ХРОНОГРАФ

«КАКОЙ ВЫБОР РАЗУМНЕЕ?»

В прошлом году наша газета поместила рецензию на книгу Елены Чудиновой «Мечеть Парижской Богоматери» (Уступая, нельзя остановиться, № 503). В ней я на сто процентов согласился, что угрозу наступления ислама нельзя недооценивать. Но отметил также, что автор в исламе не смыслит ровным счетом ничего и, что еще хуже, ничего, кроме тотальной войны с мусульманским миром, не предлагает.

Сравним эту позицию с той, которой придерживается глава Албанской Церкви архиепископ Анастасий (Яннулатос), кстати, один из крупнейших православных специалистов по исламу (читайте материалы на стр. 14-17). Однажды, получив около миллиона долларов пожертвований, владыка половину истратил на возведение храма, а половину отдал... на строительство мечети. Правда, с условием, что при ней должен быть создан молодежный центр, где православные и мусульманские рябята могли бы общаться. Я представляю, какой священный ужас охватывает некоторых читающих эти строки: «Экуменизм!!!» Но благодаря трудам Блаженнейшего Анастасия почти половина страны приняла православие, так что ее уже и исламской-то не назовешь. Вот что бывает, когда мусульмане и христиане перестают смотреть друг на друга как на врагов.

Похожая ситуация в общем-то и в России. И вот что я хочу здесь сказать, особо выделить: подлинная культура человеческих отношений всегда ведет к победе Христа, причем без крови и взаимных обид. Мы видим это, например, в Абхазии, где происходят массовые обращения мусульман в православие. А вот когда в школе запрещают сказку про трех поросят, чтобы угодить исламистам (как это недавно случилось в Англии), или когда на мусульман начинают смотреть как на противников, пример Боснии здесь показателен, – жди беды.

* * *

Впрочем, эту заметку я хотел посвятить вовсе не исламскому вопросу. Дело в том, что Елена Чудинова выступила недавно в журнале «Наше время» с новой инициативой. В статье «Государство минус гражданин» она объявила: «Необходима цементирующая идеология. Выбрать что-то из двух, красное или белое, действительно надо, дальше так нельзя. Но если без эмоций, прагматически: какой выбор разумнее?»

Ну и дальше, естественно, всем зюгановцам и иже с ними предлагается принять «белую идею». Но это только поначалу предлагается, так сказать, «возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке». Дальше говорится: «Новое, уже постпутинское правительство должно начать с осуждения коммунизма. И думать об этом надо сейчас, иначе опять провороним». Вот-те и друзья. Вот тебе и возьмемся. За руки. Именно драки между христианами и коммунистами нам и «не хватает» сегодня, мало у нас других разделений.

Но даже если бы на этом Чудинова остановилась, то и пусть ее, пишет и пишет, но логика раздора увлекла ее дальше. Взявшись развенчивать коммунизм, она черным по белому написала следующее: «Много напортачили и в последние полтора десятилетия в сфере идеологии, непозволительно много. Приравняли Жукова к Суворову, хотя два этих полководца не имеют ничего общего. Суворов берег солдата, Жуков побеждал только тем, что этого не делал. Главный герой Великой Отечественной не Жуков, а тот самый неизвестный солдат, чьею кровью победа и куплена».

Ситуация здесь у Чудиновой ровно та же, что и с исламом, когда весь пафос проистекает из глубочайшего невежества, вступившего в химическую реакцию с желанием научать и вести народы. Для общего понимания приведу несколько выдержек из жуковских приказов:

«Выжечь каленым железом безответственное отношение к сбережению людей, от кого бы оно ни исходило».

«В случае, когда противник противопоставляет нашему наступлению организованную оборону, атаку его точек следует начинать после тщательной разведки расположения противника, после подавления его огневых точек огнем артиллерии и минометов. Атаку производить под прикрытием артиллерийского огня. В частях учесть наличный состав снайперов и снайперских орудий. Вводить в бой танковые и бронетанковые части против закрепившегося и подготовившего оборону противника без серьезной артподготовки воспрещаю. С вводом в бой эти части должны быть надежно прикрыты огнем артиллерии во избежание излишних потерь».

Или еще. «Напрасно вы думаете, что успехи достигаются человеческим мясом, успехи достигаются искусством ведения боя, воюют умением, а не жизнями людей».

Я не хочу здесь сравнивать Суворова и Жукова, просто отмечу, что суворовская армия была одной из самых профессиональных в мире, а Жуков вынужден был бросать в бой людей, уже научившихся заряжать винтовки, но еще не разобравшихся, как из них стрелять. Недовольство тем, что пехота не ведет «ружейного огня», проходит через многие подписанные полководцем документы. Потеряв кадровую армию в 41-м, мы новую создавали буквально на ходу. Именно этим, а не мифической безжалостностью наших полководцев, объясняются высокие потери СССР во Второй мировой войне.

А насчет неизвестного солдата, «чьею кровью победа и куплена», я, честно говоря, сразу и не понял. Имена моих дедов, сражавшихся за страну, мне известны. А некоторые фронтовики еще живы и вряд ли с восторгом отнесутся к исторческим экскурсам Елены Чудиновой. Для этого, наверное, и понадобилась ей тактика обезличивания войны.

* * *

И что трагикомично. Я ведь тоже за «белую идею». Но здесь что-то другое. Чудинова не предлагает нашим «красным» чем-то поступиться ради России. Она предлагает полную, безоговорочную капитуляцию, да еще желательно, чтобы они, как унтер-офицерская вдова, сами себя выпороли. Речь идет не о христианском покаянии, а о ультрарадикальном типа красно-китайского или либерал-российского. Все направлено на скандал, на гражданское противостояние. И все рецепты Чудиновой, как достичь мира и согласия, идет ли речь о мусульманах или русских коммунистах, предельно просты, их можно выразить тремя словами: «На колени, гады».

Почему все это так резануло, задело? Да потому, что до сих пор у меня первая реакция на чудиновские тексты такая: «Берегитесь, муслимы!», «Ах вы, коммуняки!», «Ех, латины!». Потом удивляюсь – что со мной? Это сейчас-то, а лет пятнадцать назад я бы точно за этой женщиной побежал, как утенок за мамкой. А сколько у нас таких «утят» среди православных? Стоит услышать про несправедливость – и красный свет в глазах. И только потом приходит понимание, что «священная ярость», не подкрепленная евангельской трезвостью, культурой, пониманием сути вопроса, вовсе и не священная. Нас просто опять хотят подставить.

Владимир ГРИГОРЯН

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга