ПРАВОСЛАВНОЕ ВОСПИТАНИЕ «МОЙ ПОПЛАВОЧЕК», –именно так Ирина Павлова называет занятия в воскресной школе, где преподает уже 14 лет В нашем пошатнувшемся в нравственных устоях мире, пожалуй, самая важная проблема на сегодня – воспитание души. Для России это вопрос жизни и смерти. От того, какими будут наши дети, зависит, быть или не быть нашей стране... Ни больше ни меньше. Но много ли сегодня в садиках и школах вы найдете педагогов, которые заботились бы о духовном воспитании детей? Их единицы. Известный старец Анатолий Потапов так отозвался о современных учителях: «Сколько этих учителей вообще нравственно разложенные личности, разведенные, гулящие, неврастеники. Другие же, пусть и большая часть, если и сохраняют сколь человеческое лицо, то не знают и не хотят знать правил проживания в Богом созданном мире. Чему они учат-то? Учат миру не как творению Божьему, но правилам жизни в миру, как в области власти духов поднебесных! Вот оно малое, из которого вытекает страшное большое...» * * * Среди тех, кто действительно заботится о воспитании детей, – учителя воскресных школ и немногочисленных православных учебных заведений. Как правило, трудятся они не за деньги, а во славу Божию. Преподаватель воскресной школы Св.-Преображенского храма г.Сыктывкара Ирина Зеноновна Павлова с 1993 года всю себя отдает спасению детских душ. Прихожане благодарны ей за своих детей, которые заметно отличаются от сверстников. Мало того, что они не имеют тех скверных привычек, которые практически стали нормой в школьной среде, но и учатся гораздо лучше своих одноклассников. А посмотришь, как от мала до велика всем коллективом школы выступают они на многочисленных утренниках перед самыми разными аудиториями, как проповедуют Христа духовными песнопениями, – душа радуется.
– С настоятелем о.Владимиром Дунайчиком мы как-то идем по улице, – вспоминает Ирина Зеноновна, – и он говорит мне: «Надо воскресную школу при храме открывать, нужно бы и с приходскими детьми поработать». И благословил меня на это. Так она, долгие годы проработавшая в обычной школе учителем математики, сейчас благодаря воскресной школе стала гуманитарием. – Стала я искать помещение для занятий, – продолжает рассказ Ирина Зеноновна, – пошла по школам. Но в школах нам везде отказывали. А вот в детском центре «Чолом» обрадовались. В то время их оккупировали рериховцы, а они работать с ними не хотели и отказать никак не могли. Как только мы появились, они тут же с ними распрощались. Батюшка пришел, все помещения нам освятил. Мы там поставили иконки и душевно занимались много лет, пока в Эжве не построили свой храм и рядом с ним помещение воскресной школы. В центре «Чолом» мы окрепли, в воскресную школу стало ходить много детей. Мы принимали всех желающих: малышей от трех лет до старшеклассников. Да и взрослые приходили. Сперва пришли дети батюшки, потом прихожан. А потом ребята стали звать своих друзей, знакомых. Объявление в церкви повесили. И каждый год приблизительно одна и та же картина: на первые занятия приходит очень много детей, а в течение года большая часть отсеивается, остается костяк. Уходят по разным причинам: кому-то тяжело, кому-то неинтересно, у кого-то родители против. Вначале я очень переживала, что дети уходят, а потом стала радоваться каждому ребенку, кто хотя бы на одно занятие пришел. Ведь кому-то и этого достаточно, чтобы узнать об Истине и найти дорогу к храму. Все равно какая-то искорка у них в душе уже зажглась, и, возможно, она потом у них разгорится. Много детей сейчас ходит в воскресную школу из детских домов, домов-интернатов. Они потом и учатся лучше. И воспитатели на них нарадоваться не могут, потому что они везде первые, на всех праздниках, на всех олимпиадах. А вот из хороших семей за последние два года стало меньше ребят приходить. Особенно мало у нас мальчиков, а им-то как раз и нужно заниматься в воскресной школе. Если девочки могут сами прийти на занятия, то с мальчиками надо, чтобы их родители с первого класса приводили за ручку, немного их понуждали к этому. Потом сами же будут благодарны. * * * – За прошедшие годы мы побывали во многих паломнических поездках. Детям это очень важно, даже просто побывать на святом месте, попить святой водички, поставить свечечку, подать записочку за родных. А они ведь стоят на службах, исповедуются, причащаются. Потом везут домой святыньки своим родным. Эти посещения монастырей, встреча с угодниками Божьими у них останутся на всю жизнь. Жалко только, что не всегда удается организовать бесплатную поездку, а за деньги многие из ребят поехать не могут. Ведь все детки к нам ходят в основном из необеспеченных семей. У них нет даже небольшой суммы, чтобы эту поездку оплатить. Из наших же учеников уже выросли мне помощники. Леночка Русеева стала студенткой, видит, что детей все больше и больше приходит и что я с ними уже не справляюсь, говорит: «Давайте я буду вам помогать». Открыли мы еще одну группу, потом вторую, третью, четвертую. Дополнительно к предметам, которые я веду, она для всех желающих дает историю Русской Православной Церкви, искусство, а также открыла мастерскую рисования и поделок. Уже пятый год к нам ездит из города со всеми своими четырьмя детьми Наталья Ветошкина. Она душа нашего хора, придумывает все новые номера, находит новые песни и разучивает их с детьми. И что интересно, после фестивалей и концертов наш репертуар начинают петь другие коллективы. Конечно, сейчас уже и во многих школах, и даже в детских садах, занимаются духовно-нравственным воспитанием. У нас, в Эжве, наша воскресная школа стала своеобразным духовным центром, куда все обращаются за методической помощью. Помогаем всем, чем только можем. Но у большинства школ потребности в этом нет. Повсюду насаждаются чуждые нам праздники, такие как День Валентина и Хеллоуин. На День Валентина в школах отменяются другие занятия, с первого класса детей ведут на экскурсию в загс, заставляют делать «валентинки». Чтобы выйти как-то из положения, я прошу своих детей рисовать сердечки и писать слова апостола Петра: «Да любите друг друга». * * * Благодаря Людмиле Ивановне, взявшей на себя обязанности хозяюшки, в эжвинской воскресной школе занятия проходят всегда с чаепитием. Причем она не просто кормит детей, она ведь еще и учит, как надо правильно трапезничать: чтобы они обязательно помолились. Духовные истории в это время читает. После уроков в трапезной за чаем Ирина Зеноновна и поведала мне свою историю обращения к Богу.
– Мы с сестрой крестились взрослыми, в 90-м году, – начала рассказывать она. – Это несмотря на то, что я из рода священнослужителей и все в моем роду по материнской линии были верующими. Мой племянник Ванечка, учась в 11 классе, даже целую работу написал: «Моя родословная. Шесть поколений священников Поповых». Третье место по России занял. Интересно, что мой прадедушка о.Симеон в Вознесенской церкви села Иб учил в церковно-приходской школе бабушку нынешнего настоятеля этой церкви о.Георгия Модянова. О нашем священническом роде подготовлена целая экспозиция в краеведческом музее села Пыелдино. Рассказано там и о трагической судьбе второго прадедушки, псаломщика пыелдинской церкви Севергина. Как-то он отправился на лодке в Усть-Сысольск отвезти продукты и вещи своим дочерям, которые учились в гимназии. На ночь остановился у одной семьи. Те позарились на его вещи, и хозяин дома прадедушку убил, а вещи забрал себе. Труп выбросил в реку. Через некоторое время его обезображенный труп нашли, и только по крестику бабушка узнала, что это был ее отец. Все думали, что он утонул. Но потом, тот человек, который совершил убийство, заболел страшной болезнью и маялся. Он понял, что Господь так наказывает его за убийство невинного человека, за то, что он оставил без отца шестерых малых детей. Он раскаялся в своем злодеянии перед смертью и написал об этом в газету. Так мои родные узнали, что прадедушка не утонул, а его убили. А дедушка работал уже ветеринарным врачом. Его ни за что репрессировали в 37-м году. Потом реабилитировали. А мама, поскольку начались гонения на верующих, с детства была некрещеной. Она крестилась во взрослом возрасте, как и мы с сестрой. Но вера у нас жила в душе всю жизнь. Помню, в восьмом классе я плавала по реке на пароходе со школьным комсомольским активом. В Сольвычегодске все пошли по магазинам, а я в церковь. Почему – сама не знаю. Бабушка дала мне платочек, и я стояла на службе. После 9-го класса уехала погостить к тетке в Москву и оттуда постоянно ездила в Троице-Сергиеву лавру. В церкви мне всегда было хорошо, было ощущение, что я пришла домой. С детства стала собирать иллюстрации храмов, книги по русскому зодчеству и монастырям. Этот материал потом пригодился мне при работе в воскресной школе. Вот это детское впечатление, что в храме хорошо, у меня осталось на всю жизнь, и потом никогда не было раздражения на богослужениях, что тяжело стоять, нечем дышать или много народу. Как бы ни было тяжело – все равно хорошо. Даже когда плохо себя чувствуешь, в храме все проходит. И когда представилась такая возможность работать при церкви в воскресной школе, я возблагодарила Бога за такую милость. Эта работа для меня – как поплавочек, который держит, не дает утонуть. * * * – Чем больше я с детьми занималась в воскресной школе, тем хуже у меня становилось со здоровьем. Стали болеть ноги, и в один момент – раз, совсем отказали. Пришлось школу оставить. Разные врачи меня лечили, но ничего у них не получалось. С тем диагнозом, который был у меня, люди вообще теряют подвижность и выходят на инвалидность. Четыре месяца я не могла с кровати встать. В это время дети из воскресной школы меня дома навещали. Я им говорю: «Ну вот, ребята, надо вам нового учителя искать». А они: «Мы вас будем ждать, за вас будем молиться!» Как раз Великий пост шел. К пасхальному утреннику они сами с помощью прихожан подготовились. Сами концерт провели. И все время, пока я болела, молились за меня, записочки в храме подавали. Батюшки по несколько раз за богослужением мое имя повторяли. Специально для маленьких детей, чтобы показать, что за меня молятся, родные «Ириной Зеноновной» поминали на утренних и вечерних правилах. И я потихонечку, благодаря их молитвам, стала подниматься, с палочкой ходить. В конце всех пасхальных утренников дети специально для меня устроили концерт. Пришли ко мне и помогли с палочкой добраться до места. И теперь старшие-то еще помнят, как я болела, очень бережно заботятся обо мне. Обязательно, если где подъем или надо идти под горку, под ручки возьмут, помогут. И на следующий учебный год, когда уже я сама смогла вести занятия, все мои ученики до единого пришли, никто не бросил воскресной школы. И все они остались еще на несколько лет, пока не выросли. * * * – Детская молитва – она же сразу до Бога доходит. Вот у нас в больнице был такой случай. Перед Новым годом десятилетний мальчик из Усть-Кулома готовился к выписке. Оставалось три дня, а он хотел уехать к родным пораньше. И вот в игровой комнате вижу: он встал перед иконами на коленочки и начал молиться про себя тихим голосом. Слышу: «Боженька, мне очень хочется увидеть перед Новым годом бабушку и дедушку. Пожалуйста, если есть хоть маленькая возможность, чтобы они меня забрали пораньше, пусть приедут, я был бы так рад. Я их буду слушаться, не буду капризничать. А если нужно быть здесь до выписки, то я, конечно, буду. Но я так хочу вместе с бабушкой и дедушкой встретить Новый год!» В два часа дня я уходила из больницы и вижу: за нашим мальчиком приехали. Подхожу к родственникам, спрашиваю, почему они так рано приехали, хотя собирались приехать через три дня. «Да вот, – говорит бабушка, – сидела сегодня, сидела и вспомнила о внуке. Думаю, надо съездить, проверить, может, его отдадут пораньше. Отпустят – хорошо, нет так нет». Я сопоставила время: это было как раз в те минуты, когда мальчик молился. * * * Ирина Зеноновна преподает в воскресной школе в свободное от своей постоянной педагогической работы в Республиканской психиатрической больнице. Там занятия с детьми намного сложнее, но и отдача больше. Дети, особенно сироты, привязываются к ней, как к родной маме. – Дети, которые лечатся в психиатрической больнице, поступают с самыми разными диагнозами из детских домов, из трудных семей со всей республики. Раньше при больнице у нас была средняя коррекционная школа с первого по девятый классы. Они лечились и одновременно учились. Моя задача как педагога и воспитателя – все сделать, чтоб ребенку было комфортно, чтобы как-то умиротворить их, успокоить, потому что в основном дети поступают дерганые. Мы утром и вечером стараемся читать с ними молитвы в молитвенной комнате при больнице. Они сами для себя их переписывают, делают себе молитвословы. Очень любят делать иконочки, любят, когда приходит батюшка, брызгает их святой водичкой, мажет маслицем. Потом, глядишь, и в церкви появляются. В интернате у детей интеллект сниженный. Но когда я увидела, как они хорошо все усваивают, как принимают Бога всем сердцем, как потянулись в церковь, все покрестились и стали прихожанами, – поняла, что надо продолжать с ними работать. И дело совершенно не в интеллекте. Ведь закон Божий – это не математика или физика. Будь ты маленький или взрослый, умный или глупый – каждый способен воспринять Бога всем сердцем и обрести веру. Не зря же говорят, что душа человека – христианка. Е.СУВОРОВ На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга |