ХРОНОГРАФ ПРОВОКАЦИЯ «Многие ли родители знают, что 1 сентября 2008 г. их дети придут в школы, измененные до неузнаваемости?..» Так хотел начать я очередной «Хронограф», посвящённый революции в школьной программе, подготовленной чиновниками Министерства образования и науки во главе с его несгибаемым руководителем А.Фурсенко. А тут вдруг – кряк, – и нет правительства. 12 сентября – как раз в день сдачи этого номера газеты в печать – Президент отправил его в отставку. А вместе с ним и Фурсенко. Вряд ли его фигура, как и Зурабова, всплывёт в новом правительстве (это мой прогноз). Поэтому стоит ли теперь говорить об этом проекте закона с корявым чиновничьим названием «О внесении изменений в некоторые акты Российской Федерации (в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта)»? Но во-первых, как говорится, начальник ушёл, а контора пишет. В недрах чиновничьего аппарата по-прежнему останутся разработчики и лоббисты этого законопроекта – они и новому министру будут сочинять пояснительные записки, обеспечивать необходимыми экспертами и «общественным мнением» и т.д. А во-вторых, законопроект-то ведь уже внесён в Госдуму правительством – то есть мина под Россию заложена, вопрос только в том, кто поднесёт запал… Кажется, одиозность министра Фурсенко уже явлена во всех её проявлениях. Ан нет. Одна из его последних инициатив – посадить в каждую школу по милиционеру. Как он заявил на правительственном часе 11 сентября, «министерство намерено развивать проект по введению института школьных участковых». Называется, приехали. Понятно, чем это вызвано – учителя не справляются со школьными хулиганами. Но что же получается: руководитель, всё своё время пребывания на посту министра отрицавший воспитательную функцию школы, теперь хочет внедрить туда полицейский надзор. Сродни этому по безумности и законопроект. Как известно, школьная программа состоит из трех частей. Из федерального компонента (это «основные предметы» – математика, химия и пр.), регионального и школьного (то, что региональные власти и родители считают необходимым давать детям). Так вот: проект закона весьма хитроумно предполагает выбросить два последних компонента. Те самые, благодаря которым сегодня школа хоть сколько-то влияет на мировоззрение учащихся. Ведь именно эти школьные часы посвящены духовно-нравственному и патриотическому воспитанию, национально-культурному и краеведческому образованию детей. В тот же день, когда Фурсенко демонстрировал перед коллегами по правительству свои полицейские склонности, по поводу его законопроекта было опубликовано Обращение старообрядцев к Президенту. В нём говорится: «Российская Древлеправославно-кафолическая церковь считает, что <законопроект> является самым настоящим погромом российской культуры и российской системы образования. Заверения о том, что позднее будут разработаны какие-то акты, которые всё урегулируют, звучат абсолютно не убедительно. Закон принимается сейчас. Это как если бы нам сказали, что принимается закон, устанавливающий уголовную ответственность за исповедание древлеправославия, но вы не беспокойтесь, потому что, мол, вы же нас знаете, мы просто будем трактовать эту норму по-другому… Мы считаем очередную радикальную перекройку системы стандартов очередной авантюрой лиц, которые живут исключительно за счёт перманентного осуществления бесконечных реформирований и модернизаций российского образования. Это даже не идея-фикс, а способ безбедной жизни и обогащения – на разработке всё новых и новых стандартов, которые в очередной раз через 2-4 года теми же самыми лицами будут объявлены устаревшими и требующими радикального изменения. Отметим, что на разработку стандарта общего образования, утверждённого несколько лет назад министром В.М. Филипповым, было затрачено… около 2 млрд. рублей. Ответ на вопрос о том, сколько получат лоббирующие этот законопроект функционеры Минобрнауки и связанные с ними лица и организации на разработке нового стандарта на этот раз, и даёт понимание действительных причин такой ломки системы… Но самое опасное: принятие этого закона приведёт к полному выводу содержания образования, прежде всего гуманитарного, из-под контроля гражданского общества, к ликвидации любой возможности российского общества влиять на это содержание. То есть полностью вопросы содержания образования будут монополизированы такими персонажами, как, например, <член Общественной палаты> А.И. Адамский (основной «мотор» этого законопроекта), скандально известный своим заявлением о школьном курсе литературы: “Мы знаем, к чему приводит обязательное изучение литературы. Ни к чему, кроме отвращения, это не приводит”». Надо сказать, что возмущены не только православные. Серьёзно возражают учёные, которые ловят авторов законопроекта на подменах, недоговорках и откровенной лжи. «Законопроект преследуют цель пресечь практику преподавания курсов религиозной культуры в школах», – таков, кстати, один из выводов специалистов. Мы не раз писали о прекрасном курсе «Истоки», разработанном в Вологде и преподаваемом во многих регионах страны, – законопроект перечёркивает многолетнюю работу тысяч педагогов. Сказать, что законопроект – единичный случай, нелепица, не укладывающаяся в общую политику государства, нельзя. Наступление идёт по разным фронтам и под разными флагами. Например, установлены санитарные ограничения количества занятий в школе. Это благо. Но при этом программы по обязательному федеральному компоненту не уменьшены, наоборот, расширены. За счёт чего? Разумеется, за счет регионального компонента – сокращения часов на такие дисциплины, как краеведение, этика, основы православная, мусульманская культура и др. Возражения в СМИ против нового законопроекта чаще всего касаются уничтожения преподавания национальных дисциплин. Но мне отчего-то кажется, что власти национальных республик смогут обойти рогатки московских «комиссаров». А вот национально-культурное развитие русских будет срезано под корень. Как и в СССР, защитить интересы государствообразующего народа опять окажется некому. ...Не будем лукавить: вопрос о преподавании в рамках регионального компонента основ православия – проблема не столько религиозного просвещения. Это вопрос о том, будет ли у русских своя, национальная система образования. Она с огромным трудом выстраивается сегодня – и её хотят убить. Очевидно, что там, где православие соединяется с национальным, русским, происходит удивительный эффект: люди образуют общины, и на месте одичавших деревень являются эффективнейшие хозяйства, на фоне демографического спада возникают многодетные семьи и т.д. Это и есть тот «кумулятивный» эффект, который так необходим России для духовного и экономического прорыва в XXI веке. Но чиновники и откровенные враги России, инфицированные глобализмом в самой его тяжёлой форме, характерной для малоразвитых стран, спят и видят иную перспективу для нас: когда не умные и квалифицированные хозяева строят своё будущее, а послушные и сноровистые наёмники выгребают из недр богатства для обеспечения жизни «золотого миллиарда». Да не будет так. Игорь ИВАНОВ На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга |