ВЕРТОГРАД

ПРИМИ И УТЕШЬ

Публикуем сегодня наставления иеросхимонаха Александра из Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле. Опубликованы они были в журнале «Русский инок» и адресованы духовным чадам, обращавшимся к батюшке за советами. Советы эти представляют интерес в первую очередь для монашествующих. Но, научая трезвомыслию, не лишены ценности и для мирян, подвизающихся на ниве духовной.

Вопрос: Батюшка, иногда после вечерни приходит какая-либо сестра, желает поговорить со мною о послушании или о какой скорби, принять её или отказать? Когда откажу, то скорблю, а если приму и поговорю, то после времени не нахожу прочитать правило. Что мне делать?

Ответ: Прими и утешь сестру, а когда не можешь совершить правило, то сядь и твори молитву Иисусову, сколько можешь, один час или полчаса, и вменится это вместо правила, а если откажешь, то отнимается благодать.

Вопрос: Когда я вижу какие-либо непорядки между сёстрами, то следует ли сказать начальнице ради пользы ближнего?

Ответ: Никак не говори: один раз, другой скажешь и обратится это в привычку. Хорошо покрывать немощи и грехи других, потому что тогда покроет Господь и наши недостатки. Но на всё надо иметь рассуждение. Если какую-нибудь сестру покроешь в надежде на исправление и увидишь, что она сама сознает себя и раскаивается в своих согрешениях, то это хорошо. А если она в горшее зло приходит, то надо объяснить начальнице; она властью своею её исправит, чтобы душа её не погибла; для того и учинена от Бога власть. За других отвечать пред Богом не будешь, всяк за себя ответ даст Богу. А ежели мы немощному поможем к восстанию или укреплению, то эта добродетель не маленькая; сказано: «Друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов» (Гал. 6, 2).

Вопрос ученика: Я иногда думаю отказаться от послушания, возложенного на меня властью. Держусь той мысли, что в безмолвии мне удобнее сосредоточиться и внимать себе. При настоящем же моём послушании я не нахожу времени, чтобы хорошенько собраться в себя. Чувствую нужду в неотложном приготовлении себя к будущей жизни; но условия моего теперешнего положения препятствуют тому: память Божия бежит от меня, о чём я сильно скорблю.

Ответ: Отказываться от послушания не всегда полезно. Достоверно ли ты знаешь, что в безмолвии ты легче сосредоточишься и больше будешь помнить Бога? Не обман ли это врага? Разве при настоящем твоём послушании нельзя постоянно помнить Бога, ходить пред Ним? Нет. Очень возможно. Св. Каллист Патриарх Константинопольский был поваром, стоял у печки и памятовал о Господе, просиял молитвою и вниманием. Патриарх Фотий был сенатором, но, несмотря на свои многосложные занятия, не давал своему уму развлекаться предметами посторонними, мысль его не отходила от Бога, и был он волею Божиею избран на патриарший престол. Советую и тебе пока отклонить от себя мысль о перемене своего положения. Время придёт – Сам Господь устроит о твоём положении, если Ему будет угодно.

Вопрос: Ведь если будем так молчать и никому не заявлять о своём положении, то кто же может понять нас, кому будут известны наши нужды и стремления?

Ответ: Опять скажу, что если будет угодно Богу, то и без всяких намеренных заявлений, усилий и ухищрений со стороны человека, люди, которым ведать надлежит, заметят его наклонности и способности и дадут соответственное ему служение и послушание. И это будет устроено и направлено волею и действием Самого Промыслителя. Положение же, данное по Его всеблагой, премудрой и всемогущей воле, конечно, будет прочно, не погрешительно и вполне целесообразно и благонадёжно.

Вопрос одного из братии: Занятый каким-либо послушанием, я иногда вкушаю пищу не в своё время, т.е. не с братиею в трапезной, а в своей келлии один, и не знаю, как поступать с остатками пищи: вылить куда-либо жалею, и думаю, не отдавать ли странникам.

Ответ: Когда я принимал странников, то никогда не был покоен, нарушая своё мирное монашеское устроение. Ибо странники много рассказывают новостей, расхваливают те и другие монастыри и заведённые там порядки, а чрез это смущают живущих на одном и том же месте. Но ведь там хорошо, где нас нет: куда мы ни пойдём, всюду понесём с собою свои нравы и свои страсти, обуревающие нас. Не советую тебе давать, а лучше оставшуюся пищу снеси в кухню. В монастыре мы своего ничего не имеем, а всё у нас монастырское и есть дар нам Божий. А то ты сделаешь на грош барыша (отдавши как милостыню странникам незначительные остатки пищи), а на пятак убытку (лишив себя чрез их празднословие необходимого каждому монаху довольства своим монастырём и его порядками и причинив себе расстройство духа).

Вопрос: Батюшка, все ли святые жили под руководством старцев?

Ответ: Нет, не все, многие и без руководителя угодили Богу. Примеров таких много: такова преп. Мария Египетская; у неё было уязвлено сердце теплотою скорби о грехах своих. К старцу ходят не ради чего иного, как ради того, чтобы смирить своё мудрование и переломить свою злую волю, дабы сделать её покорною воле Божией, и исполнять заповеди Господни впоследствии без труда.

Вопрос: Батюшка, я замечаю, что только немногие из тех, которые говорят, что теперь нет старцев и принимаются за чтение книг, приобретают сердечную теплоту и рассуждение: отчего это бывает с ними?

Ответ: Если кто истинно хочет спастись, то Господь и в нынешнем веке пошлёт ему наставника невидимо. Когда я жил ещё в Оптиной пустыни, многие новоначальные покупали себе священные душеполезные книги, например Добротолюбие и другие, и говорили: «Вот нам старец – книги». Но ни в одном из них толку не оказалось. Действительно, они изощряли свой ум учить других, а сами на деле проходить добродетели не научились. Это случается и в миру: если кто-нибудь читает или спрашивает о торговле, или мастерстве каком, а сам на опыте заниматься этим не будет, то как же он может научиться сему?


назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга