ЭКСПЕДИЦИЯ

ИСЦЕЛЕНИЕ РОДИНОЙ

(Окончание. Начало в №№ 550-552)

Из дорожного дневника М.Сизова:

Две пяди земли

Вот и наступил последний день нашей экспедиции в Тарногский край. Осталось только встретиться с председателем местной православной общины да съездить в Маркуши.

Председателем оказалась довольно строгая на вид женщина, до выхода на пенсию работавшая главным экономистом. Собственно, такой человек сейчас и нужен во главе общины. Валентина Варсонофьевна Нечаева дала нам выкладки, кто и как участвовал в строительстве Никольского храма в Тарноге. Как ни удивительно, но это деревянное чудо, на котором уже установлены купола, построено в основном на рубли пенсионеров. Местные предприниматели тоже помогают, двое-трое из них жертвуют в течение года в целом примерно 100 тыс. руб. (а не 300 тыс. от одного, как мы неверно услышали), но что это по сравнению с 1 млн. 660 тыс., затраченных на строительство? Намного большую помощь оказал московский благотворительный фонд, с которым в марте нынешнего года тарногских православных «свёл» губернатор области В.Позгалев.

Рассматривая колонки цифр, вдруг вижу и упоминание о нашей «Вере» – её читатели из разных городов в общей сложности прислали переводов на сумму 15 тыс. 500 руб. Много это ли, мало?

– Это уж как посмотреть, – ответила Валентина Варсонофьевна. – Когда на счету не лежит ни копейки, а нужно оплатить сиюминутные работы, такие переводы – дар Божий.

Сейчас, оглядываясь назад, вдруг понимаю, что и для нас наша экспедиция была даром Божьим. Ведь не один год Анатолий Петрович приглашал нас приехать сюда, но из-за разных обстоятельств всё откладывали. И вот, прибыли вовремя! Как раз накануне, нынешним летом, произошли события, связанные с небесным покровителем этого края преподобномучеником Агапитом. Это и начало строительства часовни в его честь, и неожиданная находка неизвестных останков, поставившая вопрос об обретении мощей святого, и открытие православными его святого источника...

Анастасия рассказала, как это произошло:

– Я страховым агентом работаю. И вот один мужчина из Маркушей приводит ко мне своего друга из Устьянского района страховать машину. Устьянск – это в Архангельской области, о нём я слышала от нашего Анатолия Петровича, который излечился там после апоплексического удара. Я оформляю, пишу адрес и говорю: «Какой хороший у вас в Устьянске источник преподобного Прокопия, людей лечит...» А этот, маркушевский, и говорит: у нас в Маркушах тоже есть источник, и вода там целебная. Рассказала я Тоне, и решили мы нынче на Преображение, 19 августа, поехать его искать. Взяли с собой Петровича, других верующих.

Сначала мы сомневались, что это тот самый источник, выкопанный Агапитом. Но старушка с Уфтюги – Мария Александровна, 81 год ей, – подтвердила, что до революции люди там исцеления получали. Её саму в детстве бабушка туда водила. Дорогу к источнику за полями нам указал местный житель Трофим Иванович. Пробрались мы туда с трудом – в лесу тропинки нет, непролазно. Анатолий Петрович так устал, сказал, что обратно ему уже не выползти. Но когда мы с Тоней искупались в источнике, а Петрович умылся, да ещё воды попили – после этого не заметили, как обратно вернулись. Петрович и Тоня вообще медленно ходят, с палочками – а тут словно на крыльях летели. Точно! Это он, источник Агапита...

Всё это Анастасия поведала нам, когда мы в редакционной машине катили по просёлку в сторону Маркушей. «Отряд» наш был в прежнем составе: Петрович, две тарногские подруги и мы с Игорем. Антонина ещё одну новость сообщила: нынешним летом через то место, где стоял монастырь Агапита, водопровод вели, вывернули какие-то камни и обнаружили человеческие кости. Тут же их обратно закопали. Что ж, на месте попробуем разобраться.

В Маркушах мы прямиком направились в администрацию. Отец Георгий, тотемский священник, благословил тарногских православных установить Поклонный крест на месте захоронения св. Агапита – и вот нужно провести переговоры. Главу поселения мы не застали, приняла нашу делегацию её заместитель, Александра Ивановна Бурцева.


Никольский храм в с.Маркуши – так он выглядел много веков назад

– Крест? Понимаете, сейчас на месте храма магазины стоят и культовый знак там никак не впишется, – начала она с категорического отказа.

– Но почему? – удивляюсь. – Вот Анастасия Васильевна говорит, что рядом с храмом часовня была, окружённая тополями, и деревья там до сих пор сохранились. Может туда поставить?

– А крест деревянный?

– Деревянный, деревянный! – обрадовались мы. – Очень даже впишется!

– По старой традиции хоть один крест, да должен в селе быть, – подключился самый солидный из нас, с седой бородой, Анатолий Петрович. – А тут у вас конкретное место есть, где святой лежит и монастырь был – это уж вам деваться некуда, как же без креста?

– Намерение очень благое, и дело хорошее, но... – задумалась замглавы.

Анастасия убедительно рубанула рукой воздух:

– И думать нечего. Это ваш святой, и чтить его надо.

Я подхватываю:

– Он поминается всеми, включён в общероссийские святцы. Так что к вашему кресту люди приезжать станут...

Замглавы согласно кивнула:

– Примерно два года назад был здесь священник, к липе иконку прикрепил. Она, правда, немного отклеилась. Вчера мы с редактором нашей местной газеты говорили об этом, я ей показывала иконку. В принципе надо бы её заменять.

– Иконка Николы?

– Я-то не компетентна, сходите посмотрите. Я воспитана в духе атеизма, поэтому, чтобы разобраться, надо заниматься этим вопросом непосредственно... А вы мне вот что скажите. Разговоры у нас ходят, будто церковь скоро все свои земли обратно заберёт. Как же так? Там ведь, где монастырь был, всё застроено.

Мы успокоили Александру Ивановну, что до этого вряд ли дойдёт, а вот две пяди земли под крест отдать бы надо. «Ну, тогда на нём и надпись нужно написать, – вроде бы примирилась замглавы, – в принципе дело хорошее... Мы передадим вашу просьбу».

История с кирпичами

По пути к бывшему монастырю Анастасия предложила зайти к 82-летней Марии Александровне Серковой: может, она знает, где мощи св.Агапита лежат? Старую учительницу, которая много лет была директором школы, мы застали за столом с авторучкой в руке, она что-то писала. Неужели до сих пор ученические работы проверяет?!

– Это мне дочка послала тетрадку и велела написать всю жизнь. Мемуары. Так вот, сижу да пишу пока, – проговорила старушка, вглядываясь в нас через толстые стёкла очков. – Ой, вас уже стало четверо... уже пятеро! Надо вам чай согреть.

В горницу мы заходили друг за дружкой, заполняя пространство, и такое нашествие здесь было в диковину. Несмотря на наши уговоры, старушка собрала на стол и только потом, настроив слуховой аппарат, стала отвечать на вопросы:

– Что знаю про Агапита? Да ничего старики уж не помнят. Нашего брата, кому за 80, в Маркушах десяток наберётся, но они тоже ничего не скажут. А вот церковь я помню, и часовню тоже. Только сказывали, Агапит-то лежал не в часовне, где сейчас тополя, а под церковью.

– А вы сама местная?

– Предки мои из Нюксеницы, а папаня – он местный, – продолжала старушка. – Родился он на «Сенькиной мельнице», которая принадлежала моему дедушке Семёну Васильевичу Гребенщикову, имевшему купеческие права. В его доме потом сельсовет был. В 19-м году многие поумирали, родственников не осталось и дедушка уехал на Урал, а папу, которому 15 лет только исполнилось, с собой не взял – отдал его на мельницу Михаила Мезгирева работать подмолком – помощником мельника. Это на речке Корже, недалеко отсюда. Там он вырос, женился, и в феврале 34-го переехали мы жить в Маркуши. Никольский храм тогда уже не действовал, а поп, старичок Александр, жил в избе у просвирни – из своего-то дома его выгнали. Его двухэтажный дом стоял у самой реки, там располагалась контора колхоза «12 октября». В 55-м году, когда церковь разбирали, эта контора сгорела. Как только мы приехали, я побежала Маркуши осматривать. Я ещё первоклассницей была, но летунья такая! И вот бегу с мельницы и пониже церкви на дороге встречаю этого старенького священника Александра. Он проходит мимо и говорит: «Здравствуй, Маня». Как он догадался, что меня Маней зовут? Ведь нас никто ещё не знал... Вот это на всю жизнь мне запомнилось.

А потом сын попа, тоже Александр, работавший в пригородном хозяйстве, увёз старичка – куда не знаю.

Вокруг церкви было кладбище, обнесённое деревянной стеной. И в ограде стояла часовня, окружённая тополями. Внутри неё был колодчик – сруб до самого потолка. Прямо из церкви можно было попасть туда по крытому переходу. И вот я бегала. Обежишь колодчик вокруг, а на той стороне – дверь. Что за ней? До сих пор не знаю.

– А в клубе что было? – спрашиваем.

– До войны – клуб. Я хоть и малая, но такая вертюха, что меня со старшей подругой пускали туда на танцы. Ох, как плясали мы! А началась война, нас, молодёжь, перевели в избу-читальню, а у церкви сторожа поставили – в зернохранилище её превратили. Со всего района хлеб туда свозили и куда-то потом отправляли.

Когда церковь стали ломать, я уже учительницей начальных классов работала, была замужем. Одна вела четыре класса, не давали мне второго учителя. Тяжело было жить, семья-то большая: свёкор со свекровушкой, муж, семеро детей (и сейчас все живы, слава Богу), да в 47-м году вернулся папа с войны, в госпитале он задержался. Прожил недолго, в 55-м умер, когда церковь разбирали.

– Так вы не договорили, кто церковь-то ломал...

– Да, ломали, – поправляя слуховой аппарат, продолжает бывшая учительница. – Я тогда тяжёлая ходила. Муж-то, Семён, у меня сначала в колхозе работал, а потом ушёл в лесхоз, сельсовету уже не подчинялся. И вот они ломали.

– Да кто они-то?

– Так Александр Иванович, старичок из-за реки. Семён-то молодой был, и ему придали старичка опытного. Кирпичи аккуратно снимали и по лоткам вниз спускали. Летом это было. А я, хоть и тяжёлая, кирпичи собирала и в погонки-то окладывала.

– Старухи на вас не ругались?

– Нет, не обижали. Семён-то не виноватый, он долго упорился, говорил, не буду ломать церковь. Свекровка ещё была жива, может, она запрещала. Но начальство силой заставило. Я-то думаю, приказ из района поступил, потому что муж был лесником и его начальство там находилось. К тому же кирпичи по всему району развозили. Я тоже выпросила для школы. Три печи мы переклали, но ещё много осталось. Очень крепкие кирпичи, хорошие. И Семён что сделал – выпилил угол школы, и мы в подполье остаток кирпичей сложили. А потом я школу-то опушила тёсом, сама покрасила – и вход в подполье закрыла. Поди, никто не знает, кроме меня, что они там лежат.

Это история с кирпичами нас поразила – не ожидали так вот случайно наткнуться на участницу разрушения Агапитовой церкви. Между тем рассказ старушки навёл на одну мысль: а может, у церкви тоже было подполье? Как утверждает Мария Александровна, храм разобрали до основания, так что ничего там не осталось. Но если у храма имелся подвал, то святыня могла вполне сохраниться! Нечто подобное мы с Игорем видели в Менюжах, в Новгородской области: чтобы поклониться мощам Менюжских отроков, нам пришлось спуститься глубоко под пол, на самый нижний уровень, где и была выкопана усыпальница.

Нашу догадку Мария Александровна подтвердила и даже нарисовала план:

– Вот здесь, слева от тополей, где часовня стояла, в двух метрах находилась стена деревянной летней церкви. К ней примыкала каменная зимняя церковь, и с противоположной от тополей стороны в нижней её части была небольшая, меньше столешницы, дверца. Там, говорили, мощи лежат. А я была мала и не понимала, что это такое. И ни разу я не видала, чтобы дверца была открыта, словно она закупорена. А ведь мы там часто бегали...

Пока Мария Александровна чертила план, в горнице появилась нарядно одетая девочка, в голубенькой кофточке. «А это кто, как тебя зовут? – осветилась вся старушка. – Полина-а... Правнучка моя!» Девочка протянула букет цветов. А мы и забыли, что сегодня День учителя! Очень умилительно было смотреть на эту сцену, как пухленькой щёчкой Полина прижалась к морщинистому, словно кора дерева, старушечьему лику. Вот ведь, семеро детей, внуки, правнуки, все здоровы и вроде бы счастливы. Видно, простил Господь учительнице кирпичи-то...

Прежде чем отправиться к разрушенному храму, мы, по просьбе Анастасии, завернули к её школьной подруге. Во дворе курил хозяин дома, Василий Павлович Полысаев. Разговорившись с ним, неожиданно узнаю, что он... тоже разбирал храм.

– Отец мой уже остатки расчищал, а я, пятилетний мальчонка, ему помогал, – поведал он. – Никакого гроба мы там не видели, хотя добрались до самого фундамента, сложенного из кирпичей.

– А может, это не фундамент был, а потолок подвала? – спрашиваю мужика. Тот, затушив окурок, пожал плечами: «Кто его знает?»

Ободрённые, пошли мы дальше. Вот и монастырь... Тополя, два длинных, как бараки, магазина, меж ними узенькая дорожка с вывороченными камнями. Где тут святыню искать? Это ж всё заново разрушать надо, сносить магазины подчистую...

Из дорожного дневника И.Иванова:

Богородица на древе

Незамысловатая иконка Владимирской Божией Матери приколочена по бокам гвоздями прямо к стволу: не сразу и заметишь. Кое-где от дождей бумажное изображение уже отклеилось от основы. Еще сезон, и оно, наверное, вовсе отвалится. Но теперь, слава Богу, уже есть кому присмотреть.

Мысленно прочитав «Богодице Дево», я прикоснулся к дереву: шершавая, глубоко растрескавшаяся кора, покрытая мхом. Иконка – ровно на высоте глаз. Интересно, в таком почтенном возрасте дерево растёт стволом? И не поднимется ли когда-то эта иконка выше, исчезнув с глаз? И тогда будут её разглядывать лишь вороны, свившие огромные гнёзда на верхотуре.

Эти липы когда-то нарядным хороводом окружали часовню, одна из них уже упала... Удивительно, что среди неправославной общественности района мы встретили только два типа отношения к святому Агапиту. Первое – никакое, когда о его существовании человеку просто не известно. Таких большинство. Те же из интеллигенции, кто слыхал о нём, непременно добавляли, что Агапита в здешних местах «никогда не почитали». Откуда такая уверенность у людей, которые имеют слабое представление о том, что такое «почитать»?

Я могу понять, откуда неприязнь могла возникнуть у местных жителей в ту пору, когда в эти места явился Агапит. Хотя бы от того, что, во-первых, чужак заявился, во-вторых, нимало не смущаясь устроили свой монастырёк прямо на месте «святой» рощи на берегу речки Маркуши. Но отчего столь немилосердны наши современники? Вот что писал о прп. Агапите уважаемый краевед Андрей Угрюмов (о нём мы уже упоминали):

«…В XVI веке там шумела ещё не тронутая рукой человека тайга. Агапит по своей натуре был вовсе не отшельником, искавшим уединения, а весьма предприимчивым дельцом с крепкой хозяйственной хваткой. В первое же лето он выстроил на облюбованном им холме небольшую часовню, жилой дом и заложил фундамент церкви. Через два года Агапит побывал в Москве и получил у митрополита Антония разрешение на освящение церкви, и одновременно в приказе Большого Дворца – грамоту на пользование землей вокруг монастыря и на строительство мельницы на реке Лохте, в сорока верстах от Маркуши... Агапит некоторое время сам работал на ней в качестве мельника; он требовал от лохтян, чтобы они возили зерно для размола только к нему, грозя ослушникам божьими карами. За помол он брал «десятую меру» от смолотого зерна, которая временами превращалась и в пятую. Общественные мельницы в Лохте захирели. Кроме этого, игумен Маркушевского монастыря стал прибирать к своим рукам земли крестьян, попавших в беду, выдавая им под большой процент ссуды и забирая разработанные пашни, если ссуда не была возвращена в срок. Все это сильно встревожило и озлобило лохотских хлеборобов…»

Чувствуете, как «неровно дышит» автор этих строк к монастырю и его основателю? Откуда, например, эта уверенность, что невозможно быть добротным хозяйственником и при этом аскетом одновременно? Словно забыл краевед, что главной святыней Кокшеньги была рака над могилой прп.Агапита, на которой возлежали его вериги – железные обручи вокруг тела, которые он носил не снимая.

Сколько раз мне приходилось сталкиваться с этим: историк, краевед, искренне любящий свой край и много сделавший для его изучения, – когда дело доходит до рассказа о Церкви, вдруг проявляет невиданную прежде неприязнь. Понятно, что если концерты и выставки для человека и есть «духовность», то место для Церкви в общественной жизни ему трудно сыскать. Она кажется ненужным и вредным наростом на трудовом крестьянском теле, монастырь же воспринимается не более чем хозяйствующей единицей – только с особыми правами, ставящими его в преимущественное положение по отношению к хозяйствам общинным.

Как видно, краевед А.А.Угрюмов и сам чувствует, что несколько «перегибает палку», и потому делает такое отступление: «Некоторые читатели могут подумать, что автор этих строк сознательно старается задним числом очернить монаха, но это не так. Историческая правда состоит в том, что даже официальные церковные биографы игумена Агапита вынуждены говорить о нём не только хорошее. Так, священник Иоанн Верюжский более чем сто лет тому назад писал, <что> “...окрестные жители... ненавидели и злобствовали на него... опасались они, что со временем все угодья и пустоши их отойдут к монастырю”».

А теперь сравните: вот полная цитата из книги Верюжского «Исторические сказания из жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии»:

«Но не дремал и исконный враг рода человеческого диавол, раздражаемый подвигами старца… Потому сколько братия и многие из окрестных жителей любили и почитали его, столько же другие ненавидели и злобствовали на него. Завидно им было благосостояние и отличное хозяйство обители, с каждым годом всё более и более улучшающееся».

«Зная о ненависти лохотских крестьян к нему, Агапит ездил по волостям под охраной вооружённых монастырских слуг, но и это не спасло его от расплаты», – пишет далее краевед. Откуда он взял сведения про вооружённых слуг? Из опыта большевиков? Неужели не знал, что монахам по уставу запрещено иметь оружие? Расплаты за что? За то, что в дикой тайге, невероятно тяжело выпрятывая вырубки, расчистил себе новину? За то, что принёс местным жителям чудотворную икону Николая Великорецкого? – ведь это для православного несказанная радость, но зато совершенно непонятно человеку, выросшему на марксизме-ленинизме. Зачем здесь выдумка про «пятую часть» (об этом нет ни в одном историческом источнике)? А про существование церковной десятины краеведу должно было быть известно; во всех христианских странах она существовала как закон, а у нас являлась практически рекомендательной – и тем не менее крестьяне придерживались её. Тот же Угрюмов пишет: «Выбор места для постройки мельничной плотины на реке требовал особых знаний и чутья. Люди, обладающие такими знаниями, назывались чертороями и вызывали уважение…» Но ведь прп. Агапит с братией по причине её малочисленности и бедности делали всё именно своими руками – такие вот «дельцы».

Во всём этом ключевым словом мне видится «зависть». Увы, сколь многое в жизни на селе и сегодня подвержено этому тяжёлому вековому русскому недугу! Думаю, жители деревни поймут, о чём я.

Мысленно простившись с преподобным на месте, где под фундаментом продмага, возможно, по сей день почивают его мощи, сажусь в машину. Едем к источнику преподобного – к местечку Скотный Двор. Это совсем недалеко. Таким названием деревня обязана находившейся на этом месте некогда монастырской ферме.

Историю о прп. Агапите по дороге продолжила Анастасия:

– Помните, мы проезжали деревню Верюгино? Название её происходит как раз от вериг Агапита. Около этой деревни, по преданию, всплыли его вериги. А убили его вместе с двоими послушниками, когда они возвращались с мельницы. Это случилось третьего июня, если по-новому. По веригам место и нашли – их убийцы сняли, чтобы тела уплыли по Уфтюге подальше от места преступления...

– Я вот что подумал: монах Агапит болел 27 лет и уже вставать с постели не мог, когда ему явился Николай Чудотворец и совершенно исцелил его. И когда преподобный из Сольвычегодска пришёл в на Маркушу, первым делом, хоть ни денег не было, ни помощников, решил строить часовню для иконы. Вам это никого не напоминает?

Но ответа я не дождался, потому что тут дорогу перегородила... изгородь. Сняв жерди, осторожно, в каких-то метре-двух продвигаемся мимо лениво лежащих коров, совершенно не реагирующих на транспорт. От Скотного Двора не осталось и следа: кругом обширное пастбище, седое от увядшей полевицы – не на два десятка возлежащих, а на две сотни коров. Красота вокруг необыкновенная. Из ложбины, где, должно быть, и протекает речка Маркуша, больше смахивающая на ручей, тянет прохладой. Тропы к источнику нет, спускаемся луговиной, Михаил ломает какую-то корягу, чтобы соорудить мосток через водную преграду, дальше низиной, к склону, из-под которого по жёлобу течёт вода: вот он, источник преподобного Агапита! Сразу и не найдёшь, но, как потом мы узнали, и по сей день жители окрестных деревень ходят на «святой источник» за водой. Хотя, казалось бы, чем она для людей неверующих отличается от воды десятков других ручейков в округе? Стало быть, возможно, не такие уж и неверующие?


Тропы к источнику нет, спускаемся луговиной..

Спускаясь к источнику, я заметил на противоположном высоком берегу что-то вроде развалин деревянного дома. Вспомнил я о том, что где-то в окрестностях монастыря некогда стояли три часовни – в тех местах, где преподобный предполагал изначально создать обитель, но не находил Божьего на то благословения. Одна из часовен вроде бы должна была быть где-то тут… Взбежав на горку, оказавшуюся довольно крутой, разочарованно обнаружил лишь вырубленную, но почему-то брошенную здесь и гниющую древесину…

Возвращаюсь обратно, а Михаил со спутницами уже начали чтение акафиста. Присоединяюсь. Молитвослов передаём по кругу после очередного икоса. Монотонное чтение спутников сливается с журчанием ручейка, шумом листвы – вот листочек спикировал в жёлоб, превратился в лодочку, закрутился и, ударяясь о края, устремился к речке. «...И во веки веков. Аминь».

Возле ручья – скамейка. Теперь можно просто посидеть, лелея мысль об отдохновении: вот и всё, экспедиция закончена… Как-то неудобно сидеть. А, это карандаш в заднем кармане брюк и что-то ещё… Вынимаю из кармана затёртый многажды сложенный лист бумаги. Разворачиваю и…

– Михаил, смотри-ка, что я обнаружил! Это же карта леса под деревней Тиуновской – схема, как пройти к святилищу. О нём мы совсем забыли!

– Точно, ведь хотели побывать там, – видно, что у Михаила этот план тоже совсем выветрился из головы. – Надо ехать, раз решили.

– Пожалуй. Тем более что, говорят, на нём не только языческие письмена нацарапаны, но и христианские символы, вероятно монахами Никольского монастыря. А может, ещё самим преподобным Агапитом? Ведь это же совсем близко отсюда…

Как говорится, близок локоть, да не укусишь. Впрочем, как оказалось, если постараться, то можно.

(Окончание на следующей странице)



назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга