КНИЖНАЯ ПОЛКА НЕБЕСНЫЙ ЧЕЛОВЕК Недавно на Украине издана книга воспоминаний об о.Иоанне Крестьянкине «Светлый старец», о которой, к сожалению, у нас, в России, мало знают. Между тем из книги можно узнать много нового, особенно же ценное в ней – свидетельства соузников батюшки. Это свидетельства о святости отца Иоанна, присущей ему уже в то время. Протоиерей Вениамин Сиротинский вспоминает: «Когда мы с отцом Иоанном Крестьянкиным были в Сибири в лагерях на валке леса, по его молитвам Господь исцелял. В леденящие до самой глубины морозы святили мы тайно с ним на Крещение воду, а потом этой водой и молитвой успешно лечили заключенных. Однажды дошел слух, что у начальника лагеря смертельно заболела дочка. Врачи предсказывали скорую смерть и заявили, что ничего нельзя сделать для выживания. В отчаянии начальник послал за нами, мы попросили всех выйти, сокращенным чином окрестили ребенка, дали выпить освященной воды, помолились, и – чудо! – на другой день ребенок был здоров... В лагере отец Иоанн был утешением для многих отчаявшихся людей. А того, кто сдал его властям, он просил своих прихожан не судить. Прихожане объявили бойкот батюшке, сотрудничавшему с НКВД, который рассказывал о содержании проповедей отца Иоанна “где следует”. Один Бог знает, кто сказал старцу о бойкоте, но однажды, лежа на лагерных нарах, батюшка сказал молоденькому пареньку-заключенному: – Павлик, тебе завтра радость будет. – Какая? – Увидишь. Я тебе в шапку записочку зашил, ты отнеси ее по адресу. Утром Павлика освободили, освободили неожиданно. Он отнес в Москве записочку по адресу, а в ней “Божие благословение” и просьба простить батюшку-осведомителя, как простил он, о.Иоанн, и посещать совершаемые им богослужения». В воспоминаниях мы встречаем множество имен наставников отца Иоанна – в дни детства и юности это старец Георгий (Косов), епископ Николай, схиархимандрит Серафим (Романцов), игумен Иоанн (Соколов). В Печерах отец Иоанн стал восприемником благодати старчества сразу от целой плеяды старцев – прп. Симеона, схиархимандрита Пимена, архимандрита Афиногена и валаамских старцев – Михаила, Луки, Николая, а также старца митрополита Вениамина (Федченкова). Все перечисленные выше имена наставников старца Иоанна Крестьянкина позволяют понять, почему отец Иоанн стал «столпом Церкви», почему именно ему Бог даровал такой великий дар рассуждения в наше путаное время. Потому что, как пчела, со многих цветов собирал он нектар духовный, потому что он всю жизнь получал «благодать на благодать», будучи верным послушником и учеником столь многих подвижников. Как сказал келейник старца, иеромонах Иоасаф (Швецов), «главной чертой характера отца Иоанна было чувство благоговения – то, чем он руководствовался всю жизнь. Благоговение было в нем развито в высочайшей степени, и эту нить, думаю, он захватил еще в детстве и всю жизнь над этим трудился». Одной из своих духовных дочерей, которая норовила навязать ему свои частые многостраничные исповеди, о.Иоанн написал, что он встречался со старцами нечасто, но одной встречи хватало на годы, потому что «советы-то обычно даются не на один день или год», чтобы им следовать. Кроме того, благодатные советы и жизненные примеры старцев отец Иоанн воспринимал не голым рассудком, а всем своим существом. В письмах к самым разным людям он повторял: «Понять – это очень важно. Но понять не умом, а всем существом, на деле». Отец Иоанн воистину на деле исполнил все переданные ему поучения и потому получил от Бога самый большой дар – дар любви. Последние слова, которые он повторял за несколько дней перед кончиной, – «а вечно лишь Солнце Любви!» – были итогом всей его жизни, ее девизом, самым полным выражением смысла служения Богу и людям. «Каждый уходил от него погруженным в любовь», – сказал о старце протоиерей Дмитрий Смирнов. И потому все воспоминания о старце – это воспоминания о том, как человек в своей жизни встретил настоящую любовь, которая каждого видит в его личной неповторимости и, болезнуя о грехах человека, самого этого грешника покрывает. Любовь отца Иоанна была радостной, пасхальной. Батюшка не только много-много утешал человека словами, но и любил обнять, прижать к себе, обласкать как родного. «Обнимал крепко-крепко. Захватывал человека в то благодатное пространство, в котором жил сам». Отцу Иоанну были открыты духовные болезни нашего времени, суть которых в подделке, в лжедуховности. Потому в статье о духовничестве старец написал, что высшая цель – «сохранять верность и преданность Святому Православию». К сожалению, люди, оторванные от духовных традиций, живущие «ревностью не по разуму», принесли отцу Иоанну большие огорчения в последние дни его земной жизни. Все это так похоже на евангельское «Осанна!», а потом – «Распни Его!» Некоторые из тех, которые толпами осаждали отца Иоанна, когда он был доступен в монастыре, после того как он выступил против неистовых борцов с ИНН, стали говорить, что он совершил предательство. А между тем слово, сказанное отцом Иоанном на эту частную тему и еще раз опубликованное в книге воспоминаний, теперь, когда проходит все больше времени, воспринимается как жизненная программа для всех нас при возможных серьезных – куда более серьезных, чем вопрос об ИНН, – испытаниях: «Наше сопротивление грядущему страху одно – наша вера в Бога, наша жизнь по вере. А все те смущения, смятения и неразбериха для того так властно входят в нашу жизнь и потому входят, что нет живой веры, нет доверия к Богу. И все это вражье вытесняет спокойствие духа и благонадежие. Живите спокойно, молитесь Богу и доверяйте Ему, Господь ли не знает, как сохранить Своих чад от годины лютой, лишь бы сердца наши были верны Ему». Последние слова можно рассматривать как завещание старца Иоанна Крестьянкина всем нам. Батюшка скончался в день памяти всех новомучеников и исповедников Российских. Тогда, в 2006 году, этот переходящий праздник пришелся на 5 февраля. Господь засвидетельствовал исповеднический подвиг Своего верного служителя – и не только подвиг в годы заключения, но и подвиг всей жизни, особенно последних смутных лет. Для сотен и тысяч людей отец Иоанн был исповедником правой веры среди моря соблазнов, подмен, обмана. Воспоминания о последних земных минутах старца показывают, что такое кончина праведника. Хотя была лютая зима на дворе, братия келейно пропели батюшке всю пасхальную заутреню, и он, уже находившийся в беспамятстве, на призыв «Христос воскресе!» ответил: «Воистину воскресе Христос!» Это были его последние слова на земле. Недаром его называли «пасхальным батюшкой». В монастыре служили раннюю литургию и молились о здравии архимандрита Иоанна, а на поздней литургии просили Господа уже о его упокоении. На наш взгляд, самое знаменательное слово о старце Иоанне Крестьянкине в книге «Светлый батюшка» принадлежит протоиерею Владимиру Смирнову. Приводим выдержку из него: «...Мне в жизни достаточно приходилось общаться с людьми по-настоящему святыми. Чем отличался от них отец Иоанн? Тем, что он был человеком, который достиг христианского совершенства, причем достиг уже давно. Когда мы с ним познакомились, ему было около семидесяти лет... Обычно Господь забирает человека в лучший миг его жизни. Некоторые удивляются: “Ну надо же, такой хороший человек – и так рано умер!” А это потому, что, когда человек достигнет высшего, на что способен, Господь его сразу забирает, чтобы он не снизил свой уровень. А здесь наоборот: отец Иоанн давно достиг христианского совершенства и жил только ради всех нас. Таких людей называли раньше столпами Церкви. Если в церкви столбы убрать, то все обвалится. И без таких людей, как отец Иоанн, все обвалится, потому что на самом деле только они есть Церковь, воплощенное христианство. Христианство очень просто проверяется. Вот стоит человек: как узнать, христианин он или нет? Плюнь ему в лицо или ударь его по правой щеке. Если он левую подставит – значит, он христианин. А теперь мысленно представим, что кто-то так с нами поступил, – и мы сразу увидим, что никакого христианства в нас нет, а все только мнимое, показное, обрядное. Правила всякие, а настоящего, подлинного корня в этом нет. А в нем это было. ...Он никогда никого не осуждал. Если печалился, то только о грехе человека, как о болезни. Мог и головой покачать сокрушенно, но всегда с любовью, с каким бы грешником он ни общался. Потому что монастырь есть монастырь, туда разные люди приходят, и даже жулье откровенное. Но нельзя было даже и представить, чтобы батюшка как-то осудил человека или ему что-то грубо сказал. Он со всеми обращался нежно, и эта нежность шла не от воспитания, хотя отец Иоанн был человек глубоко интеллигентный, очень воспитанный. Но это шло именно от глубокой христианской духовной культуры, то есть это было благоприобретенное совершенство. Он обладал редчайшим даром рассуждения, и мне представляется, что он был единственный на земном шаре человек, который обладал этим даром в такой необычайной степени совершенства. Святые отцы говорят, что этот дар даже больше, чем любовь. Поэтому служение отца Иоанна было старческое. Он прекрасно чувствовал волю Божию, был прозорливым. И, используя то, что люди к нему приходят с таким благоговением, с почтением ловят каждое его слово, Господь через него являл людям Свою волю... И каждый уходил от него погруженным в любовь. Первый раз я к нему приехал после смерти старца Тавриона, к которому ездил ежегодно. Я услышал, что есть такой старец Иоанн Крестьянкин, и поехал посмотреть. И вот очень интересно: мы вошли к нему в келию с моей женой, и он как бы дал мне на себя посмотреть – он со мной вообще не общался, а только с ней: мол, хотел посмотреть – вот на, посмотри. И потом, помню, как-то сидим у него в келье – ездили всегда по несколько человек,– а он мне: “Что же вы, батюшка, ничего не спрашиваете?” Я руки развел, и он говорит: “А мне довольно на тебя смотреть?” Сейчас уже единицы остались батюшек, которым за девяносто. Они практически все сидели, и отец Иоанн был одним из них. Он пять лет сидел в тюрьме, страдал за свою веру, и если бы Сталин не умер, то еще дольше бы сидел, а так его выпустили чуть пораньше. Он мне рассказывал, что, когда выходил на свободу, начальник лагеря или еще какой чин спросил у него: “Батюшка, вы поняли, за что сидели?” “Нет, так и не понял”. И тот ему говорит: “Надо, батюшка, идти за народом, – сделал паузу, – а не народ вести за собой”. Потому что отец Иоанн смолоду, как стал священником, был очень ревностным, всегда проповедовал, и это привело к такому результату: его арестовали. Церковь всегда очень высоко ставила исповедников, это был особый чин. По правилам древней Церкви, еще до V века, если какой-то человек пострадал за Христа и остался жив, то он, даже не будучи священником, имел право отпускать грехи. То есть уже тогда, в молодости, отец Иоанн обладал такими высокими дарами христианскими, а в конце жизни это просто был совершенный человек. Поэтому люди к нему так и тянулись. Нет ничего удивительного, что Путин приехал поздравить его с девяностолетием. Потому что к такому человеку все хотели как-то прикоснуться, его услышать. Ему даже приходилось бегать, потому что прохода никакого не было от народа. Я к нему чаще зимой приезжал и так и помню: он весь укутанный, как кочан капусты, быстро-быстро бежит, а за ним бегут женщины. Вот такое постоянное зрелище. Роль подобных людей в Церкви очень велика. Чем отец Иоанн так важен? Тем, что шестьдесят лет окормлял, можно сказать, всю Россию. Тем, что наглядно в себе самом показал, что такое настоящее христианство. Ведь лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Тем более что подавляющее большинство людей абсолютно не обучаемы либо по лени, либо по слабости ума. Обычный человек больше семи минут не может даже на чем-то сосредоточиться. Поэтому объяснить христианство теоретически, в проповедях, из книги невозможно. А он христианство являл: что такое кротость, что такое незлобие, что такое послушание, что такое мудрость, что такое прозорливость, что такое любовь. Отец Таврион был великий человек, подвижник, он семнадцать лет сидел. Но вот он умер, и сразу появился отец Иоанн. Или отец Павел (Троицкий). Он тоже отсидел, был в ссылке (тридцать лет тюрем и лагерей!) и сподобился необычайных даров Божиих. Но он был в затворе, с ним общаться приходилось через письма, а отец Иоанн был из доступных. Еще есть отец Кирилл, старец, но он тоже уже лежит. Хотя то, что он жив, как-то греет душу. А если и отца Кирилла не станет, то все – пустыня, никого не будет. Все остальные по сравнению с ними – это “цирк зажигает огни”. Поэтому как мы будем жить дальше? Конечно, на небесах святых много, они на нас глядят с икон, и среди них людей, достигших христианского совершенства, тысячи, просто тысячи. Взять хотя бы преподобного Серафима Саровского – тоже все виды христианского подвига совершил. А тут, представляете, такой человек жил среди нас! Вчера я в его келье был, присел на диванчик, на котором он всегда людей принимал. Все такое знакомое, родное... К нему приходили разные люди. Даже такой факт: несколько парней на отпевание прилетели на собственных самолетах. Пришли и нищие, и супербогатые, и епископы, и простые священники – разных слоев совершенно люди. И все они питались благодатью Божией, исходящей от отца Иоанна. Многие люди ему письма писали, он до последнего отвечал. Сам уже писать не мог, диктовал келейнице. Она запишет, а он потом подпись поставит: «А. И.» – архимандрит Иоанн. Тысячам людей посылал поздравления с Рождеством, с Пасхой... От избытка сердца глаголят уста. Отойти как-то от этих событий, похорон отца Иоанна сразу невозможно. Придется еще долго переживать, вспоминать об этом, потому что событие огромное, вселенского масштаба… Потому что если таких людей среди нас нет, то и жизнь как-то бессмысленна. А отец Иоанн не только украшает нашу жизнь, он показывает, к чему мы можем стремиться. Аминь». Л.ИЛЬЮНИНА На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга |