ПЕРЕПИСКА

НЕ ОТТАЛКИВАЙТЕ ТОГО, ЧТО ПРОИСХОДИТ

Дорогие читатели, «письмо Татьяны», опубликованное в № 550, похоже, становится хрестоматийным, как «письмо Татьяны» из школьного курса литературы. Очень уж много откликов оно вызвало. Думается, что сегодняшней подборкой читательской почты мы вправе поставить точку на этой теме.

В 546-м выпуске газеты с глубокой душевной благодарностью за милостивое рассуждение и мудрое пастырское решение трудных моментов церковной жизни женщины прочла статью епископа Егорьевского Марка О посте, исповеди и подготовке ко причащению и паломничестве. А вскоре в рубрике «Отклик» было напечатано письмо Не лукавьте против истины, вызвавшее во мне глубокое недоумение. Дорогая во Христе Татьяна! Вы ратуете о чистоте православия, но слова ваши открывают скоропалительный и внезапный гнев. Мне хочется думать, что вы сожалеете об этом письме. Если мысли, высказанные владыкой Марком, показались вам спорными, почему было не обратиться вам сначала к пастырям немаленькой и далеко не безблагодатной Перми за разъяснениями? Думаю, если бы вы обсудили своё послание хотя бы со священником своего храма, вряд ли бы мы от человека 55 лет прочли вот так сходу, что «этот епископ, Егорьевский Марк, – волк в овечьей шкуре», а вам бы батюшка, скорей всего, назначил епитимью за осуждение епископа – помазанника Божьего. Все отцы Церкви запрещают своим чадам говорить слова гнилые, бранные, гневные.

Если ревность Ваша от Господа, то как вы о Таинстве причастия смогли употребить такой оборот: «...пастыри, которые не суют Тело Христово кому попало в рот». Где же ваше собственное благочестие? Если вы хотите осудить других, сами как можете использовать недостойные слова в отношении Таинства, пред которым трепещут Серафимы, а мы и вовсе обязаны во всём существе своём хранить благоговение внешнее, внутреннее и мысленное по отношению ко Святым Дарам. В церковной практике был случай, когда Святые Дары много лет на престоле возносил беглый заключённый, а когда дело вскрылось, Церковь по долгом рассуждении признала Дары истинными, так как чин соблюдался псевдосвященником по книгам, а Таинство по вере принимавших Дары совершалось по истине! Если уж рукой лжеца руководил Сам Бог, преподавая Таинства, то уместны ли гневливость в отношении пастырей, рукоположенных Церковью? И преподают они Дары не «кому попало», а братьям и сёстрам вашим во Христе, за которых Он распялся. Можем ли судить сердце, в которое идёт Христос? Иногда и мудрые по долгом приготовлении чувствуют, что причастились недостойно – мера ведь у всех своя! И есть чада Церкви, которые, как можно было бы рассудить по букве, причастились без должного приуготовления, а Господь самим этим Причастием раскрыл им глаза на бездну их грехов.

С горечью отмечаю, что и чада сегодня подвига пастырей ради их спасения иногда не хотят ни понять, ни принять. Вот псково-печерский схиигумен Савва, поучая молодых священников, говорил, что когда священник благословляет на Причастие, а знает, что чадо не готово, то по рассуждении в необходимости причастия – по немощи ли телесной, или тяжкой душевной болезни, или в связи с особо опасным нападением бесовским – может разрешить, но тогда всю тяжесть грехов этого человека, всю тяжесть духовной и физической брани, в которой находится он, священник берёт на себя.

По милосердию к нам и беспримерному мужеству многие духовники благословляют чад на причастие, как истинные врачи на опаснейшую операцию, без которой больной умрёт. Только, в отличие от врачей, эти духовники готовы перенести всю боль и опасность положения вместо больного.

Так, один знакомый мне священник много лет делает, как он считает, совсем незначительное дело («подрабатываю», с усмешкой говорит батюшка): раз в неделю он исповедывает, соборует и причащает стариков в больнице, не отказывая никому, хотя и не без строгости. Воля случая занесла меня в эту больницу на несколько месяцев, и я столкнулась с его чадами довольно близко. Боже мой! Люди со всей республики, никогда не ходившие в храм, не осознающие или не осознававшие своих грехов, даже и слова «грех» не знавшие, крайне тяжёлые и сварливые в общении, из-за своего характера часто покинутые близкими. А к батюшке идут сами, от таинств не отказываются. Батюшка всё время «подработки» своей сильно болеет. Ещё бы, такие «камни» на себе таскает – те, что слетали с душ его исповедников, никогда не задумывавшихся о своих отношениях с Богом и близкими. Как-то сказала я ему про эти «камни», а батюшка даже руками на меня замахал: «Не выдумывай, какие камни, меня Бог поставил, вот и служу, какой с меня спрос!»

Потом и у меня в жизни было жестокое нападение бесовское, так что я никак не могла подготовиться к причастию, и батюшка в конце концов сказал: «Благословляю причаститься без подготовки, только с исповедью». Но я уже знала тогда, что весь ужас моего обстояния падёт на батюшкины плечи, и ведь не только на его, а и на плечи супруги и детей. Тогда я взмолилась, чтобы Господь привёл меня в Лавру к преподобному Сергию и дал дожить до причастия. И Господь дал. Именно готовность батюшки положить часть своей жизни и здоровья за меня, грешную, и даровала мне силы доехать до Лавры, преданным учеником которой батюшка был и остаётся всю жизнь. А там, по молитвам Радонежских святых, вернулся ко мне и пост. Что же, Татьяна, вы осмелитесь осудить и такого отца?

Так что и епископу Егорьевскому Марку я низко кланяюсь за пастырское его милосердие и снисхождение. Не сам он решил допускать до причастия в паломничестве непостившихся, опять же есть благословлённая Церковью практика: в той же Псково-Печерской лавре духовники напутствовали чад в паломничестве причащаться в каждом храме и монастыре, где придётся побывать, только с обязательной исповедью и вычитыванием правила. Ведь нахождение в пути, в паломничестве или, как на Руси прежде говорили, странничество, само по себе уже состояние подвижничества.

О том, что можно и чего нельзя женщине в состоянии нечистоты, Церковь тоже имеет не единственную позицию. Я неоднократно в монастырях встречалась с тем, что очень уважаемые и многоопытные духовники разрешали женщинам в эти дни обливаться водой из освящённых источников. Именно обливаться, а не окунаться в купели. Разрешали потому, что болезни – и душевные, и физические – часто только усиливаются в эти дни (известно ведь, что самоубийства женщины чаще всего совершают в нечистоте) именно потому, что, по словам святых отцов, в эти дни Господь напоминает женщине о первородном грехе. По милосердию к нам, несчастным и слабым, Церковь в новозаветное время сильно ослабила запрещения нечистых дней. Многие богословски грамотные священники считают, что ограничения женщин вообще утратили силу – как Ветхозаветные после Воскресения Христова – и остаются более для смирения и назидания в послушании и скромности.

В женских монастырях монахини считают, что если женщина на тот или иной большой праздник церковный оказалась нечиста, то это попущение за её грехи. По совести, я и сама часто убеждалась в справедливости этого мнения. Так как иногда, когда душа особенно просила милости Божией в какой-нибудь праздник, эти дни неведомым образом отодвигались и оказывалось возможным причаститься. И всё же природу в корне не отменишь, а далёкое паломничество большая часть наших соотечественниц действительно может совершить только раз в жизни. Поэтому мне понятно допущение, которое делает епископ Марк. И потом, даже получив благословение на причастие в нечистоте или прикосновение к святыням, каждая женщина испытывает своё сердце или свою совесть: кто-то воспользуется разрешением, а кто-то не дерзнёт, но пастырское милосердие в этом случае будет им вместо приобщения к святыням и в утешение. Блажен же тот, кто в простоте сердца совершает послушание священнику – что бы он ни сделал, всё ему во благо!

О взаимоотношениях Патриарха и Папы. Дорогая Татьяна, речь даже не о том, что нынешний наш Патриарх Алексий не лобызался ни с нынешним, ни с предыдущим папами. Дело в том, что во взаимоотношениях предстоятелей двух Церквей действует жёсткий этикет (порядок поведения), в котором взаимное лобзание означает мирные намерения – и не более того.

Заканчивая письмо, хотелось бы напомнить вам, Татьяна, духовный совет, или завет, схигумена Саввы – надо задумываться: а как бы поступить по любви? И вот это-то решение – по любви – и будет правильным.

Елена, 40 лет
г.Сыктывкар

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга