ПО СЕВЕРУ

Разрушить барьер отчуждения

По устоявшейся традиции в Светлую седмицу завершились различные православные конкурсы с чествованием и награждением участников. Один из них проводился в исправительных учреждениях Республики Карелия. Заключенные в своих пекарнях пекли пасхальные куличи. От каждого ИТУ было представлено по два кулича. В состав жюри вошли авторитетные священники Петрозаводской епархии прот.Иоанн Тереняк, прот. Леонид Леонтюк, а также начальник отдела тылового обеспечения УФСИН по Республике Карелия Владислав Лосовский.

Лучшим был признан кулич, испеченный пекарями Романом Соловьевым и Александром Костюшовым, отбывающими наказание в исправительно-трудовом учреждении №1. Второе и третье место – у ИК № 9 и ИК № 7. Впрочем, владыке епархии больше понравился кулич из ИК № 7 – и пекарям из этой колонии вручили утешительный приз от его имени. По мнению о.Леонида, этот необычный конкурс, проводившийся в Карелии впервые, не только приобщит заключенных к православным традициям, но и поможет разрушить барьер отчуждения между администрацией ИТУ и заключенными.

А в Мезени на Светлой седмице конкурс только начался. Он проводится среди учащихся школ Мезенского района на тему «Православный крест. Мое понимание святыни». Интересно, что организаторов конкурса – прихожан городского Свято-Богоявленского собора – поддержал отдел образования администрации района. Итоги будут подводиться на Рождество. Кроме этого, прихожане собора проводят акцию «Православную литературу – в сельские библиотеки». По словам его настоятеля о.Алексея Жаровова, в мезенских библиотеках, которые очень часто посещаются местными жителями, наиболее востребованы Библия, святоотеческая литература и книги о современной церковной жизни.

По сайтам Карельской и Архангельской епархий
На фото И.Татариной: кулич-победитель и «утешительный», отмеченный владыкой Мануилом.

Главная книга восточных славян

Впервые за последние два столетия православные увидели в храме, во время пасхального богослужения, фрагмент русской национальной святыни – Остромирова Евангелия, первой датированной рукописной книги Древней Руси. Его выставили для почитания в Санкт-Петербурге в Исаакиевском соборе.

Эта прекрасно оформленная книга, являющаяся образцом высочайшей духовной, книжной культуры на Руси, была создана диаконом Григорием в 1057 году по заказу новгородского посадника Остромира, приближенного киевского князя Изяслава, сына Ярослава Мудрого. В 1701 году драгоценная рукопись упоминается в описи имущества одного из храмов Московского Кремля. В 1720 году по указу императора Петра Первого ее отослали в Санкт-Петербург. Позже Евангелие, обнаруженное через 85 лет среди вещей императрицы Екатерины II, передали в Императорскую Публичную библиотеку. Сейчас она находится в Петербурге в хранилище Российской национальной библиотеки.

Празднование 950-летия Остромирова Евангелия началось загодя. На знаменитом ЦКБ «Рубин» изготовили для него ларец с поддержанием микроклимата. По словам конструкторов подводных лодок, их новое изобретение «не тонет и не горит». В этом ларце и доставили в храм святыню. Сквозь стекло можно было увидеть разворот с отрывком для пасхального богослужения. В течение Светлой седмицы Евангелие побывало во многих храмах Петербурга. Его чествование завершится 12 мая – в день окончания написания рукописи. Ожидается, что в этот день Остромирово Евангелие будет находиться в Храме Христа Спасителя в Москве.

С.-Петербургская епархия/«Вера»

Соловецкая молитва кресту

В кресторезной мастерской Соловецкого Спасо-Преображенского мужского монастыря завершено четырехметровое Распятие для петербургского храма Покрова Пресвятой Богородицы. Крест с изображением Распятого Спасителя выполнен в северных традициях, на нем вырезана молитва Кресту (на фото). Его установка будет приурочена к освящению храма архиерейским чином, которое, как намечено, совершит сам Святейший Патриарх Алексий II.

Сейчас в кресторезной мастерской Соловецкого монастыря работают еще над тремя крестами. Уже почти готов Патриарший Крест для Валаамского монастыря, который будет установлен в Монастырской бухте в августе нынешнего года. Он посвящен учреждению в этой обители ставропигии в 1990 году. Продолжается работа над крестом для Бутовского полигона в Москве – его установят в память скорбной даты, 70-летия начала массовых репрессий 1937-1938 годов. Планируется, что после освящения на Соловках он крестным ходом отправится в Москву. Ход должен пройти по местам бывших ГУЛАГовских лагерей и массовых захоронений заключенных. Установка его в Бутово намечена на 8 августа.

А третий крест поставят на Секирной горе, при подходе к месту массовых захоронений узников Соловецких лагерей особого назначения. Братские могилы, где похоронены многие десятки заключенных, были обнаружены и обследованы совсем недавно, в 2005-2006 годах 8-метровый двухсторонний крест из кедра лицевой стороной будет обращен к кладбищу, а обратной – к дороге, ведущей в Свято-Вознесенский скит. На стороне, обращенной к дороге, будет помещена молитва Животворящему Кресту Господню.

Интернет-сайт Соловецкого монастыря

ВЕСТИ:

Вразумление грабителей

Два раза подряд похитителям икон в Нижегородской области не удалось скрыться со своей добычей из-за того, что у них ломались автомобили.

Храм села «Разнежье» грабители штурмовали двое cуток. Это было четвертое ограбление за последние три года, но прежде злоумышленникам все сходило с рук. На этот раз у них сначала сломались специальные ножницы, которыми они пытались разрезать решетку на окне церкви. Такое случается крайне редко, но святотатцы не распознали в случившемся увещевания Господня. На следующую ночь они все-таки справились с решеткой, но сработала сигнализация. Приехала милиция, продежурила до утра, однако воры отсиделись поблизости, и как только охрана была снята, закончили свое дело.

Но только разбойнички выехали из села, как «Газель» заглохла. Незнакомую машину заметили местные жители и сообщили о ней в милицию. Когда «Газель» наконец завелась, было уже поздно, в районе объявили план «перехват» и злоумышленников задержали недалеко от села. Передать подельникам лик святого Иоанна Богослова, который хранился в храме со дня его основания, они так не успели.

Со святынями из Разнеженского храма уже случались чудеса. Однажды украденная икона мистическим образом сама вернулась в церковь. «Летом 2004 года из церкви украли несколько старинных образов, в том числе ценнейшую икону ХVIII века, – рассказывает глава администрации Разнежья Владимир Бродягин. – Отъехав от деревни всего десяток километров, преступники решили устроить пикник. Неизвестно почему, но икона была оставлена злоумышленниками на обочине дороги. Образ заметили жители села и принесли обратно в церковь».

В ночь со Страстной пятницы на субботу история с заглохшей машиной повторилась в деревне Дорофеево Сокольского района. Из храма Успения Пресвятой Богородицы преступники похитили два образа – «Господь Вседержитель» в серебряном окладе и Казанскую икону Божией Матери. Это было восьмое по счету ограбление дорофеевской церкви. Но ныне терпение Господне иссякло. Машина грабителей заглохла прямо перед милицейским постом. Сотрудники местного РОВД подошли к ней и попросили открыть багажник... Воры признались, что машина недавно проходила ремонт, и, как такое с ней могло случиться, им непонятно.

Газета «Вера», по материалам российских СМИ

Меж двух огней

На Пасху президент Украины Ющенко вновь решил «объединить Церковь». Из Иерусалима в страну были доставлены два огня, изначально равно благодатных. Один отправил с приветствием Киевскому митрополиту Владимиру Патриарх Иерусалимский. Вторую лампадку с огнем самочинно привез брат Ющенко – Петр, окруженный почти всеми типами раскольников и еретиков, которых породила Украинская земля за всю историю своего существования. Причем католики и униаты схождения огня, вообще-то, не признают, но тут вдруг изменили своим правилам. Ехали не без мытарств. В Израиле их по соображениям безопасности в самолет не пустили, пришлось добираться до Киева через Иорданию.

Попытка этой странной компании вручить огонь православным была сочтена по меньшей мере странной. Хотя бы потому, что наша лампадка прибыла первой, и огонь из нее уже озарил Киево-Печерскую лавру. Но дело не только в этом. Секретариат Украинской Православной Церкви выступил с заявлением, где в адрес президента и его межконфессионального окружения направлены слова о том, что лишь Богу известно сакраментальное значение того огня, который был доставлен в Киев П.Ющенко, однако Библия заставляет вспомнить, что и Иуда пришел в Гефсиманский сад с огнем факелов, а за принесение Богу «огня чуждого, которого Он не велел им», были некогда уничтожены огнем от Бога Надав и Авиуд, сыны Аароновы.

Более резких намеков в адрес Ющенко Украинская Церковь прежде не делала, но и президент зашел на этот раз слишком далеко. Его пасхальное приветствие, сделанное в главном храме Украины – Святой Софии, принадлежащем сегодня государству, оставило сложное впечатление. Он начал объяснять, почему разогнал парламент, пояснив: «Наша с вами обязанность – очистить храм от фарисеев и менял», и лишь в последний момент, спохватившись, сказал: «Христос воскрес!»

Потом начал объезд храмов разных конфессий, причем в церкви Киевского Патриархата президента обманули. Накануне пообещали, что быстро отпустят, сделав соответствующую паузу в богослужении. Однако лжепатриарх Филарет ни с кем делиться президентом не захотел и договоренность проигнорировал, продержал Ющенко до конца службы, правда довольно короткой. Засим президент побывал у автокефалистов, униатов, католиков, по пути снова заехал в Святую Софию (куда наконец добрался из Иордании его брат с огнем) и в последнюю очередь побывал в православном Успенском храме. Зачем ради объединения православных с раскольниками понадобился альтернативный огонь, он так и не объяснил. Еще одна трещина зазмеилась через Украину в минувшие дни и ночи. Храни ее Бог!

В.Г.

Космонавт Гречко: «Почему я верю?»

«Почему я верю? Потому что во время войны, даже не на фронте, а в тылу или в оккупации, как случилось со мной, другой надежды у человека нет, кроме как на Бога. И я могу вам сказать, что тогда практически все были верующими. Потому что жить хочется. И я, мальчик, верил», – сказал космонавт в интервью газете «Новые Известия».

Он вспоминает, что в детстве постился перед Пасхой и на Рождество ходил по дворам славить Христа, но позже прочитал книгу «Библия для верующих и неверующих» Емельяна Ярославцева, «главного советского атеиста».

«Поскольку у меня аналитический ум, тогда мне, мальчишке, показалось, что вроде там логично доказывалось, что Бога нет. И я об этом долго не задумывался, пока на седьмом десятке не стал анализировать свою жизнь», – отметил Гречко.

По его словам, у него «столько было возможностей потерять жизнь или ее смысл, но всякий раз что-то помогало... остаться на вот этой самой «линии жизни».

Так, при своей любви к скорости будущий космонавт три раза падал, катаясь на мотоцикле, при своей любви к плаванию пять раз тонул. Во время войны его товарища разорвало снарядом. Все ребята, стоявшие в отдалении, были ранены, а он стоял ближе всех, но остался невредим; был под обстрелом на открытом пространстве, «попадал и в более тяжелые передряги».

«Почему я остался жив? Почему не сработала теория вероятности, по которой в половине случаев я должен остаться жив, но в тех же пятидесяти процентах случаев должен изувечиться или исчезнуть? Да потому, что, по той же теории вероятности, если этот закон не соблюдается, значит, ось, делящая судьбу ровно посередине, кем-то сдвинута. Поскольку, кроме Бога, никто не мог ее сдвинуть, я верю, что был рожден, чтобы стать космонавтом», – размышляет Георгий Михайлович.

«И когда я по наивности, по горячности, по глупости что-то делал, чтобы сойти с этого пути, меня, подозреваю, мой Ангел-хранитель жестоко наказывал. Доводил до отчаяния. А потом самым невероятным образом возвращал на мой путь», – добавил космонавт.


назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга