГЕЛИЕ

ХРИСТОС И БОГАТСТВО

Евангелие от Матфея, глава 19

И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?

Как спастись? – с этим обращается богатый юноша ко Христу. Святые отцы в корне расходятся во взглядах на искренность и достоинства этого юноши. В западной православной традиции была принята версия блаженных Августина и Иеронима, что юноша был лукав, хвастлив и высокомерен, олицетворяя собой народ еврейский. Получив в наследие Закон, иудеи пленились этим духовно-нравственным богатством, возгордились и пали. Иной была позиция восточных учителей Церкви – таких, как Василий Великий, Иоанн Златоуст. Они полагали, что юноша искренне хотел последовать за Спасителем. Разочарованный в современном ему иудаизме, молодой человек мечтал, что Христос вольет в него огонь подлинного исповедания Господа. «К Спасителю обращается он, – писал святой Климент, – как стоящий на переходе от одной веры в другую и как чувствующий свое положение на зыбкой ладье закона непрочным и опасным».

Здесь мы видим два разных воззрения не только на богатого юношу, но и на еврейский народ, а если шире, на человечество. Одни полагают, что иудеи – это сплошь фарисеи, другие видят в них тех, кто мечтает быть с Господом, но не способен пожертвовать для Него таким, например, сокровищем, как религиозно-этническая принадлежность. Множество людей (не только евреев, но и мусульман, и язычников, и т.д.), потянувшихся было ко Христу, вдруг останавливались, словно стреноженные. Они не в силах были расстаться с добрым отношением родных, друзей, социальными связями ради крещения.

Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог.

Иные заинтересованные богословы выводят из этих слов, что Христос будто бы сам признает, что Он не Бог. Это в корне неверная трактовка. Вот как пояснял блаженный Феофилакт слова Христа: «Если ты Меня как учителя почитаешь благом, то никакой человек не благ, сравнительно с Богом; если же ты почитаешь меня благим как Бога, то зачем меня называешь учителем?»

Вослед за этим Господь сказал:

Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди.

Собеседник Спасителя ждал много большего, о заповедях ему мог бы сказать любой другой иудей, но может быть Христос имел в виду какие-то другие, новейшие заповеди? Юноша уточнил:

Какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй... люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?

Молодой иудей смущен, он не в силах объяснить, почему Сын Божий делает вид, что не понимает его. Все ветхозаветные предписания он всегда выполнял как должно, и это вошло в привычку, не сумев дать главного – подлинной веры. Именно ее жаждет юноша, о ней просит. И слышит в ответ:

Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.

Спаситель готов был принять собеседника в число учеников, апостолом, но имелось одно «но». Необходимо было расстаться с земным богатством. Юноша едва ли был патологически жаден, но одно дело – любить ближнего по мере сил, другое – отречься ради него от всего. Одно дело – прибавить к мирским богатствам духовные, другое – променять одно на другое. В этом чудится что-то неправильное, противное здравому смыслу. В чем беда многих хороших от природы людей: душа их не знала ада. Они так привыкли к своей положительности, что не холодны и не горячи. Их душевные дары – это тоже богатство, от тайной гордости ими очень трудно отказаться.

Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное...

Вот как говорил о материальном богатстве англичанин Уильям Баркли, исследователь Евангелия, уважаемый в православном мире: «Это серьезное испытание человека. На сотню человек, способных выдержать бедствия, лишь один может выдержать процветание. Процветание так часто делает человека высокомерным, чванливым, самоудовлетворенным, мирским. Благоденствие может выдержать лишь действительно хороший человек». Эти слова были произнесены еще в девятнадцатом веке. С тех пор западная цивилизация далеко продвинулась на пути к материальному благополучию. И «богатых юношей» там можно встретить на каждом шагу, они вежливы, добры и так далее. Но бесконечно далеки от понимания слов «Откровения»: «Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг».

Но это не означает, что Христос против богатства как такового. Идет ли речь о деньгах, талантах, знаниях, мы выступаем по отношению к ним, либо как распорядители, сознающие, что истинный владелец всего, что мы имеем, Бог, либо как собственники. Распорядитель готов все передать Господу по первому требованию. У собственника на этот счет иные воззрения.

Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так, кто же может спастись?

Ученики совершенно правильно поняли, какой смысл вложил Христос в слово «богатство». Даже у нищего есть собственность. И никто из нас не может отказаться от всего.

Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно.

Что же тогда делать, как спастись? Страх охватывает учеников, устами Петра вопрошающих:

Вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам? Иисус же сказал им... всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную.

Мы не можем спастись сами, даже если станем вести самую аскетическую жизнь. Это будет означать лишь, что наше имение состояло не в материальных ценностях. От того богатства, которое человеку действительно важно, он по своей воле не откажется и даже не признается себе, в чем его истинная слабость. Лишь следуя за Христом и подвизаясь в жертвенности во имя Его, мы можем стяжать хотя бы часть платы за право войти в Царствие Небесное. Господь же восполнит недостающее.

Составлено по писаниям свв. отцов и трудам современных богословов.


назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга