ВОПРОС – ОТВЕТ

Оппоненты христианства часто указывают на то, что мы, христиане, называя священнослужителя «отцом», не выполняем тем самым заповедь Господа нашего Иисуса Христа: «...Отцом себе не называйте никого на земле» (Матф. 23, 8-10). Почему мы, христиане, называем иерея отцом?

И второй вопрос. В мусульманской литературе, посвященной суфиям, говорится о том, что святым покровителем суфиев является святой Георгий Победоносец. Имеются ли какие-либо свидетельства об этом в православной литературе?

С уважением – р.Б. Юрий
п. Жешарт Республики Коми

Трудно сказать определенно, когда появился обычай называть священника отцом, но обращение это прижилось в церковном и богословском обиходе очень давно. Отец – это родитель, наставник (сравните: крестный отец – восприемник, наставник в вере). Поэтому обращение к священнику «отец» очень естественно: он наш духовный наставник. Идет ли это вразрез с наказом Христа не называть отцом «никого на земле»? Вот что пишет блаженный Феофилакт Болгарский, почитаемый в православном мире богослов: «Словами: “отцом не зовите...” Христос не возбраняет почтения к родителям, ибо желает, чтоб мы почитали родителей, особенно же духовных отцев; но возводит нас этими словами к познанию истинного Отца, то есть Бога, поелику Отец в собственном смысле есть Бог, а плотские родители не суть виновники бытия, а только содействователи и слуги (Божии)».

Отвечая на второй вопрос Юрия, скажем вкратце, что суфизм – направление в исламе; это попытка создания в исламе чего-то вроде монашества. Несомненно влияние на суфизм христианства. Например, у мусульманского поэта XVI века Хорезми встречается совет единоверцам учиться настоящему мусульманству у христиан. Суфии не верили в исламское представление о рае – с гуриями и прочими воздаяниями, полагая, что истинная цель жизни верующего – соединение с Богом, достигаемое через молитвы и богопознание.

Как святой Георгий Победоносец стал покровителем суфиев? Это объясняется просто: в тех краях, где ислам вытеснил христианство, фактически сохранился культ некоторых христианских святых, но под другими именами. Так, св.Георгий Победоносец, св. Сергий (мученик, принявший смерть за веру в Кесарии Каппадокийской в 304 г.), стали суфийскими святыми. Писалось ли об этом вопросе в православной литературе? Во всяком случае, читать об этом у православных авторов не приходилось.

* * *

Здравствуйте, уважаемая редакция! Мой Ангел-хранитель – святая пророчица Анна. Дни ее памяти – 16 февраля, 10 сентября и 22 декабря. В газете (№ 34-35 за 1991 г.) в святцах на 10 сентября о ней писалось, что во время рождения Иисуса Христа ей было 84 года. А в той же газете (№ 79 за 1992 г.) в святцах на 22 декабря говорится, что пророчица Анна жила за тысячелетие до Рождества Христова. Где-то закралась ошибка?

А.М.
г.Сыктывкар

Ошибки здесь нет, уважаемая Анна. Просто в святцах говорится о двух святых Аннах, и обе они – пророчицы. 10 сентября Церковь чтит память святой Анны, матери пророка Самуила. Пророчицей ее называют потому, что, когда ей, бесплодной, Господь даровал наконец сына, святая Анна воспела Ему хвалебную песнь: «Возрадовалось сердце мое в Господе; вознесся рог мой в Боге моем...» И в этой песни были пророческие слова о грядущем Помазаннике – то есть о Христе, Который родится через 1100 лет.

А вторая Анна пророчица, дочь Фануила, была в храме вместе со святым Симеоном Богоприимцем, когда Пресвятая Богородица принесла туда младенца Иисуса. Св.Анна была из колена Ассирова. Она принадлежала к тем людям Иудеи, которые жили ожиданием Мессии, предчувствовали Его скорое рождение в мир. Овдовев в молодом возрасте, всю себя она посвятила Богу. Жила при храме, в посте и молитве. Когда св.Анна увидела Богомладенца, ей было 84 года. Теперь она могла спокойно умереть.

* * *

Можно ли зарегистрировать брак в загсе во время поста?

Александра
г.Пермь

К церковному Таинству бракосочетания регистрация брака в загсе отношения не имеет, поэтому нет ничего плохого в том, чтобы сделать это во время поста. Но нужно помнить о воздержании, которое не должно быть нарушено с появлением в паспорте штампа о замужестве.

* * *

Можно ли православным использовать в лечении медвежью желчь, струю кабарги, жиры собачий, барсучий и т.д.?

Валентина

В лечебных целях – да, по назначению врача, если отсутствие половой потенции мешает зачать ребенка. Если же для удовлетворения страсти (только для повышения потенции), то нет.

Есть еще один моральный аспект: на Алтае кабаргу нещадно отстреливают, чтобы лишь взять вытяжку. При этом гибнет много «лишних» животных, поскольку стрелку трудно определить, самец или самка перед ним. Самок сразу выкидывают, вытяжку можно взять только у самцов. То есть, приобретая средство от кабарги, покупатель участвует в расширении браконьерства.

Вообще же в конкретных случаях неплохо бы взять благословение у духовника (при наличии рекомендации врача).

* * *

Приходилось от старых людей слышать, что в последние времена живые будут завидовать мертвым. Как это понимать? И второй вопрос. В псалме 50-м сказано: «Омыеши меня, и паче снега убелюся». Откуда Давид знал снег? Или в горах у них был снег, или климат тогда был совсем другим?

Р.Б.Алефтина
Архангельская обл.

На первый ваш вопрос, уважаемая Алефтина, можно ответить так. Фраза, которую вы слышали от старых людей, – из Откровения Иоанна Богослова. Но в точности это звучит по-другому: «В те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них». Речь идет о том, что, когда перед Вторым Пришествием вострубят семь Божиих ангелов в свои трубы, по грозному звуку этих труб для людей наступят казни. И вот за звуком пятой трубы с неба на землю упадет звезда, и от этого падения разверзнется кладезь бездны, и оттуда вместе с дымом выйдут тучи саранчи. Бог велит этой саранче не убивать людей (а она наделена жалящим свойством скорпиона), а мучить их в течение пяти месяцев. Потому и сказано, что ужаленные саранчой люди своим мучениям предпочтут смерть.

Что касается того, мог ли знать пророк Давид о снеге, то почему бы нет? Он мог видеть снег на горах. Хотя в окрестностях Иерусалима и нет высоких гор, но поскольку Давид был царем, он, как и всякий другой правитель, наверняка много ездил по свету и мог видеть горы с заснеженными вершинами. Можно предположить и то, что царь Давид мог видеть снег даже из окна своего дворца, ведь и в южных широтах порой порхают «белые мухи», хоть и краткое время.

* * *

Подскажите, пожалуйста, какие-нибудь интернет-сайты, где можно было бы найти сценарии праздничных спектаклей.

Ирина Владимировна
г.Киров

Попробуйте зайти на эти сайты:

stsenarii.smeha.net/show.70.html

www.cooking.ru/interceate_exchange/board41/message783975.html

 

 

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга