НА ЛАВОЧКЕ

ПЕРВАЯ МЫСЛЬ О ПОСЛЕДНЕМ ПРИЮТЕ

Недавно узнал, что в селе Вильгорт близ столицы Республики Коми скоро появится первое православное кладбище. Инициатором его создания стал глава администрации Сыктывдинского района, председатель Коми отделения общественного движения «Россия Православная» Артур Рудольф. 27 июля епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим освятил Крест в основание храма Успения Пресвятой Богородицы, который будет тут построен. А в центре захоронений воздвигнут ещё один Крест. Возле него также станут поминать усопших, совершать заупокойные литии и панихиды.

Как мне всё это видится? Каждый погребальный обряд будет сопровождаться обязательным отпеванием. Класть в могилу усопших будут только головой на восток, надгробную плиту с крестом ставить в ногах. Здесь не будет поминальных трапез в духе советских времен, с не знающими меры и берегов алкогольными утешениями, после которых ещё живых уносят с кладбища, как покойников. Массовое паломничество сюда будет происходить не на Пасху, когда всё должно воспевать чудо жизни.

Лично мне прискорбно бывает видеть, когда на Пасху происходят целые паломничества к местам захоронений – администрация Сыктывкара, да и администрации многих других российских городов, организует специальные автобусные рейсы. Да, почтить память умерших родственников – добрая традиция. Но ведь не менее значима древняя русская традиция поминать усопших в особый для этого день – Радоницу. Батюшки в храмах обращаются к пастве, напоминая о нецерковности обычая посещать кладбища в Пасху. Однако их как будто не слышат. Может, по-другому не мыслят, не умеют праздновать Светлое Христово Воскресение. Некоторые вполне образованные люди даже удивляются, когда узнают, что на Пасху совсем и не надо ездить на кладбище: «Да что ты говоришь?! Расскажи подробнее». Объясняю, но мои слова к сведению принимаются как занимательная информация, странная же традиция остается.

Надеюсь, что похожие мысли посещали устроителей православного погоста (проект реализуется за счёт частных средств и станет частным владением). Думаю, что порядок на таком кладбище, красота семейных и личных усыпальниц, сама атмосфера погоста будут помогать верующим, пришедшим сюда светло помыслить о бренности бытия и обрести душевный покой. Ведь именно на православном кладбище очевиднее становится мысль о том, что все земные огорчения ничего не значат перед ожидаемой Вечностью, что нужны они только для того, чтобы очистить сердце и сокрушаться о своих грехах, – как сказано в одной православной книге, «скорби могут меня преследовать только до гроба, а не далее, – там, по другую сторону гроба, Всемогущий вещает: «Смертный! Покойся в мире; место сие есть последний предел твоего страдания!» И именно здесь, при взгляде на кресты над могилами почивших в Бозе незнакомых и близких, слушая тихие песни панихид о вечной жизни, можно будет обрести душевные силы для продолжения предначертанного Промыслителем пути.

Нет радости в душе милей –
Идти по кладбищу, взирая,
Как приняла земля сырая
И незнакомых, и друзей.

Иных столетий имена
Увидишь на могильных плитах.
Как много навсегда забытых!
Как многозначна тишина!

Умолкли скорби и расчёт,
И только редко крикнет птица,
Да время строгое страницу
В урочный час перевернёт.

И я прочту, какой пустяк
Тревоги и земные блага,
И что кладбищенская влага
И состоит из этих благ.


Андрей ПОПОВ

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга