ПРИХОДСКАЯ ЖИЗНЬ

НИКОЛА МОРСКОЙ

«С верой в чудо приходят к Николе Угоднику, особенно накануне Рождества»

Свеча у иконы


Свято-Никольский храм

Один из наиболее любимых храмов архангелогородцев – Свято-Никольский – расположен в центре города на набережной Северной Двины. Он одноэтажный и необычный по архитектуре, напоминает больше домовой, поскольку находится в одном архитектурном ансамбле с другими учреждениями, расположенными в одном большом здании, построенном в виде четырёхугольника с внутренним двором. В принципе так оно и есть, потому что это бывшее подворье древнейшего Николо-Корельского монастыря. Красивый, разноцветно расписанный фасад храма с каменным узорчатым декором, высокие стрельчатые окна с колоннами, украшенные ажурными решётками, два взметнувшихся ввысь блестящих креста над колокольней и алтарём – всё это придаёт храму какую-то сказочность древнерусского терема. Да и внутри он во многом необычен. Когда восемь лет назад я в первый раз зашёл сюда после Соловецкого подворья, которое находится рядом на набережной, то был несколько обескуражен, увидев алтарь не на своём месте. Но именно благодаря алтарю, ориентированному на юг, храм буквально залит солнцем, из-за чего все росписи и старинные иконы на стенах как-то по-особенному смотрятся.

В чём секрет и притягательность этого храма, я так и не разгадал, может быть, в большей степени всё объясняется всенародной любовью к Николаю Чудотворцу, особо почитаемому жителями Архангельска – крупнейшего северного порта. Ведь Николай Угодник – покровитель всех мореходов. Приехав в этот город нынче в декабре, я поспешил в Никольский храм на воскресную службу, чтобы поставить свечу около большой храмовой иконы святителя. Настоятель о.Александр Козарик служил неторопливо, во время чтения записок внимательно выговаривал каждое имя, иногда, для верности, повторяя его...

Отец Александр – один из старейших священнослужителей Архангельской епархии. Скоро будет 30 лет, как он предстоит у престола. Помимо настоятельства, опеки различных социальных учреждений, о.Александр выполняет послушание городского благочинного. После литургии отец настоятель согласился рассказать о приходской жизни. На все вопросы он отвечал односложно, не растекаясь мыслью по древу, и очень непросто оказалось его разговорить.

– Батюшка, расскажите, откуда вы родом, как Господь вас привёл к священству?


Настоятель о.Александр Козарик

– Родился в Перми, учился на Украине. После школы поступил в Ленинградскую семинарию, после её окончания стал священником.

– Вы воспитывались в верующей семье и со школьной скамьи решили стать священником? Ведь непросто было принять такое решение в советское время?

– Да. Тогда было трудно и в семинарию поступить. Поэтому мне и пришлось приехать сюда, на Север, взять здесь благословение и рекомендацию у владыки Никона.

– Это не первый ваш храм?

– Третий, – лаконично отвечает о.Александр. – Начинал в храме Всех Святых на Вологодском кладбище. Там около десяти лет прослужил. Затем получил квартиру недалеко от собора, и владыка Пантелеимон перевёл меня в собор штатным священником. Когда Никольский храм передали Церкви, владыка назначил меня его восстанавливать, а после освящения в 1994 году я остался здесь настоятелем.

Уже потом, за трапезой, в разговоре с прихожанами мне удалось узнать, как непросто шло это восстановление. Дело в том, что после закрытия храма он был передан пограничникам, которые оборудовали в нём клуб. Сцена располагалась в алтаре. Пограничники не только смотрели фильмы и проводили здесь организационные мероприятия, но и отмечали праздники, танцевали, веселились. Затем храм отдали «афганцам». Они никак не хотели уходить из него, даже после того как он был передан Церкви. Прихожане вспоминают, что с «афганцами» пришлось «воевать» за храм на протяжении нескольких лет, так что он переходил из рук в руки много раз. Мусор из внутренних помещений пришлось вывозить десятками машин. Ломали перегородки и печки, обезобразившие храм в советское время.

Гавань Николы

Интересно, что здание этого храма было построено в 1904 году всего за полгода – благодаря стараниям двух благотворительниц, архангельских купчих Павлы Михайловны Шингаревой и её дочери Екатерины Кирилловны Плотниковой. Само же подворье появилось здесь в 1598 году. Оно выгодно расположилось на шумном торговом месте города Новые Холмогоры, в будущем получившего название Архангельска. В 1719 году по распоряжению епископа Холмогорского и Важского Варнавы, особо благоволившего к Николо-Корельскому монастырю, на подворье были построены деревянный дом и при нём часовня. Сюда во время освящения часовни по благословению епископа на корабле из монастыря были перевезены главные святыни – чудотворная икона святителя Николая, являющаяся келейным образом основателя монастыря преподобного Евфимия Корельского, и Животворящий Крест Господень, пожертвованный царём Феодором Алексеевичем. Святыни под праздничный перезвон колоколов встречали всем городом во главе с владыкой Иоаникием. Позже от чудотворной иконы стали происходить исцеления.

К тому времени Николо-Корельский монастырь был хорошо известен не только в своём Отечестве, но и за его пределами. Основанный в 1410 году преподобным Евфимием в устье Северной Двины недалеко от Белого моря – в том месте, где ныне располагается город Северодвинск, – к концу XVI века монастырь имел подворья в Холмогорах, Вологде и даже Москве. Монастырь занимался добычей морских раковин – мидий, речного жемчуга, торговал рыбой и солью не только с центральными областями, но и с другими странами. Именно потому он и вошёл в историю Севера и всей России. Сюда приезжали как русские, так и иноземные послы. По названию монастыря всё Белое море на многих западных картах тогда именовалось «бухтой Святого Николая». Сам монастырь носил название «пристани Святого Николая», а город Архангельск для иноземцев был «гаванью Николы». «Пристань Святого Николая» была центром морской торговли до конца XVI века, после чего этот центр переместился в город Новые Холмогоры (Архангельск).

Службы в Никольском храме прекратились в 1929 году, а в следующем году советская власть его совсем закрыла. Многие иконы и святыни были утеряны, в их числе пропала и чудотворная икона святителя Николая, прозванная Николой Морским. Утратилось и былое благолепие храма.

– Построен он был за полгода, а восстанавливаем мы его уже более десяти лет, – сетует отец Александр. – Когда сюда пришли, здесь же только одни стены были. Поставили хороший резной иконостас, образа для него написали наши иконописцы из Антониево-Сийского монастыря, это была их первая работа. Художники-реставраторы из Центра Грабаря восстановили фрески и старинные иконы, которые стали приносить нам после открытия храма. Два года назад построили новую колокольню, прежняя-то была полностью снесена. Привезли и установили новые колокола из Тутаева – целый набор, симфонию.

– И как ваши соседи, не жалуются на колокольный звон? – спрашиваю настоятеля.

– Приходилось как-то уживаться – здание подворья ведь большое, в нём было много организаций. Прямо во дворе стояли милицейские машины, с нами соседствовали приёмник-распределитель для малолетних преступников и СИЗО.

Когда в конце 90-х коррумпированное начальство Архангельска попало под следствие, то их поместили как раз в следственный изолятор рядом с Никольским храмом. Прихожанам и священникам было категорически запрещено выходить во внутренний двор и пользоваться своими же помещениями, расположенными рядом с СИЗО. «Во избежание провокаций, – так нам объясняли милиционеры, – мало ли чего, вдруг стрельба начнётся». В числе известных заключённых СИЗО был в то время и крупный промышленник, депутат Владимир Крупчак, теперь уже бывший...

Батюшка вспоминает, что в небольших кельях сидело по 20 подследственных, яблоку некуда упасть. Спали по очереди, утро или вечер определяли по колокольному звону. Каждую Пасху отец Александр поздравлял их с Воскресением Христовым. К его приходу всех подследственных из камер-келий выводили строем в коридор, и так, стоя в шеренге, они, выслушав поздравление, с поникшими головами принимали куличи и пасхальные яйца. Некоторые из осуждённых, вняв словам священника, потом каялись в своих грехах, а спустя какое-то время приходили благодарить о.Александра за поддержку. Заступничеством Николая Чудотворца, видя искреннее раскаяние грешников, Господь отводил их от тюрьмы и позора.

– Одно здание, – возвращается священник к нынешнему времени, – которое отдали нам первым, мы уже отремонтировали и достроили. Туда перешла воскресная школа. Сейчас другие здания подворья ремонтируем. Проводим паровое отопление. Планируем годика через два открыть богадельню для верующих немощных старушек.

Чудесная помощь Николы

– Вы про чудеса? – переспрашивает меня батюшка. – Чудеса по молитвенному заступничеству Николая Чудотворца, конечно, происходят и в наше время. Несколько лет назад один моряк, который чудесно спасся благодаря помощи святителя Николая, приходил в наш храм вместе со всей командой благодарить Угодника. Заказали благодарственный молебен, все поставили большие свечи. Корабль терпел бедствие, и никто не увидел, как ночью волной смыло этого моряка. Хватились только утром, прошло уже 10 часов. Стали искать, возвратились обратно по своему курсу, прошли мимо него, не заметив в открытом океане, снова развернулись и уже на обратном пути чайки указали то место, где моряк находился. Команда даже не надеялась его отыскать, потому что шанс был очень мал. Жена капитана этого корабля – прихожанка нашего храма. Постоянно молится за своего мужа и всю команду. Да и жёны других моряков часто приходят в наш храм, просят помощи Николая Угодника, чтобы оберегал их мужей в плавании.

Когда наш Никольский храм только-только открывался и мы устанавливали крест над алтарём, то все услышали колокольный звон, хотя никаких колоколов и колокольни у нас тогда и в помине не было. В другой раз я стал служить молебен святителю Николаю и тоже все явно услышали звон колокола... Такое вот бывает.

Батюшка подарил мне книгу монахини Евфимии (Пащенко) «Под покровом святителя Николая». В ней рассказывается не только об истории Николо-Корельского подворья, но и о почитании святителя Николая на Архангельской земле, собраны многочисленные случаи чудесной помощи Николы Угодника северянам. Приведу только некоторые из них:

«Наиболее раннее из известных чудес, совершённых святителем Николаем на Архангельской земле, относится к стародавним временам – к Смутному времени, когда в наши края с Ваги пришёл отряд поляков-литовцев. В летописях того времени этих незваных чужеземных гостей метко называли «воровскими людьми», поскольку они вели себя как самые настоящие бандиты – жгли дома и церкви, грабили и убивали людей. 6 декабря 1613 г. семитысячный отряд «ляхов» подошёл к Холмогорам, где в ту пору стояла деревянная крепость. Об этом событии упоминается в старинной летописи: «...и из острогу воевода и дьяк сделали вылазку, сотника стрелецкого Смирного же Чертовского, а с ним холмогорских стрельцов и холмогорских охотников, и воров встретили в Ерзовке. И воры хотели их от острогу отлучить, почали на лошадях объезжать, и сотник, видя то, с ратными людьми назад возвратился, и в острог пришли здраво. И воры, стоявшие под острогом три дня, побежали назад на Вагу, а иные в низовские волости и в Поморье». Свою победу над поляками стрельцы объяснили заступничеством святителя Николая. Поэтому икона святителя, находившаяся в Холмогорах, стала почитаться как чудотворная. Позднее она была перенесена в Архангельск, где в соборе был устроен придел в честь святителя Николая.

В XIX веке в Соломбале и Архангельске нередко вспыхивали эпидемии холеры, и народ также обращался к святителю Николаю, носили его чудотворный образ по домам.

А вот чудо, произошедшее уже в XX веке. Один юноша по имени Николай, будучи призван в армию, попал служить на подводную лодку. Как-то раз во время плавания на лодке произошла авария. Лодка потеряла управление и опустилась на дно. Заставить её всплыть оказалось невозможным. Запас воздуха на лодке приближался к нулю. А это значило, что экипажу грозила гибель. Неожиданно на глазах у всей команды вдоль лодки прошёл незнакомый, неизвестно откуда взявшийся старичок. Никто не пытался остановить его. Да и сделать это у погибавших моряков уже не было сил. И вдруг лодка медленно начала всплывать...

Когда опасность миновала, командир подводной лодки собрал экипаж и задал вопрос, который, на первый взгляд, мог бы показаться очень странным. Он спросил, кто из собравшихся моряков верит в Бога. Думаю, что вам понятно, почему он задал такой вопрос. Ведь, как уже говорилось, лодка всплыла после того, как все усилия людей заставить её всплыть оказались безуспешными. Стало быть, произошло явное чудо. Но кто же совершил его? И вот тогда один из матросов признался, что во время аварии он молился святителю Николаю как помощнику терпящих бедствие на море. Когда лодка вернулась домой, часть спасённых моряков крестились. А тот паренёк по имени Николай впоследствии стал священником и служил в Онеге. Храм в селе Прилуки, где он служил, носил имя святителя Николая.

Ещё один случай. Поздней осенью на Соловецких островах работала геологическая экспедиция. Среди её членов была девушка по имени Елена. Однажды она в одиночку отправилась на лодке на один из островов, надеясь к вечеру вернуться на базу. Но к вечеру на море появилось множество льдин, так что плыть обратно оказалось невозможно. Елене пришлось заночевать на острове. В довершение бед ночью лодку унесло в море. Девушке грозила неминуемая смерть, поскольку на много километров вокруг не было никакого жилья. Тем не менее она решила пойти вдоль берега, надеясь неведомо на что, при этом стала молиться и просить помощи святителя Николая.

Как потом рассказала Елена, по пути ей встретился неизвестно откуда взявшийся старичок. Узнав о решении Елены искать жильё вдоль побережья, он отговорил её: «На сотни вёрст никого не найдёшь. Лучше заберись вон на ту горку и оглядись». После того как Елена отыскала взглядом горку, она обернулась, но... старичка уже не было рядом. Девушка выполнила совет старика и заметила с горки дымок. Оказалось, что это была избушка рыбака. Когда она добралась до неё, рыбак был очень удивлён. Он подтвердил слова старичка о том, что на острове пусто и безлюдно, так что если бы Елена не встретилась с ним, то погибла бы от голода и холода. Нетрудно догадаться, кем был этот старичок...

Никола и дети


Иулия Михайловна Куратова

Но более всего поразил меня рассказ отца Александра о бывшем директоре воскресной школы. Надо сказать, Никольский храм занимается большой социальной и просветительной работой – окормляет городской дом ребёнка, школу интернат № 3, сотрудничает со светской школой имени Бурденко. Как только начались службы, о.Александр открыл при храме и воскресную школу для детей. Директором назначил замечательного человека, бывшую школьную учительницу Иулию Михайловну Куратову, вышедшую на пенсию. Благодаря её личным качествам и неутомимой деятельности воскресная школа Никольского храма вскоре стала одной из лучших в городе. Каждый год в ней раньше училось до 100 детей, сейчас, правда, поменьше. Иулия Михайловна собрала вокруг себя прекрасный педагогический коллектив, дети изучают не только Закон Божий, но и ещё около десятка различных дисциплин, при школе открылись кружки пения, вязания, вышивки, резьбы по дереву и другие.

Через десять лет после открытия воскресной школы Иулия Михайловна умерла. Её отпевали в Никольском храме. Всю ночь прихожане читали по ней Псалтырь, а под утро от гроба разлилось дивное благоухание, которое ощутили все присутствовавшие в храме. Видимо, труд этой удивительной женщины по воцерковлению сотен ребятишек, через которых потом пришли к Богу и их родители, оказался угоден Богу, раз её смерть была отмечена столь удивительным чудом. Когда похоронили Иулию Михайловну, то многие только тогда поняли, какого человека они потеряли.

Батюшка говорит про неё: «Она знала каждого ребёнка по имени, знала, когда у него именины, и каждому дарила подарок. Очень верующим и добрым человеком была...»

Прихожане храма вместе с воспитанниками воскресной школы в память о любимом педагоге и наставнике оформили два фотоальбома со своими воспоминаниями. Один подарили родственникам учительницы, а второй остался в воскресной школе. Вот что написали в нём родители ученицы Екатерины Вартанян: «Иулия Михайловна учит детей не только Божьим словом, но и своим поведением. Со всеми она ласкова, ко всем внимательна и добра. Не только детям, но и нам есть чему у неё поучиться».

В эти фотоальбомы вошли не только фотографии с праздничных пасхальных и рождественских концертов, но и из поездок по святым местам. Каждый год преподаватели воскресной школы вместе с батюшками организуют для детей паломничества не только по своей епархии, но и в другие монастыри. Излюбленные места посещений – Антониево-Сийский монастырь, Куртяево, где стоят красивейший старинный деревянный храм в честь Тихвинской иконы, особо почитаемой на Севере (ему уже более 300 лет), и часовня Святого Алексея, человека Божия, из-под которой бьёт целебный источник. Вода, насыщенная йодом, исцеляет от многих болезней. Но более всего любят ездить в деревню Косково – там у Никольского храма есть своё подворье с часовней Георгия Победоносца, домом и приусадебным участком, где дети вместе с прихожанами выращивают овощи. Место это расположено за городом на высоком берегу Северной Двины, откуда открывается прекрасный вид на великую северную реку и живописные острова.

С паломничествами связан ещё один чудесный случай. Батюшка рассказывает:

– Никола Угодник не только помогает, но и наказывает. Обратились мы к одной организации дать благотворительно автобус, чтобы отвезти детей из воскресной школы в паломничество. Мне там отказали, а на следующий день тот человек, который дал от ворот поворот, приходит ко мне в храм и говорит: «Батюшка, простите, что не стал вас слушать. У нас вчера после этого два автобуса сгорело».

Вот так святитель Николай вразумил. «А я никого даже и не думал ругать, – удивляется о.Александр. – Ну, отказали так отказали, стал с другими договариваться...»

Ожившие лики


Художник-реставратор Ирина Тяпкина

После трапезы батюшка показал мне постройки бывшего монастырского подворья, которые только частично восстановлены. Состояние их печально. «По идее-то, нужно было бы не восстанавливать, а всё полностью сносить, – сетует настоятель, – и отстраивать заново, но кто же нам это разрешит. Всё-таки памятник архитектуры, охраняется государством».

В одной из келий располагается мастерская художницы Ирины Тяпкиной – реставратора Московского филиала Центра Грабаря в Архангельске, которая сейчас восстанавливает сразу несколько старинных икон. Молодую художницу, у которой самой словно иконописный лик, расспрашиваю о премудростях мастерства.

– Вам нравится ваша работа?

– Да, очень интересная, – соглашается девушка.

– Неужели интересней, чем если бы вы писали что-то для души?

– Это и есть для души. Когда реставрируешь икону или старинную фреску, то делаешь какое-то открытие. Не ожидаешь такого результата. Постепенно-постепенно проявляется первозданная роспись, и это завораживает.

– А известно, кто расписывал Никольский храм?

– Есть предположение, что это были иконописцы с Соловков. Так наш искусствовед считает. А вот в алтаре более профессиональное письмо, немножко другая школа, возможно Палех.

Я обратил внимание, что почти все иконы в храме старинные, намоленные, в массивных киотах за стеклом. Много различных образов Николая Чудотворца – и это тоже отличает Никольский храм. Может быть, ещё и поэтому здесь так хорошо чувствуешь себя.

Для многих Николай Чудотворец и сейчас, как это было до революции, является кем-то вроде Деда Мороза, такого доброго дедушки, который приносит подарки и совершает чудеса. С верой в чудо приходят к Николе Угоднику особенно накануне Рождества. Также и я с верой в помощь святителя покидал Никольский храм, отправляясь домой. На душе, может быть от подарков, сделанных о.Александром, царила рождественская радость.

Е.СУВОРОВ
Фото автора

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга