ВЕРТОГРАД

ОБРАЗЫ БОГОРОДИЦЫ

28 августа Церковь отмечает один из двунадесятых праздников – УСПЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ, установленный в воспоминание о кончине Богоматери и чудесном взятии Её на небо. Упоминание об этом событии отсутствует в Библии; оно описано в «Слове Иоанна Солунского», сказании Псевдо-Иосифа, «Слове Иоанна Богослова» и является частью Предания Церкви. Празднуется Успение с IV века, первоначально 18 января; окончательно же праздник узаконен после III Вселенского (Эфесского) собора (в 431 г.). Этот Собор утвердил для Девы Марии, в опровержение ереси несториан, истинность именования Богородица (Теотокос). Именно после этого Собора широкое распространение получают богородичные иконы. Впрочем, изображения Богоматери есть уже в катакомбах II-III веков.

Святитель Игнатий Брянчанинов писал о благодатном покрове Пресвятой Богородицы, который простерла Она над миром: «Святая Церковь, обращаясь с прошениями ко всем величайшим угодникам Божиим, ко всем Ангелам и Архангелам, говорит им: молите Бога о нас! К одной Богоматери, наравне со Спасителем, обращаемся мы: спаси нас!»

В древности почти не изображали Богоматерь без Младенца, поскольку Её почитание связано прежде всего с тайной Боговоплощения Христа. Но даже когда Богородица изображена одна, Христос незримо присутствует, потому что Богоматерь связана с Ним теснейшими духовными и телесными узами. Эта связь выражена, например, в цвете. Спаситель изображается в тёмно-красном хитоне и синем гиматии, что символизирует соединение в Нём двух природ: божественной (синий цвет) и человеческой (красный). В одеянии Богоматери те же цвета расположены в ином порядке: туника (почти то же, что и хитон) и чепец – синие (символизирующие чистоту и непорочность Девы), мафорий – темно-красный (символизирующий материнство). В этом зеркальном расположении цветов раскрывается глубокий богословский смысл: если Христос – Бог, ставший Человеком, то Богоматерь – земной человек, через которого Бог воплотился. Иконы Христа и Богоматери несут в себе свидетельство о встрече божественного и человеческого, небесного и земного.

Очень часто Всесвятая изображается на иконах как Царица, сидящая на троне со знаками царского достоинства в руках – скипетром и державой, главу Её венчает царская диадема или венец. Обычные Её одежды составляют мафорий (омофор), туника, обшлаг, кайма, туфли или сапожки, чепец. Мафорий – большое покрывало на главе, спускающееся и окутывающее почти всю фигуру. По краям он бывает украшен каймой и бахромой. На нём изображаются три восьмиконечные звезды – на главе и плечах – символ Пресвятой Богородицы. Рядом с нимбом всегда ставятся знаки МР ОY, представляющие из себя сокращение греческих слов «Мария Теотокия», что значит «Мария Богородица».

Церковь чтит около 800 образов Пресвятой Девы. Всё многообразие икон Богоматери с Младенцем можно свести к трем-четырем иконографическим типам.

Название «Знамение» восходит к пророчеству Исайи: «Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7, 14). В древности икону «Знамения» часто и называли «Воплощение». На образах «Знамения» Богоматерь представлена с молитвенно воздетыми руками и на Её груди в круге, символизирующем одновременно материнское лоно и небо, изображается Спас Еммануил. К этому типу относятся такие прославленные иконы, как Новгородское «Знамение», Курская-Коренная, Ярославская («Великая Панагия»), Мирожская.

Близок к «Знамению» тип «Оранта» (молящаяся), изображающий Богоматерь с воздетыми руками без Младенца («Нерушимая стена» в Софии Киевской). Этот древний тип встречается уже в римских катакомбах. По всей видимости, из него и развивалась в дальнейшем иконография «Знамения». Встречаются иконы, в которых Богоматерь с воздетыми руками изображена в повороте, в молитве к Небесам, где изображён Христос. Например, Боголюбская (с предстоящими или без них).

Другой иконографический тип получил название «Одигитрия», что в переводе с греческого значит «Путеводительница». Христос в Евангелии говорит о Себе: «Я есть путь» (Ин. 14, 6), а Богородица указывает нам этот путь и помогает идти по нему. Богоматерь одной рукой поддерживает Сына, другой – указывает на Него, направляя к Нему нашу молитву. Богомладенец в левой руке держит свиток, символ благовестия, правой – благословляет молящихся. К типу «Одигитрия» относятся такие образы, как Смоленская, Иерусалимская, Грузинская, «Скоропослушница» и др. Эти иконы различаются некоторыми деталями: в Тихвинской правая ножка обращённого к Богородице Младенца повернута пяточкой; в Иверской на лике Богоматери видна ранка – след, оставленный иконоборцами; на иконе «Троеручица» изображается третья рука, приложенная в благодарность за исцеление прп. Иоанном Дамаскиным. Один из вариантов этого типа – Казанская икона, в которой Богородица представлена оплечно, а Младенец – в поясном изображении. Склонённая голова Богоматери выполняет роль указующего жеста.

Следующий тип известен как «Умиление». Этот тип в Византии называли «Гликофилуса» – «Сладкое лобзание», потому что в нём Богородица изображается ласково прижимающей к Себе Младенца, а Он, прильнув к щеке Матери, нежно обнимает Её за шею или рукой касается щеки. Особо чтимая на Руси Владимирская икона Богоматери – наиболее яркое выражение этого типа. К типу «Умиление» относятся также Толгская, Донская, Белозерская, Федоровская, Игоревская, Корсунская, Ярославская. Близки по смыслу к «Умилению» иконы «Взыграние» и «Млекопитательница»: в первой Младенец изображается играющим с Матерью, во второй Богородица представлена кормящей Сына грудью, что указывает на особую близость Богоматери и Иисуса Христа.

Позднее появились иконы Богородицы, в которых типы «Умиление», «Одигитрия», «Знамение» или «Оранта» обросли дополнительными деталями и персонажами. Это иконы «Неопалимая Купина», «Живоносный источник», «О Тебе радуется» и др.

Известны богородичные иконы, в которых Христос прямо не изображён, но явно подразумевается. Например, Виленская-Остробрамская и её вариант – Серафимо-Дивеевская («Радость всех радостей», или «Умиление»). На этих иконах Богородица изображена со сложенными на груди руками, глубоко погружённая в молитву, глаза Её опущены вниз, но внутренний взор устремлён ко Христу, ибо Духом Святым в этот момент в Её утробе зарождается Божественная жизнь. Многие подобные иконы создавались по принципу прямой иллюстрации текста. Например, в иконе «Семистрельная» («Умягчение злых сердец») Божия Матерь изображена с семью мечами у груди для наглядной иллюстрации пророческих слов старца Симеона: «И Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк. 2, 35).

Составлено по изд.: Язык славян. Начала познания вещей Божественных и человеческих. М., 2002;
История иконописи. М., 2002; Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. М., 1991.



назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга