ЖИВОЕ СЛОВО

МЕРА ПОСЛУШАНИЯ

Иногда очень трудно бывает общаться с мирянами, а особенно мирянками, которые на самые простые просьбы и вопросы отвечают: «Сначала возьму благословение у батюшки». На что нужно брать благословение у священника, а на что необязательно?

Иеромонах Александр (Митрофанов) (п. Максаковка, Сыктывкарская епархия):

– Хорошо, когда человек не самочинствует, а живет по воле Божией и старается на важные дела взять благословение у священника. Конечно, как и в любом благом деле, бывают перегибы. Так враг, видя наше благое произволение и не в силах нас переубедить, пытается ввергнуть нас в крайность. Человек начинает по каждой мелочи обращаться к батюшке, и порой доходит до абсурда: вот, например, когда я был еще диаконом, ко мне подошел человек с перебинтованным пальцем и попросил позвать батюшку, чтобы тот благословил его сходить на перевязку.

К тому же в миру у человека не всегда бывает возможность подойти за благословением к священнику ввиду его сильной занятости.

Так как же определить, когда надо брать благословение, а когда нет? Здесь, пожалуй, не найдется универсального ответа. Каждый человек определяет это для себя сам, руководствуясь разумом, дарованным ему Богом. Но, конечно, общие правила сформулировать можно. Желательно, и даже необходимо, обращаться за благословением к священноначалию, когда вопрос касается дел церковных. К примеру, если вы решили петь на клиросе, организовать воскресную школу, возымели желание покрасить храм, провести миссионерский концерт и тому подобное. Если вопрос касается только вас лично, то здесь возможны варианты. Если вы, например, хотите совершить какой-то важный для вас жизненный шаг: сменить работу, купить машину, поступить в вуз и т.п., то, конечно, можно взять благословение. Если же такой возможности нет (например, батюшка, у которого вы окормляетесь, в отъезде, а решение нужно принять срочно), можно, помолившись дома, сказать: «Господи, благослови», и Господь вам в вашем начинании поможет. Да и любое, даже незначительное, доброе дело хорошо начинать со слов «Господи, благослови».

В конце концов каждый все равно приходит к пониманию, когда надо брать благословение у священника на то или иное дело, а когда можно определиться самому. Люди, которые шагу не делают без того, чтобы спросить об этом у священника, все же встречаются не так часто, и связано это обычно с неофитством (новоначалием). С духовным взрослением это обычно проходит. И если вас каким-то образом поведение таких людей смущает, потерпите их. Проявите любовь. «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6, 2).

Иерей Сергий Гомаюнов (г. Киров, Вятская епархия):

– Сначала нужно понять смысл благословения как такового. Во-первых, нужно понимать, что благословляет не священник, а Господь. Желая осуществить намерение во славу Божию, человек понимает, что на свои силы опираться не стоит, и просит, чтобы благодать Господня наполнила его сердце и освятила дело. И здесь он просит поддержки священника, его совета и молитвы, надеется в духе соборности принять решение. Это, однако, ни в коем случае не снимает с него ответственности. Если священник видит, что намерение благочестиво, он готов помочь, согласен стать ходатаем перед Богом, просить вместе с вами, но не более того.

Гораздо больше распространено другое понимание благословения – убеждение, что пастыри держат ключи в Царствие Божие. Доходит до каких-то дикостей: если один священник «ключа» не даст, идут к другому, третьему. От редкого оккультиста не услышишь, что его кто-то там благословил. Сколько он при этом храмов обошел, как лукавил – об этом он не станет вспоминать, зато убежден, что с Богом обо всем договорился.

Бывают и менее очевидные случаи, но если дело рушится из-за скрытой в нем неправды или потому, что нам не хватило мужества довести до конца благое начинание, то священник оказывается как бы виноватым, неблагодатным, непрозорливым и так далее. Это глубокое заблуждение. Мы должны винить самих себя даже в том случае, если имеем дело со священнослужителем, склонным к младостарчеству. Он дает понять, что берет на себя всю полноту ответственности, выступает таким полномочным послом Бога на земле, что-то разрешая или запрещая по своему усмотрению. Кому-то это нравится. Иные ошибочно полагают, что самонадеянность этого священника имеет под собой какие-то основания, начинают непрерывно бегать за благословениями, что льстит самолюбию их несчастного пастыря. Но это тот случай, когда слепой ведет слепых. И мы губим его, из ложного смирения утверждая его в этом праве.

Духовник способен что-то решать за человека лишь в двух случаях. Если греховность или несостоятельность замысла, на которое испрашивается благословение, совершенно очевидны. Второй случай, когда священник не просто опытен, а обладает в дополнение к опыту даром проникать в промысл Божий о человеке. Но это бывает очень редко, является исключением, чудом. Поэтому предоставим Господу решать, когда произойдет наша встреча с таким пастырем и произойдет ли вообще. Но вместе с тем есть замечательные священники, сила которых заключается не в какой-то особой прозорливости, а в рассудительности, духовной зрелости, способности к братским или подлинно отеческим отношениям с людьми.

Для меня примером духовничества всегда был наш вятский пастырь – протоиерей Герман Дубовцев. Он сейчас на покое, но я имел радость несколько лет служить с ним и учиться вести себя с людьми. Он практически никогда не требовал от людей круто повернуть свою жизнь, ни на кого не накладывал епитимью, не навязывал своей воли. Просто давал деликатные советы, которые оставляли за человеком возможность самому принять окончательное решение. Не оставлял его в одиночестве, а осторожно направлял к Богу – ведь когда нас одолевают сомнения, усиливается молитва, возникает особая потребность в богообщении. Опытный священник именно к этому нас и старается подвести. Поэтому духовные чада отца Германа никогда не страдали от его мягкости. Я знаю некоторых из них. Это замечательные люди, которые умеют очень ответственно подходить к своей свободе.

Отец Олег Ежов (г.Няндома, Архангельская епархия):

– Благословение требуется, когда возникают вопросы очень серьезные, основополагающие. Например, человек собирается поменять место работы, вступить в супружество, просит у батюшки молитв, чтобы Господь послал дитя. Нужно благословение на какие-то опыты в духовной жизни. Например, когда человек хочет присовокупить к молитвенному правилу какой-то акафист или поститься не так, как другие, а как написано в жизнеописании полюбившегося святого.

Что касается остального, то мы в утреннем правиле призываем Духа Святого на всякое дело, просим Господа освятить день. Если с должным чувством попросили, этого более чем достаточно. Мелкие вопросы, такие делания, как поднесение ложки ко рту или колка дров, нужно решать самим. Некоторым, кто этого не понимает, батюшка иной раз благословляет молчать. Священники шутят: «На каждый чих берет благословение». Бывает, в течение часа человек может раз десять подойти. Я наблюдал, как, утомившись, старые, опытные священники благословляют в таких случаях: «На все доброе и полезное», и благословляют больше не подходить.

Иногда приходится сталкиваться с ситуациями, о которых можно сказать: и смех и грех. Подойдет раба Божия, попросит благословения за подсвечником присматривать. А потом глядишь, ссорится с кем-то: «Не лезь к моему подсвечнику, меня благословили за ним следить, а тебя – нет». Но ведь именно следить, а не грубить всякому, кто покусится на монополию.

Прежде всего страдают избыточным пылом во взятии благословений новоначальные. Причины этого различны. Иные, по мере приближения к храму, перестают думать. Полагают, что это неблагочестиво, что нужно жить умом священника. Конечно, тот не может заменить человеку рассудительности двадцать четыре часа в сутки, но использовать его пытаются иногда по максимуму: берут благословение, как лечь, как встать, надевать ли завтра галоши или не надевать. Полагают, что за попытку самому решать столь «эпохальные» вопросы Бог непременно накажет. Здесь непонимание, что опыт – сын ошибок трудных, не ошибок нужно бояться, а неспособности учиться на них.

Бывает также, что сравнительно молодой новоначальный сталкивается с пожилым неофитом, то есть старушкой, которая все время напоминает: «А ты благословился?» И начинается паломничество к священнику, профанация благословения. Но не это самое худшее. Бывает, хотя и редко, что человек заходит в храм и спрашивает, куда ему свечку поставить за упокой, а в ответ слышит от члена прихода: «Я вам не могу этого сказать, меня на то, чтобы давать такие советы, не благословили». То есть здесь мы видим отказ от доброделания, облеченный в самое ложное, просто злостное «смирение», и это, конечно, совершенно недопустимо. На то, чтобы быть добрым, участливым человеком, отдельное благословение священника не требуется. Там, где просто, там ангелов до ста – вот что нужно понимать.



назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга