ПАЛОМНИЧЕСТВО

СИБИРСКАЯ ЛАВРА

42 метра до купола

День сменился ночью, снова наступил день, и снова сгустилась ночь, а мы все ехали и ехали. Старинный Сибирский тракт всё не кончался. Поздно вечером наш автобус пересёк границу Европы с Азией, где установлен памятный знак, и паломники один за другим стали отходить ко сну – вторая ночь в пути.

Вдруг – общая побудка. Сорок зевающих путников высыпают на улицу около огромной крепостной стены, не успевая сообразить, куда же их привезли. Если это монастырь, то почему такой огромный? Какой-то невероятный, воистину сибирский размер. Дальше – больше: монах-проводник ведёт нас по внутренней территории мимо фантастических размеров, кажущихся гигантскими в ночи храмов, а дорога до братского корпуса, похоже, никогда не закончится. «Это что, всё монастырь?» – спрашиваю у монаха. «Да, это всё монастырская территория, всего 39 гектаров». «Сколько, сколько?» Перевожу на километры, получается, что длина стены, если это правильный четырёхугольник, должна быть около четырёх километров. Мы – в Свято-Николаевском мужском монастыре крохотного уральского городка Верхотурье.

* * *

На следующий день, увидев строения монастыря в дневном свете, мы убедились, что они действительно уникальны по своим размерам. Крестовоздвиженский собор считается третьим по величине в России – после Храма Христа Спасителя и Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.


Свято-Никольский монастырь. Главные врата

Когда после радостной пасхальной службы вместе с монашествующими, которых сейчас в обители насчитывается около 70 человек, мы пошли крестным ходом вокруг собора, то с остановками на всех четырёх сторонах он занял около часа времени. И не только потому, что батюшки служат с великим тщанием и прилежанием, но и просто потому, что расстояние нужно было пройти большое. Иеромонахи то и дело обращались к верующим с пасхальным приветствием, окропляли всех святой водой. Улыбки, пасхальная радость не сходили с лиц. Глядя на такие огромные величественные храмы, взметнувшиеся высоко в поднебесье, я думаю, каждый в этот момент ощущал настоящее торжество православия.

Зайдя внутрь собора, мы застыли в изумлении у самой двери. И неизвестно, что больше поразило: то ли совершенно невообразимые размеры храма, то ли ослепительная красота иконостаса, отражающегося в мраморных сверкающих полах. «Проходите, проходите вперёд», – говорит о.Евстратий. Несколько смущённые всем этим благолепием, мы выходим на середину, под главный купол. «Высота собора от пола до купола 42 метра, – слышим голос экскурсовода. – Может быть, споём пасхальный тропарь?» Батюшка запевает, мы подхватываем, мощное эхо разносится по всему собору.

– Слышите, какая удивительная акустика? В 2003 году здесь проходил фестиваль церковных песнопений. Когда дети выступали, у многих на глазах слёзы наворачивались.

Главная монастырская святыня – мощи святого праведного Симеона Верхотурского, почитающегося покровителем всей Сибири. Не счесть чудес, которые совершились от цельбоносных мощей этого угодника Божия с момента их обретения в XVII веке. А ведь когда в 1692 году земля сама вытолкнула на поверхность гроб с нетленными мощами праведника, никто даже не знал его имени: кто он такой? что был за человек? чем занимался?

Благоухающие мощи


Барельеф с изображением прав. Симеона Верхотурского
на Никольской часовне

Перед ракой с мощами праведного Симеона стоит большая икона святого. Вначале все мы прикладываемся к иконе, а потом мощи нам открывают полностью. Это не вполне обычное явление, во всяком случае, последующим группам мощи не открыли. Я прикладываюсь к открытой главе праведника и не могу поверить: из раки идёт такое сильное благоухание, какого я не ощущал ещё ни от одних мощей, хотя и объездил уже немало святых обителей.

– Вы их чем-то помазываете, что они так благоухают? – спрашиваю у монахов без всякой задней мысли.

– Ничем, это они сами, – простодушно отвечают насельники.

Мощи праведного Симеона были обретены в селе Меркушино, расположенном в 60 километрах от Верхотурья. На том месте сейчас стоит храм прав. Симеона (нам предстояло ещё в нём побывать), а под его алтарём на месте гробницы сделан склеп, где оборудован колодчик со святой водой. Этот ключик забил сразу же после явления мощей. Господь прославил нового угодника Божия такими удивительными чудесами, что вскоре он уже официально был канонизирован Церковью. По тем временам случай неординарный. Через три года после явления мощей они были освидетельствованы митрополитом Тобольским Игнатием. «Это точно новый святой, – сказал он, – как Алексий или Иона, митрополиты Российские, или чудотворец Сергий Радонежский, поелику такого же, как и эти святые чудотворцы, сподобился от Бога нетления!»

Лишь один из старожилов села, семидесятилетний старик Афанасий, вспомнил, что это был за человек, похороненный здесь 50 лет назад. Им оказался обыкновенный портной, который не имел своего дома. Он обшивал крестьян, ночуя и питаясь у своих заказчиков. Был прилежным христианином, постоянно ходил в храм, много молился и постился. И умер в 35-летнем возрасте от болезни живота при чрезмерном усердии в посте. Но как звали этого портного, никто не знал. Тогда митрополит Игнатий предложил собравшемуся народу усердно молить Господа, чтобы Он открыл имя новоявленного праведника. После этого митрополит отправился в Верхотурье. В 7 километрах от Меркушино его сморил сон, в котором владыка увидел, что перед ним стоит множество людей и все рассуждают об имени святого. Вдруг из толпы стали слышны голоса: «Симеоном зовут его! Симеоном зови его!» От этих слов владыка Игнатий сразу же проснулся. Подобные сны с указанием имени праведника были ещё нескольким людям, в том числе и отцу настоятелю меркушинской церкви о.Иоанну. Так Господь указал на имя нового угодника Божия.

«Брат Симеоне, давай отдохнём!»

Через десять лет мощи праведного Симеона крестным ходом при большом стечении народа перенесли из села Меркушино в Свято-Николаевский монастырь Верхотурья, города, считавшегося по тем временам столицей всего Урала. Все 60 километров за крестным ходом полз на руках блаженный Косма. С детства он был хромым, но мог ходить своими ногами. Кажущимся безумным поступком он прославил нового угодника Божия, а после кончины и сам был прославлен Церковью в лике святых. Когда он уставал, то мысленно молился угоднику: «Брат Симеоне, давай отдохнём!» – и гроб с мощами праведного Симеона делался таким тяжёлым, что никто не мог его сдвинуть с места. Три раза отдыхал блаженный Косма, и на месте этих остановок в память об удивительных случаях позже были воздвигнуты часовни. Так же, как и из могилы праведного Симеона, в том месте, где был похоронен блаженный Косма, стал истекать родничок со святой водой, и там построили небольшой храм. Он и доныне стоит в Верхотурье возле городского кафедрального собора Живоначальной Троицы, расположенного вблизи Николаевского монастыря на высоком холме. Вместе с колокольней и подворьем, обнесённым каменной оградой, этот комплекс храмовых строений смотрится как отдельный монастырь...

«Первый каменный храм в обители в честь Николая Чудотворца был заложен по указу Петра I в 1712 году. Монастырь основан игуменом Ионой ещё в 1605 году при Борисе Феодоровиче Годунове, – продолжает экскурсию отец Евстратий, – который снабдил новую обитель церковной утварью и назначил Ионе от местного воеводы жалованье в 6 тысяч рублей в год. Это был первый монастырь, основанный в Сибири.

К 1916 году братии здесь собралось около 200 человек. Это был один из крупнейших монастырей в России. Архимандрит Ксенофонт обращался в Синод, чтобы Николаевскому монастырю присвоили статус лавры. Но революция не дала этому совершиться.

После его закрытия, в 1926 году, в нём была размещена детская колония для малолетних преступников. Может быть, благодаря этому многие храмовые постройки сохранились до наших дней. В самом соборе был склад. Прямо сюда машины заезжали, здесь шифер, песок, цемент разгружали. После войны в соборе хотели сделать кинотеатр, перегородили его огромной стеной, которую потом при восстановлении долго не могли сломать.

Когда в 1989 году колонию упразднили, а монастырь передали Церкви, здесь царили разруха и запустение. На монастырских вратах была надпись: “Третий Коммунистический Интернационал подписал смертный приговор капиталу всего мира”. В подвалах Крестовоздвиженского собора стояла вода».

Иеромонаху Тихону – первому игумену монастыря – пришлось приглашать специалистов, чтобы сделать дренаж, воду из храма выкачали. Полтора года назад сюда провели газ, установили газовую котельную, и сейчас сам собор нужно сушить в течение пяти лет при температуре 24 градуса, чтобы в нём можно было сделать росписи.


Отец Евстратий Чернышёв рассказывает о монастыре

В Преображенском соборе отец Евстратий (Чернышёв) открыл нам для поклонения мощи игумена Арефы, обретённые в 1990 году вместе с мощами старца Илии на разрушенном монастырском кладбище под действующей автомобильной трассой на глубине пяти метров. Они находились под слоем щебня, асфальта и производственного мусора в специальных склепах, доверху наполненных водой. Благоухающие мощи старца Илии сейчас находятся в Никольской часовне, построенной на месте разрушенного в 30-х годах Никольского храма. А вот мощи праведного Симеона, как и до революции, почивают в Крестовоздвиженском соборе.

После закрытия Никольского монастыря мощи праведного Симеона были выставлены на поругание в антирелигиозном музее Ипатьевского дома, где находились в заточении и были расстреляны Царские мученики. «Сохранил их в безбожное советское время директор краеведческого музея в Нижнем Тагиле Словцов, – рассказывает нам отец Евстратий. – Он сделал коробку, положил туда мощи Симеона Верхотурского, написал номер и отправил их в запасники Екатеринбургского музея. Кто знает, что это такое? – простой номер, и всё. Умнейший был человек, сын священника, закончил гимназию, потом семинарию, затем физико-математическую академию в Санкт-Петербурге. За это он жестоко поплатился. В 1935 году его расстреляли. Но благодаря ему главная монастырская святыня сохранилась до наших дней».

Исцеления

– Ещё в детстве от мощей праведного Симеона исцелился от двух болезней Григорий Ефимович Распутин, – поведал нам отец Евстратий. – С семи лет он учился в церковно-приходской школе при Свято-Николаевском монастыре, проживал в детском общежитии, находясь на полном монастырском пансионе. Монастырь занимался обширной благотворительностью, и дети бедных крестьян обучались здесь бесплатно. Вера Григория Распутина в заступничество праведного Симеона была такой сильной, что когда, будучи взрослым, он встретился с духовником Царской Семьи владыкой Феофаном, то сказал ему, что если здесь, в Верхотурье, поживёт царевич Алексей, то наверняка исцелится от мучившей его гемофилии – болезни, которая и сейчас считается трудноизлечимой.

– И от каких же болезней исцелился Распутин? – интересуюсь у отца Евстратия.

– От бессонницы, и ещё… даже не знаю, как это сказать по-научному, – смущается отец Евстратий, – в общем, он мочился в постель.

Связь у Свято-Николаевского монастыря с Романовыми, как оказалось, не исчерпывается только этими примечательными фактами.

«Вот здесь у нас есть Евангелие, которое было прислано в 1613 году первым царём династии Романовых Михаилом Феодоровичем, когда тот ещё находился в Ипатьевском монастыре в Костроме со своей матерью и ему было всего 16 лет, – показывает на старинное Евангелие в музейной экспозиции о.Евстратий. – Один из последних настоятелей – Арефа, ныне канонизированный в лике святых, – решил построить на 300-летие Дома Романовых величественный храм, но самому ему воплотить эти планы в жизнь не удалось. В 1904 году Арефа умер. Но уже через год после его смерти происходит закладка величественного Крестовоздвиженского собора. К 300-летию Дома Романовых этот собор был полностью построен и освящён. Ожидали приезда Царской Семьи. Специально для них рядом с монастырём построили дом с домашней церковью. Но они так и не приехали. Вместо себя прислали представителя Дома Романовых – полковника Ломана. Зато в этом доме в 1914 году остановилась сестра императрицы – Великая княгиня Елизавета Феодоровна. Правда, ночевать в нём не осталась, а пошла в женский Свято-Покровский монастырь, который был расположен в километре от мужского.

В 1915 году, когда Николай II находился в Тифлисе, царский духовник владыка Феофан привёз ему в благословение от нашего монастыря иконку Симеона Праведного. Вот вы видите телеграмму от царя: “Сегодня получил благословение вашей святой обители: образ святого праведного Симеона Верхотурского Чудотворца. Примите мою сердечную благодарность за столь дорогое для меня благословение. Николай”.

Наш Свято-Николаевский монастырь назван в честь небесного покровителя Николая II святителя Николая Чудотворца. Ещё и поэтому Государь питал к нашей обители особое уважение, приглашал настоятеля монастыря архимандрита Ксенофонта в Царское Село, где вместе с царицей беседовал с ним, постоянно переписывался с монастырём».

Исцелений от мощей прав. Симеона и сейчас происходит много. Отец Евстратий рассказал нам о чуде, которое произошло совсем недавно, – у 33-летней женщины, не имевшей детей, после молитвы у мощей праведного Симеона родилась дочь. О другом чуде нам поведала монахиня Кира, подвизающаяся на послушаниях в монастыре. Однажды она обожглась кипятком и вся рука покрылась волдырями. Не мешкая зашла матушка в келью и со слезами помолилась праведному Симеону. Боль прошла тут же. А затем ещё через полтора часа, на службе, она взглянула на руку и увидела, что та абсолютно чистая – никаких волдырей.

Рассказали нам и о других монастырских святынях и достопримечательностях. Их много. Около одной из них – нетленных мощей святого Илии – несёт послушание наш земляк из Воркуты, бывший шахтёр, а сейчас монах о.Николай.

Сиротство

В музее Свято-Николаевского монастыря к 90-летию со дня гибели Царской Семьи планируется открыть выставку. С директором музея Раисой Николаевной Огарковой, занимающейся подготовкой этой выставки, я, улучив свободную минуту, поговорил. Оказывается, она работала в стенах монастыря ещё тогда, когда здесь находилась детская колония, – преподавала в тюремной школе.

– И как много здесь было человек? – спрашиваю Раису Николаевну.


Директор монастырского музея Раиса Николаевна Огаркова

– Когда я приехала, до полутора тысяч. Подростки от 14 до 18 лет, сроки разные, от года до десяти. Были и 20-летние переростки, сотрудники специально оставляли их, потому что у ребят должны быть вожаки, которые были бы ближе к ним.

– Трудно было преподавать в такой необычной школе?

– Трудно было только в первое время, когда я ещё совсем девчонкой приехала по распределению института. Вот уже 42 года, как я живу здесь. Вначале было чувство страха, а потом я поняла, что если к любому человеку, пусть даже преступнику, подходить с добром, то и он ответит добром. С учениками у меня установились доверительные отношения. У многих из них судьба так сложилась, что сюда, в колонию, привела единственная дорожка: дети из пьяных семей, они и сами с детства начали пить. «Как же это случилось?» – спрашиваешь у такого. «Да я, – говорит он, – Раиса Николаевна, и не помню, чего было-то. Напился на вечеринке, а очнулся уже в милиции». Правда, и здесь бунты случались, при мне три бунта были со смертями.

– А как вы оказались в монастырском музее?

– Когда отец Тихон пригласил меня из городского краеведческого музея создавать монастырский музей, я сказала ему: «Отец Тихон, я ведь неверующая, некрещёная». «Ну и что, все раньше неверующие были». – «Так я ведь немолодая уже, трудно мне поменять своё мировоззрение». – «Ну, посмотрим». И вот, видимо, батюшка за меня сильно молился – я сама захотела покреститься и потихоньку стала приходить к православию.

– Я смотрю, в экспозиции музея есть ваши фотографии с современными представителями Дома Романовых. Они приезжали сюда?

– Куликовская-Романова была дважды, Лидия Георгиевна, Мария Владимировна, Георгий тоже дважды. Для всех я проводила экскурсии, разговаривала с ними, как говорят, по душам. Они люди высокой культуры, поэтому очень простые, доступные, в отличие от наших чиновников. Никакого высокомерия, никакой надменности. Я даже Георгия в щёчку чмокнула по случаю его 17-летия.

– Сейчас появились люди, которые хотели бы возродить в России монархию с представителями династии Романовых во главе. Как вы лично к этому относитесь?

– Таких людей немного. Нынешних Романовых не признаёт гораздо больше людей, в том числе и церковных. До сих пор и про Николая Второго, и про Распутина много такого говорят, чего и в помине не было. Хотя уже доступна на эту тему другая, более объективная литература. А у нас люди по-прежнему напичканы сведениями, почерпнутыми из советских школьных учебников, где монархия расписывалась только чёрными красками. Правда, появилась и литература с обратным, можно сказать, знаком – тоже пропагандистская, но только там всё расписывается в розовом свете. К ней я отношусь неоднозначно, не всему доверяю. Что же до представителей Дома Романовых, которые ездят по стране и убеждают всех в том, что для России необходима единая самодержавная власть, – в этом нет ничего плохого. По-моему, для самодержавия время ещё не пришло. Но, наверное, сильной Россия может быть только при сильной власти. Когда один тянет в одну сторону, а другой – в другую, ничего хорошего не получится. У самодержавия в России хотя бы корни есть. А какие корни у наших нынешних хозяев жизни, всех этих «прихватизаторов»? Да никаких. Как вообще можно приватизировать народное достояние – все эти богатства природные? Мы знаем, что царь как хозяин земли Русской такого не позволял и сам не делал. Царские дети бриллиантов не носили, жили достаточно скромно.

Меркушино

Из Верхотурья мы отправились в село Меркушино, где, как я уже упоминал, находится место подвигов и обретения мощей праведного Симеона. Храм на этом месте стоит на высоком берегу реки Туры, на живописной излуке. Потрясающий вид на него открывается задолго до подъезда к селу.


Храм Архистратига Михаила в с.Меркушино

В наше время храм Архангела Михаила, в котором молился святой Симеон и возле которого был погребён, полностью восстановлен усилиями монахинь екатеринбургского Ново-Тихвинского женского монастыря. И какой это храм! Весь в золоте, мраморе и серебре – дух захватывает. Точнее, это два храма – Архангела Михаила и Праведного Симеона, соединённые общей каменной галереей. Освящены они совсем недавно – 11 августа 2004 года. Сёстры Ново-Тихвинского монастыря в то время, когда Царская Семья находилась в заточении в Ипатьевском доме, подкармливали узников и поддерживали духовно почти до самой кончины. Это удивительное почитание и преданность Царской Семье видны и в оформлении храма Праведного Симеона, построенного над могилой святого. В центре иконостаса на красном вместе со святым Симеоном стоит Царь-мученик Николай и рядом с ним – преподобный Серафим Саровский. Большая икона Царской Семьи, написанная самими сёстрами, занимает одну из храмовых стен.

Так что не только в Небесных селениях соединились эти великие угодники Божии, жившие в разное время и в разных местах.

После поездки в Меркушино мы возвратились в Верхотурье и на прощанье ещё раз приложились к главным монастырским святыням. Не только монастыри, но и весь город нам понравился. Чистый, ухоженный, без этих бесконечных забегаловок и маленьких магазинчиков с колониальным товаром, он оставляет впечатление настоящего русского города. Множество храмов. Под их непрекращающиеся пасхальные колокольные перезвоны, которые продолжались всю пасхальную седмицу, мы покидали древнюю столицу Урала.

Е.СУВОРОВ
Фото автора

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга