ПОЧТА «САМОЕ ДОРОГОЕ – РОД И РОДИНА» Здравствуйте, дорогие друзья, Игорь, Михаил, Владимир, Евгений и все трудники любимой газеты «Вера»! Дочитала очерк «Исцеление родиной» и вот пишу под впечатлением и с неудержимым желанием поделиться своими переживаниями. Вы коснулись самого главного, самого заветного в жизни каждого человека: кто мы, откуда мы, куда идём? Очень давно читаю вашу газету. Сначала просила у знакомых, потом покупала все номера на православных выставках и уже несколько лет получаю по подписке. Молюсь постоянно обо всех вас, имена всех Господь знает. Всё интересно, живо, но особенно трепетно – паломничества по родным местам, поклонение родным святыням. Вся наша земная жизнь, если она духовно связана с родом и родиной, – «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». Как трудно этого достигнуть!Корни моего рода по линии деда в Старорусских пределах (Новгородской области). В 25 км от Старой Руссы, на берегу р.Полы в селе Мануйлово, в 1903 году родилась моя мать Наталия Степановна Ланцова. Её отец, Стефан Михайлович Ланцов, 15 лет служил в Санкт-Петербурге в Царской гвардии. По возвращении женился на Серафиме Ивановне Соболевской, польских корней, которая была выслана в Старую Руссу (после убийства императора Александра II в 1881 году поляков выслали). Дед из Питера привёз сундук книг и солдатскую книжку с подписью царя. Бабушка была портнихой. Прожила ровно век: родилась в 1861 году, умерла в 1961-м. У них с дедом было 11 детей, в живых осталось семеро. В селе Мануйлово был храм, освящённый в честь Преображения Господня. Существует предание, что в храме был придел Спаса Эммануила (откуда и произошло название деревни). В 1971 году мы с мужем купили в Мануйлово дом, и каждое лето (работали оба преподавателями в Питере) проводили там, совершая поездки по Северу: в Вологду, Устюжну, Кирилло-Белозерский и Псково-Печерский монастыри и т.д. Как созвучны мне строки поэта Анатолия Булавина:
В деревне вся жизнь связана с рекой: ходили за водой, ловили рыбу, ездили за сеном на пожни – причём проезжали отрезок пути «из варяг в греки». В этих местах, не дойдя до Новгорода 100 км, в 1238 году конница татар повернула на юг. Мост через р.Полу 2 марта 1917 года пересёк поезд св.Царя Николая Второго, возвращавшегося в Царское Село через станцию Дно. Центром села Мануйлово был паром – перевоз; здесь проходил почтовый тракт. Село было богатое, до революции о голоде не было и речи. Мама вспоминала: «Собирали утром ягоды в заповедном лесу и шли пешком (25 км!) в Старую Руссу, продавали ягоды отдыхающим на курорте, а к ночи возвращались в деревню». Вся земля была засеяна. Выручал и лён, который зимой пряли, ткали, а потом шили из него одежду. Сразу после революции умер дед, семья осталась без кормильца. Бабушка шила на всю округу; мама (старшая из детей) работала в поле, помогала растить младших, а ещё пела в церковном хоре. Храм закрыли в 1937 году, священника о.Василия арестовали, дальнейшая его судьба неизвестна. Во время войны церковь ещё стояла (к слову сказать, в книге «Партизан Лёня Голиков» – автор Ю.Корольков – описаны наша деревня и школа, где учился Лёня). Разобрали храм после войны на хозяйственные нужды. Дважды строили на этом месте, и оба раза постройки (школа и частный дом) сгорали дотла. В 2003 году, получив благословение о.Амвросия, благочинного в Старой Руссе и настоятеля Георгиевского храма, оформив документы в сельсовете и райцентре посёлка Парфино, установили на месте бывшего храма Поклонный крест. На праздник Преображения Господня в 2005 году парфинский священник о.Вячеслав из храма Преподобного Серафима Саровского освятил наш крест и отслужил молебен. Когда начали работы по расчистке церковного места, мне попала в руки старая газета «Приильменская правда» от 10 сентября 2003 года. В ней был помещён очерк, в котором упоминался храм в д.Мануйлово и говорилось о двух монахинях – рабах Божьих Павле и Анне. Старшая, м.Павла, была игуменией одного из новгородских монастырей, разорённых большевиками. В Новгородском архиве мы получили справку об истории нашего храма, но не удалось пока узнать, из какого монастыря были наши матушки. Они были исповедницами, претерпели арест и допросы в местной ЧК, дожили до освобождения родных мест от немцев, скончались одна за другой и были похоронены рядом на нашем мануйловском кладбище. На могиле был крест, но имена матушек не были обозначены. И вот, по промыслу Божию, удалось найти родственницу в г.Приозёрске – послали ей снимок захоронения, и она подтвердила, что это их могила. Не сомневаюсь, что по молитвам матушек и многих неизвестным нам по имени прихожан этого храма был поставлен крест и очищено место от запустения. Уходят старожилы, молодых семей, живущих в селе постоянно, почти нет. Наезжают дачники, летом встречаемся и молимся на «церковном» месте. Может быть, вам, дорогие сотрудники редакции, или читателям «Веры» что-то известно о матушках Павле и Анне, похороненных на кладбище с.Мануйлово Новгородской области? Живу в Питере, в нём и родилась за три месяца до начала войны, была в эвакуации. А мой муж покойный, р.Б.Вячеслав, пережил страшную зиму 41-42-го в этой квартире, где я сейчас живу, и был вывезен по Дороге жизни через Ладогу – начало этого «пути жизни» видно из моего окна, там стоит на платформе Поклонный крест. В городе посещаю храм Святителя Николая в старинном здании бывшей часовни рядом с таким же старым корпусом Военно-Медицинской академии (кафедра патологоанатомии, где с 1918 по 1998 гг. пребывали мощи преп. Александра Свирского, тайно, бережно хранимые сотрудниками, в т.ч. профессором Владимиром Николаевичем Тонковым – вечная ему память!). Помощи вам Божией во всех делах! Колоколова Галина Владимировна |