ВЗГЛЯД

ПЛЯШУЩИЙ ЧЕЛОВЕЧЕК

Осень – грибная пора. Жена с сыном вернулись из похода в дремучий лес, что за старинным коми селом Корткерос. Вместе с грибами принесли два кремнёвых наконечника от стрел. Рассматриваю – в детстве я тоже такие находил, только у себя на родине, в Карелии.

– Там в лесу краеведы показали нам место стоянки древних людей, – рассказывает сын с энтузиазмом. – А в следующий раз пойдём, они покажут языческую рощу...

– Почему языческую?

– А деревья все такие, – он изобразил руками, как дико там искривлены стволы. Начинаю ему объяснять, что деревья не могут быть «языческими». Может, там и стояла «священная роща», но святитель Стефан крестил коми 600 лет назад, а столько времени берёзы не живут... Сын слушал вполуха: для него раз что-то диковинное, то значит языческое.

Разговор этот скоро забылся, но напомнил старый друг, православный журналист. На днях звонит:

– Ты помнишь, когда-то приезжал я к тебе в гости в Карелию и ты показывал мне наскальные изображения, водил на Бесовы следки? Где бы мне про них прочитать? Хочу написать статью про это.

– А почему вдруг?

– Так они ж бесовы...

И он туда же! Откуда всё-таки в нас эта надменность к дохристианским предкам? Вот, мол, язычники. А мы, знать, хорошие? Но если разобраться, их наивные верования куда безобиднее язычества нашего «постхристианского» времени. Ведь с них не так спросится на Страшном Суде, как с нас...


Павильон Бесовы следки с современным графити

«Бесовы следки» – так назвали павильон, построенный над скалой с петроглифами недалеко от Белого моря. На ней выбиты рисунки длинношеих гусей-лебедей, пузатых китов, лосей с губастыми добродушными мордами. Единственный петроглиф, который хоть как-то на «беса» тянет – рисунок человека с горбом и большой ступней. Возможно, это божок, олицетворяющий «мужскую силу». А может, просто карикатура на кого-то из племени. Ведь охотники, жившие там 6 тысяч лет назад, на скалах изображали всех подряд: животных, рыб, самих себя во время охоты. На Залавруге, что рядом с Бесовыми следками, есть знаменитая, «самая многосюжетная композиция петроглифов в Европе»: множество охотников на лыжах разбежались веером по лесу и стреляют в стадо лосей из луков:

Тут же другой коллективный портрет: десять человек в лодке, на носу – китобой с гарпуном в руке, на корме – кормщик с веслом, всё как положено:

А рядом совсем уж реалистический сюжет, или, как сейчас бы сказали, компромат: один охотник убивает другого и забирает его добычу – тушу медведя. Причём невинно убиенный охотник, Авель каменного века, изображён большим, огромного роста, а «Каин» – маленьким, мизерным. Где же тут бесы? Наоборот, нравственная проповедь в камне...

Искать языческий подтекст во всём склонны и наши археологи. Ю.А.Савватеев, исследовавший Залавругу, в своём научном труде особо выделил рисунок, на котором четверо человек несут лодку, видимо, обходя выгские пороги. Чуть в стороне выбит непонятный кружок с двумя палочками, и учёный глубокомысленно замечает: «Воспроизведение ли это какого-то культового обряда с использованием лодки или изображение мифологического сюжета, повествующего, например, о “путешествии” душ умерших, – однозначно ответить трудно». Если «трудно», то зачем вообще из пальца высасывать? А другой археолог, А.М.Линевский, открывший Бесовы следки в 1926 году, в своей историко-приключенческой повести «Листы каменной книги» так объяснил происхождение рисунков на скалах: охотники изображали животных, чтобы метать в них дубинки и тем самым испрашивать у богов прорицание, будет ли удачной охота. Зачем охотники «рисовали» также самих себя и бытовые сценки, археолог не поясняет. Да и для «культовых мишеней» хватило бы несколько рисунков, но ими же испещрены все берега реки!


Маленький фрагмент находки. Остальное, что я сфотогрфировал, археолог попросила не выкладывать в интернет - это её «интеллектуальная собственность»

Нынче в августе гостил я дома и пошёл купаться на старое русло Выга. Смотрю: на скале, где часто в детстве загорал, расстелена чёрная полиэтиленовая плёнка, а под ней кто-то шевелится. Вдруг вылезает женщина с мелком в руке. Оказывается, это археолог из Петрозаводска. Исследовав скалу в инфракрасном излучении, она обнаружила никем прежде не видимые петроглифы и обрисовала их мелом. «Хотите посмотреть? – с едва скрытым волнением предложила она. – Вы будете первый зритель!» Плёнка откинута, я достаю фотоаппарат: что же там ещё наши древние изобразили, может какого-то беса или там инопланетянина, вот сенсация-то будет! Ан нет, всё те же зверушки, лодки, как-то по-детски нарисованные. А что им ещё рисовать?

Через пару дней, отправившись по грибы, глянул ещё раз на ту скалу. Она была уже обыкновенной, серой – дожди смыли меловую обмалёвку, и зверушки снова стали невидимы. В лесу решил завернуть на Залавругу. В местной районке написали, что поток туристов туда в последнее время значительно увеличился и даже появился новый обычай – бросать «жертвенные» деньги одной из наскальных фигурок, чтобы она принесла удачу. Интересно, какую же фигурку избрали для «поклонения? Лося, медведя, кита? Прихожу и вижу кучу монет рядом с рисунком... пляшущего человечка. То есть выбор пал на единственную во всей композиции этакую бесноватую фигурку.

Гляжу на этот каменный рисунок, словно срисованный из книжки Конан Дойля (рассказ «Пляшущие человечки»), и вдруг вспоминаю. Много лет назад был большой скандал: один из наших школьников совершил «акт вандализма», выбив на скале Залавруги свой рисунок – фигурку человечка. Ну не смешно ли: туристы искали, чему бы такому «языческому» поклониться и, похоже, выбрали современный рисунок!

Кстати, просьбу друга найти сведения про «Бесовы следки» я всё же исполнил: в интернете отыскал подробное изложение работы Ю.А.Савватеева. Правда, находится она на сайте, где Бесовы следки стоят в ряду других, как там сказано, «культовых мест силы Карелии» – всяких там горюн-камней, священных сосен «карсикко» и т.д. Там же новоявленные язычники инструктируют, как правильно, с использованием достижений «космоэнергетики», им поклоняться. Будь живы наши доисторические предки, пошли бы к ним в ученики.

Михаил СИЗОВ
Фото автора

P.S. Как узнал из интернета, нынешним летом археологи, используя норвежскую технологию, «просвечивали» не только «пустые» скалы, но и Залавругу. Рядышком с уже известными рисунками обнаружили почти 300 новых фигур. Огромный сенсационный материл ещё только обрабатывается, но уже известно, что это обычные бытовые рисунки. Например, учёных поразила сцена коллективной охоты на белуху - шесть лодок окружили кита, и одновременно с них летят гарпуны (прежде встречались сцены охоты на кита только с одной лодки). Короче, сермяжный быт и никакой там мистики.


назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга