ПАЛОМНИЧЕСТВО

УРАЛЬСКАЯ ГОЛГОФА

К 90-летию убийства Царственных мучеников

Островок Святой Руси

...Сегодня мы покидаем Храм-на-Крови, где 90 лет назад 17 июля была расстреляна Царская Семья и их верные слуги, и той же дорогой, по которой везли ещё не успевшие остыть тела, едем на Ганину Яму. Ныне по этому 20-километровому скорбному пути ежегодно проводится один из самых массовых в России покаянный крестный ход, собирающий в последнее время по несколько десятков тысяч человек.

Выезжаем за город. Около примыкающей слева лесной дороги, над основной трассой, висит большой плакат, предупреждающий о том, что это поворот в монастырь Святых Царственных Страстотерпцев. Пока едем лесом, любуюсь на белые берёзы, вставшие, как праздничные невесты, по обеим сторонам дороги. Белоствольные красавицы взметнули свои кроны высоко в небо. Только от одного взгляда на эту красоту ком подступает к горлу – словно ангельская стража застыла по стойке смирно по обеим сторонам горестного пути...

Постепенно берёзовый лес переходит в сосновый, и вот уже мы около монастырской ограды, за которой виднеются маковки деревянных храмов. Они расположились среди сосен, в естественной природной среде, и это придаёт обители особую теплоту и привлекательность.


Храм в честь иконы Божией Матери «Державная»

Монастырь совсем молод. Его начало было положено Святейшим Патриархом Алексием II через месяц после канонизации Царственных страстотерпцев. 23 сентября 2000 года Предстоятель посетил Ганину Яму и благословил строительство обители. Уже через три месяца, 27 декабря, архиепископ Екатеринбургский Викентий освятил первый храм в честь Царственных Страстотерпцев, построенный на месте одного из кострищ, где сжигались царские тела. В настоящее время в монастыре имеется восемь храмов, возведённых из дерева в любимом последним Государем древнерусском стиле. Словно островок потерянной нами Святой Руси затерялся в дремучих лесах Западной Сибири в Уральских предгорьях.

– Утром 17 июля тела мучеников привезли на Ганину Яму, – рассказывает нам экскурсовод обители. – Это глухое место было выбрано заранее, потому что оно безлюдное и находится недалеко от города. За несколько дней до расстрела сюда приезжал сам Юровский. Тела первоначально были брошены в шахту. Потом их снова достали, расчленили и в течение двух суток уничтожили серной кислотой, а потом останки сжигали на костре. Н.Соколов, когда расследовал это дело, с добровольными помощниками сантиметр за сантиметром обследовал всю территорию. А помогали ему от пятисот до трёх тысяч человек: горняки, шахтёры, инженеры, офицеры. Шахты были залиты водой, и воду из них никак не могли откачать. Тогда горные инженеры решили осушить вначале пруд – саму Ганину Яму, после чего вода ушла и из шахт. Землю с глубины поднимали наверх, промывали через специальные сита и находили мельчайшие улики по делу об убийстве Царской Семьи. Это украшения, нательные образочки, крестики, пряжка от ремня Государя, две фаланги пальцев, кусочки кожи, частички костей…


Благословение архиепископа Викентия

Собственно из материалов дела, из опросов местных жителей следует, что все тела здесь были полностью уничтожены. Что же за останки тогда нашли недавно в пяти километрах отсюда?..

Тихий рассказ монаха заглушают колокольный звон и голоса птиц. Монастырь расположен в настоящем лесу, вокруг него ещё нет никаких поселений. И хотя паломников приезжает очень много, они пока не смогли распугать лесную живность.


Крест Царственным мученикам у шахты, куда сбрасывались тела

Подходим к большому Голгофскому кресту, посвящённому Царственным мученикам. Около него лежат живые цветы. Крест установлен на краю одной из шахт, как раз напротив алтаря храма Царственных Страстотерпцев. Рядом на табличке надпись: «Вблизи сей шахты в июле 1918 года огнём и серной кислотой были уничтожены честные тела святых Царственных мучеников и верных слуг. “Не пощажу его, потому что он пережёг кости царя Едомского в известь” (Амос. 2, 1)». На самом кресте молитвенная просьба: «Святые Царственные страстотерпцы, молите Бога о нас!»

Вокруг этой заваленной шахты, с обвалившейся в виде воронки землёй, полукругом сделана открытая деревянная галерея. Она под крышей, но стен нет. На всём её протяжении внутри на вертикальных столбах закреплены фотографии Царской Семьи. Эта экспозиция на месте страшной трагедии создаёт особое покаянное настроение. Когда идёшь вокруг шахты и смотришь на портреты живых людей, на таких весёлых и красивых царских детей, слёзы невольно выступают из глаз.

– У самой шахты под номером 7, куда сбрасывали тела мучеников, было два кострища, – рассказал нам о подробностях разыгравшейся здесь трагедии отец Евстратий (Чернышёв), монах Свято-Николаевской обители в Верхотурье, четыре года выполнявший в монастыре Царственных Страстотерпцев послушание экскурсовода. – В одном костре сжигались останки. Привезли их на грузовике, у которого края бортов после этих событий были изрублены топором. Возможно, тела расчленялись прямо в грузовике. А в девяти метрах от шахты они были уничтожены полностью серной кислотой и бензином. Всего, как следует из материалов следственной комиссии Соколова, было привезено 128 кг кислоты и не менее 40 пудов бензина. Конечно, после воздействия такого количества кислоты и бензина от останков ничего не могло остаться. Они были здесь полностью уничтожены, – заключает отец Евстратий. – Те останки, которые обнаружены в Поросёнковом логу и признаются за царские, таковыми никак не могут быть.

Удивительным образом созидался монастырь. Он застраивался без общего предварительного плана по незримому для людей промыслу Божию. Алтарь храма Царственных Страстотерпцев решили построить на месте кострища, где сжигались царские тела. Когда расчищалась территория, в стороне на метровой глубине было обнаружено ещё одно кострище – и там поставили второй храм, решив сделать его двухэтажным. На втором этаже устроили церковь в честь преподобного Серафима Саровского, одного из самого почитаемого святых в Царской Семье. А на первом – храм в честь иконы Божией Матери «Умиление». Нижний храм чисто монашеский, миряне в него не допускаются, потому что здесь круглосуточно братией читается Неусыпаемая Псалтирь.

Архиерейская служба (почти одновременно с нами в монастырь приехал владыка Викентий) была назначена в храме Царственных Страстотерпцев. Когда мы стояли на литургии и молились, у многих было ощущение присутствия Царственных мучеников. Служба пролетела незаметно для всех и была настолько радостной и благодатной, что для многих наших паломников стало откровением, что вообще так может быть. Ничего подобного нам до этого переживать не приходилось...

Царский крест-мощевик

В этом главном монастырском храме имеется несколько святынь. Одна из них – царский крест-мощевик с частицами святых мощей сорока угодников Божиих. 19 мая 2001 года, в день рождения Царя-мученика, эту святыню перенесли крестным ходом из Екатеринбурга. Вначале святой крест принадлежал князьям Шаховским, а в конце XVIII века был подарен царствующему Дому Романовых. Во время трагических событий 1917 года святыню сохранила монахиня Серафима, имевшая близкое отношение к ним. Перед своей кончиной она передала крест вдове протоиерея Константина Плясунова – родной сестре протоиерея Григория Пономарёва, известного на Урале старца и исповедника. После смерти вдовы святыня оказалась у её дочери Ольги Григорьевны. По её воспоминаниям, отец в трудные минуты жизни, особенно будучи в болезнях, всегда молился перед этим крестом, и помощь приходила незамедлительно. От креста получил исцеление от остеомиелита и сын Ольги Дмитрий. В июле 1999 года, в преддверии канонизации Царственных мучеников, Ольга Григорьевна передала крест-мощевик в дар храму Преображения Господня в Уктусе, где он неоднократно мироточил и где были зафиксированы многочисленные чудеса исцелений. Позже его передали в монастырь, и здесь он регулярно мироточит. С большим благоговением мы приложились к этой святыне, которая сейчас находится в специальном ковчежце, украшенном драгоценными камнями.

Чудеса мироточений происходят, как мы узнали, даже с изображениями креста-мощевика. Одно изображение находится в храме Серафима Саровского. Вот что поведал мне об этом о.Евстратий (Чернышёв):

– В 2004 году к нам приехала группа детей из школы глухонемых. Они зашли в храм Серафима Саровского. Там, на мощевике с частицами святых угодников, как раз и стояла фотография креста-мощевика, который принадлежал династии Романовых. Дежурный Володя взял эту фотографию и начал показывать глухонемым детям, чтобы они приложили её к тем местам, которые у них болят. Одна девочка, ей было 12 лет, стала прикладывать снимок на лобик, на ушки, как ей и было показано. На следующий день у детей в школе проверили слух, и неожиданно та девочка стала слышать свою учительницу. А до этого с рождения вообще ничего не слышала. Все очень удивились такому чуду.

Ещё одно удивительное чудо с заламинированным изображением креста-мощевика произошло в посёлке Таболы. После того как этот снимок стал мироточить, замироточили и все остальные иконы.

Никольский храм


Храм Николая Чудотворца

Ещё при строительстве первого храма в нескольких десятках метрах от Поклонного креста многие наблюдали необычное свечение. Над этим местом на некоторых фотоснимках отчётливо проявлялось пламя от костра. Вероятно, кострищ, где сжигались царские тела, было несколько, и на один из них Господь указывал таким вот необычным образом.

– Над этим местом также было решено построить храм, освятили его в честь святителя Николая Чудотворца, небесного заступника Царя Николая, – рассказывает нам наш экскурсовод. – Мощи Николая Чудотворца, как вы знаете, хранятся в городе Бари. Над ними до сих пор висит серебряная лампадка, подаренная Государем своему небесному покровителю. Как вы видите, этот храм достаточно необычный по своей архитектуре. У него нетрадиционное количество куполов – 17. А как вы думаете почему? – спрашивает нас экскурсовод.

Большинство паломников сразу же догадываются.

– Потому что 17 июля они погибли, – отвечают чуть не хором.

В этом храме хранится ещё одна великая святыня – образ Николая Чудотворца. Этой иконой будущего Царя Николая благословил его отец Александр III, и она неотлучно находилась при Николае Александровиче почти до самой его кончины. Существуют две версии того, как он с ней расстался. По одной, из Ипатьевского дома в корзинке её вынесли монахини Ново-Тихвинского монастыря, которые приносили Царским узникам продукты. Причём Царь сам положил образ в корзинку, чтоб сохранить его и как-то отблагодарить монахинь. Другую версию поведал мне о.Евстратий (Чернышёв), связав её с недавними удивительными событиями. Передаю его рассказ так, как услышал:

– В 2004 году в Нижнем Тагиле была выставка вооружений, на которую приезжал генерал армии Анатолий Васильевич Квашнин. Сейчас он Полномочный представитель Президента в Сибирском федеральном округе. И вот в сопровождении генерал-майора Черномырдина после этой выставки они приехали на Ганину Яму. Я рассказал им историю с этой иконой. Поразил их такой эпизод...

Когда Царская Семья находилась в заключении в Екатеринбурге, у одной женщины сын получил сильный ожог тела – он облился кипятком. Его мать как неприкаянная ходила по соседям, просила чем-нибудь помочь умирающему сыну. Они ей ответили: «Ну, чем мы можем помочь? Иди к Царю, Царь-батюшка тебе поможет». Она пришла к дому Ипатьева, изложила охранникам свою просьбу, и те пошли ей навстречу, вызвали Государя на крыльцо. Царь благословил несчастную женщину своей главной святыней – иконой Николая Чудотворца, которую передал ему отец. Сын у этой женщины всё равно умер. А царская икона перешла от неё к её сёстрам. Сёстры, уже будучи старыми, передали её в 1941 году одному молодому священнику – Владимиру Ведерникову. Отец Владимир хранил эту икону больше сорока лет у себя дома. В начале 80-х годов у него обнаружился рак желудка. Когда ему делали операцию, он, находясь под наркозом, услышал голос врача, который говорил, что ему осталось жить всего год, от силы полтора. Когда после операции он вернулся домой, то стал молиться этому образу, и вот с тех пор прошло уже 24 года, а он всё живёт.

Когда я рассказал эту историю Квашнину, то увидел, что сопровождающий его генерал-майор Черномырдин мысленно обращается к этой иконе со своей молитвенной просьбой. Суть этого обращения я узнал через три дня, когда Черномырдин снова приехал на Ганину Яму, только теперь с генералом ВВС Владимиром Сергеевичем Михайловым. Он мне сам рассказал, что по молитвенному обращению к этой иконе Николая Угодника прошли сильные боли в ноге, которые преследовали его несколько лет после ранения в Чечне. В первый же день, как он помолился образу, сильная боль оставила его, а на третий день, когда он снова приехал на Ганину Яму и приложился к иконе Николая Чудотворца, полностью прошла.

– Также в храме Николая Чудотворца на Ганиной Яме находятся частицы мощей Елизаветы Феодоровны и её келейницы Варвары, – продолжает о.Евстратий. – И в том же году, когда вылечился генерал, произошло чудо и от этих мощей. Было это в августе или в сентябре. Ко мне тогда, как к экскурсоводу обители, подошла одна женщина: она привезла своего взрослого сына с женой, сказала, что у её невестки «женский» рак четвёртой степени. На ближайшее время назначена операция, и после неё, как сказали врачи, у неё никогда не будет детей. И вот на моих глазах мать подходит к сыну и говорит: «Сынок, тебе нужно с ней расстаться. Какая у вас будет любовь, если вы никогда не сможете иметь детей!» А сын ей отвечает: «Я её люблю, мама, и никогда не брошу, что бы с ней ни случилось!» Видя такое горе, я им рассказал о великой угоднице Божией Елизавете Феодоровне, по молитве к которой Господь совершает невероятные чудеса. Сказал, что частицы её мощей есть в монастыре. Если они хотят, то к ним можно приложиться.

Мощи тогда находились в алтаре. Я пошёл за ними и сам горячо помолился за эту несчастную женщину. Вынес мощи, а они благоухают, как цветущая роза. Когда невестка прикладывалась, я попросил её подольше подышать этим удивительным благоуханием и помолиться своими словами об исцелении. После этого прошло месяца четыре или пять. Шла уже зима. С утра я шёл к монастырским вратам встречать очередную экскурсию, вижу: ко мне снова подходит эта женщина со своим сыном и невесткой. «Вы знаете, какое невероятное чудо случилось у нас! – говорит она. – После того как мы побывали у вас в монастыре, невестка полностью исцелилась от рака. У неё даже нет и следа от злокачественной опухоли. Врач-онколог, который её лечил и собирался делать операцию, сказал, что такое чудо за свои 74 года видит в первый раз в жизни. До этого он был неверующим, а как узнал, каким именно образом невестка исцелилась, уверовал в существование Бога. И обратите внимание: невестка сейчас в положении!» Я посмотрел: действительно, женщина была беременной, где-то на пятом месяце.

Ещё об одном трогательном случае, произошедшем в храме Николая Чудотворца, рассказал о.Евфросин, келарь Свято-Троицкого монастыря в Тарасково, раньше подвизавшийся здесь.

– Это было в Рождественские праздники, – вспомнил батюшка. – К нам в монастырь привезли детей из детдома. Воспитательница, рассказывая о храме и показывая на иконы Божией Матери и Иисуса Христа, сказала сиротам: «Это ваши мама и папа, вы должны им молиться, и они вам будут помогать». И детки потянули свои ручонки к иконе Богородицы: «Мама, мама...» Икона засветилась необыкновенным светом, и из глаз Божией Матери потекли слёзы. По храму разлилось сильное благоухание. Людей тогда было много, и все стали свидетелями этого чуда...

У Голгофского креста

Мы продолжаем осматривать монастырь и подходим к храму в честь иконы Державной Божьей Матери, которая, как известно, была явлена в Коломне в день отречения Николая Второго от престола. Рядом – единственная в монастыре каменная звонница, построенная также в древнерусском стиле…

– А этот храм в честь общероссийского святого преподобного Сергия Радонежского. Здесь у нас ночуют паломники, – показывает наш гид. – А вот здесь, рядом с осушенной Ганиной Ямой, строится храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». А ещё есть храм в честь Иова Многострадального, он находится на монашеской территории. Как известно, в день этого святого Государь родился и частенько говорил, что и ему тоже, как праведному Иову, предстоит много пострадать в жизни.

Монашеская территория огорожена, паломники туда не допускаются. Несмотря на то что в монастырь едут со всего мира и здесь всегда многолюдно, монахи стараются вести уединённый образ жизни. Всего в обители подвизается 30 человек, из них только десять монахов. Все они достаточно молодые, в основном в возрасте от 20 до 40 лет. Монастырь Царственных Страстотерпцев – своеобразная кузница кадров для Екатеринбургской епархии. Большинство новоначальных проходят здесь послушание, а после принятия пострига переводятся восстанавливать другие обители.

После вечерней трапезы, как и обещали, нас разместили на ночлег в храме Преподобного Сергия Радонежского. Уже вечером в надвигающихся сумерках я снова решил обойти весь монастырь. Подхожу к Голгофскому кресту. Откуда ни возьмись, около моих ног появилась кошка. Я иду вокруг шахты по галерее, и кошка ползёт за мной. Задние лапки у неё тащатся по земле – то ли перебиты, то ли парализованы от старости. Смотреть на это несчастное животное, которое жмётся к моим ногам и требует ласки, нет никаких сил. Тут же на память приходит собачка Джемми, принадлежавшая юной княжне Анастасии, которую убили вслед за девочкой и так же сбросили в эту открытую шахту. Но если тела Царственных мучеников достали, а потом уничтожили, то труп маленькой ручной Джемми так и остался лежать на дне шахты. Как сторож и немой свидетель... Судя по описанию, составленному Н.Соколовым, эта собачка, хоть и была размером с кошку, видимо, пыталась защитить хозяев. Иначе зачем ей было проламывать голову?

«Вот что было найдено на руднике в урочище Четырёх Братьев, – читаю результаты расследований Н. Соколова в его книге “Убийство царской семьи”:

1. Образ Святителя Николая Чудотворца. 2. Образ Святителя Гурия, Авива и Самона. 3. Образ Спасителя. Образа хорошей работы. Они сильно пострадали от ударов в самый лик изображений. Сзади у них были подушечки для ношения на груди. Теглева и Эрсберг удостоверили, что эти образа принадлежали детям: образ Николая Чудотворца – Ольге Николаевне...»

И далее Соколовым перечисляется 66 предметов, в том числе:

«…46. Драгоценный крест… 62. 24 кусочка свинца, 2 пули от револьвера системы Нагана и одна стальная оболочка от такой же пули. Форма кусочков свинца весьма характерна. Свинец растапливался в огне и, охлаждаясь затем, сохранил неправильную форму застывшей массы… 64. Труп собачки Джемми… Одна передняя лапа сломана. Череп пробит, отчего, по заключению врача, и произошла смерть».

И так далее... Много вещей, принадлежавших Царской Семье и убитым с ними слугам, было обнаружено вблизи шахты и следователем Редниковым, проводившим расследование до Соколова. Все эти ужасные находки однозначно говорят о том, что трупы были расчленены, подвержены воздействию соляной кислоты, а потом сожжены.

И снова я мысленно задаю себе вопрос о том, какие же останки обнаружили в наши дни в Поросёнковом логу?

В самом монастыре об обнаруженных останках, якобы принадлежащих Царской Семье, говорят, что это «правительственная версия». За всё то время, что минуло со дня захоронения в усыпальнице Петропавловского собора С.-Петербурга якобы найденных пяти членов Царской Семьи, я не слышал ни об одном чуде, произошедшем там. А вот на Ганиной Яме явные и тайные чудеса совершаются едва ли не каждый день. Не знаю ни одного православного, который бы стремился в Петербург, чтобы поклониться «мощам императора Николая». Едут к Ксении Петербургской, Иоанну Кронштадтскому, и никто – в Петропавловку. Скажут, Церковь не признала мощи, оттого и нет паломничества к ним. Но вот что удивительно: всегда находится в православной среде хотя бы небольшая группка «инакомыслящих», ради противоречия архипастырям и массе верующих готовых на многое. Но в данном случае таковых тоже нет.

Безусловно, вся эта история с находками у Коптяковской дороги увязана с политикой. Все понимают, что незримыми нитями она связана с важнейшим для нашего Отечества вопросом – о возможности восстановления настоящей, неподдельной монархии в России. Но известно пророчество духовника Царской Семьи – святителя Феофана Полтавского: «О, Россия, Россия!.. Как она страшно погрешила перед благостью Господней... За преумножение беззаконий, за богоотступничество, которое Господь нарёк “мерзость запустения, стоящая на святом месте” (Мф. 24, 7), за грехи, в первую очередь, епископата, а затем и священства, как и начальствующих лиц в государстве, за всё это Господь попускает... Господь помилует Россию ради малого остатка истинно верующих. В России, говорили старцы, по воле народа будет восстановлена монархия...»

* * *

Наутро мы уезжали из монастыря, увозя в сердцах образ этого града посреди тайги: сказочного, тёплого и радостного, как то будущее Отечество, в которое мы верим. Града, который вселяет надежду, что грехи наши будут искуплены покаянной молитвой – в том самом месте, где они и были совершены.

Евгений СУВОРОВ
Фото автора

назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга