ВЕРТОГРАД Речь Предстоятеля Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополита Корнилия Уважаемые участники Собора! Позвольте мне приветствовать XI Всемирный Русский Народный Собор от имени православных христиан-старообрядцев. Тема нынешнего Собора «Богатство и бедность: исторические вызовы России» ныне приобрела особую остроту. От времен принятия Русью христианства несколько веков идеалом земной жизни русского человека было достижение святости через молитвенное подвижничество, аскетизм, личное нестяжание, доброделание, борьбу с низменными страстями и грехами. Удостоиться святости было заветной целью многих русских христиан. Уже к XVI веку десятки и сотни таких подвижников были канонизированы Русской Церковью и получили всенародное признание и почитание. Русь благодаря их духовным подвигам справедливо стала называться Святой. Сегодня России брошен вызов, вызов ее традиционным духовным ценностям. Прежние идеалы потеснены с пьедесталов и туда возведен новый идол, кумир – богатство. Людьми овладело стремление к богатству как сильнейшему средству расширения возможности обладания нынешними приоритетами: властью, силой, возможностью другим диктовать свою волю, свободе действий, понимаемой как вседозволенность, неограниченному доступу к наслаждениям и удовольствиям, к осознанию своего «превосходства» над прочими. И – как автоматическое приложение – высокое благосостояние и комфортность жизни. В последние годы в России обнаружилось беспримерное социальное расслоение между небольшой частью сверхбогатых людей и остальной частью населения, что создает нездоровое напряжение и грозит социальным взрывом. Современные научные труды и всевозможные СМИ полны рассуждениями на эту тему. В связи с этим возникает вопрос: благо или зло богатство с христианской точки зрения? При недостаточно глубоком знакомстве с Евангелием можно подумать, что Господь наш Исус Христос однозначно осуждает богатых: «Трудно богатому войти в Царство Небесное… Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши…» (Мф. 19, 23-24). Евангельские притчи показывают нам бессердечного богача, у ворот которого лежал в струпьях нищий Лазарь (Лк. 16, 19-31), и безумного богача, который мечтал свое богатство сохранить «на многие годы» (Лк. 12, 16-20). Но каких богачей осуждает Христос? Юношу, у которого было «большое имение» и который пожалел расстаться с ним; бездушного богача, получившего в жизни все «доброе» и ничем не поделившегося с Лазарем, вынужденным питаться крохами, падающими с его стола; безумца, забывшего о Боге и людях и возжелавшего жить чуть ли не вечно в покое и удовольствиях. Таковым богачам поистине трудно войти в Царство Небесное. Не осуждая само богатство, Спаситель осуждает людей, для которых золото стало божеством, а беспокойство о сиюминутном благополучии заменило мысли о вечной жизни. Мораль евангельских притч: «Так бывает с теми, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк. 12, 21). От тлетворного и разлагающего действия богатства не застрахован никто, даже праведник, молитвенник и постник, если только он начнет собирать сокровища для себя, а не в Бога богатеть. Отталкивающий образ человека, порабощенного богатством и потерявшего самое человеческое достоинство, рисует нам святой Иоанн Златоуст: «Немалый для тебя вред будет заключаться в том, что ты будешь прилеплен к земному, будешь рабом вместо свободного, отпадешь от небесного, не в состоянии будешь помыслить о горнем, а только о деньгах, о процентах, о долгах и о прибытках. Что может быть бедственнее этого? Такой человек впадает в рабство, более тяжкое, чем рабство всякого раба. И что всего губительнее, произвольно отвергает благородство и свободу, свойственные человеку. Сколько ни беседуй с тобой, имея ум, пригвожденный к богатству, ты не можешь услышать ничего полезного для себя. Но как пес в логовище, прикованный к заботам о деньгах крепче цепи, бросаешься ты на всех, приходящих к тебе, – занимаешься только тем, чтобы для других сохранить лежащее у себя сокровище». Кстати, начало знаменитой великопостной молитвы св. Ефрема Сирина, которую как раз в эти дни многократно все мы должны повторять, в старопечатных книгах читается так: «Господи и Владыко животу моему! Дух уныния, небрежения, сребролюбия и празднословия отжени от мене». Надо сказать, что в сирийской иноческой традиции грех сребролюбия считался изобретателем всех грехов, корнем страстей, ибо рассматривался как самое сильное человеческое искушение – искушение присвоением и обладанием. Чтобы избежать этой опасной болезни – греха сребролюбия, чтобы богатство не стало ядом, отравляющим душу и разум, Христос предостерегает нас: «Берегитесь любостяжания, ибо жизнь человеческая не зависит от изобилия его имения» (Лк. 12, 15). Нам надлежит «богатеть в Бога», собирая сокровища на небе и там же пребывая сердцем своим! Эта великая христианская премудрость вполне была усвоена нашими благочестивыми предками. Щедрая благотворительность и социальная активность старообрядческого купечества и промышленников широко известна и может служить хорошим примером для нынешних богачей. «Аще богатство течет, не прилагайте сердца», – говорит пророк Давид. В последние годы, когда Россия стала вновь приходить в себя, обнаружился странный парадокс. Сегодня оправдывать надо не богатство, оно, по мнению большинства, в оправдании не нуждается. Сегодня надо оправдывать бедность. Бедность однозначно считается бедой, позором, признаком несостоятельности, жизненной неудачи. Результаты опросов общественного мнения свидетельствуют, что многие молодые девушки мечтают стать моделями, звездами эстрады, выйти замуж за банкира, а не, например, за ученого, учителя, рядового врача. Повсеместно насаждаемый культ успешности (неважно какой ценой), множество рекламных щитов с радостными улыбками самодовольных хозяев новой жизни завлекают неокрепшие души наших молодых людей лететь, как мотыльки на огонь, на призрачный свет этого якобы стремительного и легко обретаемого богатства. И вот мы слышим Господне изречение: «Блаженны нищие духом». Как это понимать? Одно из церковных толкований таково, что здесь имеется в виду не всякий нищий, но свободно, осознанно избравший такой путь. Господь говорит о блаженстве бедняка, ставшего таковым не из-за собственных грехов: пьянства, лени, нерадивости, и даже не в результате, например, стихийных бедствий. Господь здесь имеет в виду тех нищих, которые добровольно выбрали свой путь в результате отказа от греха, от участия в преступлении заповедей Христовых. Кто же они? Это не только подвижники, иноки, отрекшиеся от мирских благ, но и зачастую самые обычные люди, живущие рядом с нами. Это и научный работник, бескорыстно преданный своему делу, сидящий на мизерной зарплате, которому предлагали трудиться за рубежом на более выгодных условиях, но он остался на Родине. Это и сельский врач, в тяжелейших условиях в любое время суток готовый исполнить свой долг. Это и молодая пара, имевшая мужество отказаться от так называемого планирования семьи и возлюбившая многодетность, хотя и постоянно слышащая от близких и дальних: «Зачем плодить нищету?» В России и во все времена простой народ жил материально небогато, но семьи, особенно в крестьянстве, были, как правило, многодетными. Нынешние однодетные семьи таковыми становятся не только от нищеты, а, в основном, по причинам эгоистического характера. Дети «мешают» родителям то в учебе, то в работе, то в продвижении по службе, то в общественной деятельности, то мешают «пожить для себя». И в материально благополучной Европе рождаемость уменьшается, значит, дело не столько в отсутствии достатка, сколько в психологии изнеженного потребительства и эгоизма, помрачившего умы наших современников. А исконно русские традиции самоограничения и самоотречения позабыты. Это результат отступления от истинной веры в Бога. И только возврат к святым истокам православия может помочь нашему народу физически выжить. Сегодня можно с благодарностью приветствовать первые шаги Государства в поощрении рождаемости и поддержке многодетных семей. Например, недавно в Саратовской области губернатор подарил семьям, имеющим более шести детей, по микроавтобусу «Газель». К сожалению, таких семей обнаружилось в области всего 28, причем подавляющее большинство из них нерусской национальности. Вот о чем свидетельствует отец старообрядческой семьи – священник, у которого 10 детей и который присутствует в зале. В школе русского города Саратова в классах из 25 человек русских учеников всего от двух до пяти. Тает на глазах государствообразующая нация. Нужны более решительные и разнохарактерные меры государства, способные вдохновить наш русский народ к восполнению и приумножению главного богатства страны – людей, тружеников и патриотов своей Родины. Мы, церковные люди, не имеем рычагов светской власти. Ей решать свои задачи свойственными ей методами. Церковь же может способствовать возникновению положительного и привлекательного образа праведной бедности, блаженной бедности во Христе Исусе. Но и те, кто имеют ныне богатства, да не обольщаются и не надеются на них. Пусть стремятся умножить богатство, но не тратя его на развлечения и удовольствия, а «богатея в Бога», вкладывая средства в приюты для бездомных, больницы, дома престарелых, детские дома и храмы Божии. Пусть и богатый, и бедный, потрудившиеся для Царства Небесного, услышат на Страшном Суде милостивый глас Господа своего: «Добрый рабе, благий и верный!.. Вниди в радость Господа своего!» (Мф. 25, 23). На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга |