КНИЖНАЯ ПОЛКА ЧУДО И ЧУДОМАНИЯ «О чем говорит увеличившееся количество чудес? Все ли они от Бога? Как не поддаться духовным галлюцинациям, не прельститься видениями, которые, вопреки предостережению святых отцов, сейчас стали популярны среди части церковного народа?» – такими вопросами задаются составители недавно вышедшей из печати книги «Чудеса истинные и ложные» и пытаются ответить на них. Эта объёмистая книга (ок. 700 страниц) – итог работы экспертной группы по описанию чудесных событий в РПЦ при Синодальной богословской комиссии, которую возглавляет профессор П.В.Флоренский. Почти с самого начала (с 2000 г.) довелось мне наблюдать, как работает группа, и даже посильно участвовать в этой работе – в её сборники были включены описания чудотворений из нашей газеты «Вера». В ту пору всё казалось простым: собрать как можно больше необычных фактов и исследовать самые яркие из них. Но прошло время, и стало очевидным: «собрать чудеса» – полдела, нужно ещё научиться... защититься от них. Так что не случайно более половины книги отведено развенчиванию нашумевших «чудесных событий». В их числе так называемое явление убиенного инока Ферапонта тульским паломникам в Оптиной пустыни, «чудеса» от псевдоиконы «Воскрешающая Русь», странные события в квартире В.М.Жучковой в военном городке Клин-9 и др. Даётся оценка сомнительным, хотя и ставшим популярными в православной среде, изданиям («Пасхальная память», «Дорога к старцу» и др.). Авторитетные священники-богословы дают на страницах книги советы по «технике духовной безопасности», показывают истоки современной чудомании. Надо сказать, наша газета «вживую» столкнулась с этой ситуацией уже много лет назад. С одной стороны, мы рассказывали о чудесных случаях, которые должны бы радовать и укреплять в вере православных людей, а с другой – приходилось постоянно остерегать читателей от излишнего доверия к иным «явлениям». Иногда сталкивались с явным непониманием. О той же «Воскрешающей Руси» мы написали одними из первых, усмотрев в ней рерихистские мотивы (Крестики на покрове, «Вера», №434), и тут же пришла возмущённая читательница, мол, чего вы Царицу Небесную хулите. Лишь позже стало известно, что Ольга Павленко, которой было видение «Воскрешающей Руси», – практикующий экстрасенс, прежде кощунствовавшая над иконами Божией Матери. Свои оккультные видения она как бы упрятала в православную упаковку. «Уберите с этой иконы изображения Ангелов, преподобного Серафима Саровского, все другие признаки иконы. Что там останется? – задаётся вопросом секретарь комиссии по канонизации святых прот.Максим Максимов. – По сути, там останется изображение светящегося демонического явления в духе картин Рериха». А ведь сколько энергии было приложено, чтобы прославить этот псевдообраз в нашем народе! Многолюдные крестные ходы проводились, удалось даже «внедрить» его в Дивеевский монастырь – он стоял там в храме какое-то время. Откуда только что берётся... «Дело в том, что мы до сих пор переживаем последствия гонений от безбожной власти, – пишет в книге прот. Максим Максимов. – Почему время после гонений особо опасно? После них неизбежно начинаются сильные духовные искушения, появляется вакуум, который должен быть чем-то заполнен. И он заполняется. Из истории мы знаем, что, как только при императоре Константине прекратились гонения на христиан, широкой волной накатили ереси: арианство, несторианство, монофизитство. Казалось бы, ничто не мешало людям хранить верность Церкви, но стали возникать разделения и соблазны. И нынче тоже поражает всплеск мистических настроений...» Отчасти, как отмечает о.Максим, это объясняется духовным потребительством современных людей: «Не нужно работать над своей душой, очищая её от греха, – спасение обеспечит какой-нибудь “новый святой” или “новая икона”. Явится, скажем, какая-нибудь “Воительница” (или сомнительный образ Богоматери «Взбранной Воеводе» в кольчуге и богатырском шеломе – см. полемическую статью Чудо неизречённое в № 514 «Веры». – Ред.) – и спасёт Россию. Всё это накладывается на нездоровые эсхатологические настроения. Таким людям кажется, что они живут на коренном изломе христианской эпохи, бытия мира (этого каждому неофиту всегда хочется)...» А посему упиваются возможностью во всём этом поучаствовать, «изобличить “врагов Церкви”, вместо того чтобы молиться о единстве Церкви». Среди тех, кто дал интервью для книги, присутствует и профессор МДА А.И.Осипов. На последних Рождественских чтениях мне запомнилось его очень умное и эмоциональное выступление, в котором профессор превыше всего в православной жизни поставил дар рассуждения, без которого молитва обратится в гордыню, послушание – в рабство, пост и аскетизм – в изуверство. Действительно, без рассуждения никак не обойтись, но стоит ли его отрывать от других добродетелей? Ведь так можно превратить православную веру в безрелигиозную схоластику. И допустимо ли вот так, с порога, отвергать чудо, которым во все века христианства Господь укреплял нашу веру? Другое дело, что чудо следует принимать смиренно, со страхом Божьим, памятуя слова одного из святых отцов: «Лучше узреть в себе грех, нежели увидеть Ангела». Поскольку, как пишет профессор Осипов, «лжечудеса, как правило, происходят с теми, кто сам ищет чудес или внутренне считает себя достойным видеть и получать их, кто впал в самомнение (прелесть)». Точно так же можно относиться и к снам. Из житийной литературы мы знаем, что через сны Господь подавал знамения не только святым, но и простым мирянам, которые, между тем, воспринимали их трезво, даже критически. Например, юноше Герасиму Трифонову Божья Матерь являлась несколько раз, прежде чем он доверился видению и рассказал о нём епископу («Умирительница враждующих», «Вера», № 550). А ныне... Буквально на днях наш автор из Новосибирска В.Мельников посетовал в письме: «Переубедить наших прихожанок, которые носятся со своими снами, очень трудно. Делятся каждое утро, что кому приснилось, и ищут духовную подоплёку...» Св. отцы не раз отмечали, что через сны и чудесные видения демонам легче всего обольстить человека. Это подтверждает случай со Славиком Крашенинниковым, приведённый в книге «Чудеса истинные и ложные» (читайте на следующей странице). М.СИЗОВ На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга |