ДИСКУССИЯ

ВЕРЯТ ЛИ ВЕРУЮЩИЕ В ВЫБОРЫ?

На такую тему началась дискуссия на Форуме нашей газеты накануне недавних выборов в Государственную Думу. К нашему удивлению, из всех тем эта оказалась наиболее жаркая и собрала более всего участников. Как видно, наших читателей (воцерковлённых и новоначальных) волнует, как относиться к политической жизни страны, нужна ли православным своя партия и т.д. Высказывались разные мнения, причём совершенно противоположные. Думается, тем нашим читателям, кто не пользуется интернетом (а их большинство), будет интересно прочитать этот фрагмент дискуссии и составить своё мнение.

Рада: Не хожу уж очень давно никого выбирать, всё предвыборное вызывает отвращение, и вот захотелось узнать у форумчан: есть здесь такие же, хронически не выполняющие свой гражданский долг?

Jora: А за кого вообще среди нынешней политической элиты можно голосовать? «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения» (Пс. 145, 3). А потому выходит: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей» (Пс. 1, 1).

Сергей: Ну, это ты загнул, брат. Выборы в Думу – это сейчас почти президентские выборы, это всё вопросы будущего России, а ты, брат, предлагаешь отойти нам в сторону? Меня тоже воротит от всего этого парламентаризма, но иного способа как-то повлиять на будущее своей страны, увы, нет.

Jora: Сергей, а если проголосуете, а он окажется подлецом, и будет совесть мучить... И как выбрать, за кого же голос отдать? По их вракам?

Сергей: А если другие подлеца выберут – то, что же, совесть мучить не будет? Типа, а я вот не голосовал за него! Это что ж, голову в песок, что ли, засунуть?

Рада: Недавно видела Гавриила Попова по ТВ: чрезмерно сытый, цинично рассказывал, как ему удалось приватизировать бывшую дачу Сталина в те романтичные для политики годы. А до выборов был «прям настоящий полковник». Лезть в этот мутный и грязный от политтехнологий колодец выборов никакого желания нет...

Прохожий: Смотрю я на вас и думаю: неужели хотите свой мирок построить и в нём жить припеваючи? Верующие ли вы люди? У вас интересы дальше этого мирка не простираются. Но ведь нам сказано: «нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (Рим. 13, 1). И святые отцы разными словами, но сказали, что никто не восходил на небо, живя прохладно.

Должны мы исполнять законы, иначе какие мы христиане, – нам сказано: «всякая душа да будет покорна высшим властям» (Рим. 13, 1). И покоряться опять же нам предписано так: «всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте» (Мф. 23, 3).

Рада: Уважаемый Прохожий, позвольте напомнить вам: в Основном законе нашего государства написано о том, что выборы – это свободное волеизъявление народа, а не покорное черчение крестика в нужной графе. В общем, не убедили вы меня, что выборы – это богоугодное дело, не убедили.

Иван: Мир несовершенен, и его не сделаешь совершеннее, отказываясь участвовать в его делах.

Рада, отказываясь участвовать в мирской жизни по идеальным причинам, вы в идеале же отправляете этот мир в тартарары. В противном случае вы не очень красиво выглядите – духом вкушаете нектар небесный, а телом паразитируете на обществе «мирских» людей, которые на выборы ходят и всякими «грязными» делами занимаются, чтобы сохранить от распада этот наш «грязный» мир. Живёте в миру, и хотите быть чистенькой...

Рада: Ничего идеального во мне, увы, нет... и последствия моих поступков всегда не идеальны. Вот недавно в больнице сунула заброшенному ребёнку кусок пирожного, а у него оказался диабет, потом долго вымаливала у Бога, чтобы моё «идеальное добро» не вышло ребёнку болезнью... Слава Богу, всё обошлось, но урок я получила хороший.

Но Чистоты хочется в этой жизни. О своей остаётся только плакать, но есть у нас надежда на чужую чистоту... А разве вам не хочется чистоты в этом мире? Неужели вы думаете, что наше участие в «грязных делах» (это вы так сказали про выборы) «сохранят от распада наш мир»? Если я правильно помню, то мир от распада Господь сохраняет только ради молитвы святых, то есть ради их Чистоты...

Алексей: Верующие аполитичны, потому что абсолютно беспомощны в этой области. Это от нашей нынешней слабости, разобщённости, сомнений, грызни друг с другом пуще, чем с антихристами. Когда много людей в броуновском своём движении хоть чуть-чуть времени своего двигаются к общей цели, общая энергия такого движения колоссальна. Пройдёт время, я надеюсь, верующие люди начнут играть всё большую роль в обществе. А пока – безответственность слабых и недальновидных.

Прохожий: Дорогой Алексей! Что ж ты так мрачно на жизнь-то смотришь? Не за политику Господь нас будет судить, а за то, что за всем этим позабудем о Боге.

Алексей: Спасибо, Прохожий, за слова поддержки. Просто мне печально, что православные отказываются от участия в управлении страны. На выборы не ходить, всё равно, де, толку не будет. Оттого, по-моему, и такое засилье бессовестных людей во власти. Я, конечно, на личном уровне понимаю, что во власти сейчас настолько грязно и тускло, что души марать не хочется. Да и уверенности нет, что сохранить душу сможешь, окунаясь в это. Но как же быть-то? Оставить государство на откуп жадным и ищущим властвовать? И жить потом в своей стране как в оккупации?

Иван: Лично мне не очень хочется голосовать за сытые морды чиновников-казнокрадов. Но что делать-то? За этими «мордами», кажется, стоит единство и благополучие моей Родины, которую я люблю. Так уже было в нашей истории: искренним и красивым демократам-революционерам противостояли «тупые морды» монархистов – об этом ещё В.В.Розанов писал в своих «Опавших листьях». И Розанов выбрал «тупых», потому что в те дни за ними была правда.

Рассуждения насчёт религиозных причин не идти на выборы – НЕ ПРИЕМЛЮ. Вы что, баптисты? У них хотя бы есть формальный повод отказываться идти в армию – они буквально следуют заповеди «не убий». А у вас? Где такая заповедь, чтобы не идти на выборы? Очнитесь. Вы живёте в России в 2007 году – это ваша страна, и ваше время, и ваш, хотя бы маленький, выбор.

Рада: А где такая заповедь, чтобы идти на выборы?

Преподобный Серафим Саровский предлагал нам во всём, что мы делаем и что нас окружает, видеть Евангелие... и речку свою называл Иорданом, и гора Голгофа у него под Саровом была, и Вифлеем... Поэтому в трудных для себя вопросах ищу ответа в Евангелии и святых отцах. И нашла там следующее: если не знаешь, что сказать, – молчи. Поэтому если вам, Иван, есть, что сказать, – отдавайте свой голос, а мне на выборах сказать нечего, и я промолчу... Отдавать голос тому, в ком я не уверена, – не буду. Помните, что за каждое наше слово нам отвечать на суде... Зачем же я буду брякать своё ДА или НЕТ по-пустому и на авось? Моё слово слишком много для меня значит, чтобы его разменивать.

Иван: Хм... Спрашиваете, где такая заповедь. Заповедей касательно участия или неучастия в выборах в парламент в Библии нет вообще. Поэтому я и НЕ ПРИЕМЛЮ религиозные обоснования участия-неучастия в выборах, от таких обоснований попахивает демагогией, и они могут невесть куда завести...

Вы пишете, что в трудных для себя вопросах ищете ответа в Евангелии. Плохо ищете. В Евангелии Господь сказал: «Богу Богово, кесарю кесарево» – то есть Он разделил религию и политику. Это Божии слова – они для вас не авторитет? Так почему вы смешиваете одно с другим? А ссылки на преп. Серафима Саровского, мягко говоря, некорректны – он жил не в миру, как вы.

Рада: «Кесарю кесарево» – это Господь ответил здесь на вопрос о налогах, деньгах.

Иван: Налоги там лишь повод сказать о разделении политики и веры, разве сами не понимаете?

Если б всё было так просто, как вы пишете... В миру христианину жить сложнее, чем в пустыне, потому-то наши пустынные подвижники не гордились своим аскетизмом, а, наоборот, скорбели: вот Господь меня в тепличные условия посадил, оградил от мирской ответственности – только спасайся, а я, как паразит, этим пользуюсь и ничего для спасения сам не делаю... Живёте в миру, батоны (хоть и дорогие) в магазине покупаете, в кино ходите, пользуетесь социальными благами под защитой государства – так и не говорите, друзья мои, что вам ничто это не нужно. Вы что же, без государства-кесаря проживёте?

Рада: Мой голос, который вы требуете от меня бросить кесарю, как монету с его изображением, не является его собственностью, не кесарев однозначно. Мой голос дал мне Господь, помните: в начале было Слово и Слово было БОГ. Это Слово я унаследовала как творение Божие, как подобие Его. Значит, и должна дать ответ за то, как использую Божий дар Слова.

Иван: Так... Хватит в словах изгаляться, речь-то о серьёзном идёт – неправильное толкование слов Божьих может привести к прелести. Вот вы уже свой голос на выборах к гласу Божьему приравниваете...

Давайте посмотрим, как толкует «кесарю кесарево» наша Церковь. Вот я нашёл цитату из популярного изложения одним священником: «Есть слова, которые меняют течение истории. К таким относится слово Христа: «Отдавайте кесарю кесарево, а Богу Богово». Оно решительно определяет отношения между религией и политикой, между Церковью и государством. Оно даёт христианству принципиально другое направление, отличное, например, от ислама... Этими словами Христос разделил раз и навсегда политику и религию, государственное служение и служение Богу... Христос требует от Своих учеников повиноваться гражданской власти, даже если речь идёт о чужеземном господстве вроде римской оккупационной власти (кесарем был римский император). С другой стороны, Он ясно говорит, что человек должен поклоняться только Богу: воздавать Богу Богово».

Чего ж неясного? На выборы идти ты обязан как гражданин, но обожествлять выбранную власть не должен.

Мария: Вот тут было сказано, что Господь не имел никакого отношения к монете. Как будто не Он сотворил небо и землю, море и вся яже в них – то есть и золото! Разве можно говорить, что Иисус Господь не имел отношения к монете? А кто тогда имел? Вспомните случай с рыбой, из пасти которой Пётр вытащил дань для себя и для Христа Иисуса?

Иван: Нет, Мария, монета – это то, что создали сами люди на Земле. Как ни страшно это звучит, но НЕ ВСЁ Господь создал. Например, Он не создавал зло, грех, а также многие вещи, придуманные исключительно человеком. Дело в том (и это существенно), что Творец дал человеку свободу воли и тем самым пожертвовал Собой ради нас ещё во время акта творения. Хотя это не значит, что Господь перестал быть Отцом. Нет, в любой момент Он эту свободу может отнять – это раз. Он всё время следит и помогает нашей немощи – это два. В числе такой помощи и Божье благословение любой власти, которая удерживает греховного человека от грабежа, убийства, беспредельного владычества над другими и т.д. То есть мы по немощи своей имеем благословение на государство («каждая власть от Бога»).

То есть всё под Богом, но не всё Божье. И Господь в Евангелии говорит об этом: да, подчиняйтесь кесарю, но не поклоняйтесь кесарю – это не Богово.

Алексей: Когда иностранные танки будут стоять на наших улицах, мы что же, будем объяснять своим детям, что отказались сохранить Россию из-за того-то и того-то, по пунктам?

Мне печально, что многие устраняются от участия в судьбе России. Или одними молениями в её судьбе участвовать будем, мол, пусть Господь чудесным образом Россию от всех напастей спасёт? Если мы не хотим голосовать за плохих «этих», давайте новую партию создадим, где попробуем объединить воззрения православных людей на государственное устройство. Вначале лидер и не нужен. Собственно, лучше вначале сделать общественную организацию и после того, как она станет удовлетворять требованию закона о численности (50 тыс. чел.) и представительству в регионах (более чем в 50% регионов), произвести регистрацию. Создание настоящей партии – процесс небыстрый, минимум 5–8 лет. Но вода камень точит...»

* * *

Выборы уже закончились, а дискуссия на Форуме продолжается – столь глубокой оказалась тема. Действительно ли христианам нужна своя партия, как предлагает наш читатель Алексей? Напомним, что Закон РФ «О политических партиях» (п. 3 ст. 9), учитывая опасность раскола нашей многонациональной страны, запрещает создание политических партий «по признакам национальной или религиозной принадлежности». Но дело даже не в запрете... Алексею и всем нашим читателям предлагаем познакомиться со статьёй авторитетного среди православных философа Клайва Льюиса, который конкретно отвечает на этот вопрос (на следующей странице).



назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга