ВЕРТОГРАД

ПОДГОТОВКА КО СВЯТОМУ ПРИЧАЩЕНИЮ: ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА И СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ

Протоиерей Николай Балашов

Если мы рассмотрим подготовку ко святому причащению и требования, предъявляемые к причащающимся в других Поместных Православных Церквях, то увидим, что эти условия не единообразны. Внутри каждой из Поместных Церквей существует многообразие практик. В Греческой Православной Церкви частота причащения мирян довольно широко варьируется. В Греции есть много мирян, которые причащаются раз-два или три-четыре раза в год. В таких случаях духовники рекомендуют поститься здоровым неделю, больным – три дня, тяжелобольным – один день. Подобные рекомендации можно прочесть во многих популярных брошюрах, распространяемых в греческих храмах. Причем для здоровых предписывается при этом строгий пост без масла, пища состоит из овощей и морепродуктов, рыбу постным продуктом не считают. В отношении супружеского общения в греческой благочестивой литературе рекомендуется воздерживаться от такового за два дня до причастия и один день после.

Вместе с тем, от тех, кто старается причащаться часто (к чему призывает мирян большинство известных греческих духовников), не требуется соблюдения иных постов, кроме общих, установленных для всех Церковью. Так, например, архимандрит Даниил Аэракис в книге «Когда и как причащаться», изданной в 2000 году в Афинах, пишет: «Повторяем истину, находящую подтверждение в Писании и Священном Предании: пост – это одно, а Божественное причастие – другое. Постимся не потому, что будем причащаться, а причащаемся не потому, что постились». Другой греческий богослов, Димитрий Панагопулос, пишет: «Телесная пища не связана с духовной, потому что одна питает тело, а другая – душу. После Божественного причастия мы вкушаем мясо, не обращая внимания на то, что едим. Хотя незадолго до этого через Божественное причастие в нас вошел Сам Спаситель. В противном случае Он не передал бы Таинство Своим ученикам на Вечери, но до нее и после поста».

Практика Греческой Церкви сильно отличается от принятой у нас в отношении исповеди. В греческих церквях, как правило, для исповеди назначается особый день недели. Исповеди во время литургии не бывает, а накануне, за вечерним богослужением, можно наблюдать крайне редко. Таинства евхаристии и покаяния настолько не связываются друг с другом, что нередко в греческих монастырях можно наблюдать следующее. Паломники, приехавшие в воскресный день, утром за литургией все причащаются, а после обеда многие из них расходятся по кельям к своим духовным отцам и там исповедуются. Исповедь и причастие могут быть разделены промежутком времени от нескольких дней до нескольких недель и даже месяцев. Это последнее рассматривается как нормальная практика в монастырях, где бывает частое откровение помыслов старцу или старице, которые дают благословение на причащение. Но, как отмечают греческие авторы, в отношении мирян такая практика исповеди, к сожалению, часто приводит к тому, что в дни больших праздников, да и не только, многие приступают к причастию или совсем без исповеди (бывает, что люди вообще в жизни еще ни разу не исповедовались), или давно неисповеданными. Некоторые священники в таких случаях непосредственно перед Чашей задают вопрос о наличии благословения на причащение, и многих это приводит в смущение. В той же книге архимандрита Даниила Аэракиса говорится: «Если верующий имеет благословение от духовника на частое (каждое воскресенье) причащение, пусть исследует свою совесть. Если она не обличает его в тяжких грехах, тогда пусть переходит к подготовке к Божественному причастию – нет необходимости исповедоваться перед каждым причастием».

Молитвенное правило ко святому причащению по рекомендации Греческой Церкви состоит примерно из такого же, как у нас, последования: канон и молитвы. Покаянный канон, канон Божией Матери и Ангелу-хранителю рассматриваются как часть монашеского правила и в рекомендации для мирян не включаются.

В Сербской Православной Церкви практика подготовки к причащению очень различная. В тех епархиях и приходах, где преобладает влияние греческой традиции, миряне, имеющие своего духовника, обычно причащаются часто, не обязательно исповедуясь накануне каждого причащения. Во время продолжительных постов обычно причащаются каждое воскресенье. Молитвенное правило в таких случаях обычно ограничивается молитвами ко святому причащению. Та часть духовенства, которая ориентируется скорее на русскую традицию, рекомендует мирянам исповедоваться перед каждым причащением, большими постами – два-три раза за пост. Вне поста такие священники не возбраняют, конечно, причащаться, но и не очень советуют. Также рекомендуют вычитывать все Правило ко святому причащению.

Практика Болгарской Церкви находится в процессе изменения, судя по тем статьям, которые публикуются в болгарских духовных журналах. Во многих местах большинство мирян причащается редко. В болгарских церквях нередко можно видеть, как священник только показывает Чашу со словами: «Со страхом Божиим и верою приступите» – и затем немедленно разворачивается и ставит ее обратно на престол. А причащение если и совершается, то уже после отпуста литургии, после проповеди и раздачи антидора. Большинство мирян предпочитает причащаться во время длительных постов, в остальное время духовники также рекомендуют причащаться после трехдневного поста. Но в настоящее время наблюдается процесс литургического возрождения, в духовных журналах все больше пишут о частом причащении. Есть свидетельство того, что число причастников растет, и, соответственно, многие духовники, идя им навстречу, смягчают требования, предъявляемые к причащающимся.

Что касается практики Православной Церкви в Америке. Я думаю, многим известен доклад о.Александра Шмемана «Исповедь и причастие», который был представлен Священному Синоду Православной Церкви в Америке в 1972 году, официально одобрен ее священноначалием и признан адекватным руководством для клириков и мирян. Однако отношение к частому причащению с тех пор во многом изменилось, и позиция, которая отражена в этом докладе, сейчас уже не является практической нормой для Православной Церкви в Америке. Напомню, о. Александр тогда писал: «Причастие чаще, чем раз в месяц, возможно только с разрешения. Разрешение это может быть дано только лицам хорошо известным и после всесторонней пастырской проверки серьезности и правильности их прихода к Церкви и к христианской жизни. В этом случае вопрос об исповеди и соотношении между ее ритмом и ритмом причащения должен быть оставлен на благоусмотрение пастыря, с тем, однако, чтобы исповедь оставалась регулярной и совершалась не реже, чем раз в месяц».

На официальном интернет-сайте Американской Православной Церкви есть рубрика «Вопросы и ответы», которую можно считать в некоторой степени выражением официальной церковной позиции. Там говорится так: «Православный христианин, который надлежащим образом готовит себя через молитву, пост, покаяние, размышления о своей жизни, может принимать святое причастие всякий раз, когда совершается Божественная литургия. Конечно, это следует обсуждать со своим духовным отцом и с ним же надо решать вопрос о том, как должны соотноситься Таинства исповеди и приготовления к причастию». В отношении поста говорится, что следует поститься неделю или три дня тем, кто причащается раз или два в год. Что же касается тех, кто причащается часто, например каждую неделю, то им достаточно соблюдать те посты, которые установлены Церковью.

В отношении некоторых других вопросов следует заметить, что женщины во время месячных по преобладающей греческой практике не допускаются до причастия, но могут посещать богослужения без каких-либо особенных ограничений, в том числе могут приложиться к иконе и кресту. Широко известна, в том числе и в русском интернете, статья Патриарха Сербского Павла о посещении богослужения женщинами в критические дни. Святейший Патриарх Павел, с уважением относясь к существующим каноническим правилам, препятствующим женщинам приступать к причастию в дни месячных очищений, не признает действительными какие-либо ограничения в этот период для посещения храма, участия в церковной молитве, принятия антидора, святой воды и прикосновения к святыням. Подобные запреты, как считает Предстоятель Сербской Церкви, являются частными мнениями и не имеют общецерковного авторитета.

С сайта delo.teolog.ru

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга