ПРАЗДНИК ПЕРВЫЙ СИЙСКИЙ СТРОИТЕЛЬ 20 (7) декабря исполнилось 450 лет со дня преставления преподобного Антония Сийского
О монастыре на реке Сие и нынешних его подвижниках мы не раз писали. И больше нас интересовал сегодняшний день обители, тем более что сейчас там настоятелем – архимандрит Трифон (Плотников), один из основателей газеты «Вера», духовный наш наставник и молитвеник. О первом же строителе монастыря рассказывали меньше. Вот краткое изложение его жития. Антоний (в миру Андрей) был северянином, родился он на Двине в селе Киехта в 1478 году. Был первенцем в семье зажиточных крестьян Никифора и Агафии. За благообразие и добродетели, которыми святой обладал от рождения, родители любили его больше других детей. В 7 лет родители отдали его в «научение книжное», он быстро освоил грамоту и полюбил чтение святоотеческих творений. Андрей был единственным среди своих братьев и сестер, кого родители благословили учиться «иконному писанию», все же остальные занимались земледелием. После смерти родителей, когда Андрею исполнилось 25 лет, он переселился в Новгород, где поступил на службу в боярский дом и женился. Через год умерла жена, а вскоре и покровитель-боярин. В этом Андрей усмотрел предначертание своей дальнейшей судьбы. Он вернулся в Киехту, раздал все имущество нищим и ушел странствовать. На берегу р.Кены, за пять верст от Преображенского Кенского монастыря, Антоний Сийский остановился в лесу на ночлег. Здесь ему во сне явился седой старец в белых одеждах, с крестом в руках, который сказал: «Возми крест свой, гряди во след мене, иди подвизайся». Восстав от сна, Антоний пришел в Преображенский монастырь и стал просить настоятеля преп. Пахомия Кен-ского принять его в обитель. Игумен сам обучал новоначального инока монашескому деланию, в 1508 г. Антоний принял постриг. Житие сообщает, что Антоний Сийский был «телом мощен и крепок зело, в трудех велми мужествен, яко за два мощно ему трудитися или за три». Он работал в поварне, рубил лес, расчищал землю под пашню, служил немощным братиям в монастырской больнице. Когда в монастыре не стало священника, игумен Пахомий благословил Антония на священство. В 1513 году Антоний вместе с монахами Александром и Иоакимом удалился из монастыря на реку Емцу к Темному порогу, где поставил часовню, кельи и церковь во имя святителя Николая Чудотворца. До настоящего времени сохранилось напрестольное Евангелие из этой церкви, ранее принадлежавшее Антонию Сийскому. В Никольскую пустынь к Антонию Сийскому пришли еще четыре инока. В 1520 году они пошли дальше на северо-восток – в малонаселенные леса по реке Сие. Однажды, когда иноки молились в лесу, их увидел охотник Самуил, житель села Бросачево. Пораженный увиденным, он подошел к Антонию за благословением, а святой попросил его указать место, удобное для устроения монастыря. Самуил отвел их на берег Угловатого озера, где он слышал ранее колокольный звон и молитвенное пение. Жизнь на новом месте была полна лишений, часто монахи не имели масла, соли, хлеба – «всему бо скудость бяше, чего не помяни, того не обретеся». Братия хотела разойтись, но по молитвам Антония Сийского в обитель неожиданно пришел некий человек, принес хлеб, муку, масло и дал милостыню на строительство монастыря. Вскоре произошло другое чудо, которое еще более убедило иноков остаться в обители. Сборщик податей Новгородского архиепископа Василий Бебрь, думая, что в новом монастыре есть некие сокровища, нанял разбойников, чтобы они ночью ограбили обитель. Когда разбойники подошли к монастырю, то увидели множество вооруженных людей, охранявших его. На разбойников напал страх, и они бежали. Наутро разбойники рассказали Василию об увиденном.
В годы относительного благополучия своего монастыря Антоний Сийский оставил управление им иеромонаху Феогносту и удалился для отшельнического жития за три версты от монастыря на остров на Дудницком озере, где поставил часовню во имя святителя Николая Чудотворца. Здесь преподобный предавался суровым аскетическим подвигам, питался только от трудов рук своих. В житии рассказывается, что преподобный обладал даром прозорливости. Однажды инок Филофей, который хотел тайно покинуть монастырь, зашел в келью Антония Сийского. Преподобный открыл Филофею его помысел и тем уберег от гибели. В другой раз, на праздник Преображения, иноки всю ночь ловили рыбу и ничего не поймали. Антоний Сийский благословил их идти на озеро к мысу Красный нос. Улов был так велик, что этой рыбой питались в монастыре долгое время, а рыбная тоня была названа Антониевой. Местное почитание Антония Сийского началось, по-видимому, сразу после его кончины. Общецерковная канонизация Антония Сийского состоялась на Соборе 1579 года. В 1992 году решением Священного Синода РПЦ Антониев Сийский монастырь был возрожден, 15 июня 1992 г. настоятелем утвержден игумен (с 2000 года – архимандрит) Трифон (Плотников). О том, как братия восстанавливала обитель, налаживала молитвенную жизнь, взялась за дела милосердия и духовное сеяние, наш читатель знаком по публикациям в «Вере». Поздравляем батюшку и всю сийскую братию с юбилеем памяти их небесного покровителя. Многая лета! На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга |