ПРАВОСЛАВНАЯ ЖИЗНЬ

ЛЕУШИНСКАЯ ПОХВАЛА БОГОРОДИЦЕ

Как икона попала к Херувиму


Леушинский монастырь до революции. Ныне - на дне Рыбинского водохранилища.

6-7 июля на берегу Рыбинского водохранилища пройдут девятые Леушинские стояния в память Иоанно-Предтеченского Леушинского женского монастыря и всех затопленных святынь. Эти стояния стали и всенародным прославлением почитаемого верующими образа Божией Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы». Икона была написана в Леушинском монастыре более 100 лет тому назад по благословению настоятельницы игуменьи Таисии и святого праведного Иоанна Кронштадтского.

«В ночь на 27 мая 1905 года я видел во сне Предвечного Младенца Господа Иисуса Христа на руках Пречистой Девы Марии, в простом виде, ласково ко мне обращавшего руки и взор Свой; сердце мое покрывалось во мне умилением и любовию, я прикоснулся губами к ногам Его, и Владычице милостиво обращала Свой взор ко мне, соизволяя на целование ног Пречистого Младенца. Сердце мое горело радостию. Что за видение? Какое его значение? Благодарю Господа за новое славное сновидение, в котором явился мне спустившийся с высоты светоносный лик Богомладенца Иисуса Христа и Пречистой, обоженной Его Матери с милостивым, радостным выражением лиц», – писал святой праведный Иоанн Кронштадтский.

По этому явленному образу была написана икона Богородицы. Известно, что один из ее списков в 1894 году был помещен в иконостас придела великомученицы Варвары на Леушинском подворье в Санкт-Петербурге. Другой список – единственно сохранившийся до наших дней – был подарен отцом Иоанном Кронштадтским купцу-благотворителю Василию Муравьеву, будущему старцу Серафиму Вырицкому. Батюшка Иоанн благословил его молиться перед этой иконой, назвав ее «Спасительницей России». Иеросхимонах Серафим Вырицкий выполнил благословение. В страшном 1937 году он, последуя своему небесному покровителю Серафиму Саровскому, 1000 дней и ночей молился перед этим образом о спасении России. По молитвам старца Серафима в Вырице от иконы творилось множество чудес. Когда безбожные власти вознамерились отобрать икону, отец Серафим передал ее на хранение в Петроград рабе Божией Лидии, будущей монахине Варсонофии, своему духовному чаду. Он благословил ее, когда придет время, передать икону Херувиму, предсказал, что она будет в монастыре у великомученика Георгия Победоносца.

Так все и вышло – по Божьему и Царицы Небесной велению. Чудесным образом в середине 70-х годов приехал в Ленинград с Украины о.Херувим (Дегтярь), в то время схиигумен, к которому и попала Леушинская икона. Когда стали восстанавливаться и открываться монастыри, он, по завещанию Вырицкого старца, передал икону в 1997 году в только что открытый, еще разрушенный и бедный женский монастырь в честь великомученика Георгия Победоносца, что в селе Даневка под Козельцом Черниговской епархии.

В Даневку к Заступнице

Вспоминается первая незабываемая поездка на Украину в Свято-Георгиевский женский монастырь под Козельцом для поклонения святыне. Промыслом Божиим она состоялась в праздник небесного покровителя великомученика Георгия Победоносца в 2004 году.

Ранним утром, беспрестанно призывая Царицу Небесную, великомученика Георгия и игуменью Таисию, с пением тропаря Леушинской иконе, мы с духовной сестрой, прихожанкой и трудницей петербургского Леушинского подворья, отправились в путь. Конечно, как и в любом богоугодном деле здесь не обошлось без искушений, и к Свято-Георгиевскому монастырю в Даневке мы подъехали около полудня. Водитель такси нас предупредил, что в это время монастырь, как правило, закрыт и многие паломники уезжают ни с чем. Каково же было его удивление, когда мы увидели распахнутую калитку в Святых вратах. «Впервые такое вижу», – не сдержал он своих эмоций.

– А мы из тех мест, где написана икона, потому-то такая милость, – отвечаем мы, потрясенные и обрадованные. Торопливо расплачиваемся, чтобы поскорее войти в обитель. Только мы вошли, калиточку сразу закрыли на засов. Казалось, что Сама Пречистая все устраивает для нас. Монахиня, которую мы встретили по дороге к храму, открыла нам церковь. Она оказалась благочинной монастыря и приняла нас с такой любовью и добротой, что ощущение нереальности происходящего еще больше усилилось. С первых шагов в храме нас кто-то невидимо повел к иконе, хотя от входа она была не видна.

Как только мы подошли к игуменскому месту, икона (она довольно большая и находится в иконостасе) открылась перед нами во всей своей неизреченной красоте. Было полное ощущение, что Сама Богородица с пониманием, состраданием и любовью говорит нам: «Аз есмь с вами». Вспомнился рассказ жительницы Козельца, у которой мы спрашивали дорогу в обитель: «Когда я впервые ехала к иконе, то все думала: и это надо попросить, и об этом не забыть. А когда увидела Ее глаза, то поняла: просить ничего не надо, Она все знает Сама».

Мы упали на колени и слезно молились, каждая о своем, о возрождении Леушинской обители, о своих родных и близких. Пропели Ей тропарь, поблагодарили за милость к нам, недостойным.

Сколько времени мы молились перед нашей Леушинской иконой, очень почитаемой на Украине и не менее почитаемой в России: полчаса, час, больше? Ведал Один Господь. Время, казалось, остановилось. От святого образа было не оторваться, действовало какое-то неземное притяжение, что мы позже объяснили себе ничем иным, как действием благодати Божией. Про себя отметили, что ни одна из современных икон Божией Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы», ни одно из типографских изображений не передает истинности иконы. Да и как передать благодать?

Но мы явно задерживали нашу благодетельницу монахиню Валерию, которая торопилась куда-то по монастырским делам. Она поинтересовалась, как прославляется икона в России и будет ли канонизирована игуменья Таисия. Мы рассказали ей о Леушинских стояниях и о прославлении святого образа у нас. Она в свою очередь поведала нам о многочисленных благодатных исцелениях от иконы, о помощи небесной через сей образ, о чем написана и выпущена толстая книга. Образ по просьбе верующих часто возят по городам и селам. Только что, перед нашим приездом, икона вернулась из Луганска, поэтому мы видели Ее без земных золотых приношений.

На прощание мать Валерия пригласила нас потрапезничать, на что мы с радостью согласились. Уже за стенами обители почитали Великий акафист Божией Матери, еще раз спели Леушинский тропарь (в монастыре Ей составлен новый тропарь). Обратная дорога оказалась быстрой и легкой. Вернувшись в Киево-Печерскую лавру, откуда начинался наш путь к иконе, мы поспешили к Успенскому собору – поблагодарить Царицу Небесную.

Аз есмь с вами

Как уже отмечено, в Свято-Георгиевском монастыре мы видели внушительную книгу с описанием чудес от чудотворной иконы на Украине. Впору писать такую книгу и в России. Вот некоторые примеры.

В 2003 году по благословению правящего владыки Максимилиана я переехала в Вологду на Успенский приход бывшего Горне-Успенского женского монастыря. В то время мы с духовной сестрой довольно тесно сотрудничали с настоятелем Леушинского подворья в Санкт-Петербурге отцом Геннадием Беловоловым, обживали по его благословению дом игумении Таисии в Боровичах, найденный по архивным документам. Наша жизнь, а мы это явственно ощущали, проходила под благодатным Леушинским покровом – святого праведного Иоанна Кронштадтского, с чьего благословения началась моя монастырская жизнь на Карповке, игуменьи Таисии и, конечно же, Матери Божией в Ее образе «Аз есмь с вами и никтоже на вы».

Тогда казалось, что назначение в Вологду отрывает нас от Леушино, которое стало духовно близким и родным. Я внутренне скорбела. Каково же было мое удивление, когда, войдя в приходскую трапезную, увидела в святом углу бумажную Леушинскую иконочку «Аз есмь с вами и никтоже на вы». Перед ней теплилась лампадка. Мои переживания стали куда-то отходить. Слава Богу! Матерь Божия и здесь со мной. Оказалось, что сестры на приходе часто читают акафист этой иконе и особо ее почитают.

Раба Божия Наталия рассказала: «В 2000 году меня благословили по приходским делам в Москву. В Данилов монастырь тогда привезли с Украины чтимую икону Божией Матери «Призри на смирение». Там же, в храме, продавали разные иконочки и акафисты. Я обратила внимание на незнакомую мне иконочку, которая называлась «Аз есмь с вами и никтоже на вы». Почему-то сердцем сразу потянулась к ней, купила несколько небольших иконок и книжечку, где были сведения об иконе и акафист. Тогда то и узнала, что эта икона Божией Матери была написана в ныне затопленном Леушинском монастыре под Череповцом, и еще больше возрадовалась. Это же наша икона, с Вологодской земли, она обязательно нам поможет! Мы с сестрами стали Ей молиться, у каждой были свои скорби, и внутренние, и внешние. Мы просили Царицу Небесную управить нашу жизнь по воле Божией, сохранить нашу небольшую общину.

Видимо, Леушинская Матерь Божия взяла нас под Свой покров. Во всяком случае, все кто читал соборно акафист, остался на приходе. А через год нам из Москвы неожиданно привезли леушинские минеи 1885 года (это год открытия Леушинского монастыря). Их долго хранила одна раба Божия. Кто только ни выпрашивал у нее эти драгоценные книги, но она почему-то решила отдать их в Вологду, чему мы были несказанно рады.

Позднее, когда у нас появился новый настоятель на приходе и начались искушения, Матерь Божия в очередной раз помогла нам сохранить общину, которая состояла из тех, кто своими руками не один год восстанавливал храм и церковный дом вместе с первым настоятелем – отцом Василием Писаревым (ныне иеромонахом Феодосием). У нового настоятеля были свои планы относительно нашего прихода, с которыми мы не могли согласиться. Тогда мы слезно молились Матери Божией перед иконой «Аз есмь с вами и никтоже на вы», и Она нас услышала. Настоятеля перевели в другой храм. Наша община сохранилась в полном составе».

Летом того же года мы с успенскими сестрами и прихожанами – целым автобусом – поехали на шестые Леушинские стояния в Мяксу, под Череповец. Первая литургия в строящемся храме в Мяксе, крестный ход на берег Рыбинского водохранилища, во время которого в полдень вдруг появилась радуга вокруг солнца, и многое другое вселило в наши души неизреченную духовную радость. Было полное ощущение, что мы побывали на престольном празднике в затопленном Леушинском монастыре.

К тому времени у нас появилась своя Леушинская икона больших размеров – благословение настоятеля Леушинского подворья. Раба Божия Тамара почти всю всенощную службу, которая длилась более 5 часов, держала ее в руках. В золотистой раме она оказалась довольно тяжелой. Несколько раз я подходила и спрашивала, не подменить ли ее.

– Спаси Господи, мне не тяжело, наоборот, я так рада, что Царица Небесная со мной. Прошу Ее за сына и очень надеюсь, что Она поможет найти его, – отвечала Тамара.

Сын рабы Божией Тамары пропал без вести, ушел из дома и не вернулся, больше года о нем не было никаких вестей, хотя мать слезно молилась и пыталась его найти, в том числе и с помощью милиции.

Через несколько дней после Леушинского стояния, на день Ангела сына, нашу Тамару пригласили в милицию: сына нашли, но мертвым.

– Не будь духовной радости, утешения и небесной помощи, которые я получила на Леушинском стоянии от Царицы Небесной, трудно сказать, как бы пережила это горе, – призналась потом Тамара. – А теперь сердце успокоилось, я предала сына земле и молюсь об упокоении его души. Бесконечно благодарю Матерь Божию...

– У меня был еще один случай чудесной помощи от «Аз есмь с вами и никтоже на вы», – вспомнила она. – Сильно болела рука. Чем только я ее ни лечила: и мазями, и святым маслом – ничего не помогало. Потом мне привезли святое масло от чудотворного образа из Св.-Георгиевского монастыря. Я помазала руку маслом лишь дважды, и она перестала болеть.

Прославление иконы

23 апреля 2002 года икона Божией Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы» была официально прославлена Украинской Православной Церковью Московского Патриархата. Но прославлена она как «Даневская», по месту нахождения монастыря, и празднуется на 5-й неделе Великого поста в праздник Похвалы Божией Матери.

По завещанию великих молитвенников за Россию – праведного Иоанна Кронштадтского и преподобного Серафима Вырицкого – уже несколько лет идет прославление иконы и у нас, в России. Наступило такое время, когда мы особенно нуждаемся в заступничестве Царицы Небесной. Недаром сестры Свято-Георгиевского монастыря на Украине, где хранится икона и где много нестроений в церковной среде в связи с вмешательством униатов и католиков, умилительно поют перед святым причащением в храме: «Спаси, Владычице, Святую Русь, спаси...»

Прославление Леушинской иконы «Аз есмь с вами и никтоже на вы» началось в России с Леушинского подворья – единственно сохранившегося из всех открытых когда-то игуменией Таисией монастырей и подворий. Отец Геннадий продолжает дело, начатое когда-то матушкой Таисией среди северных лесов – прославление Царицы Небесной.


Часовня в Брейтово на берегу водохранилища

В марте 2005 г. к Святейшему Патриарху с прошением о прославлении образа Божией Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы» обратился архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл. Именно на Ярославской земле, в Брейтово была построена часовня в честь этой иконы. А в прошлом году трудами священника протоиерея Анатолия Денисова построен храм на месте сгоревшего и назван в честь Леушинской иконы «Аз есмь с вами и никтоже на вы». В Калининградской епархии в скиту Свято-Елизаветинского женского монастыря освящена часовня в ее честь, в Калужской епархии – открыт женский монастырь.

Тысячными тиражами выпускаются иконы и акафисты Божией Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы» в издательстве Московской Патриархии и в других православных издательствах. Словом, по всему приближается время, когда Матерь Божия в этом образе, по слову св. Иоанна Кронштадтского, станет «Спасительницей России». Для каждого времени – свои иконы. Когда-то, в шестнадцатом веке, Россию спасала Казанская Матерь Божия, в начале двадцатого нам явилась Державная. Сокрытая до времени икона Божией Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы» явилась нам в простом виде, чтобы помочь покаяться в грехах и жить по заповедям Господним.

«Владычице чистая, призри Богородице, виждь наших язв болезни, и умилосердися, Пречистая, и исцели совестное жжение Твоею милостию орошающи и вопиющи рабом Твоим: Аз есмь с вами и никтоже на вы».

Монахиня КИРИЛЛА (Червова)
Вологодская область


КРЕСТ НА ВОДАХ

Наш корреспондент побеседовал с протоиереем Геннадием Беловоловым, настоятелем санкт-петербургского храма во имя св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова (историческое подворье Леушинского монастыря), и попросил рассказать о сегодняшнем дне Леушинских стояний.

– Леушинские стояния возникли в 1999 году из наших приходских поездок к месту затопленного Леушинского монастыря в село Мякса на берегу Рыбинского водохранилища. С каждым годом они становились все более массовыми, в конце концов превратившись в новую живую традицию современной Руси. Мы нашли понимание и поддержку в лице Череповецкого благочинного протоиерея Александра Куликова, с которым всегда согласовывали наши приезды, и мяксинского священника Владимира Беляева. Последние годы большую помощь в проведении стояний оказывает благотворительный фонд предпринимателей «Возрождение» в г.Череповце.

В этом году стояния пройдут уже в девятый раз. Хотя в прошлом году я впервые не мог присутствовать в Мяксе, тем не менее стояние прошло, как и прежде. Собралось много паломников, прибыла даже творческая группа из Киева для съемок фильма. Особым событием стало участие старца схиархимандрита Херувима (Дегтяря), хранителя Леушинской иконы Божией Матери в течение 35 лет, специально приехавшего с Украины. К сожалению, как он рассказывал, не обошлось без искушений. Списки чтимой иконы «Аз есмь с вами, и никтоже на вы», написанной в XIX веке в Леушинском монастыре, не пускали в храм на службу, ссылаясь на указание правящего архиерея. Для гостей с Украины это было шоком: «Разве у нас разные Церкви?! Эту икону чтит вся Украина! А тут ее запрещают». Эти печальные кадры вошли в фильм, который сейчас смотрят на Украине. К тому же приехавшим людям пытались запретить идти после службы в храме на берег к Поклонному кресту. Однако народ все равно пошел, и спустя некоторое время духовенству ничего не оставалось, как присоединиться.

Теперь, пройдя через эти испытания, традиция стояний лишь окрепла. В этом году, как сообщает сайт Череповецкого благочиния, по благословению архиепископа Вологодского Максимилиана составлена официальная программа мероприятия – праздничное богослужение в Мяксе, как ожидается, состоится с участием архиерея.

Но, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло…

Петербургские паломники по пути на стояние каждый год совершали полный круг, объезжая все Рыбинское водохранилище, так что получался своего рода автобусный крестный ход. Трагедия затопленной Руси не оставляла равнодушными многих людей по берегам рукотворного моря. Ведь, кроме Леушинского монастыря, под водой оказались еще два – Югская Дорофеева пустынь близ Рыбинска и Афанасьевский монастырь близ Мологи, а также сам город Молога, большая часть Весьегонска, сотни малых селений. И пример Леушинского стояния в Мяксе вдохновил на подобные молитвенные стояния и в других местах.

Вторым после Мяксинского креста памятником затопленной Руси стала Богородице-Никольская часовня в селе Брейтово Ярославской епархии, посвященная иконе «Аз есмь с вами, и никтоже на вы» и освященная архиепископом Ярославским Кириллом в 2003 году. В 2005 году был воздвигнут Крест голгофы на водах близ затопленной Югской пустыни под Рыбинском. В этом году подобный Крест будет установлен по благословению архиепископа Тверского Виктора в г.Весьегонске. Таким образом, идея Леушинских стояний охватила все Рыбинское водохранилище.

В 2006 году по благословению архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла петербургские паломники провели стояние в Брейтово, где их гостеприимно встретил протоиерей Анатолий Денисов, который также является почитателем св. образа «Аз есмь с вами, и никтоже на вы». Как и в Мяксе, в Брейтово было отслужено всенощное бдение на праздник Рождества Иоанна Предтечи в часовне на берегу водохранилища. Потом паломники читали акафисты Иоанну Предтечи, Иоанну Кронштадтскому, Матери Божией. Многие паломники перезванивались с богомольцами в Мяксе. Служение всенощной и чтение акафистов происходило одновременно, что умножало чувство соборного единства и благодати в сердцах верующих.

– Но все же к Леушинским стояниям архиепископом Максимилианом были предъявлены конкретные претензии на собрании Вологодской епархии в 2006 году. Леушинские стояния были названы «серьезной проблемой, которая начинает лихорадить епархию». «Стояния проводились необычно: люди молились ночью на берегу Рыбинского водохранилища перед Поклонным крестом, – говорилось на собрании. – Там какие-то необычные вещи происходили: отплывали на лодке и пускали поминальные записки по воде, совершали какой-то чин «богородичное лобзание»... Проводились они в ночь с 6 на 7 июля, то есть время Всенощного бдения на Рождество Иоанна Предтечи и Божественной литургии. Смотрю на фотографии стояний – снят крестный ход, и на снимке я с трудом нашел одну-единственную икону Иоанна Предтечи, а остальные – это все иконы Леушинской Божией Матери… Первое, что настораживает, – какое-то самочиние… Но народ-то ходит на эти стояния. Почему? Мне кажется, потому, что люди верующие очень привязаны к броским, внешним вещам. Я помню, как мне взахлеб рассказывали о том, как во время одного крестного хода вокруг солнца наблюдали радугу среди дня. И в таком восторге люди были, что видели радугу. Конечно, это поражает воображение; но посмотрим, что пишут святые отцы – они, наоборот, старались даже закрывать глаза, чтобы не видеть подобных необычных явлений...»

– Во-первых, я не присутствовал на этом собрании. Но откровенно сказать, не нахожу ничего такого уж необычного в том, что православные люди собираются вместе под открытым небом и читают канонические молитвы и акафисты. Что касается открытого неба, то это связано с тем, что Леушинский монастырь уничтожен и, соответственно, нет возможности совершать службу в нем. А весь смысл этой службы заключается в том, чтобы почтить престольный праздник разрушенной, но дорогой всем обители. Служба совершается как бы в самом монастыре. Собственно, Леушинское стояние состоит в том, что 6 июля вечером совершается всенощное бдение на праздник св. Иоанна Предтечи в полном объеме, начиная с 6 часов и заканчивая в десятом часу вечера. После этого заполночь читаются акафисты – св.Иоанну Предтече, праведному Иоанну Кронштадтскому (кстати, некогда он приезжал сюда на этот праздник и служил всенощную), Божией Матери… Никаких уставных запретов читать акафисты по потребности и по благословению не существует, также как и молиться в ночное время. После этого паломники обязательно участвуют в божественной литургии в ближайшем храме, исповедуются и причащаются. О записках. Тут нас вообще чуть ли не в язычестве пытались обвинять. Но эти записки прежде все были вычитаны на службе. А что потом делают с ними в храмах? Обычно либо сжигают в печке, либо пускают по воде, по аналогии с пришедшими в ветхость иконами и священными предметами, как указывают церковные правила. Две инокини на лодке отплыли от берега и пустили вычитанные записки на воду над затопленным монастырем. Всем богомольцам был очевиден символический смысл этого действия. Ведь точно так приносят записки, к примеру, к часовне блаженной Ксении.

Не совсем точна информация о том, что у верующих наличествуют только иконы Леушинской Божией Матери. Всенощное бдение происходит перед иконами Спасителя, Божией Матери и св.Иоанна Предтечи. Особое присутствие многих различных икон Божией Матери связано с традицией, существовавшей в Леушинском монастыре в XIX веке. По благословению игумении Таисии в особой часовне собирались списки с разных чтимых икон Богоматери, и пред ними читался неусыпающий акафист. Эта уникальная традиция получила благословение св.Иоанна Кронштадтского. А образ Похвалы Божией Матери, сегодня известный как икона «Аз есмь с вами, и никтоже на вы», был главной святыней Леушинского монастыря. В память о таком усердном почитании Пресвятой Богородицы в Леушино и приносят нынешние богомольцы свои любимые, чтимые иконы, рассказывая о них друг другу. Чем может не нравиться почитание икон Божией Матери, я не понимаю.

– Да, «Вера» так писала об этом несколько лет назад: «Паломники принесли более 200 разных образов Божией Матери, и был совершен своеобразный чин «Богородичного христосования». Каждый богомолец подходил вначале к большому Леушинскому образу «Аз есмь с вам,и и никтоже на вы», прикладывался к кресту, а затем прикладывался к иконам всех тех, кто прошел раньше, одновременно давая им свой образ, а после вставал в конец очереди. Поток людей двигался очень медленно: каждому хотелось расспросить других о привезенных святынях, среди которых были и чрезвычайно редкие иконы. Наверное, никогда еще богомольцы не лобызали столько Богоpoдичных образов сразу...»

– …Не знаю, что в этом есть подозрительного или неканоничного. Что же касается радужного сияния вокруг солнца, то чем же виноваты богомольцы, что оно действительно совершилось в день Леушинского стояния в 2005 году. Шла панихида по Леушинским сестрам возле бывшего келейного корпуса Леушинского монастыря в Мяксе и вдруг кто-то воскликнул: «Посмотрите на небо!» Все невольно подняли головы и видят: вокруг солнца четкий радужный нимб, который в течение последующих 20 минут расширялся и, когда крестный ход пришел на берег к кресту, постепенно сошел на нет. Многие тут же стали фотографировать, и снимать на видеокамеры. Первая реакция служащего иерея была строгой: чудес захотели, не смотрите на небо!.. Но когда он сам поднял глаза, то сразу замолчал, а позже, выступая на вечере в Мяксинском доме культуры, признал, что мы стали свидетелями Божьего знамения.

Мне кажется, люди приезжают на эти стояния со всей страны, даже из-за рубежа, чтобы почувствовать духовное единение в молитве, чтобы испросить помощи Божией Матери в своих каких-то нуждах. Помню, как-то водитель, который нас привез в Мяксу, изумился: стоило ли столько ехать, тут же ничего нет, пустой берег водохранилища, и всё! И с точки зрения внешнего человека, ведь действительно – пустое место, ни золотых куполов, ни святых мощей. Но собираются люди – и стоят, молятся. И это воистину стояние – зримый образ стояния в православной вере, своего рода исповедание верности Святой Руси.

– Что будет в этом году с Леушинскими стояниями?

– Они пройдут в нескольких местах Рыбинского водохранилища. Петербургские паломники предполагают поехать в Брейтово на праздничное всенощное бдение. И в этом же году впервые состоятся мероприятия, посвященные памяти затопленных святынь, по благословению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора в г.Весьегонске. Это тоже город, пострадавший от рукотворного потопа, от него осталось всего три старинных улицы, которые сейчас стали центром. Здесь сохранился единственный храм в честь Рождества Иоанна Предтечи, возле которого похоронены несколько Леушинских сестер. В нем служит настоятелем протоиерей Анатолий Симаро. 7 июля Весьегонск отмечает свой престольный праздник, как и затопленный Леушинский монастырь. Этот праздник почтит своим служением архиепископ Тверской и Кашинский Виктор. Главным событием станет воздвижение памятного Поклонного креста на берегу водохранилища, который владыка предполагает лично освятить. Съедутся люди, жившие некогда на затопленных территориях, состоится крестный ход по городу. Мы также приглашены на этот праздник.

– Куда же ехать паломникам, которые пожелают принять участие в Леушинском стоянии?

– Можно – в Мяксу, можно – в Брейтово и Весьегонск. Кто захочет присоединиться к нам – звоните, наш телефон в Петербурге (812)273-96-19. Главное помнить, что рукотворное море – одно. И эта русская голгофа на водах тоже одна.

...Я часто задумываюсь о духовном значении Леушинских стояний. Ее ценность состоит в том, что это – чисто народная православная инициатива, идущая «снизу». Как важно, чтобы ее поддержали и «сверху», как государственная, так и церковная власть. И вот что я еще увидел: если соединить мысленно Мяксу, Брейтово, Югскую пустынь и Весьегонск, то над всем водохранилищем, над этой затопленной частичкой Руси, образуется крест. Этот крест на водах – крест нашей памяти.

Записал И.ИВАНОВ

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга