ЖИВОЕ СЛОВО МОЖНО ЛИ В РОССИИ ЗАПРЕТИТЬ ПЬЯНСТВО?
Иерей Владимир Трухин (г.Вятка): – Я против этого, ведь Сам Господь превратил воду в вино. Посмотрел вот фильм Владимира Жданова «Алгокольный террор против России». Все хорошо, грамотно, но нет духовной составляющей и сомнителен совет: вообще не пить. Лишь иногда он бывает уместен. При нашем храме создана целая община из людей, которые пытаются выкарабкаться со дна жизни. И я им не только пить, но и курить с недавнего времени запрещаю. Но лишь потому, что они свое уже отпили, останавливаться не умеют. А тем, кто способен это делать, почему бы и вина не пригубить, и – это мое личное мнение – немного хорошей водки. Нет, сухой закон – это крайность. Но, не впадая в нее, мы должны делать хоть что-то. Мне приходилось пить в жизни хорошее, настоящее вино, так что я имею представление, насколько оно отличается от суррогатов, которые даже в малом количестве опасны. Я бы хотел, чтобы Владимир Путин ввел жесткие меры против нелицензированного производства спиртного. Оно губит страну, она залита какой-то дрянью, которая никак не может быть названа «веселием для Руси». Единственный смысл всех этих спиртовых суррогатов – оглушить человека, подрывая его здоровье. Игумен Александр (Зинин) (г.Новодвинск): – Должна быть установлена монополия, вся водочная индустрия сосредоточена в руках государства. Возьмем запрет на продажу алкоголя лицам до 21-го года. Какой коммерсант всерьез его соблюдает? Ведь ему это невыгодно, а анархия в этом вопросе полностью развязывает руки. Понятно, что на любого сторонника борьбы со спиртным обрушатся обвинения, что, мол, он хочет болезнь внутрь загнать, что в ответ люди начнут самогон гнать и травиться всякими жидкостями. Но и сейчас гонят и травятся десятками тысяч. А суррогаты – пожалуйста, в свободной продаже. Для начала хотя бы их нужно запретить. У нас практически погибла сейчас культура пития, которую я еще застал. Мужики прежде могли выпить, но головы не теряли, беседы вели, какие-то дела насущные продолжали делать. А нынешняя молодежь без тормозов. Пьет, чтобы опрокинуться, из горла хлещет – это одичание можно остановить только самыми строгими мерами. Церковь может помочь в этом, но не подменит государства, так же как и общественность. У жительницы Новодвинска Светланы Иордановой сын погиб от пьянства, и она объявила личную войну подпольной продаже спиртного. А ведь она – простая горожанка, не депутат или тому подобное. Отправлялась в рейд по квартирам торговцев, тащила за собой милиционеров (они сопротивлялись, но все-таки шли) и понятых, которые также неохотно соглашались. Ее и дурой называли, и угрожали. Наш приход помогал ей, чем мог. Сейчас Светлана Иорданова уже не ходит, болеет, но и кризис позади. Нет прежнего пьяного разгула в городе. К сожалению, не потому, что люди изменились. Я по району езжу, там дела все хуже. Дело в том, что пошли дела на лад у нашего градообразующего целлюлозно-бумажного комбината. Там теперь средняя зарплата около 12 тысяч, и никто не потерпит пьяного на производстве. Жены тех, кто пытается балансировать между работой и пьянкой, говорят: «Скорей бы смена». Но без серьезной политики со стороны государства такие бедствия не преодолеваются. Посмотрите на Финляндию, где у населения тоже есть склонность к неумеренному употреблению спиртного. Там правительство много лет с этим борется, и я, бывая в Хельсинки, могу сказать: страна – трезвая. Все под очень строгим контролем. В чистом виде сухой закон там не выдержал испытания практикой. Помню, когда в середине 80-х в Финляндии строгости достигли пика, финны стали ездить по турпутевкам напиваться к нам. Но постепенно выработалось какое-то правильное соотношение желаемого и возможного. У нас этот эксперимент был пресечен раньше, чем удалось довести дело до ума. Сколько бы ни ругали борьбу с пьянством при Горбачеве, народ тогда трезвился, рождаемость повысилась. Я из Мордовии, там у нас, помню, винный магазин был, который в просторечии назывался «Бабьи слезы». Когда начались ограничения, слез стало много меньше. Протоиерей Михаил Левковец (г.Сыктывкар): – Отрицательно. У нас было это в 80-е, известно, к чему привело. Нельзя человека насильно затащить или вытащить откуда-то. Нужно добиваться, чтобы он сам отказался от пьянства. Что произошло при Горбачеве: вместо распития водки молодежь стала нюхать клей. Отними спиртное – прорвет в другом месте. Душа наша по природе своей христианка, и человек ищет радость, благо, стремится к источнику жизни. А где искать, не знает, и душа начинает что-то подбирать взамен. Не только водку, но и другие пороки. Например, трудоголизм. Это у нас не считается пороком, но, когда человек одержим работой, он разрушает себя, семью, и для души – ничего. Помню, один мой знакомый трудоголик смог душевно выздороветь, лишь заболев раком. Да и физически вместо нескольких недель прожил два года после покаяния. Господь помог. Вместо пьянства на заблудшую душу могут обрушиться другие страсти. Я как священник знаю лишь один выход – помочь человеку найти тот подлинный источник радости. Вот наступает неделя воспоминания о блудном сыне, который питался едой, предназначенной для свиней, вместо того, чтобы пребывать в доме Отца. Все мы в чем-то подобны ему. Кто-то лишь себя разрушает, кто-то старается и других задеть. Но ведь в глубине души хочется совсем иного. Если желание достаточно сильно, ему можно помочь. Только тогда он правильно сможет принять накладываемые ограничения. Прежде чем думать о запретах, нужно хотя бы перестать попустительствовать. Каждую неделю иду в шесть утра на воскресную литургию мимо кинотеатра, где субботним вечером устраивается дискотека. Валяются пустые банки, бутылки, самый разный мусор, и понимаешь, что это отображение душевного состояния тех, кто здесь «веселился» накануне. Между тем местная администрация поддерживает дискотеки материально. Зато на храм не выделила до сих пор ни копейки. А посмотрите, какой вопль поднялся против преподавания основ православной культуры! Так совершается выбор. Сначала деньги даются на дискотеку, потом на содержание в тюрьме, куда человек попадает, зарезав кого-нибудь на танцах. Так проще. Прежде чем думать о запретах, нам нужно научиться различать добро и зло. На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга |