ЖИВОЕ СЛОВО

ЗЛОЙ ПОМЫСЕЛ – ЭТО ГОЛОС ИЗ АДА

Как бороться со злыми помыслами?

Игумен Николай (Парамонов) (настоятель Св.-Троицкой Приморской Сергиевой пустыни С.-Петербурга):

– Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сначала выяснить причины возникновения помыслов. Тогда со следствием легче будет бороться.

Святые отцы говорят о том, что плохие помыслы в человеке возникают по трем причинам: от естества, от воли (от желаний), от злой силы. Или коротко: дурные помыслы рождает мир (следование его законам), плоть и дьявол.

Если расшифровать это изречение, то получится, что все сводится к неправильным желаниям (помыслы блуда, чревоугодия, нетерпения), к самолюбию, самонадеянности (помыслы тщеславия, гордыни, осуждения, смущения, уныния). Что касается помыслов от злой силы, то они чаще всего также питаются страстями самого человека. И часто, когда человек говорит: «Это от лукавого», он просто занимается самооправданием.

Помню, у нас был такой прихожанин, только-только начал ходить в храм, и все говорил, что его бес искушает, помыслы ему всевает. А то, что причина помыслов – ты сам, в этом как-то неприятно было сознаться. Часто на лукавого списываются наши собственные страсти. Иногда, правда, причиной помыслов бывают и физические немощи. Физические болезни вообще влияют на психику человека. В этом случае надо прибегать к помощи врачей, и часто бывает, что после физического выздоровления и душа успокаивается.

Как бороться с помыслами? Конечно же, прибегать к помощи Церкви. Все, что беспокоит человека, нужно спешить исповедовать. А то ведь от помысла можно и погибнуть. Епископ Игнатий (Брянчанинов) в пример приводит инока валаамского, которого уговаривали не ходить по неокрепшему льду, а помысел ему говорил, что он пройдет. Пошел – и утонул.

Старец Паисий Святогорец говорит о том, что «всегда нужно иметь благой помысел» – то есть дурные помыслы можно изгнать хорошими. Вот ты думаешь о ком-то плохо, осуждаешь, а ты начни искать в этом человеке хорошее, почаще вспоминай о его добрых проявлениях, поступках, чертах характера. Если кто-то тебя «зазирает», смущает или обижает, и ты в помыслах начинаешь восставать на этого человека, то нужно напоминать себе, что люди служат только раздражителями наших страстей. Люди часто выявляют наши немощи, когда вызывают нас на гнев, на раздражение, на нетерпение, – выясняется, что все эти страсти есть в нашей душе. Потому обидчика надо скорее благодарить, чем осуждать. Вот как оптинской старец (который любил говорить поговорками) прп.Амвросий заключил: «Кто нас хулит, тот нам дарит, а кто хвалит, тот крадет».

Древний святой авва Фаласий такой совет давал: «Если хочешь враз избавиться от помыслов, каждого человека встречай, как Иисуса Христа».

Еще один способ борьбы со злыми помыслами (особенно блудными) предлагают отцы – это стяжание памяти смертной. Для этого надо чаще посещать кладбища, присутствовать на заупокойных богослужениях, вспоминать судьбы усопших близких.

Универсальный способ борьбы с грехом, а значит, и с греховными помыслами – творить добрые дела, вообще развивать в себе добрые начала. Через силу даже. Не хочется тебе помочь старушке перейти через дорогу, потому что спешишь, а ты заставь себя. Хорошо еще за больными ухаживать, особенно за тяжелыми больными. И вообще посещение болящих, сострадание им очень помогают душевному здоровью и спокойствию.

Наверное, самый распространенный дурной помысел в наше время – помысел зависти: «А почему у него так, а у меня нет? Ему – все, а мне – ничего?» Тут надо себя охолаживать напоминанием о том, что этот помысел возникает от привязанности к материальным ценностям, от неверия. Вот Бог тебе даст все, что ты хочешь, а получится, что ты «духовно навеки почил». Как евангельский богач: «Душа, ешь, пей, веселись, ибо достаточно у тебя запасов». И в этот момент Господь его и забрал от земной жизни.

Хочу сказать, что иногда мучение от помыслов бывает и полезным для человека. Так было, например, с прп.Силуаном Афонским; так, нам недавно показали, произошло и с героем фильма «Остров». Человека мучает помысел, а он начинает каяться, молиться побольше, через брань с этим помыслом ему открывается путь самопознания. Человек становится мужественным, крепким и мудрым. Становится терпеливым, сострадательным. Иногда ему посылаются и сверхъестественные дары – как герою в фильме «Остров».

А когда от некоторых помыслов иногда очень трудно бывает избавиться, уж все способы перепробованы – значит, это Божие попущение. Как один старец в монастыре позвал послушника: «Сломай прутик», тот сломал, потом старец прибавлял прутики – все тяжелей ломать, потом разрешил кого-то на подмогу позвать – сломали вместе, потом еще одного позвал – тоже сломали. «А большое дерево руками сломать можете?»

Так и в духовной жизни: есть страсти и от них возникающие помыслы, с которыми сам человек может справиться; есть такие, когда нужна помощь других людей; есть и такие, которые только Бог может победить, когда Ему будет угодно.

Вот, например, Пимен Многоболезный, преподобный Киево-Печерской лавры, так смердел от болезни, что даже родители от него отказались. Он потом людей исцелял, а сам не поправлялся. И думал: «Как же так?» И когда он скончался, гной на его ранах обратился в миро, а зловоние – в благоухание.

В любом случае главное, когда нас борют помыслы, не поддаться духу уныния. «Не унывай, не унывай, душа моя. Уповай, уповай на Господа».

Протоиерей Алексий Сухих (настоятель храма г. Вятские Поляны):

– С помыслами, в первую очередь, следует бороться молитвой и размышлением над Святым Писанием, так, чтобы животворящая сила слова находила отклик в сердце. Немало моих вопросов нашли ответы в Евангелии или пришли от Господа по молитве. Был такой случай: приехал я в Троице-Сергиеву лавру, и там у мощей закралась мысль о том, где больше благодати: здесь или в каком-нибудь деревенском храме? И тогда взмолился я, попросил дать ответ. И получил его от Господа по ходатайству преподобного, что и в самой маленькой деревенской церкви не менее благодати, чем в любом другом храме. С тех пор я мало куда езжу.

Если помысел призывает осудить кого-то, нужно прежде всего разобраться с собой, понять, откуда это идет, как искоренить причину. Был такой инцидент в моей практике: во время ремонта нашего храма у меня никак не могли сложиться отношения с мастером, который руководил работами. Мы оба хотели, чтобы они были закончены поскорее, но каждый по-своему представлял, как этого добиться. И, конечно, мысли у меня относительно этого человека были самые разные и не слишком приятные. Но однажды я так рассудил: ведь мастер лучше меня знает все тонкости своей работы. Что же я все учить-то его пытаюсь? И когда я стал прислушиваться к его советам, то все между нами стало замечательно.

Другой случай, когда помыслы заставляли меня осудить человека и через это и ему повредить, и себе, и Церкви, произошел в давние, еще советские времена. Мне, тогда еще молодому священнику, определено было стать настоятелем в храме, который один из мирян призывал закрыть. В то время власти нередко проталкивали своих людей, ищущих вреда для Церкви, в церковные двадцатки, и я решил: это один из таких. И ссорились мы с ним, и ругались. А потом поняли друг друга. Никаким врагом Церкви он не был, просто очень крепко его обидели... Обидел один священник, не слишком порядочный человек. И взыграло ретивое, и мне он поначалу не доверял, думая, что уж лучше вовсе без храма, чем волкам в овечьей шкуре позволять глумиться над доверием людей. Но Господь так устроил, открыл для меня этого человека. Сколько он для нашей церкви после этого сделал, сколько средств вложил! Незаменимым стал человеком.

Есть и всякие иные помыслы, что овладевают нами на службах. Это бесы нас донимают, особенно после каких-то добрых, хороших дел, которые мы совершаем, если твердо идем ко Господу. Тут-то они и нападают. Как кто-то сказал, помысел – это голос из ада, или адский призыв. Нужно переключать ум на другое, пока помысел не сошел в сердце, не воплотился в действие. Если допустим туда, исцелиться будет тяжело, а пока только-только лукавый начинает ввертываться в нас, тут его можно успешно бить. Либо переключайся на службу, общую молитву, пение, либо Иисусову молитву читай или «Богородице Дево, радуйся». Бес хочет отвлечь от молитвы, а ты держись, помни, для рогатого сердечная молитва – страшный бич. Как спохватишься и вернешься к молитве, он тебе повредить не сможет.

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга