НАША ВЕРА

«НАБЛЮДАЙ ЗА СОБОЙ, ЧЕЛОВЕК,
И ОХРАНЯЙ ДУШУ»

Об ожиданиях конца света

Одни говорят, что антихрист придет не сегодня-завтра; другие – что ждать его еще долго, так что не о чем пока беспокоиться; третьи же уверяют, что сын погибели давно уже правит миром, и так далее. В соответствии со своими представлениями о конце времен каждый, так или иначе, строит свои отношения с миром. Поэтому нельзя сказать, что раз не известны сроки, значит, тему эту можно отложить.

О чем мы уже сегодня должны задуматься, чтобы избежать участия в подготовке воцарения антихриста?

Разделяй и властвуй

Один мой знакомый как-то пожаловался духовнику, что у него нет квартиры. «Ничего, антихрист придет – даст», – ответил священник. Товарищ принял эти слова за остроумную шутку, а между тем обретение жилья действительно сопровождалось у него тяжелейшим надломом. После этого он не то чтобы ушел из Церкви вовсе, но стал жестко различать, что вот есть «реальный мир», а есть христианство с его абсолютно неприменимыми к жизни принципами. Это сделало его довольно одиноким, не очень счастливым, но упорствующим в приверженности своим новым принципам. То есть для кого-то антихрист уже пришел.

Один из главных симптомов приближения царствования врага рода человеческого – разрушение соборных, братских отношений между людьми. «Братоненавистничество дает уже место антихристу, – писал святой Кирилл Иерусалимский, – диавол приуготовляет расколы в людях, чтобы удобнее мог он быть принят, когда придет». Здесь причина той драмы, что постигла наших борцов с ИНН. Они сделали благое дело, призвав Россию противостоять глобализации. Вспоминается телевизионный розыгрыш, когда прохожим-москвичам задавался вопрос: знают ли они о решении властей проставить «печати» на лоб и руку? Даже не большинство, а все опрошенные ответили, что нет, мол, не знают, но как люди законопослушные обязательно пройдут эту процедуру.

Это страшно, но как мы к этому пришли?

Дело в том, что за пределами Церкви русских людей мало что связывает, кроме ТВ-пропаганды. Маловеры подобны овнам, которые разбрелись и обречены. Православное сообщество – последнее, что позволяет нам оставаться народом, пусть в малой степени. Поэтому нас, христиан, дробили и будут дробить, устраняя из социальной жизни, маргинализируя. Однако в пылу кампании против ИНН многие ее инициаторы не разглядели этой опасности, бесконечно более серьезной, чем попытки нас «сосчитать». В результате начали распадаться православные общины, ссориться старые друзья.

За «номерами» последовали какие-то новые поводы для разделений. Искусственному объединению людей в неоязыческое сообщество иные пытаются противопоставить некие впавшие в прелесть «малые стада», которые враждуют даже друг с другом, недобро косятся на «видимую» Церковь, не говоря о прочем. Ни о какой духовной жизни здесь речи, конечно, идти не может. Когда мирское ополчается на мирское, по-другому быть не может.


«Второй Ангел вострубил, и как бы большая гора, пылающая огнем, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью, и умерла третья часть одушевленных тварей, живущих в море, и третья часть судов погибла»
(Откр.8, 8-9).

С двух сторон по нам бьют, а мы всегда ждем беды лишь с одной. Предложи православному человеку: «Возлюби глобализацию, облобызайся с содомиткой-епископшей» – и он в ответ может и в ухо дать или как минимум примет искусителя за идиота. Естественно, диавол будет его искушать совершенно иным образом, скажет: «Пал твой духовник, на латинов не плюет и не сморкается, причащает падших, принявших «номера», так не лучше ли оставить его и перейти к отцу Н., который и ревностный, и не раскольник, а борец за истинное православие?» Многие погибли через это, перестали быть христианами или остались православными только по названию.

Дело в том, что большая часть человечества пребывает в психологическом равновесии, которое препятствует усвоению как доброго, так и злого. Для того чтобы увлечь человека ко спасению или к погибели, нужно пробудить в нем лучшие или худшие начала. При этом главная заповедь православного проповедника – подходить к людям не со слабой стороны, а с сильной. Он не набрасывается на собеседника и не кричит: «Ах ты, язычник поганый (латин, лютеранин, магометанин...)!» – а говорит: «Ты почитаешь отца и мать, склонен к доброму, ищешь Бога, так вот послушай...» Вспомним, как апостол Павел обращал афинян. Нашел у них среди других алтарей один, посвященный неведомому Богу, и предложил: «Давайте я расскажу вам о Нем».

В то же время главный принцип соблазнителя – подходить к человеку со слабой стороны. Он никогда не станет православному предлагать то, что тот заведомо отторгнет, наоборот, будет разжигать верность Церкви до тех пор, пока христианин не бросится из нее вон, вопя, что покидает совет нечестивых. Диавол немощен, пока сильные сильны, и поэтому почти все свои ресурсы бросает на то, чтобы вывести их из себя. Консерватора, традиционалиста он отвлекает взмахом слева, какой-нибудь заведомой мерзостью, чтобы сокрушить ударом справа.

Точно так же он выбивает и тех, кто, разочаровавшись в крайностях консерватизма, пытается найти исход, превознося такие понятия, как «человечность», «свобода», «любовь». У нас, в России, в минувшие полтора десятка лет мы видели, как вполне уважаемые люди, ополчившиеся против косности, свирепства, изоляционизма, доходили до крайнего озлобления против православного народа. Рассуждая о соборности, они начинали совершенно игнорировать соборное мнение почти по всем трудным вопросам. Например, о недопустимости совместного причащения с католиками. Или вот случай: у одного известного московского священника в советские годы была в алтаре икона Государя. Но как только почитание Царственных мучеников сделалось общим достоянием, этот пастырь вдруг резко в св.Николае разочаровался. Кстати, приход антихриста он вообще не считает актуальной угрозой, ибо верует в прогресс.

Покаяние и укрепление

Так втискивается в мир диавол, разделяя и властвуя, каждому предлагая сначала отвлекающий соблазн, который заведомо не будет принят, а затем настоящий, отбить который мало кому удается. Разве что людям высочайшей духовной жизни или простоты сердечной. Будем считать, что мы к ним не принадлежим, но вот дальше происходит самое главное. Покаяние и укрепление. В минувшие годы казалось, что раскольники справа и слева грозят разрушить Церковь, но она в результате стала сильнее, и все мы стали трезвее, не столь наивны, как были еще десять лет назад. Однако не нужно забывать, что следующий удар последует, откуда мы его меньше всего ждем. И что, скорее всего, мы вновь падем, каждый на свой лад, в свою сторону. Не нужно обольщаться: мало кому удастся избежать падения. Но Господь нас помилует, если мы опять сумеем подняться.

Как православное сообщество, мы, боюсь, еще не вполне состоялись. Многие вообразили себя православными, не успев стать просто христианами, то есть не научившись вести себя по-евангельски. А затем – учителями Церкви, не став православными, не усвоив святоотеческого учения. Слишком быстро происходил наш приход к вере из полного духовного ничтожества, и впереди нас ждут, быть может, десятилетия блуждания по пустыне, подобно древнему народу израильскому. Но так Господь нас готовит к антихристовым временам.

О Церкви в последние времена

Архиепископ Аверкий был одним из самых видных русских богословов ХХ столетия и принадлежал к Русской Православной Церкви Заграницей. Как пишет исследователь его трудов отец Дамаскин (Христенсен), владыка полагал: чтобы распознать антихриста и то, что сейчас подготавливает его приход, христианин должен понять принцип, который лежит в основе того явления, которое мы называем «антихрист». Этот принцип – имитация Христа и всего того, что Христово. Само его имя означает «вместо-Христос», или тот, кто выглядит как Христос. Эта имитация христианства может быть обнаружена только теми, у кого сохранилось ч у т ь е, позволяющее отличить по сути своей земное и тленное от небесного и вечного. «Отступление», о котором говорит архиепископ Аверкий, – это именно утрата устремления к Небесному, а вовсе не формальная «измена православию». При этом существуют три уровня отступления от Христа.

Первый уровень:

Обмирщение, которое, в понимании архиепископа Аверкия, разлагает веру христиан так, что они даже не замечают этого. Даже если они подчеркнуто противопоставляют себя «мирскому» или говорят о Небесном, они могут находиться во власти мирских представлений. Ведь отсюда именно и происходят многие современные формы развлечения православных, «к которым весьма снисходительно, несмотря на антихристианскую, безнравственную сущность, относятся теперь даже многие современные священнослужители, иногда и сами их организовывающие и в них участие принимающие». Это можно отнести, например, к тому, что некоторые пастыри используют в миссионерских целях рок-музыку или сомнительные фильмы. Терпеть их – это одно, а освящать своим авторитетом, вплетать в ткань православия – совсем другое. Теряя опору в самом основании своей веры, которое состоит, если выразить это кратко, в принадлежности к иному миру, христианство, зараженное суетностью, лишает верующих живого контакта с благодатью Святого Духа.

Второй уровень:

На втором уровне отступления, согласно владыке Аверкию, Православные Церкви, ступая «в ногу со временем», откажутся от некоторых традиционных форм церковной жизни и всего, что они сочтут «несовременным». Взамен тех, кто дорожит духовно-благодатной связью с мужами апостольскими, явятся новые богословы, главный признак которых – отрыв от живой, непосредственно переданной традиции. При этом новаторы будут требовать «возвращения к истокам», выдергивая из истории православия все, что им удобно, выгодно. Эти «нововведения» иногда будут попыткой смягчить резкое отрицание этого мира православием или сделать православие менее «странным» в глазах окружающих.

Вопрос лишь в том, о каких окружающих идет речь. Для жестоких будет придумано жестокое, злое православие, для рафинированных – рафинированное, для экуменистов – экуменическое, и так далее, число комбинаций беспредельно. Этих лжеучителей, – поясняет отец Дамаскин мысль владыки Аверкия, – можно встретить не только в «либеральных» кругах, но также в среде «специалистов по отцам», «ученых», «консерваторов» и «традиционалистов», борцов с экуменизмом. Так же, как и «обновленцы», они затронуты современным критицизмом, любовью к внешнему блеску и всезнайством, поскольку приняли православие не от живых его хранителей. Но недостаточен и простой внешний контакт с подлинным хранителем Предания, бегание по старцам; должно быть духовное родство, любовь и «единство духа».

Глашатаи фальшивого православия могут дать человеку ощущение, что он, наконец, «понял» православие, но чаще всего они оставляют душу человека незатронутой, прежней. Главная их беда – отрыв от Божьей реки. Они «богословствуют», не имея правильного чувства традиционной церковной атмосферы, в которой воспитывались святые.

Третий уровень:

И, наконец, Православные Церкви достигают третьего уровня отступления, когда, сохраняя все традиции и предания того, что они называют «истинным православием», они также теряют бесценную «силу» своей веры и к ним проникает зараза духа мира сего уже под видом духовности. Это проявляется: во-первых, в утрате первоначальной христианской любви, без которой все предания становятся в осуждение, а не источниками благодати; во-вторых, в употреблении внешних обрядовых форм и всего, что задумано было для того, чтобы пробуждать памятование о мире ином – в мирских целях. Из этого рождается новая форма фальшивого «православия», на этот раз еще более тонкая, скрытая, потому что может облекаться в одежды Истины.

«Актерствующие»

Владыка выявлял ряд признаков того, как Православные Церкви, даже если они сохраняют все внешние формы, утрачивают силу православия. Это наступает тогда, как вожди православных групп и их глашатаи начинают играть «роли». Причина этого в том, что ничтожные духовно люди из мирских амбиций стремятся занять в Церкви позицию, предназначенную для людей более высокой духовности. В большинстве случаев эти «актеры», не обладая в действительности никаким духовным авторитетом, вынуждены приобретать его недостойными средствами.

Церковь для «актеров» «не что иное, как одна из обыкновенных человеческих организаций, где они хотели бы играть одну из главных ролей... Они небезуспешно захватывали власть в Церкви в свои руки, стремясь стать полновластными и неподконтрольными руководителями религиозной и церковной жизни людей, и даже применяли церковную дисциплину против тех, кто отказывался повиноваться им, чтобы иметь над всеми власть и не допустить появления оппозиции или возмущения».

Будучи неспособными осуществлять пастырство по-отечески, с любовью, они видят в повиновении себе норму поведения, необходимую для функционирования организации. Объективно они наделены сященническим достоинством, могут процитировать множество канонов, чтобы подтвердить свое право на неограниченную власть, но «они имеют вид благочестия, силы же его отрекаются» (2 Тим. 3, 5). Каноны, которыми они пользуются, разумеется, имеют смысл только тогда, когда применяются в правильном духе, с пастырским рассуждением и в соответствии с учением Церкви. Многие простые верующие, от которых требуют, чтобы они без размышлений поступали так, как им скажут, считают своим долгом повиноваться во что бы то ни стало. Выражаясь словами архиепископа Аверкия, они «попадают под влияние «недуховных вождей» и наивно и бездумно поддерживают их в их тщеславных предприятиях как некие «хранители закона и порядка».

Предательство со стороны актерствующих будет не в излишней привязанности к каноническим формам, а в том, что они ставят верность форме выше верности Христу: «Святые отцы совершенно определенно учат об этом, – писал архиепископ Аверкий, – основываясь на Апокалипсисе св.Иоанна Богослова. Отцы дали толкование тому, что печать антихриста накладывается на лоб и правую руку не одновременно, но или на лбу, или на руке (Откр. 13, 16). Согласно св. Андрею Кесарийскому, те, у кого печать антихриста будет на челе, будут разделять образ мыслей антихриста, тогда как те, кто получит печать на правую руку, лишь будут признавать его власть, утверждая, что это допустимо, если “оставаться христианином в душе...”». «Но Дух Святой, – заключает владыка Аверкий, – покинет людей, которые получили печать зверя, и тогда сердце их наполнится первым признаком гибели – боязливостью, которая быстро приведет их к концу».

Путь антихриста

Сделаем, однако, одно важное пояснение. Архиепископ Аверкий вовсе не призывал православных непрестанно сомневаться в иерархии, высматривать в ней признаки падения. Именно те люди, которые склонны превращать духовное лицо, архиерея в кумира, с особенной яростью могут впоследствии наброситься на него, уйти в раскол. Менее же темпераментные, усмотрев в священстве червоточину, впадают в полное отчаяние и вопиют: «Все погибло». Владыка говорит о необходимости строить отношения между христианами на основе искренности, рассудительности, братолюбия, проистекающих из живой связи со Христом. О том, что нужно остерегаться человекоугодия и утраты чувства собственного достоинства, легко переходящих в злобу, ведь именно этим путем проследует в мир антихрист.

По словам прп. Ефрема Сирина, сын погибели придет «как тать, чтобы прельстить всех, придет притворно благоговейным, смиренным, кротким, ненавидящим, как скажет о себе, неправды, отвращающим идолов, предпочитающим благочестие, добрым, нищелюбивым, в высшей степени благоразумным, весьма постоянным, ко всем ласковым, уважающим особенно народ иудейский; потому что иудеи будут ожидать его пришествия. При всем этом с великою властью совершит знамения, чудеса и страхования, примет хитрые меры всем угодить, чтобы в скором времени полюбил его простой народ. Не будет брать даров, говорить гневно, показывать пасмурного вида, но всегда будет ласков. И во всем этом благочинною наружностью станет обольщать мир, пока не воцарится».

Во всем этом будут присутствовать фальшь и пошлость, которые, по словам искусствоведа Ирины Языковой, очень образно передавал святой иконописец Андрей Рублев: «Обычно художники изображают антихриста как страшное чудище, один вид которого способен привести в ужас. Рублев же представляет нашему взору маленькую серенькую то ли собачку, то ли гиену, скорее гадливую, чем страшную. И это очень показательно – у зрителя возникает не страх перед грехом, а скорее отвращение».


«И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри. И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя "смерть"; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными»
(Откр.6, 7-8).

Но трудно будет не подпасть под обаяние антихриста тем, кто склоняется к популярным представлениям о власти и добродетели. Мы видим сегодня, как по всему миру происходит непрерывная подготовка к выборам. То, что человек оказался избран, ничего не меняет, ему практически сразу нужно готовиться к следующему голосованию. Самая большая опасность здесь в том, что непрерывно совершенствуются формы агитации, пропаганды, пиара. Мы подчас с удовольствием отдаем свои голоса людям, о которых практически ничего не знаем, а затем восторгаемся ими, практически не понимая, что они делают. Главное, чтобы нам потакали, лили бальзам на душу, изображали некую заботу.

Вспомним родоначальника пропаганды – библейского змия. Два принципа стали залогом его успеха. Первый – искусное чередование правды и лжи, второй – лесть, игра на тщеславии. Настоящая агитация зиждется на том, что человек принимает ложь абсолютно добровольно, более того – охотно. Поэтому нельзя всерьез называть пропагандой то безыскусное вранье, которое царило внутри СССР. Настоящие пиар-технологи настолько хорошо знакомы с человеческой психикой, что оперируют ею, словно профессиональный музыкант своим инструментом. И мы, христиане, должны учиться распознавать всякую попытку нам что-то внушить, проявлять большую сдержанность и рассудительность, даже если слышим что-то похожее на наши собственные мысли.

Обратим внимание на истоки политической карьеры Адольфа Гитлера. За несколько лет он, в ходе многочисленных выступлений, смог нащупать все слабые места немцев, выяснил, о чем думает, чего хочет большинство. Нет, оно вовсе не мечтало заменить христианство язычеством, изничтожить всех евреев или напасть на Россию. Все это были «побочные следствия» приятия лжехриста, предлагавшего множество выгод, тонко уловившего, чем готова пожертвовать Германия ради осуществления своих похотей. Его «Майн Кампф» – это прежде всего учебник по агитации. Интересно то, что фюрер советует нацистским пиар-технологам полностью игнорировать глубины человека, не податливые для лжи. Поэтому пропагандисту необходимо полностью сосредоточиться на внешних сторонах психики, непрерывно их изучая и возбуждая.

Поверхностное – неустойчиво

Гитлер был прав в том, что это, действительно, может привести к максимальному успеху, но... на короткий период времени. Поверхностное – неустойчиво, а реальность тем раньше напомнит о себе, чем жестче была отвергнута. Здесь одна из причин того, что Третий рейх продержался всего 12 лет, а антихрист будет править миром еще меньше – 3,5 года. Второе и страшное Пришествие Христа наступит в тот момент, когда человечество начнет понимать, что было жестоко обмануто.

Если говорить о слабых местах самих антихриста и его предтеч, они совершенно не понимают того настоящего, серьезного, что есть в человеке. Например, Гитлер, в молодые годы будучи художником, неплохо изображал природу, его городские ландшафты – превосходны, а вот портреты производят самое жалкое впечатление. Чем глубже человек, чем основательнее отношения внутри семьи или в кружке друзей, тем более недосягаемы мы для врага рода человеческого. Он перестает нас понимать, не видит, не знает, как подступиться. Именно из отдельных, чуждых поверхностности людей, связанных между собой крепкими соборными отношениями, любовью, и состоит Церковь Христова, которую не одолеть диаволу. Все остальное: широкие движения, церковные партии, могучие общины и «малые стада» раскольников, в которых очень мало тепла, братолюбия, – они ничего не стоят. Они падут при антихристе, даже спрятавшись в леса или, наоборот, объяв собой миллионы людей.

Отцы древности об антихристе

Среди распространенных заблуждений об антихристе существует такое, что он не личность, а просто некая боговраждебная сила. Такое мнение высказывал, например, Мартин Лютер. Отрицают приход антихриста в конце времен и некоторые староверческие согласия. Одни из них учат о «расчлененном антихристе», который приходит кусками, частями. Некие фрагменты уж воплотились – от Нерона до Петра Первого, другим еще предстоит явиться. А беспоповцы, например, говорят о свершившемся уже приходе «духовного антихриста», полагая, что он «существо невидимое, пронизывающее воздухи и мысли, души и тела как тонкое марево, как субтильная порча вещей и их причин, как волны невидимого радио, вползающего в сердце и мозг навязчивым, не терпящим возражений приказом».

Чтобы усвоить верное представление о сыне погибели, обратимся за помощью к святому Иоанну Дамаскину, который свидетельствовал: «Надобно знать, что должно прийти антихристу, хотя антихрист есть и всякий, не исповедующий, что Сын Божий пришел во плоти, но в собственном смысле и преимущественно антихристом называется тот, который придет к кончине мира».

* * *

Другим заблуждением является идея, что под храмом, святилищем, в котором воссядет антихрист, нужно понимать Православную Церковь. На основании этого заблуждения иные объявили антихристом Петра Первого, после того как он назначил себя главой Русской Церкви. У св.Иринея, епископа Лионского, читаем, однако: «Во Иерусалиме храм был построен по распоряжению истинного Бога… В нем-то и будет сидеть противник, стараясь представить себя Христом».

У св. Кирилла Иерусалимского находим замечание: «Антихрист придет к иудеям, как Христос... чтобы более обольстить их, покажет великое усердие ко храму, внушая о себе ту мысль, что он от роду Давидова и что ему должно создать храм, сооруженный Соломоном».

Св.Иоанн Златоуст был солидарен с другими учителями Церкви в этом вопросе, но уточнял, что антихрист «будет восседать в храме Божием – не в иерусалимском только, но и повсюду в церквах».

* * *

По поводу числа «666» св.Ириней Лионский говорил: «Посему вернее и безопаснее ожидать исполнения пророчества, нежели предполагать и предрекать какие-либо имена, ибо может найтись много имен, заключающих в себе вышеозначенное число, и все-таки этот вопрос останется нерешенным».

* * *

Все попытки дать принципиально новую трактовку антихриста, указать его имя или сроки прихода не выдерживают испытания святоотеческой мыслью. Нет «духовного антихриста», но есть непрерывные испытания каждого человека – не он ли сын погибели. Нет никакого «расчлененного антихриста», но есть лжехристы, с помощью которых диавол отрабатывает тактику захвата мира в конце времен. Антихрист станет вершиной демонической работы, заимствуя у каждого из своих предтеч самые обольстительные черты.

Некоторые понятия о нем мы находим в тех местах Евангелия, которые свидетельствуют о слабости человеческой природы. Даже апостолы непрерывно роптали на Христа, из чего видно, что ждали они поначалу, как и все иудеи, кого-то другого. На антихриста же никто роптать не будет. Он и станет тем другим, кто осуществит все желания, кроме одного: спасения души.

О том, как произойдет обольщение человечества, находим в евангельской истории о богатом юноше. Там Спаситель дает понять, что у каждого человека есть некоторое, не всегда явное богатство. Страсть к нему так же прочно облепляет душу, как кожа облегает тело. Ученики были так поражены, узнав об этом, что стали переговариваться: «Кто же может спастись? Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно...»

Даже Петр предал Христа. Почему именно ему это было попущено? Оттого, что он был самым волевым из учеников Христовых, отважнее всех исповедовал Его как Сына Божия. И если Петр пал, о крепости остальных нечего и говорить. Тщетны будут любые человеческие усилия противостоять антихристу. Только живая, прочная связь со Христом, Его милость смогут удержать верных на краю гибели. Отверзается бездна впереди, но есть и утешение. Аду не одолеть врат Церкви, и те, кто сплотятся вокруг Бога и святых исповедников Его – спасутся.

Наши собственные представления о правильном и неправильном, как правило, очень далеки от истины. Магомет, например, был страстно увлечен сокрушением языческих идолов и на этом основании возомнил себя слугой Божьим. Но и антихрист устранит идолов, но, по слову св.Иринея Лионского, «...себя превознесет как одного идола и в себе самом сосредоточит разнообразное заблуждение, относящееся к прочим идолам». Здесь можно назвать, по крайней мере, несколько кумиров прошлого, которые, обагрив руки кровью праведников, пользуются, тем не менее, почитанием или уважением среди части православных. Точно так же они примут, во всяком случае вначале, антихриста, если он им чем-то угодит. Об этом читаем у святого Кирилла Иерусалимского в «Слове о Втором Пришествии Христовом»: «И прежде еретики были явные, а ныне наполнена Церковь еретиками скрытыми, потому что люди отступили от истины, и льстят слуху (2 Тим. 4, 3, 4). Если слово потворствует им, слушают с удовольствием... Поэтому наблюдай за собою, человек, и охраняй душу».

Владимир ГРИГОРЯН

МОЛИТВА ПРОТИВ АНТИХРИСТА

Составлена оптинским старцем схииеромонахом Анатолием (Потаповым)

Избави мя, Господи, от обольщения богомерзкого и злохитрого антихриста, близгрядущего, и укрой меня от сетей его в сокровенной пустыне Твоего спасения. Даждь ми, Господи, крепость и мужество твердаго исповедания имени Твоего святого, да не отступлю страха ради дьявольского, да не отрекусь от Тебя, Спасителя и Искупителя моего, от Святой Твоей Церкви. Но даждь мне, Господи, день и ночь плач и слезы о грехах моих, и пощади мя, Господи, в час Страшного суда Твоего. Аминь.





назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга