ЗЕМЛЯ

ВЯТСКИЙ ПАХАРЬ

Готовь летом сани, а соху – зимой. В оставшиеся до весенней страды месяцы в приходе мчцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (г.Киров) надеются наладить промышленное производство... сельскохозяйственного плуга. Официально этот ручной плуг называется «Вятским пахарем», в шутку же прихожане окрестили его «православной лопатой». Ведь придумали плуг монах и прихожанин храма, за что получили от государства патент на изобретение. Тому, что на этом приходе есть люди предприимчивые и мастеровитые, не стоит удивляться. Сам приход формировался, когда с нуля строился храм мчцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, который стал украшением города Кирова, даже в вечернее время он радует глаз (на фото). Впоследствии свою производственную базу приход использовал для строительства ещё трёх храмов и двух часовен в воинских частях. На базе прихода действует епархиальный отдел по взаимодействию с вооружёнными силами и правоохранительными органами, хорошо там поставлена образовательная деятельность. Так что с настоятелем храма протоиереем Георгием Купцовым встретиться весьма сложно – после службы он сразу уезжает по делам. Но поговорить о «Вятском пахаре» всё же нашёл время, видно, для батюшки «православная лопата» – одно из любимых детищ.

Первый вопрос, который напрашивался, – о патенте на изобретение:

– Отец Георгий, почему понадобилось это изобретение «застолбить»?

– Понимаете, есть у нас такое беспокойство, – стал объяснять священник. – Ведь всё гениальное просто. И когда коммерческие фирмы увидят наш «пахарь», им не составит труда скопировать, пустить его в производство, а потом продавать по высокой цене. А мы бы хотели использовать изобретение на благо простых людей, не задирая цену.

– А сами вы сможете наладить производство?

– Почему же нет? Это будет небольшая производственная линия при приходе, на ней станут работать несколько человек. В принципе в «пахаре» ничего сложного нет, самая трудная деталь – загнутый отвал, для его изготовления требуется хорошее оборудование. Будем договариваться с кем-нибудь, а основную часть делать и собирать у себя.

– Всё-таки необычно для храма... В изобретении вам видится хоть какой-нибудь духовный смысл?

– Духовный тут смысл один – наш человек к земле должен быть ближе, потому что Русь всегда шла от сохи, от плуга. Вспомните былинных богатырей, они ж хлебопашцами были. Русь от земли никогда не оторвётся. И думаю, что такое уникальное и простое изобретение появилось Божьим промыслом. Ведь никому и в голову не пришло... Подождите, у нас тут где-то буклетик был...

Священник показал «буклетик» – обычный листок бумаги, отпечатанный на принтере. Весьма скромная реклама. Рассматриваю фотографии и замечаю:

– А вот здесь землепашец ногой ваш плуг прижимает, как обычную лопату.

– Когда почва жёсткая, то приходится ногой помогать, – подтверждает о.Георгий. – Но всё равно таким плугом легче работать, чем лопатой. Ведь когда вы вскапываете землю лопатой, то наклоняетесь, делаете несколько движений, при которых нагрузка идёт на спину. Независимо от того, на целине работаете или на мягкой, взрыхлённой земле, у вас поясница всё равно устаёт. А здесь принцип иной.

Взяв «Вятский пахарь» в руки, батюшка наглядно стал объяснять, как им орудовать. Судя по чёткости формулировок, я был не первый, кого он так инструктировал.

– Итак, сначала отрегулируйте инструмент по своему росту. В вертикальном положении он должен быть на уровне груди. Делается это затяжными винтами, вот здесь и здесь, – показывает о.Георгий. – Затем вы вводите его в землю перед собой под углом 45 градусов, примерно этак... Видите? Отвал направлен влево под прямым углом к направлению вспашки. Руки удерживают рукоятки. Левой ногой надавливайте на кромку отвала, и штырь с отвалом легко вгоняется в землю. Потом руками поворачивайте «пахарь» вокруг своей оси с упором на штыре. То есть левая рука идёт вверх, правая – вниз. Таким вращательным движением «пахарь» поднимает отвал с комом земли вверх и выбрасывает землю направо. Затем поворачивайте его в исходное положение и отступайте назад, вытащив отвал из земли. «Пахарь» будет волочиться, опираясь на штырь, и поднимать его не требуется. Так что, как видите, вес плуга почти не влияет на производительность. Отступив, снова вгоняете штырь в землю, надавливаете, поворачиваете – ну и так далее. Сделав борозду, начинаете идти обратно по другой стороне, и «пахарь» будет засыпать первую борозду взрыхлённой землёй. Получится тот же самый эффект, что и при работе конного или тракторного плуга.

– И всё же, как быть с нашими северными почвами? – всё ещё сомневаюсь. – У нас же земелька тяжёлая, и нужна силища, чтобы управляться таким плугом?

– Как раз наоборот, «пахарь» рассчитан на недюжих людей, даже старики могут с ним управляться, – говорит священник, откладывая инструмент в сторону. – Можно обрабатывать обширные куски земли, практически не уставая. Секрет в том, что тело пахаря опирается на ручки, спина прямая, нагрузка распределяется равномерно на мышцы. Что касается земли, то лучшие результаты «Вятский пахарь» показал на лёгких и средней плотности песчаных почвах, а также и супесчаных, то есть с примесью глины. Если у вас есть огород и вы его уже однажды вскапывали, то «пахарь» там замечательно идёт, даже ногой отвал придавливать не надо. Тяжёлую почву и целину им тоже можно вспахать, но для этого нужен навык.

– А производительность замеряли?


Детали «Вятского пахаря»: 1 – рукоятка; 2 – стойки, в которых фиксируется рукоятка и отвал на черенке; 3 – плуг; 4 – черенок; 6 – направляющий штырь; 7 – затяжные винты.

– Да, мы засекали время. По одному полю параллельно пошли с лопатой и нашим «пахарем» двое мужчин, причём монах Геннадий, который держал плуг, был физически слабее, он сам-то всего 50 килограммов весит. Так вот, он окучил грядку в пять раз быстрее, почти не устав. И на спину не жаловался. А вы знаете, что после 40 лет многие поясницей страдают. Такие же испытания проводили для вспашки, а также для выкапывания картофеля – для этого у «Вятского пахаря» имеется специальная насадка. При вытаскивании клубней из земли действует эффект рычага, так что спина при этом совершенно расслаблена.

– У вашего прихода есть своя земля?

– Нет, официально угодий мы не имеем. Испытания же проводили там, где «пахарь» изобрели – в местечке Дароватка, это далеко в районе, на границе Костромской и Кировской областей. Там подвизаются монах Геннадий и наш прихожанин Виктор Крючков, трудятся на земле. Изобретали они вдвоём. Потом Виктор Олегович показал мне их кустарное изделие и предложил перевести это дело на промышленную основу.

– А вы как менеджер выступили?

– Да, если говорить современным языком. Помог лицензировать, организовать производство. Только не я один, а весь наш приход – он же на людях стоит, а не на одном человеке. У наших изобретателей средств не было, чтобы запантетовать, не говоря уже о производстве, а у прихода средства нашлись. Тут ничего особенного нет: до революции отдельные приходы тоже многие функции выполняли – у них и библиотеки были, и «рукомесленные» школы, всякое производство. А монастыри? Те вообще имели серьёзные хозяйства, причём не только сельские, но и промышленные. Что касается нашего прихода, то мы начали с того, что открыли и финансировали православную гимназию, которой сейчас уже 10 лет исполнилось и которая стала епархиальной. Все церковные лавки в городе – а их 14 – также от нашего прихода. Четыре храма построили, часовни, ещё реставрацией занимаемся. Сейчас восстанавливаем Знаменскую церковь в центре города, за год-два её закончим. Давно бы уже закончили, да по ходу работ под слоями краски нашли уникальные росписи – нужно их бережно восстановить. Разных направлений много.

– А сами вы случайно родом не из деревни?

– Нет, я горожанин. Но, как многие, с землёй связан – имею сад, огород. Мне кажется, для большинства россиян, тем более живущих в сельской местности или за городом, иметь земельку и каких-то животных – это норма. Это даже психологически естественно для нашего человека.

Конечно, бывают и потомственные горожане, лишённые всего этого. У меня вот было несколько поколений, которые не обрабатывали землю. Папа с бабушкой приехали сюда в Вятку во время войны из Москвы – в эвакуацию, с заводом имени Лепсе. Но любили они повозиться с огородиком. Ведь для нашего русского человека родящая земля – важная составляющая его бытия. Вот мне, например, была предоставлена возможность жить в хорошей квартире в центре города или, на выбор, на окраине в доме с участком. Хоть я и горожанин, но выбрал, конечно, свой дом. В нём семейному человеку комфортнее. Потихоньку всё там обустраиваю, получая от этого удовольствие, второй этаж надстроил, сделал спортзальчик для детей. И 12 соток земли взял.

– Дети помогают?

– Старший в Москве уже учится, но когда приезжает летом, непременно рукава засучивает – и в огород. Младшие мальчики, которым 8 и 10 лет, тоже помогают – им же интересно, что потом вырастет. А командует всеми нашими сельскими работами моя матушка.

– «Вятский пахарь» на своём участке использовали?

– Конечно! Потому и делюсь опытом... Вот ту цифру – пятикратную эффективность, которую получили в результате официального эксперимента, я потом на себе проверял, орудуя по очереди лопатой и «пахарем». Да, всё верно, примерно так и есть.

– А где сейчас можно достать «пахарь»?

– На приход обращайтесь. Юридически мы к производству не имеем отношения, поскольку это вроде как не церковная деятельность. Но финансируем это дело и по бухгалтерии провели отдельной статьёй ставку для нашего сотрудника Юрия Павловича Родыгина, который выступил в качестве индивидуального предпринимателя. Телефон его (8332) 35-77-75.

Сделана уже тысяча штук «пахарей». Сейчас заказаны комплектующие, и скоро соберём больше. Но пока что у нас полукустарное производство, что отражается на цене изделия. Себестоимость – 500 рублей, продаём по 800. Когда же наладим серьёзное проиводство и снизим себестоимость, то сможем предложить «пахарь» тем, на кого и рассчитывали – небогатым людям. Пока же 800 рублей – это, считаю, дороговато.

– То есть главная сейчас задача – удешевление?

– Именно так, об этом сейчас думаем, делаем расчёты. Обычно производители, готовя товар к широкой реализации, заботятся о товарном виде. И мы тоже могли бы хромировать, дорогие краски использовать, фигурные ручки и т.д. Но зачем? Богатый человек всё равно это покупать не станет – овощи-то у него магазинные. А тем россиянам, кто кормится с огорода, чем проще, тем лучше. Так что, как видите, никаких «наворотов» у нас нет – инструмент простой и функциональный, это рабочее орудие, предназначенное для выживания простых людей, в том числе пенсионеров, в сложных экономических условиях.

Впрочем, наш «пахарь» может пригодиться и в больших хозяйствах. Бывают такие неудобья, где трактор и даже лошадка с плугом не пройдут – и вот там можно пройтись с нашей «лопатой». Хоть и велика Россия земными просторами, особенно у нас, на Севере, но каждому квадратному метру пахотной землицы нужна заботливая любовь.

М.СИЗОВ
На фото автора: протоиерей Георгий Купцов
показывает «православную лопату» в действии.


назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга