ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ РЕВНИТЕЛЬ СЛОВА В Санкт-Петербурге 9 января скончалась † Нина Павловна Саблина. Знаток церковнославянского языка, кандидат филологических наук, доцент кафедры церковной словесности на отделении древнерусского церковно-певческого искусства Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Римского-Корсакова, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств… Наши читатели знакомы с ней по интервью, опубликованному в октябре 2000 года в «Вере» (Русский человек на одной ноге, № 371). Мы встретились с ней первый раз в Архангельске, куда она приезжала по приглашению архимандрита Трифона на епархиальные Чтения памяти прав. Иоанна Кронштадтского. Она приехала из Петербурга, между тем поселилась в Северной столице лишь в 1992 году, душой оставшись человеком провинциальным в самом лучшем смысле этого слова – очень чуткой, скромной, бескорыстной. Четверть века проработала она на Сахалине, там же в 1967 г. защитила кандидатскую на тему «Русские говоры Камчатки». А вот докторскую ей защитить не дали – изгнали из вуза, узнав, что она – человек верующий. Тогда, в Архангельске, едва познакомившись, разговор с житейских и «общечеловеческих» тем у нас прочно соскочил на «специальную» – заговорили о церковнославянском. В гостинице, в кафе, в перерывах пленарных заседаний она рассказывала о трудном пути к печати ее книги «Буквица славянская», о планах создания Общества ревнителей церковнославянского языка, о различии между старославянским и церковнославянским языками, о значении языка богослужения для формирования мышления русского человека и надеждах на введение этого курса в общеобразовательных школах. Церковнославянскому языку Нина Саблина посвятила всю свою почти полувековую педагогическую деятельность. «Цель преподавания церковнославянского – воцерковление, введение во Храм. Поэтому-то заучивать наизусть надо не склонения и спряжения, как это часто делается сегодня, а молитвы, заповеди, тропари к праздникам и т.п.», – говорила она мне. В этом ключе и были выпущены книги «Буквицы заставные» (с ней мы познакомили читателей «Веры» в апреле прошлого года, в № 514), «Слова под титлами. Словник надписи на Кресте Господнем и святых иконах» и главная ее книга – «Буквица славянская. Поэтическая история азбуки с азами церковнославянской грамоты», ставшая в 2004 г. «Лучшей книгой России». Помню, еще до выхода из печати Нина Павловна подарила мне распечатку этой книги, и мы, в свою очередь, познакомили с ней читателей. С тех пор эта книга уже несколько раз переиздавалась. Те, у кого нет возможности купить ее, могут без труда найти составленные на ее основе общедоступные курсы по изучению церковнославянского в интернете. В последнее время Н.П.Саблина готовила большое 6-томное исследование по церковнославянскому языку... «Восстановить церковнославянский язык как высший тип русского литературного языка, как утраченный нами стиль языка, соединяющийся с божественными энергиями», – об этом она мечтала, этому она посвятила всю свою жизнь. Верю, что Господь приметил этот подвиг ее жизни. Нина Саблина была отпета в петербургском храме Тихвинской иконы Божией Матери, прихожанкой которого являлась. Вечная ей память. Игорь ИВАНОВ, гл. редактор газеты СВЕТЛАЯ КОНЧИНА 19 января в половине девятого вечера после тяжелой болезни на 63-м году жизни скончалась схиигуменья † Питирима (Паснова). Читатели могли познакомиться с ней почти сразу (Восхождение, № 499, 2005 год), как ее назначили настоятельницей Ибского Серафимовского монастыря. Уроженка Санкт-Петербурга, долгие годы она была профсоюзным лидером в «Интуристе», пока Господь не призвал ее: она поступила на послушание в Печорский Скоропослушнический монастырь. Здесь пробыла без малого полтора года, и столько же Господь отвел ей на служение в качестве настоятельницы Ибской обители… Она говорила нам, что собирается продолжить традиции первой игуменьи Серафимы (Волочковой), удивлялась, что даже внешне чем-то похожа на нее. За прошедшие полтора года было совершено 6 постригов в иноческий чин, теперь в монастыре постоянно живут 18 сестер. 18 декабря 2005 года был освящен построенный монастырский храм во имя Иверской иконы Божией Матери, идет строительство главного храма обители в честь прп.Серафима Саровского. С приходом м.Питиримы в обители, которой 10 октября исполнилось 10 лет, особое внимание стало уделяться духовному просветительству. Монастырь ведет обширную переписку, весной 2006 был открыт сайт монастыря (www.ybm.ru). Ее тяжелую болезнь – рак – обнаружили год назад. Она знала об этом(?) и готовилась к смерти. В сентябре этого года по ходатайству епископа Питирима матушка была возведена в сан игуменьи. Это вообще редкий случай, потому что настоятельницей монастыря Питирима (Паснова) была всего полтора года, но Святейший Патриарх, зная о ее болезни, подписал указ. Последние месяцы она была прикована к постели, но была в ясном уме и продолжала руководить монастырем. За месяц до смерти она приняла схиму с тем же именем – Питирима, но только если в монахини она была пострижена в честь Питирима, епископа Великопермского, то в схиме имя приняла в честь святителя Тамбовского. Все последние месяцы матушка причащалась почти каждый день, ее неоднократно соборовали разные священники. За неделю до смерти она выписалась из больницы в райцентре, куда легла в канун Нового года, и сама все приготовила к своей кончине – дала все распоряжения, до самой мелочи, по своим похоронам, приготовила сестер, распорядилась, что должно быть сделано в этом году в обители по финансовой и строительной части. За час до кончины матушка Питирима так и сказала послушнице: «Мне остался один час». – Умерла она светло, – рассказал нам секретарь епархии игумен Филипп. – Вообще главной ее чертой я бы назвал жизнелюбие. Очень деятельный человек, она словно оправдывала свою фамилию – матушка Питирима была немкой, урожденной Фламберг, что в переводе на русский – пламенеющая гора. И в то же время она была глубоким человеком: умирая, анализировала все, что с ней происходит, о чем-то рассказывала и мне. Может быть, придет время, и я расскажу об этом. Как-то в начале болезни она выразила желание: «Хорошо бы умереть в какой-нибудь праздник». Спустя время поделилась со мной: «Я поняла, что не имеет никакого значения, когда ты умер, – имеет значение только то, как ты ушел и как принял тебя Господь». А вот же, Господь принял ее в день Своего Богоявления. Похороны матушки состоялись в воскресенье в монастырской ограде. Ее могила – рядом с холмиком первой игуменьи Ибской – м.Серафимы. Редакция На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга |