ВЕРТОГРАД ЭКСКУРСИЯ В РАЙ Клайв ЛьюисСовместимы ли добро и зло? Вопрос странный, поскольку ответ очевиден – нет, не совместимы. Но современная цивилизация, в которой мы живём, отвечает на вопрос иначе: нет чёрного и белого, а есть полутона серого. Эти «серые сумерки» на Западе начались ещё в эпоху Просвещения. В 1793 году английский художник и поэт У.Блейк написал книгу «Бракосочетание Неба и Ада», в которой утверждается, что Добро и Зло – только две стороны единого мира, что они необходимы друг другу, что они питаются друг от друга. Полемизируя с ним, в середине прошлого века другой английский писатель, Клайв Льюис, озаглавил одну из своих повестей так: «Расторжение брака». В форме притчи-видения христианский писатель показывает, что брак Добра и Зла невозможен. Он изображает ад в виде большого города, откуда время от времени едет автобус, чтобы отвезти обитателей преисподней в рай. Эта «экскурсия» показывает, как нелегко преодолеть «адское» состояние духа... Текст повести печатается в сокращении. Почему-то я ждал автобуса на длинной уродливой улице. Смеркалось, шёл дождь. По таким самым улицам я бродил часами, и всё время начинались сумерки, а дождь не переставал. Время словно остановилось на той минуте, когда свет горит лишь в нескольких витринах, но ещё не так темно, чтобы он веселил сердце. Сумерки никак не могли сгуститься во тьму, а я никак не мог добраться до мало-мальски сносных кварталов. Куда бы я ни шёл, я видел грязные меблирашки, табачные ларьки, длинные заборы, с которых лохмотьями свисали афиши, и те книжные лавчонки, где продают Аристотеля. Людей я не встречал. В городе как будто не было никого, кроме тех, кто ждал автобуса. Наверно, потому я и встал в очередь. Мне сразу повезло. Не успел я встать, как маленькая бойкая женщина прямо передо мной раздражённо сказала спутнику: – Ах, так? А я возьму и не поеду! – и пошла куда-то. – Не думай, – с достоинством возразил мужчина, – что мне это нужно. Ради тебя стараюсь, чтоб шуму не было. Да разве кому-нибудь до меня есть дело? Куда там… И он ушёл. «Смотри-ка, – подумал я, – вот и меньше на два человека». Теперь я стоял за угрюмым коротышкой, который, метнув на меня злобный взгляд, сказал соседу: – Из-за всего этого хоть не езжай… – Из-за чего именно? – спросил его высокий краснолицый мужчина. – Народ чёрт знает какой, – пояснил коротенький. Высокий фыркнул и сказал не то ему, не то мне: – Да плюньте вы! Нашли кого бояться. Я не реагировал, и он обратился к коротенькому: – Значит, плохи мы для вас? И тут же ударил его так сильно, что тот полетел в канаву. – Ничего, ничего, пускай полежит, – сказал он неизвестно кому, – я человек прямой, не дам себя в обиду. Коротенький не стремился занять своё место. Он медленно заковылял куда-то, а я не без осторожности встал за высоким. Тут ушли под руку два существа в брюках. Оба визгливо хихикали (я не мог бы сказать, кто из них принадлежит к какому полу) и явно предпочитали друг другу места в автобусе. – Ни за что не втиснемся!.. – захныкал женский голос человека за четыре до меня. – Уступлю местечко за пять монет, – сказал кто-то. Зазвенели деньги. Раздался визг, потом хохот. Женщина кинулась на обманщика, очередь сомкнулась, и место её исчезло. Когда пришёл автобус, народу оставалось совсем немного. Автобус был прекрасен. Он сиял золотом и чистыми, яркими красками. Шофёр тоже сиял. Правил он одной рукой, а другой отгонял от лица липкий туман. Очередь взвыла: – Ничего устроился! – Форсу-то, форсу! – Ух, смазал бы я его! Шофёр, на мой взгляд, не оправдывал таких эмоций, разве что твёрдо и хорошо вёл машину. Люди долго давили друг друга в дверях, хотя там было достаточно места. Я вошёл последним. Половина автобуса оказалась пустой, я сел в сторонке, не проходя вперёд. Однако тут же ко мне подсел косматый человек и автобус тронулся. – Вы, конечно, не возражаете, – сказал косматый. – Я сразу увидел, что вы смотрите на них, как я. Не пойму, чего они едут! Им там не понравится. Сидели бы тут. Вот мы – дело другое. – А тут им нравится? – спросил я. – Да как везде, – отвечал он. – Кино есть, ларьки есть, всякие развлечения. Никакой интеллектуальной жизни. Но что им до того? Со мной, конечно, произошла ошибка. Надо бы мне сразу уехать, но я пытался их расшевелить. Нашёл кое-кого из старых знакомых, хотел создать кружок… Ничего не вышло. Опустились. Я, правда, и раньше не очень-то верил в Сирила Бреллоу, писал он слабо, но он хоть разбирался в искусстве. А сейчас – одна спесь, одно самомнение. Когда я стал читать ему свои стихи… Постойте, надо бы и вам взглянуть. Я с ужасом увидел, что он вынимает из кармана очень много покрытых машинописью листов, и начал быстро объяснять, что забыл очки, но сам себя перебил. – Смотрите-ка, – воскликнул я, – мы летим. Действительно, мы летели. Под нами сквозь мглу и дождь виднелись мокрые крыши, и крышам этим не было конца... * * * По всему автобусу негромко кипели склоки, и одна, в конце концов, перекипела через край. Засверкали ножи, засвистели пули, но никого не ранило. Когда всё утихло, я оказался цел и невредим, но почему-то на другом месте. И сосед у меня был другой, неглупый с виду, толстоносый, в котелке. Я выглянул в окно. Мы поднялись так высоко, что внизу всё слилось воедино. Я не различал ни рек, ни полей, ни гор, и мне показалось, что под нами, куда ни глянь, – улицы серого города. – Какой-то город дурацкий, – начал я, – ничего не пойму! На улицах никого нет. А раньше тут было много народу? – Нет, – отвечал толстоносый. – Дело в том, что у нас здесь все очень склочные. Прибудет кто-нибудь, поселится и сразу поссорится с соседом. За неделю доходит до того, что рядом жить нельзя. Места много, все уже переругались и уехали. Селится он на соседней улице, а если там тоже найдётся сосед, передвигается ещё дальше. В конце концов он строит себе на отшибе новый дом. Тут это просто: представь себе дом – и готово. Так город и растёт. – А улицы стоят пустые? – Вот именно. И время тут другое. Эта остановка, где мы ждали, за тысячи километров от того места, куда прибывают с земли. Все, кого вы видите, живут недалеко от остановки, но добираются они до неё много столетий по нашему времени. – А где же те, кто раньше прибыл? Ведь не они первые? – Вот именно. Не они. Те ещё дальше продвинулись, перемахнули, так сказать. Жуткая даль… Там, где я живу, есть пригорок, а один здешний житель завёл телескоп. Мы разглядели огоньки. Дома друг от друга миль за тысячу. То-то и плохо. Я думал, увижу этих, исторических… А никого нет. – Если бы они вовремя вышли, они бы успели к автобусу? – Как вам сказать… вообще-то да. Но они не хотят, эти все – Тамерлан, Чингиз-хан, Генрих V… – Не хотят? – Вот именно. Ближе всех Наполеон. У нас двое ходили его смотреть. Теперь мы знаем, где его дом. Маленькое такое пятнышко, а кругом пустота, ничего нет. – А его самого они видели? – Вот именно. Заглянули в окно. – Что же он делал? – Ходил взад-вперёд. Туда-сюда, туда-сюда, как маятник. Они целый час глядели, а он всё ходит и ходит. И приговаривает : «Это Ней виноват… Это Суль виноват… Жозефина виновата… Россия виновата… Англия…» Маленький, жирненький, усталый какой-то, ходит и ходит... * * * Мы поднимались вверх. Наконец мы увидели вверху ярко-зелёную тонкую чёрточку, ровную, как струна. Вскоре мы достигли её и заскользили над поросшей травою равниной, по которой текла большая река. Мы явно спускались – верхушки высоких деревьев были всё ближе. Вдруг автобус встал. Мы подпрыгнули на сиденьях. Спутники мои ринулись гурьбой к выходу, толкаясь и бранясь на все лады. Я остался один и услышал, как за закрытой дверью в ясной тишине поёт жаворонок. Вышел и я. Было светло и прохладно, как летним утром, минуты за две до восхода солнца, но само пространство показалось мне иным, незнакомым, каким-то особенно большим, словно и небо здесь дальше и поляна просторней, чем на маленьком шарике земли. Я как бы вышел наружу, и даже солнечная система была теперь домашней, почти игрушечной. Мне стало свободно и страшновато, и от обоих этих чувств я не отделался до конца описываемых здесь событий. Сперва я, разумеется, взглянул на своих спутников, ещё стоявших у автобуса, хотя кое-кто и сделал два-три неуверенных шага. Взглянул и обомлел. Теперь, на свету, они казались прозрачными – совсем прозрачными, когда стояли между мной и светом, и мутноватыми, когда стояли в тени. Говоря строго, они были призраками. Их можно было и не видеть, как грязь на оконном стекле. Трава под их ногами не сминалась, даже капли росы не осыпались на землю. Потом я увидел всё иначе. То ли в уме, то ли в глазах моих что-то сдвинулось, и люди стали обычными, а трава и деревья очень плотными и весомыми, так что, по сравнению с ними, люди казались прозрачными. Догадка мелькнула в моём мозгу, я наклонился и попробовал сорвать ромашку. Стебель рваться не стал. Он даже не откручивался, вообще не двигался, хотя я ободрал о него руки и весь вспотел. Ромашка была твёрдой не как дерево и не как железо, а как алмаз. Рядом с ней лежал маленький листок. Я попытался его поднять, сердце чуть не разорвалось, но немножко я этот листок приподнял. Однако тут же и выронил – он был тяжелее мешка с углём. Я стоял, тяжело дышал и глядел на ромашку, как вдруг заметил, что вижу траву сквозь свои ступни. Значит, и я – призрак. Мне стало до тошноты страшно. «Вот это да! – подумал я. – Попался!..» – Эй, как вас! – сказал шофёру высокий. – Когда обратно поедем? – Можете и совсем не ехать, – отвечал шофёр. – Сколько хотите, столько здесь и будете! ...Время шло, и я наконец увидел, что к нам идут люди. Они так сверкали, что я различил их издалёка и сперва не понял, люди ли это. Они приближались, земля дрожала под их тяжёлыми шагами. Ступали они по мокрой траве, она сминалась под их ногами, роса осыпалась на землю, и снизу поднимался запах свежести. Одни были одеты, другие обнажены. Но обнажённые были нарядны, а одежды не скрывали прекрасных очертаний тела. Меня поразило, что ни про кого нельзя сказать, сколько ему лет. У нас на земле мы видим иногда мудрость на лице младенца или весёлую простоту старика. Здесь каждый был и стар и молод. Люди приближались, и я ощущал смутную тревогу. Два призрака заорали и кинулись к автобусу, остальные сгрудились поплотнее. Сверкающие люди подошли совсем близко, и я понял, что каждый идёт к кому-то из нас. «Сейчас навидаемся трогательных сцен, – подумал я. – Может, неделикатно на них смотреть?» И я отошёл, словно хотел исследовать местность. Справа росли большие красивые кедры. Я направился к ним. Идти было трудно. Твёрдая трава с непривычки резала ноги, и я ступал, как русалочка Андерсена. Пролетела птица, я ей позавидовал. Она была здешняя, настоящая, как трава. Под её весом согнулся бы стебель и роса посыпалась бы на землю. За мной пошёл высокий человек, вернее, высокий призрак, а за ним – один из сияющих людей или сияющих духов. – Ты что, не узнал меня? – крикнул он призраку, и я поневоле обернулся. Сияющий дух был одет, а лицо у него светилось такой радостью, что я чуть не заплясал на месте. – Чёрт меня дери! – сказал призрак. – Увидишь – не поверишь. Нет, Лем, это уже чёрт знает что. А как же Джек? Ты вот расплылся до ушей, а Джек, Джек-то как? – Он здесь, – отвечал дух. – Ты его скоро увидишь, если останешься. – Да ты же его убил! – Верно, убил. А теперь всё в порядке. – В порядке, значит? Это для тебя, что ли? А он, бедняга, мёртвый лежит… – Не лежит он! Говорю тебе, ты его увидишь. Он тебе кланялся. – Интересно узнать, – не унимался призрак, – почему это всякие убийцы тут прохлаждаются, а я столько лет живи в каком-то хлеву?.. – Этого сразу не понять. Ничего, теперь всё кончилось. Всё хорошо. Ты больше не беспокойся. – Не беспокойся, значит? А тебе не стыдно на себя глядеть? – Нет. То есть не в том смысле. Я на себя не гляжу. Я перестал с собой носиться. Понимаешь, не до того мне было после убийства. Так всё и началось. – Я лично, – сказал призрак с неуместной значительностью, – я лично считаю, что мне место здесь, а тебе – там. Такое моё мнение. – Ты, наверное, тут и будешь, – отвечал дух, – ты только не думай, где кому место. – Погляди на меня! – призрак ударил себя в грудь (но звука не было), – погляди на меня. Я человек порядочный. Конечно, недостатки у меня были, у кого их нет, но я жил честно. Такой уж я человек. Чужого не просил. Хотел выпить – платил деньги, хотел заработать – вкалывал. Да. Я человек такой. – Сейчас бы лучше на этом не настаивать. – Это кто настаивает? Я что, спорю? Я тебе просто и ясно говорю, какой я человек. Мне чужого не нужно, я своего требую. Думаешь, ты лучше меня, если разрядился, как на ярмарку (да, у меня вы так не ходили), а я человек бедный? Ничего! У меня такие же права, как и у тебя. – Ну что ты! У меня нет никаких прав. Если бы мне дали то, что мне по праву следует, я бы здесь не был. И тебе не дадут. Будет гораздо лучше. Ты не бойся. – Я и говорю. Мне не дали того, что мне по праву следует. А я человек порядочный, делал, что мог, зла не творил. Нет, вы мне скажите, почему надо мной распоряжается какой-то убийца? – Я не распоряжаюсь. Ты только пойди со мной, и всё будет хорошо. – Чего ты пристал? Я милостыни не прошу. – А ты попроси. Попроси милости. Тут можно только просить, купить ничего нельзя. – А тебе того и надо! Ясное дело. Тут у вас принимают всяких убийц, если они расхныкаются. Что ж, вам виднее. А мне это не годится, понятно? Мне милостыня не нужна. Я жил как надо. Дух покачал головой. – У тебя ничего не выйдет, – сказал он, – ты не сможешь ступать по траве, ноги не окрепнут. Мы и до гор не дойдём. Да ты и вообще неправ. – Это в чём же? – мрачно спросил призрак. – Ты не жил как надо и не делал всё, что мог. Никто из нас этого не делал. – Вот это да! – возмутился призрак. – Ты мне объясняешь, как надо жить! – Конечно. Стоит ли разбирать? Лучше я тебе вот что скажу: когда я убил бедного Джека, это было не самое худшее. Я себя не помнил, и всё кончилось в одну минуту. А тебя я убивал годами. Я лежал по ночам и думал, что бы я с тобой сделал, если бы мог. Потому меня к тебе и послали. Чтобы я просил у тебя прощения и служил тебе, пока нужно. Из всех, кто у тебя работал, я самый худший. Но все мы так чувствовали. Понимаешь, нам нелегко приходилось. И жене твоей, и детям… – Тебе-то что? – прервал его призрак. – Это дела частные, понятно? – Частных дел нет, – сказал дух. – И вот ещё что, – продолжал призрак, – иди-ка ты отсюда, не лезь ко мне, понятно? Я, конечно, человек маленький, но убийца мне не компания. Нелегко вам было, да? Вернулся бы ты ко мне, я бы тебе показал, как работают! – Покажи сейчас, – сказал дух. – Идти к горам весело, но это и труд немалый. – Ты думаешь, я с тобой пойду? – Не отказывайся. Одному тебе не дойти, а меня к тебе послали. – Ясно… – горько проговорил призрак, но в голосе его звучало торжество. – Чего от вас и ждать? Вы все тут в сговоре. Не пойду. Так и передай. Если я им без тебя плох, и не надо. Я своего требую, понятно? Нечего мне няньку подсовывать, – он просто радовался, что может угрожать. – Вернусь домой. Я вам не собака. Домой пойду, понятно? А ну вас всех… И он направился к автобусу, что-то ворча и пошатываясь от боли. Ноги его не привыкли к алмазной траве. Минуту-другую под кедрами стояла тишина, потом послышались какие-то глухие звуки. Два льва, мягко ступая, вышли на поляну, взглянули друг на друга, встали на задние лапы, словно геральдические львы, и стали играть. Гривы у них были мокрые, – наверное, они выкупались в реке, шумевшей неподалёку. Я испугался и пошёл посмотреть, где же она. Река оказалась за стеною цветущих кустов, стоявших у самой воды. Текла она тише Темзы, но быстро, как горный поток. Там, где отражались деревья, вода была бледно-зелёная, и сквозь неё виднелись все камешки на дне. Ещё один дух беседовал с ещё одним призраком, тем, кто так культурно выговаривал слова и носил гетры. – Дорогой мой! – восклицал призрак. – Как я тебе рад! Дух, стоявший перед ним, сверкал нестерпимой белизной. – Вчера я виделся с твоим несчастным отцом, – продолжал призрак. – Мы всё гадали, где же ты. – Ты его не привёз? – спросил дух. – Н-нет. Он живёт далеко от остановки… И, честно говоря, он стал немного странным. Трудным, я бы сказал. Не тот, не тот. Сам знаешь, силой он не отличался. Помнишь, когда мы с тобой начинали беседу, он уходил спать. Ах, Дик, никогда не забуду наших бесед! Правда, к концу жизни ты стал… как бы это выразиться… узким. Надеюсь, твои взгляды с тех пор изменились. – В каком смысле? – Ну, сам видишь, ты был неправ. Ты верил в настоящие, буквальные, так сказать, Небо и ад. – Чем же я неправ? – Я понимаю, в духовном плане всё так. Я и сейчас в них верю. И сейчас, так сказать, взыскую Царствия. Но все эти суеверия, мифы… – Прости, а где же ты был, по-твоему? – А, вон оно что! Ты хочешь сказать, что серый город, где с минуты на минуту рассветёт – это, в сущности, Небо. Прекрасная мысль! – Ничего я не хочу сказать. Неужели ты не знаешь, где ты был? – Сейчас, когда мы об этом заговорили, я припоминаю, что мы никак не называли этот город. А вы его как зовёте? – Адом. – Ну, зачем же так грубо!.. Быть может, в твоём смысле слова я не очень правоверен. Но о некоторых вещах я привык говорить почтительно. – Это об аде почтительно говорить? Я не шучу. Ты был в преисподней. Но если ты останешься здесь, можешь называть её чистилищем. – Прекрасно, дорогой, прекрасно! Ты всё тот же. А не скажешь ли ты мне, за что я попал в ад? Не бойся, я не обижусь. – Как за что? За то, что ты отступник. – Ты это серьёзно? – Совершенно серьёзно. – Признаюсь, не ожидал! Неужели ты и впрямь считаешь , что людей карают за их взгляды, даже если мы допустим, для пользы рассуждения, что взгляды эти ошибочны. – Неужели ты и впрямь считаешь, что нет грехов разума? – Есть, как не быть. Суеверие, отсталость, умственный застой… Но честно исповедывать свои взгляды не грех. – Да, я помню, как мы говорили. Я сам так говорил, пока не стал узким. Тут всё дело в том, честно ли ты исповедывал эти взгляды. – Я? Не то что честно – смело! Я не боялся ничего. Когда разум, данный мне Богом, не мог больше соглашаться с доктриной Воскресения, я открыто от неё отрёкся. Я сказал мою прославленную проповедь. Я рисковал всем. – Чем ты рисковал? Что из этого могло выйти, кроме того, что вышло? Ты прославился, книги твои раскупили, тебя приглашали повсюду, ты стал епископом… – Дик, ты ли это! На что ты намекаешь? – Я не намекаю. Понимаешь, я знаю. Давай говорить прямо. Мы не дошли честно до наших взглядов. Мы просто унюхали определённый тип идей и схватились за него, потому что он был в моде. Помнишь, ещё в колледже мы писали сочинения на верную пятёрку. Так и потом. Мы не хотели встать лицом к лицу с единственно важным вопросом: а может, чудеса всё-таки есть? Мы не хотели рисковать, боялись недолгой борьбы и теряли веру. – Если ты имеешь в виду свободные богословские взгляды, я решительно протестую! Неужели ты хочешь сказать, что такие люди, как… – Я ничего ни о ком не хочу сказать. Я говорю о нас, обо мне и о тебе, ради Бога, вспомни всё, как было! Ты ведь знаешь, что мы жульничали. Мы просто боялись, как бы другое учение не показалось правдой. Мы боялись простой веры во спасение, боялись предать дух века, боялись насмешек, а больше всего мы боялись настоящих страхов и надежд. – Конечно, люди молодые часто ошибаются, попадают под дурные влияния, подчиняются моде. Но при чём тут я? Я честно верил в то, что говорил, и честно говорил то, во что верил. – Да, конечно. Мы разрешили себе плыть по течению, охотно принимали всякую полуосознанную подсказку наших желаний и, в конце концов, поверили, что не верим. Так завистник верит любой лжи о лучшем своём друге, пьяница верит, что ещё одна рюмка ему не повредит. Они честно верят в том смысле, что именно это подсказывает им душа. Если ты имеешь в виду такую честность, и они честны, и мы. Но ошибки их не становятся от этого невинными. – Ты сейчас оправдаешь инквизицию! – Почему? Из того, что в средние века люди ошибались на один лад, не следует, что мы должны ошибаться на другой. – Очень интересная точка зрения, – проговорил призрачный епископ. – Я бы сказал, оригинальная. Однако... – Спорить некогда, – перебил его дух. – Всё это позади. Мы больше не играем. Я говорил о нашем прошлом только для того, чтобы ты от него отказался. Начни с самого начала. Ты знаешь, это ведь правда – «паче снега убелюся». Бог дал мне власть очистить тебя. Я долго шёл, чтобы тебя увидеть. Ты был в аду; ты в преддверии рая. Неужели ты и теперь не покаешься и не поверишь? – Я не уверен, что улавливаю твою мысль, – сказал призрак. – Какая тут мысль! – воскликнул дух. – Я прошу тебя покаяться и поверить. – Дорогой мой, я и так верю. Мы не во всём согласны, но ты ничего во мне не понял, если тебе кажется, что я не дорожу моей верой. – Ладно, – сказал дух, – поверь в меня. – В каком смысле? – Пойди со мной. Поначалу будет больно. Истина причиняет боль всему, что призрачно. Но потом у тебя окрепнут ноги. Идём? – Занятное предложение…Обдумаю, обдумаю… Конечно, без гарантий рискованно… Я бы хотел удостовериться, что там, у вас, я могу быть полезен… могу развернуть данные мне Богом дары… что там возможно свободное исследование, царит, я бы сказал, духовная жизнь… – Нет, – сказал дух, – ничего этого я тебе не обещаю. Ты не принесёшь пользы, не развернёшь дарований – ты получишь прощение. И свободное исследование там не нужно – я веду не в страну вопросов, а в страну ответов, и ты увидишь Бога. – Прекрасно, прекрасно, но ведь это метафоры! Для меня окончательных ответов нет. Ум обязан свободно исследовать, как же иначе? Движение – всё, конечная цель… – Если бы это было правдой, никто и не стремился бы к цели. – Нет, согласись, в самой идее законченности есть что-то ужасное. Умственный застой губит душу. – Тебе так кажется, потому что до сих пор ты касался истины только разумом. Я поведу тебя туда, где ты усладишься ею, как мёдом, познаешь её, как невесту, утолишь жажду. – Я не уверен, что жажду новых истин. А как же свободная игра ума? Без неё, знаешь ли, я не могу. – Ты и будешь свободен, как человек, который выпьет воды по собственной воле. Ты лишишься одной свободы – бежать от воды. Призрак подумал. – Не понимаю, – сказал он. – Послушай, – сказал дух. – Здесь нет религии. Здесь – Христос. Здесь нет философии. Иди, смотри, и увидишь Того, Кто реальней всех фактов. – Я решительно возражаю. Мы не имеем оснований относить Бога к области фактов. Высшее Благо – это ещё корректное обозначение, но «факт»… – Ты что, даже не веришь, что Он есть? – Есть? Что значит «быть»? К этим великим тайнам нельзя подходить так грубо. Для меня Бог – чисто духовен. Так сказать, дух сладости, света, терпимости и служения, Дик, служения. Мы не должны забывать об этом. – Значит, разум твой уже не жаждет… – проговорил дух. – Вот что, радости ты хочешь? – Радость, мой дорогой, – кротко пояснил призрак, – неразрывно связана с долгом. Когда ты станешь старше, ты это поймёшь. Да, кстати, чуть не забыл! Не могу я с тобой идти, у меня же в пятницу доклад. У нас ведь есть богословский кружок. Как же, как же… интеллектуальная жизнь, я бы сказал, бьёт ключом, быть может, не самого высокого уровня… Изменились все, плохо соображают. И склоки у них вечно… Не знаю уж почему… Не владеют, что ли, собой. Что поделаешь, слаб человек! Но пользы я могу принести много. Хоть бы спросил, о чём у меня доклад! Как раз в твоём вкусе. Я хочу осветить одну неточность. Люди забывают, что Христос (тут призрак слегка поклонился) умер довольно молодым. Живи Он подольше, Он бы перерос многое из того, что сказал. А Он бы жил, будь у Него побольше такта и терпимости. Я предложу слушателям прикинуть, какими были бы Его зрелые взгляды. Поразительно интересная проблема! Если бы Он развился во всю силу, у нас было бы совершенно другое христианство. В завершение я подчеркну, что в этом свете Крест обретает несколько иной смысл. Только тут начинаешь понимать, какая это потеря… Такие обещания – и не сбылось! Куда же ты? Ну что ж, пойду и я. Очень был рад тебя встретить. Интересно поговорили… Будит мысль… Всего хорошего, дорогой, всего хорошего, всего хорошего! Призрак кивнул, улыбнулся духу сладкой клерикальной улыбкой – насколько мог улыбаться призрачными губами – и ушёл, что-то бормоча. Я не долго следил за ним взглядом. Если трава тверда как камень, подумал я, нельзя ли тут ходить по воде? Я тронул воду ногой, вода была твёрдой, и я пошёл по ней. Сперва я несколько раз упал – я забыл, что она движется. Когда я как следует приспособился, меня уже несло вниз по течению. И всё же я продвигался вверх, только очень медленно... Недалеко от того места, где водопад срывался в озеро, росло большое дерево. Брызги воды и пены переливались на нём, сотни птиц мелькали среди листвы, а листья были огромны, как вечернее облако. Откуда ни взгляни, сквозь зелень просвечивали золотые яблоки. Вдруг я заметил, что внизу что-то шевелится. Поначалу мне показалось, что ожил куст боярышника, потом я увидел, что у куста кто-то есть, наконец, я разглядел, что это – один из призраков. Он пригибался, словно прятался от кого-то, и делал мне знаки, кажется хотел, чтобы я пригнулся. Но я не понимал, в чём опасность, и стоял прямо. Призрак огляделся как следует и, убедившись, что никого нет, кинулся к другому дереву. Бежать он не мог, трава мешала, но торопился изо всех сил. У дерева он встал, прижавшись к стволу, будто ища защиты. Теперь я разглядел его лучше и понял, что он – тот пассажир в котелке, которого высокий призрак звал Айки. Он постоял, отдышался, перебежал к третьему дереву. Не прошло и часу, как он достиг яблони. Cильный порыв ветра налетел на дерево, ветви заметались, яблоки посыпались на траву и на несчастного призрака. Он закричал. Я думал, что его совсем пришибло, действительно, он лежал минуты две и тихо стонал. Однако потом он снова взялся за дело – он пытался засунуть яблоко в карман. Конечно, это ему не удавалось, и он постепенно снижал свои требования. Сперва он решил ограничиться двумя яблоками, потом одним, самым большим, потом стал искать такое, которое влезло бы в карман. Как ни странно, ему это удалось. Я вспомнил, сколько весит листок, и восхитился его упорством. Несчастный призрак поднялся, держа своё яблоко. Он припадал на одну ногу и сутулился – яблоко пригибало его к земле. Однако он упорно, дюйм за дюймом, продвигался к автобусу по своему крестному пути. – Глупец! Положи его, – сказал кто-то. Такого голоса я не слышал никогда. Он был оглушительно громким и в то же время журчащим. Я понял, что говорит водопад, я увидел, что это – и водопад, и светоносный ангел. – Глупец! – повторил он. – Положи. Ты его не донесёшь. Да оно и не вместится в ад. Останься тут, научись есть такие яблоки. Листья и трава – и те будут рады тебя научить. Не знаю, слышал ли это призрак. Он приостановился и снова двинулся в путь с превеликим трудом и превеликой опаской. Больше я его не видел. На муки призрака я глядел довольно благодушно, когда же он исчез, я понял, что мне не вынести водопадного ангела. Он, по всей видимости, меня не замечал, но сам я сильно смутился и постарался как можно небрежней двинуться дальше по течению вниз. Глядя на серебряных рыбок, шнырявших на дне, я жалел, что для меня вода непроницаема. Мне бы не мешало выкупаться. – Назад не собираетесь? – услышал я, обернулся и увидел высокого призрака. Он стоял под деревом и сосал призрачную сигару. Волосы у него были седые, голос – хриплый, но культурный. Таким людям я всегда доверял. – Не знаю, – отвечал я. – А вы? – Собираюсь, – сказал он. – Больше тут видеть нечего. – Значит, остаться не хотите? – Ах, всё это пропаганда! – сказал он. – Никто и не думал, что мы останемся. Яблоки эти не укусишь, воды не выпьешь, по траве не пройдёшь. Человек тут жить не может. Всё одна реклама. – Зачем же вы ехали? – Сам не знаю. Так, поглядеть. Люблю, знаете ли, сам всё увидеть. Когда путешествовал по Востоку, специально заехал в Пекин… – Какой же он? – Ах, ерунда! Ловушка для туристов. Где я только не побывал. Ниагару видел, пирамиды, Солт Лейк Сити, Тадж Махал… – Какие они? – Чепуха на постном масле. Реклама… И заметьте, все одна шайка! Концерн у них такой. Возьмут атлас и ткнут пальцем: тут будет достопримечательность! Что ни выберут, всё сойдёт. Реклама! – А там… Э-э… В городе… вы жили? – В так называемом аду? Жил. То же самое, голову морочат. Расписали: огонь, черти, знаменитые люди жарятся, какой-нибудь Генрих VIII… А прибудешь туда – город как город… – Мне здесь больше нравится, – вставил я. – Не понимаю, что тут особенного, – не сдался призрак. – Обыкновенный парк, только неудобный. – Говорят, если останешься, привыкнешь… Уплотнишься, что ли… – Знаем, знаем, – сказал призрак, – не верьте. Мне всю жизнь это твердили. Когда я был маленьким, они обещали: будешь хорошим – будешь счастлив. Когда пошёл в школу, они обещали: зубри латынь – потом легче будет. Когда я женился, какой-то кретин пообещал мне, что это поначалу тяжело, а терпение и труд всё перетрут. Вот и здесь то же самое, только я им не дурак!.. Да и вообще, что нам тут делать? – А что делать там? – спросил я. – Вот именно, – сказал призрак, – что так, что эдак. – Ну а сами вы что бы сделали на их месте? – поинтересовался я. Призрак обрадовался. – Хитрый какой! – воскликнул он. – Значит, на меня всё свалил. Нет, они – начальство, они пускай и думают. С какой это стати я буду за них работать? На этом нас и ловят всякие святоши. Твердят, чтобы мы менялись. А вы мне скажите: если они такие умные, такие важные, почему же они нам не предложат чего-нибудь получше? Видите ли, ноги у нас окрепнут на ихней траве! Как бы не так! Вот, я вам пример приведу: приезжаете вы в гостиницу, и вам подают тухлые яйца. Вы идёте к начальству, а они, чем выгнать повара, говорят: «Ничего, привыкнете!..» Что вы запоёте? Призрак помолчал немного. – Ну, я пошёл, – сказал он наконец. – А вы как? – Зачем мне идти, если всюду одно? – печально спросил я. Мне стало очень тоскливо. – Здесь хоть дождя нет. – Сейчас нет, – отвечал упорный призрак. – Но я ещё не видел, чтобы в такое вот утро не полил дождь. Да, это уж будут капельки! Продырявят как пули!.. Такая шуточка, видите ли. Сперва измочалят этими травами и речками, а потом изрешетят. Ну, со мной это не пройдёт. И он удалился. * * * – Куда ты идёшь? – спросил меня кто-то с сильным шотландским акцентом. Я остановился. На одном из камней сидел высокий человек, почти великан, с длинной бородой. Я ещё не разглядел, какие у здешних людей лица, а сейчас понял, что они вроде бы двойные. Передо мной было божество, чисто духовное создание без возраста и порока. И в то же время я видел старика, продублённого дождём и ветром, как пастух, которого туристы считают простаком, потому что он честен, а соседи по той же самой причине считают мудрецом. Глаза у него были зоркие, словно он долго жил в пустынных, открытых местах, и я почему-то догадался, что их окружали морщины, пока бессмертие не умыло его лица. – Не знаю, – ответил я. – Тогда посиди со мной, – сказал он. – Поговорим, – и он подвинулся, чтобы дать мне место на камне. – Меня зовут Джордж, – сообщил он. – Джордж Макдональд. – О, Господи! – закричал я. – Значит, вы мне и скажете... Это экскурсия в рай для погибших душ? – Да. Для желающих. Конечно, они, по глупости, редко того желают. – Как же так? Разве приговор не окончательный? Разве из ада можно перейти в рай? – Это зависит от того, что ты вкладываешь в это слово. Если душа покидает серый город, значит, он был для неё не адом, а лишь мытарством. Да и здесь, где мы сидим, ещё не рай, не самый рай, понимаешь? Это, скорее, преддверие жизни, но для тех, кто останется, это уже рай. А серый город – преддверие смерти, но для тех, кто не ушёл оттуда, это – ад, и ничто другое. Видимо, он понял, что я озадачен, и заговорил снова: – Сынок, тебе сейчас не понять вечности. Давай сравним это с земной жизнью, там ведь то же самое. Когда добро и зло созреют, они обретают обратимую силу. Не только эта долина – вся прошлая жизнь – рай для спасённых. Не только тот город, но и вся жизнь – ад для погибших. Люди на земле этого не понимают. Они говорят о временном страдании: «Это ничто не изгладит», и не знают, что блаженство окрасит и преобразит всё прошлое. Они говорят о греховной усладе: «Я согласен на любую цену», и не ведают, что погибель обращает в боль усладу греха. И то и это начинается в земной жизни. Прошлое святого преображается – раскаянный грех и ушедшая скорбь окрашиваются красками рая. Прошлое нечестивца уходит во мрак. Вот почему, когда здесь взойдёт солнце, а там, внизу, настанет ночь, блаженные скажут: «Мы всегда были в раю», погибшие – «Мы всегда были в аду». И никто не солжёт. – Значит, правы те, кто говорит, что рай и ад существуют лишь в сознании? – Что ты! Не кощунствуй. Ад, оно верно – сознание, верней не скажешь. И если мы сосредоточимся на том, что в сознании, то, скорей всего, очутимся в аду. Но рай не в сознании. Рай реальней реального. Всё, что реально, – от рая. Всё тленное – истлеет, осыпется, только сущее пребудет. Я спросил, почему здешние люди, если они такие добрые, не пойдут в тот город спасти призраков. Почему они просто выходят навстречу? Казалось бы, от них можно ожидать более деятельной любви? – Ты и это потом поймёшь, – отвечал он. – Пока что скажу, что они и так прошли навстречу призракам гораздо больше, чем ты думаешь. Мы прерываем странствие и возвращаемся ради одной надежды на их спасение. Конечно, это нам в радость, но дальше идти бесполезно. Здоровый человек не спасёт безумца, если сойдёт с ума. – А как же те, кто в автобус не влез? – Каждый, кто хочет, влезает. Не бойся. Есть только два вида людей – те, кто говорит Богу: «Да будет воля Твоя», и те, кому Бог говорит: «Да будет твоя воля». Все, кто в аду, сами его выбрали. Ни одна душа, упорно и честно жаждущая радости, туда не попадёт. Алчущие насытятся. Стучите и отворят вам. * * * ...Я стоял спиной к востоку, учитель – лицом ко мне. Вдруг лицо его осветилось. И высокий папоротник у него в руках вспыхнул золотом. Тени потемнели. Всё время, что я был тут, птицы щебетали и хлопотали, а сейчас они запели хором, и бесчисленные духи запели, и ангелы, и сам лес. Я осторожно взглянул через плечо и, кажется, увидел на секунду краешек солнца, золотыми стрелами поражающего время и сгоняющего всё призрачное. Я закричал, кинулся к учителю и уткнулся лицом в складки его одеяния. «Утро! – плакал я. – Утро застало меня, а я только призрак!» Свет всем своим весом обрушился на меня. Складки одеяния стали складками старой, залитой чернилами скатерти, в которую я вцепился, падая со стула, тяжёлые слитки света – моими книгами. Я лежал в холодной комнате у чёрного остывшего камина, и часы били трижды над моей головой. Это был всего лишь пока сон. На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга |