ПАЛОМНИЧЕСТВО УРАЛЬСКАЯ ГОЛГОФА К 90-летию убийства Царственных мучеников На горах Уральских Давно хотел побывать в памятных для каждого россиянина местах, связанных с гибелью Царских мучеников: в екатеринбургском Храме-на-Крови и на Ганиной Яме, где вместе со своими верными слугами были злодейски уничтожены тела Царских мучеников. У Господа нет ничего случайного. Расстреляны Царственные мученики были в особняке Ипатьева, построенном на месте старинной (XVIII века) Вознесенской церкви. Полуподвальная комната этого дома, откуда взошли на Небо души невинно убиенных, находилась как раз напротив того самого места, где располагался алтарь. По имени храма горка, на которой был построен Ипатьевский особняк, получила название Вознесенской. Сегодня сюда едут поклониться Царским мученикам паломники со всего мира. Год от года их число растёт. Если в прошлом году только в Царские дни Храм-на-Крови и монастырь Царственных страстотерпцев на Ганиной Яме посетило свыше двадцати тысяч человек, то на грядущие юбилейные торжества одних заявок уже подано больше ста тысяч. Как ни странно, но Екатеринбург получил свою мировую известность именно из-за совершённого здесь цареубийства. Далеко не случайно, мне думается, кровь Царственных мучеников была пролита на Уральских горах. Родной дядя первого царя из рода Романовых – Михаил Романович – был умучен в местечке Ныробка на Северном Урале. Сразу же после своей кончины он стал почитаться в народе как святой, тысячами народ стекался в Ныроб, к месту его мученической гибели, и только революция отложила его официальную канонизацию. Мистическая связь с Уралом особенно отчётливо прослеживается на последнем императоре Николае Александровиче. Она началась за несколько лет до того, как он стал самодержцем Российским. После того как в 1891 году цесаревич Николай был чудесно спасён в Японии Великим князем Георгием от удара шашки японского самурая, на Урале, на Белой Горе, в честь этого знаменательного события был установлен десятиметровый металлический крест. Впоследствии, когда цесаревич стал царём, вокруг этого креста, прозванного Царским, был основан Белогорский мужской монастырь. Строился он главным образом на пожертвования и личные средства самого царя, и все насельники этой обители были истинными монархистами, молитвенниками за благоденствие Государя Императора и всей Царской Семьи. Надо сказать, что после Октябрьского переворота белогорские иноки в числе первых приняли мученическую смерть от безбожной власти. О «верноподданичестве» До революции, когда Государь был в силе, многие охотно называли себя верноподданными. Но лишь немногие верные удостоились вечной памяти за свою преданность Помазаннику Божию. Среди них лейб-медик Царской Семьи доктор Боткин. Незадолго перед расстрелом красные комиссары вызвали его в Уральский совет. Было сделано следующее предложение: «Слушайте, доктор, революционный штаб решил выпустить вас на свободу. Вы врач, желающий помочь страдающим людям. Для этого вы имеете у нас достаточно возможности. Мы вам дадим даже рекомендации, так что никто не может иметь что-нибудь против вас. Поймите, пожалуйста, правильно: будущее Романовых выглядит несколько мрачным». Однозначно дав понять, что Царскую Семью в скором времени ждёт гибель, далее Евгению Сергеевичу предложили заняться врачебной деятельностью где-нибудь в московской клинике. «Казалось, что доктор начинал медленно что-то понимать, – вспоминает очевидец. – Его взор переходил с одного комиссара на другого. Медленно, почти запинаясь, решился он на ответ. “Мне кажется, что я вас правильно понял, господа. Видите ли, я дал Царю моё честное слово оставаться при нём до тех пор, пока я жив. Для человека моего положения невозможно не сдержать этого слова. Я также не могу оставить наследника одного – как я могу совместить это со своей совестью? Я благодарю вас, господа, но я остаюсь с Царём”, – сказал Боткин и встал. Его рост превышал всех…» Как Царская Семья, так и все слуги, расстрелянные вместе с ними, пошли на смерть добровольно. Так они и взошли на Небо – православной общиной, о вере которой свидетельствуют слова Государыни, записанные незадолго перед мученической кончиной: «Хотя гроза приближается, на душе мирно – всё по воле Божией. Он всё к лучшему делает... Все готовимся в Царство Небесное… Всё можно у человека отнять, но душу никто не может…» В этом духе – в глубокой вере и смирении перед волей Божией – воспитывались и царские дети. Вот как о чистоте великих княжон и цесаревича Алексия свидетельствует отец Афанасий Беляев, который принимал их исповедь в 1917 году в Царском Селе: «Наступил и час исповеди царских детей… Я пошёл наверх, в комнаты детей. Какие удивительные, по-христиански убранные комнаты. У каждой княжны в углу комнаты устроен настоящий иконостас, наполненный множеством икон разных размеров с изображением особо чтимых святых угодников. Перед иконостасом складной аналой, покрытый пеленой в виде полотенца, на нём положены молитвенники и богослужебные книги, а также Святое Евангелие и крест. Убранство комнат и вся их обстановка представляют собою невинное, не знающее житейской грязи, чистое, непорочное детство… Как шла исповедь – говорить не буду. Впечатление получилось такое: дай, Господи, чтобы все дети нравственно были так высоки, как дети бывшего Царя. Такое незлобие, смирение, покорность родительской воле, преданность безусловно воле Божией, чистота в помышлениях и полное незнание земной грязи – страстной и греховной – меня привело в изумление». Даже те православные, кто не разделяет монархических убеждений, не могут пройти мимо подвига доктора Боткина, записок отца Афанасия. Вознесенская гора воистину стала Русской Голгофой, где лучшие сыны и дочери России засвидетельствовали свою преданность Христу. Храм-на-Крови
Ранним утром мы приехали в Екатеринбург. Город встретил нас неласковым, обжигающе-холодным дождиком и пронизывающим ветром. С автобусной остановки поднимаемся по многочисленным гранитным ступенькам монументальной лестницы с красивыми грандиозными фонарями, стоящими на высоких парапетах, на самый верх Вознесенской горки, до Храма-на-Крови. То, что открылось нашему взору, изумило своей грандиозностью. Величественный белоснежный собор высоко взметнулся в хмурое уральское небо, доставая куполами до нависших туч. Пока храм ещё не открыли, я обхожу грандиозное сооружение со всех сторон. Справа, между Храмом-на-Крови и патриаршим подворьем с Никольским храмом, прямо под открытым небом на склоне горы уютно разместилась выставка работ уральских скульпторов. Прохожу мимо необычных, из белого мрамора, скульптур медведей, сказочных птиц и прочей уральской «дичи» и оказываюсь перед небольшой деревянной церковью, названной в честь Великой княгини Елизаветы Феодоровны. За ней стоит белоснежный крест, посвящённый Царственным страстотерпцам, с насыпанной из уральских камней Голгофой. Возле креста лежат живые цветы. Я прикладываюсь ко кресту, затем фотографирую его на память. Обхожу удивительно «тёплую», в знобящем холоде, церковь Елизаветы Феодоровны, один вид которой как-то греет меня. Большевики перед наступлением на Екатеринбург белогвардейского чехословацкого корпуса очень торопились с убийством Царских узников. Несмотря на всю таинственность операции, они оставили множество улик в доме Ипатьева, а также и непосредственно на Ганиной Яме. Хотя многие личные вещи Царской Семьи были уничтожены, часть разворована и растащена, всё-таки несколько вещей осталось. Один день до прихода белочехов дом Ипатьева не охранялся, и почти весь Екатеринбург перебывал в особняке – желали не только посмотреть на царскую тюрьму, но и утащить с собой всё, что некогда принадлежало её узникам. Меня поражает больше всего то, что, в общем-то, простыми людьми было взято в личное пользование нижнее бельё, какие-то личные вещи, обувь и никто даже не обратил внимания на царские иконы, которые действительно для любого верующего человека составляют непреходящую ценность. Одних царских икон в особняке во время проведения следствия было обнаружено более 60. Все они имели дарственные надписи. Никто не взял молитвословы, Священное Писание, книги духовного содержания, жития святых, принадлежавшие Царским узникам. Их осталось около 20. Многое разворовали ещё охранники. Воровали то, что было нужно для обихода и было ценным с материальной точки зрения. А вот иконы и Библия для большинства людей тогда никакой ценности уже не представляли. Когда через несколько дней после убийства чешский корпус вошёл в Екатеринбург, то их генерал устроил в доме Ипатьева свой штаб, прекрасно зная о совершившемся здесь злодействе. Глядя на пьянки и гулянки офицеров в этом доме, Н.Соколов, которому было поручено расследовать дело об убийстве Царской Семьи, написал генералу армии Колчаку, чтобы он прекратил осквернение этого места. И штаб из Ипатьевского дома по приказу главнокомандующего был убран. Однако на этом осквернение святого места не прекратилось. После взятия в 1919 году Екатеринбурга большевиками в доме Ипатьева вначале располагался железнодорожный военный комиссариат. Потом в нём квартировали советские чиновники. После этого в подвальной части дома сделали общежитие Уральского коммунистического университета. В верхних комнатах устроили классы для занятий. В 1927 году в Ипатьевском доме открыли музей революции, который через десять лет соединился с антирелигиозным музеем. Пустырь перед зданием получил название Площади народной мести. В 1939-1940-х годах в качестве экспоната атеистического музея в особняке пребывали мощи небесного покровителя земли Уральской – праведного Симеона Верхотурского, к которому Царская Семья питала особую любовь и даже предпринимала попытки приехать на Урал и поклониться его мощам. Их неосуществлённое желание промыслом Божиим исполнилось в мистическом плане: спустя 21 год после страдальческой кончины Царской Семьи сам праведный Симеон своими нетленными мощами посетил место Уральской Голгофы. Знаменательно, что при закладке Храма-на-Крови, совершённого 23 сентября 1992 года владыкой Екатеринбургским Мелхиседеком в сослужении с архиепископом Пензенским Серафимом и епископом Челябинским Георгием, в его основание были заложены и частицы мощей праведного Симеона. Глас народа Примечателен такой факт. После закрытия в 1946 году обоих музеев здание передали партийному архиву, а в 1971 году – областному отделу культуры. По рассказам очевидцев, на людей, работавших в доме Ипатьева, нападал безотчётный страх. Постоянно в нём приключались какие-то невероятные мистические происшествия. Не только спать, но даже долгое время находиться в доме Ипатьева никто не мог. Время от времени, особенно в 70-е и 80-е годы, около Ипатьевского особняка появлялись зажжённые свечи и букеты цветов. Из-за опасения, что дом может стать объектом всенародного почитания, власти решили уничтожить место преступления, а вместе с ним и память о русском Царе. В сентябре 1977 года дом Ипатьева обнесли высоким забором и за три дня и три ночи полностью снесли. Весь лом свезли на свалку, а место разровняли бульдозером. Решение о сносе дома принималось в Москве ещё во времена правления Брежнева, но он сам под этим указом не подписался. В то время председателем Свердловского облисполкома был Рябов, но он тоже не приложил своей руки к сносу исторического памятника. Тем более что с 1974 года Ипатьевский особняк официально был признан памятником архитектуры, охранялся государством, кроме того, его ещё хотели включить в число памятников, охраняемых ЮНЕСКО. Но в этом случае он был бы в одном ряду с Бухенвальдом и Освенцимом. К сносу Ипатьевского дома, став первым секретарём Свердловского обкома, рьяно приступил Борис Николаевич Ельцин... После Тысячелетия крещения Руси в русских людях словно проснулась историческая память. Многие вспомнили, что прежде их предки жили с Богом, с царями и вдруг от всего этого в одночасье отказались. 16 июля 1989 года на пустыре, где стоял дом Ипатьева, стали собираться люди. Впервые, спустя 71 год после расстрела Царской Семьи, открыто прозвучали народные молитвы Царственным мученикам. Власти города отреагировали на это событие как на акт гражданского неповиновения. Верующие были разогнаны, частью схвачены и отвезены в райотдел милиции. По невероятному стечению обстоятельств их оказалось ровно столько, сколько было расстреляно в Ипатьевском доме (11 человек). Причём из них двое, как в Царской Семье, – несовершеннолетние (мальчик 16 лет и девочка 14 лет).
Несмотря на противодействие властей, народное почитание Царственных мучеников крепло. На следующий год в день их памяти собралось уже тысячи людей. Ночью двое священников отслужили первое покаянное богослужение. 18 августа 1990 года на месте Ипатьевского дома был установлен первый деревянный крест. 25 августа у этого креста владыка Мелхиседек отслужил первую панихиду по Царской Семье. Крест простоял две недели, а потом был сломан неизвестными злоумышленниками. 20 сентября этого же года Свердловский горсовет принял решение о передаче земельного участка на Вознесенской горке Екатеринбургской епархии. 5 октября почитатели Царственных мучеников установили новый металлический крест. В этом же месяце правящий архиерей освятил Царский крест. С января 1993 года Царственные мученики почитаются в Екатеринбургской епархии как местночтимые святые. В конце 1993 года Священный Синод РПЦ под председательством Патриарха Алексия II свидетельствовал, «что народ наш, проходящий через испытания, наложенные Богом за грехи богоотступничества, цареубийства и гражданской смуты, и раскаивающийся в этих грехах, нуждается в видимом знаке покаяния», и благословил строительство на месте дома Ипатьева храма-памятника на крови во имя Всех Святых, в земле Российской просиявших. И вот пять лет назад, уже после общецерковной канонизации Царской Семьи в лике страстотерпцев, 16 июля 2003 года состоялось освящение этого храма. Во время торжеств, перед началом Божественной литургии, супруга племянника царя Николая II Ольга Николаевна Куликовская-Романова передала в храм икону Пресвятой Богородицы «Троеручица», принадлежавшую Царственным мученикам и находившуюся с ними в доме Ипатьева перед расстрелом. Этот небольшой, чуть потемневший образ находится сейчас в верхнем храме и является главной его святыней.
Когда мы зашли внутрь, то сразу же обратили внимание на огромную икону Царя-мученика в военной форме и царской короне, установленную рядом с главным престолом на специальном постаменте. Приложившись к этой необычной иконе, я прочитал надпись на ней: «Божиим велением Надымская Царственная Казачья чудотворная икона, явленная в храме святых апостолов Петра и Павла Свято-Троицкой Сергиевой лавры для воскрешения православного самодержавного Царства Русского». Эта чудотворная икона сейчас участвует во всех больших царских ходах. В правом крыле главного иконостаса в специальной нише находится золотая рака, в которой с 1991-го по 2003 год пребывали мощи преп. Серафима Саровского. От неё сейчас, как и от мощей батюшки Серафима, происходят исцеления. Передана она была в Храм-на-Крови после изготовления уральскими мастерами новой раки для преподобного. Более всего поражает огромная (более чем в рост человека) икона Царственных мучеников – в багряных одеждах на золотом фоне, расположенная в левом крыле иконостаса. Она написана уральским иконописцем Ольгой Штукатуровой в древнерусском стиле. Лик Христа, смотрящего с небес с высокого главного купола, тоже написан ею. Иконный ряд расписан сёстрами Ново-Тихвинского монастыря в византийском стиле, поскольку Государь был почитателем древних традиций Второго Рима – Константинополя. К слову, именно монахини Ново-Тихвинского монастыря поддерживали узников продуктами, передавая их в Ипатьевский дом. Приложившись ко всем святыням, я спустился по мраморным ступеням в нижний храм, посвящённый непосредственно Царским страстотерпцам. Здесь как-то всё тихо и спокойно. Низкие потолки, свет притушен. Алтарь расположен на месте бывшей расстрельной комнаты. Возле алтаря, около иконы Царственных мучеников, стоит одинокая старушка и усердно молится. Мерцают лампады, тихо горят свечи, на душе умиротворение и покой. «Почему не видят?» Однако, несмотря на всю эту идиллию, там же, в Екатеринбурге, меня посетили и совсем другие мысли. Причиной их стал рассказ екатеринбуржца Святослава о своём сне, который приснился ему в августе 2001 года. По воле Божией этот благочестивый христианин проспал в Покровском Верхотурском монастыре три дня и две ночи подряд. Во время сна он увидел в ослепительной небесной славе Саму Царицу Небесную с огромным войском ангелов и святых. Среди них был и Император Николай II со своим Августейшим Семейством и другими членами Дома Романовых. При разговоре Государь показал место, где возведён Храм-на-Крови. Святослав видел кровь вокруг храма и то, как люди, проходящие мимо, разносят её на подошвах своей обуви по всему городу, не замечая этого. На Ганиной Яме ему была показана трава – вовсе не зелёная, а алая от крови. И Святославу подумалось: «Почему проходящие люди не видят всего этого?» «И в тот же момент, – говорит Святослав, вспоминая это видение, – я услышал: “Принесите покаяние!”» Когда я разговаривал на эту тему с настоятелем Свято-Троицкой церкви в селе Красноборск Архангельской области отцом Валентином Кобылиным, много делающим для почитания Царственных мучеников в Архангельской епархии, он сказал мне, что прощение русского народа не наступит до тех пор, пока всем народом, как и в 1613 году не будет избран новый царь и в России вновь не явится православная монархия во главе с православным государем. Убийство Помазанника Божия Николая II и всей Царской Семьи – самое ужасное преступление XX века. Ужасно оно прежде всего тем, что было совершено при молчаливом согласии всего русского народа. Не только интеллигенция, высшие эшелоны власти, священство во главе с архиереями, но и весь народ в основной своей массе был развращён и отошёл от Бога. Только поэтому Господь и попустил грех цареубийства. Но попущен этот грех был опять же по большой любви к русскому народу, чтобы люди могли раскаяться в своих грехах и вновь вернуться к Божьей жизни. Только через горячее почитание мученического подвига Царской Семьи нашему поколению можно испросить у Господа прощение за нарушение Соборной клятвы 1613 года, данной нашими благочестивыми предками первому царю Михаилу Романову. С этими печальными мыслями я покидал Екатеринбург. После Божественной литургии, заказав в Храме-на-Крови молитвы за своих родных и близких, мы отправились на Ганину Яму – место, где было совершено потрясающее по своей низости и ужасу изуверство с уже безжизненными телами Царских мучеников. Евгений СУВОРОВ (Продолжение следует)
| |||