РАСКРЫТОЕ ЕВАНГЕЛИЕ

НЕИСПОВЕДИМЫ ПУТИ ГОСПОДНИ

Евангелие от Матфея, гл. 20, 1-16; от Луки, гл.19, 1-10

Предыдущее «Раскрытое Евангелие» было посвящено истории богатого юноши. Много своих дарований и богатств он использовал во благо. Но не насыщалось сердце, и тогда он отправился на поиски Христа, чтобы узнать, как спастись. Услышав в ответ: «Все, что имеешь, продай и раздай нищим», юноша оставил Господа. Он был слишком хорош, чтобы бояться ада, более того, в награду за свое благочестие ожидал получить подлинную веру – единственное, чего недоставало в жизни. А предложено ему было то, что мы склонны воспринимать как наказание. Рассудок не мог этого вместить. Не вместили в себя случившееся и апостолы. И тогда Спаситель сказал им, по словам апостола Матфея, следующее:

Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой; выйдя около третьего часа, он увидел других...

Так хозяин весь день звал все новых и новых работников. А когда пришла пора расплачиваться, всем им было заплачено поровну – по одному динарию. Естественно, первые из приглашенных возроптали: отчего им дано столько же, сколько и тем, что проработали всего один час? Владелец виноградника отвечал так:

Разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив, оттого что я добр? Так будут последние первыми и первые последними...

Эта ситуация выглядит, на первый взгляд, более чем странной. Понятно, что хозяин добр. Но зачем же обижать людей, уравнивая тех, кто много потрудился, с теми, кто в это время бездельничал? А точно ли бездельничал? На этом примере можно исследовать, чем отличается подлинная мудрость от рассудочности. В южных городах России даже в советское время существовали импровизированные «биржи труда». Люди туда попадали по разным причинам. Некоторые, например, были сняты милицией с поезда, выпив лишнего. Случиться это может с каждым мужчиной, потерявшим душевное равновесие, впавшим в уныние. Других «обчистили» карманники. И тому подобное. Потому встречались на «бирже» самые разные люди: и военные, и художники, и крестьяне... Не всякий решится отбить домой позорящую его телеграмму с просьбой выслать денег. А иным и просить было некого. С биржи они отправлялись на временные работы: вскопать огород, вырыть траншею. И хотя труд этот был нелегок, гораздо мучительнее было стоять в очереди в ожидании, что ты кому-то понадобишься.

В той ситуации, которую описывает Господь, дело осложнялось тем, что у наемных работников оставались дома семьи, которые нужно кормить. Целый день человек стоял, часто под палящим солнцем, провожая горестным взглядом счастливчиков, получивших работу. Но вот возникла нужда и в нем самом. До окончания сбора урожая остается час-другой. Если оценивать труд по вкладу в работу, то получатся копейки, на которые и себя одного не прокормишь. Какой тогда смысл вообще работать... Но люди шли в надежде, что хозяин поймет их обстоятельства. Как правило, так и случалось. И апостолы, слушавшие Христа, знали это. Добавим к этому, что хозяин призывал новых работников из опасения, что, не успев управиться до ночи, может лишиться части урожая. Мудро и щедро расплачиваясь, он не оставался в накладе, укреплял имение и репутацию.

Не так ли обстоят дела у нас в делах спасения? Бог есть любовь и надежда, и человек иной раз взывает к Нему – Всемогущему и Милосердному – уже на смертном одре. А получает в награду такое же место в Царствии Небесном, как и тот, что подвизался с юности своей, чего-то достиг: знания молитв, сана, наград и пр. Но верно ли, что у грешника, покаявшегося в свой последний час, вся минувшая жизнь прошла впустую? Нет, он мучительно искал Бога, совершал ошибки и расплачивался за них. В то время как тот, что давно в Церкви, все минувшие годы мог, уверенный в своем спасении, до крайности ослабеть душой.

Как обычно, Христос на простом житейском примере смог пояснить, что дела Господни основаны на любви, а не на произволе и на том, что мы по своей жестокости именуем справедливостью. О том, что случилось дальше в этот день, читаем у евангелиста Луки:

И вот некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его...

Вот история бесконечно трогательная и умягчающая сердце. Человек состоятельный, обязанный по роду деятельности сохранять важный вид, карабкается на дерево, как мальчишка, не думая, что про это скажут люди. Мытарь – значит сборщик налогов, а значит и взяточник, погубитель имений, римский наймит. Его боялись, кто-то завидовал, никто не любил. Поэтому Закхей был уверен, что недостоин подойти к Спасителю, подобно богатому юноше. Но надеялся хотя бы из-за ветвей и листьев увидеть Христа. Эта способность забываться при встрече с Богом выдает душу искреннюю и живую, исстрадавшуюся и жаждущую спасения.

Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: «Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме». И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: «Господи! половину имения моего я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо». Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему...

Обратим внимание: имение богатого юноши, честно нажитое, Господь велел раздать полностью, а мытарю благословил оставить половину сомнительного состояния. Дело, быть может, в том, что первый был неженат, а второй, судя по всему, обременен семьей. Первый держал имение для себя, второй и грешил-то ради ближних. Юноша был благочестив и любим людьми, но ушел в печали, словно ожидающий смерти дряхлый старец. Немолодой мытарь был презираем всеми, даже самим собой, но обрел счастье, словно дитя. Так смирение отворяет двери рая, а себялюбие отравляет самое благополучное существование.

Составлено по писаниям свв. отцов и трудам современных богословов.



назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга