ОТ ЛУКАВОГО СНОВА И СНОВА О карме, Биокомпьютере и «профессоре Преображенском» На 7-й планете У писателя-фантаста Клиффорда Саймака есть такой роман – «Снова и снова». Помню, как еще школьником первый раз его читал – безотрывно, до рези в глазах. Отец в моей спальне выключал свет, но у меня имелся фонарик, так что читал под одеялом – настолько заворожил этот придуманный Саймаком фантастический мир. И только проглотив последнюю страницу, подумал: «А почему так книга называется – «Снова и снова»? В сюжете даже намека на это нет. Ну, абсолютно ничего такого!» Решив, что автор просто с потолка название взял, понес книгу обратно в библиотеку и... выбрал там снова Саймака, очередной том. Много-много лет спустя разговорился я с бывшим приятелем-однокурсником, который в начале 90-х оказался у истоков нынешней российской индустрии фантастического чтива. Теперь он главный редактор солидного питерского издательства. В соседнем зале металлически стрекотали телетайпы, выводя на ленты анонсы написанных или еще пишущихся повестей и романов, но в его кабинете, заставленном книжными полками, было тихо. Приятель вполголоса рассказывал мне о современной фантастике, сыпал незнакомыми именами, кратко характеризуя: этот зады повторяет, хотя пишет легко, а вот у этого что-то проглядывает... И в конце огорошил: – А вообще новое – по-настоящему новое – никто никогда не напишет. У фантастов ограниченный круг идей, вот по этому кругу они и ходят. – Почему? – спрашиваю главреда. – Да потому что фантастика – это ж не просто художественная литература, а моделирование иной действительности. А что требуется для сотворения нового мира? Новые идеи, новые смыслы. А где их взять? Все уже давно придумано задолго до нас... Позже вновь попалась мне в руки та книга – «Снова и снова». Сюжет давно уже забыт, и взяло любопытство: а как у Саймака насчет «новых идей»? Как и в детстве, повествование захватило с первой же страницы. Действие романа происходит в будущем. Огромная галактика уже почти освоена человечеством, но директору Департамента Галактических Исследований не дает покоя одна планета в звездной системе Лебедя 61. Эта планета – единственное место, куда доступ закрыт. Кто-то чудовищно могущественный поставил невидимый экран вокруг планеты, и все попытки пробиться сквозь него бесполезны. Можно бы, конечно, проигнорировать эту планету, незначительную песчинку в бесконечной вселенной, и далее обычным порядком осваивать космос. Но неизвестность вселяет ужас и жжет болезненным любопытством: кто же там, за экраном?! Отсутствие ответа сковывает человечество и вроде как обессмысливает дальнейшую космическую экспансию... И тут одному из инспекторов Департамента удается проникнуть за барьер. На планете он обнаруживает некое бесплотное Сознание – «симбиотические абстракции».
Вступив с «абстракциями» в контакт, инспектор Эшер Саттон вдруг чувствует внутри себя некое «второе я». Оно говорит ему: «Я – твоя судьба. Я была с тобой с того мгновения, когда ты появился на свет, и останусь с тобой, пока ты жив... Я – тот тихий голос, что столько раз обращался к тебе на поворотах и перекрестках бытия, а ты его не слышал». Как оказалось, «симбиотические абстракции» на странной планете – это вместилище «судеб-предназначений» всех живых существ во вселенной, оттуда они приходят к новорожденным и туда же возвращаются после смерти. Далее повествование изобилует разными приключениями: разведчик возвращается на Землю, осознанная им «судьба-предназначение» помогает ему выпутаться из разных переделок. В конце концов, Эшер Саттон пишет книгу «Это судьба» о том, что всякая тварь во вселенной – люди, инопланетяне, андроиды, животные, даже букашки – должны услышать голос своей «судьбы-предназначения». После чего происходит революция... Вот такой сюжет. Уже на половине романа пришлось согласиться со своим приятелем-редактором: да-а, бородатая история, похоже, и вправду у фантастики кризис жанра. Ведь что придумал Саймак? Да ничего нового! Если отбросить приключенческий антураж, то в романе остается дряхлая-предряхлая идея «кармы» и переселения душ. Как ни назови: судьба-предназначение, карма, платоновский эйдос, получается один и тот же фрукт, произросший из восточных учений. И до чего живуча эта идея! Что поразительно. Мы ведь живем в мире христианских представлений. Христианство дало нам понимание свободы: есть Божий промысл о нас, есть Ангел-хранитель – но мы свободны в построении своей судьбы. И сколь примитивна, механистична по сравнению с этим языческая идея кармы! Вот дана тебе карма, сугубое предназначение – и следуй по узкому коридору. Ну, кому из нас это может понравиться? Между тем снова и снова человеческие умы тянутся к этой идее. Почему? Неужели эти люди тяготятся свободой, дарованной Богом? Нет, свобода нужна всем. Только... разная свобода. Представьте себе сад, по которому разрешено бегать, резвиться, но при этом не ломать растений. Свобода? «Не-ет, – скажет иной. – Я вот хочу вырвать деревце и измерить корешок, насколько глубоко он в землю уходит. Почему мне запрещают? Не нужен мне ваш сад, дайте покопаться...» Точно так же и с идеей кармы. Эту карму, этот умерщвленный корешок, можно измерить, понять СВОИМ умом. А Божий промысл, он жжет неизвестностью. Это как саймаковская планета, скрытая за невидимым щитом. Уж я как-нибудь туда пролезу, что-то там ухвачу скользкими пальцами: пускай это будет не истина, а какая-нибудь «симбиотическая абстракция» – ничего, сойдет, главное, что это можно измерить, а значит, сделать СВОИМ. Уж дайте мне потешиться... Интересно, что научный фантаст, отхватив от религии кусочек и спрятав его на 7-й планете в системе Лебедя 61 (мол, так и было), начинает в романе оправдываться, наводя тень на плетень: «Судьба – это не религия. Судьба и религия могут существовать параллельно, нисколько не мешая друг другу. Я бы даже сказал, что они дополняют друг друга». Так сказать, Божий промысл и карма в одном флаконе. Клиффорд Саймак считается классиком научной фантастики, которая возникла лет 200 назад, когда христианские представления повсеместно стали заменяться или смешиваться с «научными». Казалось бы, такая ситуация («два в одном флаконе») сугубо типична только для нашего времени, которое называют «постхристианством», т.е. эпохой после христианства. Но совершенно прав мой приятель: ничто не ново под Луной. Все повторяется, снова и снова... Еще в первые века христианства в Римской империи расцвели гностические секты (от слова «гнозис» – «познание»). Интеллигенты той поры, воспитанные на эллинско-восточной философии, своеобразно восприняли Христа: признавая существование Бога и Его заповедей, они с увлечением углубились в познание духовного мира и конечных тайн мироздания. В итоге получилась смесь из христианства и неведомо чего. Например, гностицизм включал учение о цикле жизни с возвращением в конце к первичному совершенству, как этому учит буддизм. То есть с Христом сочетали идею переселения душ. Позже гностицизм породил манихейство и средневековые ереси – павликанство, богомильство, альбигойские ереси катаров и вальденсов и проч., и проч., а также повлиял на мистику Нового времени. Да и сейчас у нас, после «постхристианства», когда интеллигенты возвращаются в Церковь, иной раз видишь все то же самое, старо как мир... Буквально на днях довелось мне снова вспомнить о гностиках, о пресловутом «флаконе», об Эшере Саттоне с его книгой «Это судьба», и даже о 7-й планете в системе Лебедя 61. Любовь к странным знаниям – Вот вам для начала, – пожилая посетительница приятной наружности достает из сумки две видеокассеты. – Сначала посмотрите вот эту кассету и только потом вторую. Так лучше поймете. – Спасибо, – благодарю ее. – Но, может, на словах расскажете? Где-то имя Карелина я уже слышал...
– Это петербургский ученый, профессор, член нескольких академий. Православный, верующий человек. Он не раз приезжал к нам в Сыктывкар, выступал в Академии Госслужбы, и вот уже несколько лет у нас в городе действует общественная организация «Интеллект». Мы занимаемся тем, что обеспечиваем людям возможность познать свое Предназначение, другими словами Судьбу. – Э-э... это как? – У каждого человека есть Предназначение, данное ему от рождения, – начинает объяснять женщина, пришедшая к нам в редакцию поговорить по душам. – Предназначение записано в определенном файле, и мы не знаем, что в нем написано. Но Валентин Владимирович Карелин, изучая Библию в течение 15 лет, разработал методику, с помощью которой получил доступ к файлам, и теперь любой может узнать свое личное Предназначение. – А где находятся эти файлы Предназначений, в космосе? – Ну, вроде как да. Вы слышали о ноосфере Вернадского? – Слышал, но не очень представляю себе, – сознался я в невежестве, но потом нашелся: – Это такие симбиотические абстракции? – Это информационное поле, невидимая оболочка нашего мира. Валентин Владимирович назвал ее Биокомпьютером. Биокомпьютеров несколько: Вселенский, Солнечной системы, земной и персональный, человеческий. Они объединены в одну сеть, в которой все и содержится. Но вы лучше кассеты посмотрите, потом и поговорим. Проводив женщину, включил я свой компьютер (в смысле настольный, от электричества работающий), чтобы в интернете разузнать про Карелина. Если окажется, что он никакой не ученый, а обыкновенный сектант, то можно будет не тратить время на просмотр видеокассет: суну в ящик стола – и дело с концом. Без труда нахожу в сети солидно представленный сайт Мыслительного центра «Интеллект» В.В.Карелина. На страничке «Вопрос – ответ» кто-то напрямую спрашивает: «ВЫ – СЕКТА! Если нет, то расскажите о вашем отношении к православию и докажите мне, что я ошибаюсь... (из письма посетителя сайта)». Ответ сомневающемуся начинается отвлеченным рассуждением: «В последнее время появилось много публикаций, в которых часто звучат обвинения в сектантстве тех или иных организаций и особенно ученых. Между тем слово “секта” произошло от слова “сектор” – то есть это часть круга, а круг – некий образ целого. В науке изначально заложен “сектантский” принцип, ибо она разделена на отрасли знаний – сектора. В настоящее время в мире нет ни одного ученого, который бы знал всё – целое. Именно поэтому никогда никакой ученый не обвинял и не будет обвинять другого ученого в сектантстве... То же и в богословии. Недаром на иконах богословы изображены с закрытой Библией, как образ ее непознанности до конца, только Иисус Христос изображается с открытой Библией, Он владеет целым Учением от “альфа” до “омега”...» После теоретической артподготовки следуют следующие аргументы и ссылки. На ап. Павла: «Апостол Павел, формируя моральные принципы Божественного нравственного общества, на первое место поставил страннолюбие, то есть любовь к странным знаниям, которые Господь присылает человечеству через вестников, чтобы оно постоянно двигалось к совершенству». На Господню заповедь: «Не суди да не судим будешь. Тот, кто высказал хулу на Духа Святого (Божественную мысль), – ему не простится ни на земле, ни на небе». На Права человека: «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их» (ст. 19 Всеобщей декларации прав человека). И даже на... решение Архиерейского Собора: «В решении Юбилейного Архиерейского Собора РПЦ 2000 г. совершенно справедливо приведены слова М.В.Ломоносова: наука и религия “в распрю прийти не могут”...» Как говорится, круговой пулеметный огонь, по всем секторам. Правда, со ссылкой на ап. Павла осечка вышла. На него, действительно, часто ссылались гностики, но по другому поводу: обычно цитировали его выражение «власти века сего» (1 Кор. 2, 8) о силах зла, правящих в материальном мире, мол, апостол Павел, как и гностики, видел мир дуалистически – в борьбе духа и материи. Но Карелин откровенно переврал другую цитату апостола: «Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам» (Евр. 13, 2). Страннолюбие наш высокомудрый профессор понял как «любовь к странным знаниям», посылаемым через Ангелов. Хотя страннолюбие – это просто-напросто забота о путешествующих странниках. В конце, чтобы уж совсем убедить в своем «несектанстве», сайт сообщает: «В нашем центре все без сомнений верят Отцу Небесному. Мы предпочитаем свою веру доказывать делами. Сотрудники нашего центра построили и открыли два храма, школу для гениальных детей». Заинтересовавшись, продолжаю поиск, и выясняется, что Карелин – лишь научный руководитель Центра «Интеллект», а основал и возглавляет его некто Валерий Ефремович Стельмах, ктитор (староста) храма Святого Николая Чудотворца. Стельмах действительно в свое время построил два православных храма в Ленинградской области, а Карелин «по личному благословению митрополита Петербургского и Ладожского Иоанна» участвовал в возрождении разрушенной церкви Царицы Александры. В 2001 г. при церкви был открыт детский приют, который жив стараниями сотрудников «Интеллекта». Так что дело не совсем ясное... Мысленно покряхтев, перекладываю кассеты из стола в сумку – придется их смотреть. Завтра как раз суббота, найду время. Евангелие от... За домашними делами сую кассету в видеомагнитофон. Возясь с пылесосом, краем глаза поглядываю на экран. Там бегут титры, звучит церковное песнопение, затем появляются эмблема Центра «Интеллект» – земной глобус на фоне четырехконечного креста – и слова эпиграфа... Ого! Оставив пылесос, прилипаю к телевизору. Эпиграф гласит: «Пусть тот, кто ищет, не перестает искать до тех пор, пока не найдет; когда найдет, он будет потрясен, и если он потрясен, он будет удивлен, и он будет царствовать над всеми» («Евангелие от Фомы»). Что ж, я и потрясен, и удивлен. Так называемое «Евангелие от Фомы» – это же чистейший образчик гностического сектантства. Оказывается, Карелин и не скрывает, кто он есть на самом деле. Ну почему бы для маскировки не взять цитату из канонического Евангелия или, на худой конец, из Ветхого Завета?! Нет. Как говорили латиняне, justum et tenacem propositi virum – «я муж правоты, неотступный в решеньях». Теперь понятно, какую «Библию» профессор изучал 15 лет, дабы найти «доступ к файлам Биокомпьютера». После гностиков первых веков осталось множество «евангелий», которые только с больной головой можно приписать христианству. В том же «Евангелии от Фомы», написанном предположительно в Сирии около 140 г. от Р.Х., нет ни повествования о земной жизни Спасителя (Рождестве, проповеди Небесного Царствия, Искупительной смерти, Воскресении и Вознесении), ни рассказов о Его чудесах. А что есть? 118 логий «тайного знания». Это довольно туманные речения типа: «Царствие Отца подобно человеку, который хочет убить сильного человека. Он извлек меч в своем доме, он вонзил его в стену, дабы узнать, будет ли рука его крепка» (логия 102-я). Или вот уж совсем странная 15-я логия: «Если вы поститесь, вы зародите в себе грех, и, если вы молитесь, вы будете осуждены, и, если вы подаете милостыню, вы причините зло вашему духу». Как говорится, без комментариев. Между тем на экране появился сам профессор Карелин, одетый в белый халат. Он стоит в роддоме у люльки с младенцем и с важным видом говорит, указывая на малыша: «У него есть специальный феномен – он должен стать адвокатом». Далее рассказывается, что люди не знают своего Предназначения, но Центр «Интеллект» может исправить ситуацию. «Мышление, – говорит Карелин с ударением на «ы», – это основа. Господь дал нам возможность мыслить. Он хочет, чтобы мы стали, как Он, творцами и создателями. Он говорит: «В Небесном мире Я все уже устроил, а вот вам материальный мир – создавайте здесь свое, Я каждому дал свое Предназначение для этого. Вот талантливый Иван Иванович умер от пьянства, ничего не успел сделать, и Бог его встречает на Небе: «Ты не выполнил Предназначения, за это тебе положена смерть...» Но Бог милостив, Он не оставляет надежды на исправление человека. Бог смотрит, а чем Иван Иванович в прошлых воплощениях занимался? Ага... Тут – политикой, в другой жизни – тоже политикой. Так. Пусть будет и сейчас политиком. И отправляет его новое воплощение на Землю...» «Тьфу!» – с досады чуть не плюнул на ковер. И чего это я на экран пялюсь? Карма, переселение душ – все та же старая пластинка, только поют другими словами... Для очистки совести беру вторую видеокассету. Она начинается тем же эпиграфом из «Евангелия от Фомы», проникновенный голос за кадром вещает: «Вернадский предсказал, что в конце ХХ века человечество будет общаться с ноосферой, и это произошло!» Прокручиваю пленку дальше. Как бы протестуя, из кассеты прорываются слова: «...даже души еще нет, а есть только разум, и значит, в дальнейшем Бог будет управлять нами через разум, и поэтому все наказания, все болезни будут описаны через разум...» Ну, хватит! Выключив телевизор, скатываю ковер и иду на улицу. С остервенением выколотив пыль, успокоенный, поднимаюсь обратно на лифте... В тесной кабинке вся стенка заклеена рекламными объявлениями, лифт гудит и подрагивает, в такт ему перед глазами дрожат буквы рекламы. То ли в животе, то ли в голове ритмично булькает слово: «Ин-тел-лект». Что такое? «Центр «Интеллект»: познай себя. Г.Сыктывкар. Звонить по телефону...» Вот ведь, даже в лифте достали! Почему-то прежде эту рекламку не замечал, а сейчас в сознание прорвалась. Звоню по указанному телефону. Отвечает женщина, но, судя по голосу, не та, что ко мне заходила. – Нет, Татьяну Михайловну я не знаю, – отвечает незнакомка. – Но про ее общество «Интеллект» слышала. Почему-то нас все путают. Запомните: наш «Интеллект» – совсем другая организация. Дру-га-я! В своем центре я занимаюсь с детьми, я профессиональный психолог, закончила мединститут... – Ох, извините, – стушевался я и, уже готовый положить трубку, ляпнул: – То есть вы не открываете людям Предназначения? – Мы их развиваем, у нас есть Школа маленького гения. Но к Карелину Валентину Владимировичу я никакого отношения не имею. – А откуда вы о нем знаете? – Я посещала его курсы в Питере. Два часа отсидела и ушла. Почему? Потому что я православный человек. Больше мне добавить нечего. В трубке гудки... Ну и вляпался! Похоже, женщина на том конце провода была чуть напугана. У нее серьезный бизнес, а я тут со своими подозрениями в сектантстве. Не пора ли мне остановиться? Узелки В понедельник Татьяна Михайловна должна была зайти за кассетами. Пришла не одна – со своей коллегой по обществу «Интеллект» Розой Трофимовной и с пятилетним внуком Ильюшей. Я был настроен воинственно (чего меня за нос водили, утверждая, что Карелин – ученый?!), но присутствие ребенка поубавило пыл. Мальчик во время разговора взрослых сидел смирно, потупив глаза. – Вы учение Карелина хорошо знаете? – допытывался я у интеллигентных дам. – Ну, его глубину мы еще познаем. Глубина-то очень большая. – И все же скажите мне прямо, – не унимался я, – в чем научность его методики «доступа к файлам»? В чем она состоит? Он придумал какой-то аппарат связи или математическую формулу, с помощью которой высчитывает Предназначения? Ни на ваших кассетах, ни в интернете объяснения я не нашел. – Понимаете, у Карелина была обостренная интуиция, – терпеливо объясняет Татьяна Михайловна. – С этой интуицией он выходил в ноосферу и задавал вопросы. – Хорошо. Пусть будет так, спишем на его уникальные способности. Но ведь Карелин уже умер? – Да, два года назад. – И до сих пор Центр «Интеллект» связывается с Биокопьютером... – А, ну это просто! – облегченно вздыхает гостья. – Я же говорю, Валентин Владимирович имел доступ к файлам Судьбы. Например, он нашел несколько десятков детей, которые предназначены быть президентами России. У нас, в Сыктывкаре, есть такой мальчик, ему пока два годика. Конечно, не всем выпадет шанс, большинство президентов останутся в запасе. Так же и с Карелиным. Он заранее узнал, кто ожидает в запасе, чтобы заменить его. То есть он нашел людей с Предназначением определять Предназначение другим. Такие люди уже действуют в Питере, в Уфе, есть и у нас, в республике: в Инте это Евгений Михайлович Шестак. Цепочка не прервалась. – И сколько они берут? – спрашиваю напрямую. – Вот мы заказывали Предназначение внуку, – Татьяна Михайловна кивнула на Ильюшу, – за полторы тысячи. Но вы же понимаете, центру нужно платить за аренду помещения, разные расходы. – И что ему сказали? – Что у него душа философа-мыслителя. Мальчик, прежде никак себя не проявлявший, вдруг осветился, зарделся и полез на коленки к бабушке, что-то зашептал на ухо. Татьяна Михайловна рассмеялась: – Вот, ругает меня: зачем я всем рассказываю. Но, знаете, это же правда! Я второй год за внуком наблюдаю, сбывается ли Предназначенье. И что вы думаете? У него привычка такая появилась – узелки завязывать. Я даже пальцы на ноге сломала – везде на полу навязал, сотни узелков на разных веревочках. Думаю, что такое? А объяснение следующее: он сейчас завязывает, а потом как ученый-философ будет эти узлы развязывать. – А вам что сказали? – перевожу на другое, чтобы мальчонка совсем не засмущался. – По профессии я была юристом, хотя с детства писала стихи. И думала, что мне определят, что я поэт. Но мне сказали иное – специалист в сфере администрирования. – И вы согласны с этим Предназначением? – Ну, я духовно это понимаю, не в прямом смысле... – А я вот ничего не понимаю! – уже не сдерживаюсь я. – Это чьи-то сомнительные интуиции, а не наука и не религия. – Почему же? – вмешалась вторая гостья, Роза Трофимовна. – У Карелина все по Библии. Господь же сказал, что мы должны стать творцами, создателями – «подобными Богу», а для этого нужно познать Божий замысел о себе, свое Предназначение. – Вообще-то Господь больше говорил о Любви, это и есть главное наше познание и богоподобие, – отпарировал я. – А о другом познании говорил змий-искуситель, помните, в райском саду: «вкусите... откроются глаза ваши, и вы будете, как боги». Так вот, в учении Карелина нет ничего про Любовь, а только один гнозис дядюшки Змия... Ильюшу утомили наши споры, он откровенно заскучал. Извинившись, Татьяна Михайловна ушла с внуком, пообещав на прощание принести «Духовные исследования» В.В.Карелина. По ее мнению, я так и не понял «глубину». – Вы должны отнестись к нам с пониманием, – сказала вторая гостья, чуть задержавшись. – Я вот прежде была инженером, технократкой, и занималась партийной деятельностью. Меня в республике по этой линии многие знают. И думаете, легко нашему поколению прийти к Богу? А Карелин помогает. Мы 70 лет жили в неверии, и сейчас нужно торопиться, чтобы Земля вообще не сошла с солнечной орбиты – ведь какая безнравственность кругом, дошли совсем до ручки! Поэтому Господь уже в открытую стал помогать людям, давать знания напрямую – через ученых. Это же самый быстрый путь. Мы, бывшие атеисты, до сих пор больше верим ученым, чем Церкви, и вот через них... Господь как бы говорит: давайте хотя бы через ученых вам знание дам, раз не ходите в церковь. Понимаете? Понимать-то понимаю. Да только ошибаетесь вы, добрая интеллигентная женщина. Карелин и подобные ему – не ученые, хотя и имеют научные степени. И вовсе не Господь через них говорит... И ничего экстраординарного в нашем «безнравственном» веке нет – Земля уже давно пытается «сойти с орбиты», удерживаемая одной лишь милостью Бога. Господь, как Солнце, тысячи лет Своим невидимым «гравитационным» притяжением не позволяет нам оторваться и улететь в пустоту, где тьма, холод и смертельное одиночество. А мы, между тем, греясь под Солнцем, снова и снова отворачиваемся и влюбляемся в Луну – в безбожное «странное знание». Почему так происходит? Солнце теплое, оно дарует жизнь, но на него трудно смотреть, оно слепит. А Луна, хоть она и холодная, и щербатая – она вроде как понятней, ближе, и смотреть на нее не больно. Но вот ведь загвоздка: чем дольше смотришь, тем больше очаровываешься этим подсвеченным камешком и начинаешь находить прелесть в его романтической потерянности на небе. Начинаешь любить холод и пустоту... И тогда Господь уже не может удержать – и ты летишь туда... Спаси нас, Боже! * * * В качестве эпилога. Эту историю я начал с фантастики и вроде как закончить надо тем же. Так вот, пока я слушал и лицезрел Карелина на кассетах, как он раздает детишкам Предназначения, потихоньку подступало дежавю: где я это видел? И вспомнились два последних романа нашего самого знаменитого фантаста Бориса Стругацкого «Поиск предназначения» и «Бессильные мира сего», написанные соответственно в 1994 и 2002 годах. В последнем описан Петербург 90-х годов и некий Стэн Аркадьевич Агре, ученый сэнсэй, определяющий за деньги Предназначения мальчикам. Впрочем, деньги для этого «профессора Преображенского» не главное. Один из мальчиков, став взрослым, отказался от предназначенного, и «профессору» пришлось нанять бандитов, чтобы заставить... Идея такая: всему мешает «вредная невоспитанная обезьяна» в человеке, отвергающая Судьбу. Питерец Стругацкий, скорее всего, был знаком с Карелиным – уж очень многое совпадает. И странно как-то: из сумеречного своего, оккультного знания профессор Карелин вдруг навсегда переместился в сумеречный мирок фантастики – в страшный, неуютный и бессмысленный город, придуманный тоскующим стариком Стругацким. Этот последний роман фантаст предварил жутким по веселости эпиграфом-эпитафией:
Старо, старо... Щербатая Луна чудесней Солнца. Ох, как зябко с вами, господа. Михаил СИЗОВ На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга | ||