ДОБРОСЛОВ

КАК НАБРАТЬСЯ ВОЛИ?

Игумен Игнатий (Бакаев)

На исповеди недавно одна женщина покаялась: «Батюшка, нет сил выключить телевизор». Недоумеваю: «Что может быть проще, подошла да выключила». «Не могу, – говорит, – сериалы держат в плену, порабощают волю». Ещё один прихожанин признался, что не может понести епитимью, назначенную священником, – делать поклоны. А на каждой второй исповеди: «Нет сил встать на вечернюю молитву». Как набраться той воли, которая управляла бы нами, побеждала хотения и нехотения, наши греховные инстинкты?

Для этого Церковь и установила посты. Если человек говеет хотя бы по средам и пятницам, он сможет хоть в чём-то взять себя в руки, выключить телевизор, встать на молитву. А многодневные посты, особенно Великий пост, – это если и не полный университет воспитания благой воли, то один курс точно. Перед началом поста есть подготовительный период, когда все действия Церкви настраивают на покаянный лад, каждый христианин ищет, в чём провинился он перед Богом и Церковью, перед ближними и дальними, перед самим собой. Увеличивается число поклонов, а за три дня до начала говения мы начинаем читать молитву Ефрема Сирина: «Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего». Здесь всё сказано: что надо делать, что делать нельзя. Когда молимся, совершаем земные и поясные поклоны, которых в суточном круге богослужения насчитывается 170.

Начинается пост с продолжительных служб. Более пяти часов они длятся по утрам, около двух часов вечером, с чтением Покаянного канона св.Андрея Критского. При этом мы поначалу отказываемся от варёной пищи, или вообще от любой, первые четыре-пять дней совершается особый подвиг. Всё это в сочетании с поклонами способствует духовному ободрению. И вот что замечательно: народу в храме не становится меньше, наоборот, приток усиливается. Ведь хотя каждый поклон требует усилий, но наполняет радостью, что мы в силах, оказывается, пусть иногда, пусть поддерживаемые братьями и сёстрами, овладевать собой.

Но, увы, даже те, у кого воля пробуждается после расслабления, вдруг обнаруживают, что физически не способны выстоять службу. Каюсь, у меня самого дела со здоровьем некоторое время назад оказались запущены дальше некуда. Вся моя сознательная жизнь в христианстве была много лет подчинена вопросам души, а интересы тела игнорировались, даже поесть забывал, не говоря о чём-то ещё. Чтобы не быть рабом плоти, я старался забыть про неё, и к чему же пришёл? Плоти стало так много, что она начала побеждать. Весу я набрал сто семнадцать килограммов, врачи диагностировали высокое артериальное давление, ишемию сердца, сахарный диабет и прочие неприятности. Перед постом прошёл комиссию в медицинском центре, узнал, какие лекарства мне требуются, но на всё не хватило денег. И слава Богу, что не хватило.

Стал «бегать» на лыжах. Беру в кавычки слово «бегать», потому что с моим весом на бег это мало похоже. С другой стороны, и слово «ходить» не подходит, я старался всё-таки так быстро двигаться, как мог. На спуске читаю: «Господи, помоги!», чтобы не упасть. И на подъёме: «Господи, помоги!» А на ровном месте Иисусову молитву, как во время крестного хода. Трудно было, особенно поначалу. И в сознании всё крутилась мысль: «Может, не дело игумену на лыжах “носиться”». Правда, и на лыжне я не оторван от дел. Со мной телефон, и приходится отвечать на звонки прихожан и служителей нашего храма. Редкий круг обходится без этого. Потом приходит новая мысль: «А хорошо бы побольше христиан встало на лыжи, занялось физкультурой». Нам не хватает физических нагрузок, мы дряхлеем, жалко бывает смотреть на людей.

Вот у католиков есть такая уверенность, закреплённая в их катехизисах, что главное – это умерщвление плоти, высвобождение духа. А святой Григорий Палама учил, что убивать плоть вовсе и не нужно, она – дар Божий, за который нужно благодарить, но и смирять, конечно, владеть ею, как и всяким даром. А когда мы пренебрегаем ею, умерщвляем, то теряем над телом власть. Кто-то может посмеяться: как это – христианин и физкультура. У святых отцов ни о какой физкультуре речи не идёт, и на лыжах монахи древности не ходили. Но у них другое было – труд. Труд и молитва – вот на чём держалось монашество, причём труд был нелёгкий, тело никогда не было в небрежении.

А у нас даже если крепко захочешь, возможностей для здоровой, физической работы на свежем воздухе стало намного меньше. Многие из моих прихожан годами корпят за столами, у них, что называется, сидячий образ жизни. Да и у тех, кто вертит баранку или слесарничает, нагрузки распределены очень неравномерно. Труд стал слишком специализированным. И вот уже сформировался такой странный образ православного человека: склонена на бок головушка, личико бледненькое, тело – хилое. Но таковы ли были иноки Ослябя и Пересвет, отправленные преподобным Сергием Радонежским на Куликово поле? Далеко бы уехали с таким отношением к себе русский крестьянин, воин? Значит, нужно чем-то восполнять. Помню, смотрел фильм «Послушник». Дело происходит в Сибири, и, кажется, тобольский архиерей играет с монахами в футбол. Бегают черноризцы по заснеженному полю, гоняют мяч. Но не развлекаются, а укрепляют себя. Но как редко встречается такое отношение...

Прервалась традиция. Мы – нынешние православные – пришли в Церковь почти одновременно и начали убеждать друг друга, что довольно молитвы, чтения. И началась физическая деградация, не ведомая нашим предкам-христианам. Вспоминаю одну женщину: она была полноватой, обессиленной, но взялась поститься так, как будто всю жизнь коромысла с полными вёдрами носила, рубила дрова, скирдовала сено. Накануне Пасхи её увезли в больницу с прободной язвой, там она и всю Светлую седмицу провела, и едва ли не Троицу там же встретила. Пост, дорогие мои, он не для уничтожения тела установлен, борьба наша не против плоти, а против духов тьмы. Пост учит нас владеть душой и телом, но, чтобы воля пришла в действие, нужны и кое-какие силы.

...Так вот, я сказал, что на лекарства денег не хватило. Но они и не понадобились. После нагрузок на лыжной трассе и недели поста сбросил пять килограммов, артериальное давление снизилось до нормы, сахар в крови тоже начал к ней приближаться. Прости, Господи, что до сих пор пренебрегал телом, которое дано мне Тобой для спасения моей бессмертной души. Слава Тебе, Боже, слава Тебе!



назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга