ДОБРОСЛОВ

ПОЗАБОТИМСЯ ОБ УШЕДШИХ

Письмо первое

Здравствуйте, батюшка Игнатий! У меня к вам есть один трудный вопрос. Но сначала представлюсь: Бондарева Надежда Владимировна, 58 лет, бывшая учительница русского языка и литературы.

В Воронежской области у меня есть хорошая знакомая, Людмила, ей 43 года. В октябре 2006 года в ДТП погибла её единственная дочь Елена, 22 лет. Парень, с которым она дружила, предложил прокатиться на машине, не справился с управлением – врезался в дерево. Елена – сразу насмерть, а он отделался ушибами и испугом. Как Людмила пережила это горе, описать словами невозможно. Она постарела сразу лет на двадцать, постоянно плачет и находится в депрессии. Смысла в жизни с тех пор она не видит, говорит, что и она сама «умерла вместе с Леночкой». И правда, живёт как бы во сне, старается быть чем-то занятой, чтобы не думать о Лене. Но не думать не может, плачет, плачет...

На Новый год и Рождество Люда нарядила маленькую ёлочку и унесла её на кладбище, к Леночке. Но кто-то украл с ёлочки игрушки... Комнату Лены она оклеила новыми обоями, любимого цвета дочери. А потом плакала, что Лена этого не увидит: «Кому всё это нужно?..» Вещи Лены завязала в узел, потом в полиэтиленовый пакет, чтобы сохранился запах... Слёзы и слёзы без конца.

Людмила – православная, но невоцерковлённая. Батюшка их церкви на неё за что-то накричал, и теперь она его боится. За помощью или советом к нему с тех пор не может себя заставить пойти. Уныние, апатия – вот что я чувствую в её письмах, и это постоянное её самочувствие. Живёт как бы через силу. Она нуждается в поддержке и совете именно батюшки, поэтому я вам и пишу. Мне она пишет часто и подробно. Пытаюсь её утешать и с православной, и просто с человеческой точки зрения. Но этого мало: временно воспрянет духом – и опять... Мне Людмилу очень жаль, надо что-то делать, это же немыслимо.

Очень вас прошу, батюшка, помогите ей выйти из этого состояния.

С уважением – Надежда Владимировна
п.Мостовской Краснодарского края

Письмо второе

Вот у меня такие есть вопросы. Правильно ли я молюсь? Например, о сыне Александре молюсь св.Александру Невскому: «Моли Бога об Александре, святый угодниче Александре, усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе его». И ещё от себя добавляю: «Святой Александр Невский, праведный князь, помоги сыну Александру хорошо работать, вино не пить, дружно жить с Людмилой и с начальством и меня не обижать». Вот это, наверно, не надо добавлять, а то получается, я как язычница. Но привыкла и всё так и молюсь. А у меня их 11 человек – два сына, три снохи, да внуки, да правнуки, за всех так и молюсь.

А вот главный вопрос, который и подтолкнул меня написать вам. Соседка Нина померла, ей 83 года. Спрашиваю у дочери её: «Вы её отпели? Годовое поминание, сорокоуст заказали?» «Нет», – говорят. «А крестик надели ей?» – «Тоже нет». – «Она хоть крещёная была?» – «Не знаем». Потом у родственников узнали, кажется, крещёная. Позвали на 40-й день. Конечно, они не знают, как поминать. Поминали как при советской власти, вином. Когда я пошла от них, сказала: «Молитесь за мать, вы родственники, помогите ей. Сейчас она знает, что Бог есть, рай есть и ад, всё ей показали, а молиться она за себя не может». Они спрашивают: «А как молиться – в церкви?» «Если крещена, – говорю, – то в церкви можно, и обязательно дома». А вот мне-то можно ли её поминать? Это мне надо знать. Простите за беспокойство.

Р.Б.Фаина
г.Котлас Архангельской обл.

* * *

Игумен Игнатий (Бакаев):

Известны случаи, когда не только люди, но и животные не переносили разлуки с хозяевами, умирали от тоски на их могилах. Эта печаль естественна, иногда её даже сознательно усиливают с помощью плакальщиц, духовых оркестров, нагоняющих скорбь на всю округу. У христиан не так. При отпеве усопших читаются наставления апостола Павла к тем, кто потерял своих близких: «Братие, да не скорбите яко же и прочие, не имущие упования. Аще бо веруем, яко Иисус умре и воскресе, тако и Бог умершия о Иисусе приведет с Ним... и мертвые о Христе воскреснут... и тако всегда с Господом будем».

Людмиле необходимо немедленно бежать в церковь, искать Господа, молиться за себя и за дочь, во Христе найти силы смириться со случившимся и обрести покой. Всё иное приведёт к худшей беде: может толкнуть к бесообщению. О подобном писала газета «Вера» в 1999 году в статье Шёпот ада (№ 328). Там рассказано о том, как мать, потерявшая дочь, более двух десятков лет терзаема бесами. Не дай Бог ещё кому повторить это. Людмила молода. Впереди у неё много времени. И, дай Бог, будет ещё в её жизни место для духовной радости. Хорошо бы ей пожить в женском монастыре, чтобы успокоиться. Может быть, подумать и о монашестве.

Не нужно думать, будто смерть ближнего – Божие наказание или что Он оставляет людей. Не Бог наказывает, люди сами наказывают себя. Сами себя отлучают от Бога своими поступками, недоверием Церкви, от которой отпадают, не в силах преодолеть гордыни или неловкости: «Что люди скажут?» И этим лишают себя утешения, предают себя анафеме. Сейчас много страшного происходит: молодые люди спиваются и гибнут, накладывают на себя руки, а родители, бабушки ропщут на Бога: «За что наказуешь?»

Это несправедливо. Мы сами разрушаем покров Божий над собой. Десятилетиями живём как хотим, делаем что хотим, Бога не помним, а потом начинаем выдвигать Ему претензии. По-другому нужно вести себя. Сказать Ему: «Мы всё испортили, помоги нам, вразуми нас, научи, как погибшим детям помочь». С помощью Божией мы в силах это делать. Известны в истории Церкви случаи, когда из ада родных выручали. Со смертью всё не заканчивается. Для многих только начинается, заставляет пробудиться от духовной смерти.

Случилась трагедия. Как пережить? Если бы Людмила ходила в церковь, то проводила бы дочку как положено в лучший мир. Даты – девять дней, сорок, годовщина – напоминают нам, где сейчас находится близкий и что он не мёртв – у Бога нет смерти, – что мы по-прежнему нужны ему, своими молитвами помогая взойти ко Господу. Когда люди православные друг за друга молятся, они не расстаются. Моей мамы нет в живых уже двадцать лет, но два раза в день я её поминаю, и нет чувства безнадёжности, есть ожидание встречи.

Нужно с надеждой идти к этой встрече, но для неверующего это невозможно. Он лицом обращён к прошлому, спиной обращён к будущему, пятится и падает. Для него всё позади, невосполнимо, но разве может Людмила своим отчаянием помочь дочери? Зачем её дочери там, за порогом смерти, отчаяние матери? Разве так должно заботиться о ребёнке? Ему молитва нужна, духовная поддержка. Ушедший в посмертной участи сам изменить ничего уже не в силах, но мы, живые, в силах ему помочь. И должны деятельно, преисполненные доверия к Богу к этому стремиться. Пока наши ближние были живы, они сами могли устраивать свою судьбу, а после смерти они нуждаются в нас больше, чем когда-либо.

Но как плохо мы умеем заботиться о ближних. Недавно общался с матерью, у которой сын оказался в психиатрической клинике. Она его любит, пытается понять, в чём провинилась, что сделала не так. Но этого мало, потому что память о прошлом, покаяние нужны для исправления. Терзая себя, наказывая, ничего не искупить. А эта женщина мучит себя, но что делать дальше – на втором месте. Никак не может успокоиться, пытается врача поменять, думает, где лекарства получше найти, как бы разыскать такого старца, который вмиг всё поправит. А подлинного упования на Бога как не было, так и нет. Нет понимания, что нужно возложить на Господа печали свои, довериться Ему и тихо, без неумеренной растраты сил вместе со Христом всё поправить. Пока будем надеяться на себя, этого не произойдёт. Надеясь на себя, можно оказаться в сумасшедшем доме, но выйти из него можно, лишь во всем надеясь на Бога.

Если Людмила не находит в себе сил подойти к тому священнику, который, как ей показалось, оттолкнул её, нужно найти другого батюшку, выплакаться, выговориться. Одно скажу твёрдо: утешение она сможет найти только в Церкви. Господь утешит. Как это произойдёт, я не знаю – Бог знает, но случится обязательно. Ей нужно помнить, что она не первая мать, оказавшаяся в таком положении. На глазах у Божией Матери несколько часов убивали Её любимого, Её единственного Сына. Ни за что убили, пронзив Ей сердце. А обернулось это радостью для всего мира. И всем, потерявшим детей, внуков, к Ней, Царице Небесной, нужно прибегать за помощью, Она как Мать поймёт это горе, умолит Бога помочь.

Вот что я хотел бы сказать Людмиле. Теперь отвечу Фаине. Молится она правильно, можно и своими словами, если скромно это делать, не просить для родных невесть что – то, что им неполезно. Не нужно просить богатства, успехов мирских, Господь знает, что им дать, а от чего уберечь. У Фаины же молитва хорошая, пусть и дальше её читает. Но не пренебрегает пусть и молитвами каноническими, они святыми составлены – людьми, свободными от страстей, имевшими трезвый взгляд на жизнь. И когда мы их молитвы читаем, то настраиваем душу на тот же лад, что был у святых.

Соседку Нину поминать Фаине не только можно, но и нужно. Мы все братья и сёстры во Христе, родные люди, просто не хотим об этом помнить. Нужно молиться за соседей после их смерти, помогать, пока они живы. Сам по себе никто не спасается, только милостью Божией и молитвами друг за друга.

 

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга